Вопрос 1. Магистерская диссертация как вид научного произведения — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Вопрос 1. Магистерская диссертация как вид научного произведения

2022-11-14 25
Вопрос 1. Магистерская диссертация как вид научного произведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос 3. Основные понятия научно-исследовательской работы

 

Приступая к подготовке магистерской диссертации, следует прежде всего усвоить язык, накотором ученые общаются между собой. Язык науки весьма специфичен. В нем многопонятий и терминов, имеющих хождение в научной деятельности. От степени владенияпонятийным аппаратом науки зависит, насколько точно, грамотно и понятно магистрантможет выразить свою мысль, объяснить тот или иной факт, оказать должное действие начитателя своего диссертационного сочинения.

Основу языка науки составляют слова и словосочетания терминологического характера,некоторые из которых с некоторыми пояснениями приводятся ниже:

Автореферат диссертации — научное издание в виде брошюры, содержащее составленныйавтором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание степени(академической или ученой).

Аналогия — рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакамделается вывод об их сходстве и по другим признакам.

Актуальность темы — степень ее важности в данный момент и в данной ситуации длярешения данной проблемы (задачи, вопроса).

Аспект — угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Дедукция — вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев

делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

Диссертация — научное произведение, выполненное в форме рукописи, научного доклада,опубликованной монографии или учебника. Служит в качестве квалификационной работы,призванной показать научно-исследовательский уровень исследования, представленного насоискание ученой степени.

Идея — определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п.

Индукция — вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.

Информация:

• обзорная — вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов;

• релевантная — информация, заключенная в описании прототипа научной задачи;

• реферативная — вторичная информация, содержащаяся в первичных научныхдокументах;

• сигнальная — вторичная информация различной степени свертывания, выполняющаяфункцию предварительного оповещения;

• справочная — вторичная информация, представляющая собой систематизированныекраткие сведения в какой-либо области знаний.

Исследование научное — процесс выработки новых научных знаний, один из видовпознавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью,доказательностью и точностью.

Исследовательская специальность (часто именуемая как направление исследования) —устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количествоисследовательских проблем из одной научной дисциплины, включая область ее применения.

Исследовательское задание — элементарно организованный комплекс исследовательскихдействий, сроки исполнения которых устанавливаются с достаточной степенью точности.

Исследовательское задание имеет значение только в границах определеннойисследовательской темы.

Историография — научная дисциплина, изучающая историю исторической науки.

Категория — форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние,существенные стороны и отношения исследуемых предметов.

Концепция — система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели изадачи исследования и указываются пути его ведения.

Конъюнктура — создавшееся положение в какой-либо области общественной жизни.

Краткое сообщение — научный документ, содержащий сжатое изложение результатов(иногда предварительных), полученных в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение такого документа — оперативно сообщить орезультатах выполненной работы на любом ее этапе.

Ключевое слово — слово или словосочетание, наиболее полно и специфичнохарактеризующее содержание научного документа или его части.

Метод исследования — способ применения старого знания для получения нового знания.Является орудием получения научных фактов.

Методология научного познания — учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка итеоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Одна из формобщественного сознания*.

Научная дисциплина — раздел науки, который на данном уровне ее развития, в данное времяосвоен и внедрен в учебный процесс высшей школы.

Научная тема — задача научного характера, требующая проведения научного исследования.

Является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы.

Научная теория — система абстрактных понятий и утверждений, которая представляетсобой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности.

Научное исследование — целенаправленное познание, результаты которого выступают в видесистемы понятий, законов и теорий.

Научное познание — исследование, которое характеризуется своими особыми целями, аглавное — методами получения и проверки новых знаний.

Научно-техническое направление научно-исследовательской работы — самостоятельнаятехническая задача, обеспечивающая в дальнейшем решение проблемы.

Научный доклад — научный документ, содержащий изложение научно-исследовательскойили опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный ваудитории.

Научный отчет — научный документ, содержащий подробное описание методики, ходаисследования (разработки), результаты, а также выводы, полученные в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение этого документа —исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенныйпромежуток времени.

Научный факт — событие или явление, которое является основанием для заключения илиподтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.

Обзор — научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современнымсостоянием научной проблемы и перспективами ее развития.

Объект исследования — процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию иизбранные для изучения.

Определение (дефиниция) — один из самых надежных способов, предохраняющих отнедоразумений в общении, споре и исследовании. Цель определения — уточнениесодержания используемых понятий.

Предмет исследования — все то, что находится в границах объекта исследования вопределенном аспекте рассмотрения.

Понятие — есть мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов иотношения между ними. *

Постановка вопроса при логическом методе исследования включает в себя, во-первых,определение фактов, вызывающих необходимость анализа и обобщений, во-вторых,выявление проблем, которые не разрешены наукой. Всякое исследование связано сопределением фактов, которые не объяснены наукой, не систематизированы, выпадают из ееполя зрения. Обобщение их составляет содержание постановки вопроса. От факта к проблеме— такова логика постановки вопроса.

Принцип — основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Проблема — крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов,которые охватывают область будущих исследований. Различают следующие виды проблем:

• исследовательская — комплекс родственных тем исследования в границах однойнаучной дисциплины и в одной области применения;

• комплексная научная — взаимосвязь научно-исследовательских тем из различныхобластей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач;

• научная — совокупность тем, охватывающих всю научно-исследовательскую работуили ее часть; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи,направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса вданной отрасли.

Суждение — мысль, с помощью которой что-либо утверждается или отрицается. Такаямысль, заключенная в предложение, содержит три элемента: субъект, предикат и связка —"есть" или "не есть" (слова, выражающие связку, в русском языке обычно не употребляются).

Теория — учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений,образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, вграницах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность истановятся элементами целостной системы.

Умозаключение — мыслительная операция, посредством которой из некоторого количествазаданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.

Фактографический документ — научный документ, содержащий текстовую, цифровую,иллюстративную и другую информацию, отражающую состояние предмета исследования илисобранную в результате научно-исследовательской работы.

Формула изобретения — описание изобретения, составленное по утвержденной форме исодержащее краткое изложение его сущности.

Формула открытия — описание открытия, составленное по утвержденной форме исодержащее исчерпывающее изложение его сущности.

Тема 3. Подготовка к написанию диссертации и накопление научнойинформации

Выбор темы

 

Выбор темы для диссертации имеет исключительно большое значение. Практика показывает,что правильно выбрать тему — это значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение.Под темой диссертации принято понимать то главное, о чем в ней говорится. Это и материал,отобранный и организованный в соответствии с задачами исследования. Это и предметизучения, отраженный в определенном аспекте и ставший поэтому содержаниемдиссертационного сочинения.

Темы магистерских диссертаций определяются высшим учебным заведением. Студенту-магистранту предоставляется право выбора темы диссертации вплоть до предложения своейтематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки*.

Тема диссертационной работы должна определяться и закрепляться в начале магистерскойподготовки. Она чаще всего выбирается из списка, рекомендованного соответствующимипрофилирующими кафедрами данного высшего учебного заведения.

При выборе темы очень важно учитывать общий стаж в избранной области знаний,предыдущий "задел" в ней, а также опыт выступлений в научных кружках или на собранияхспециалистов с научными сообщениями и т.п.

Немаловажное значение имеет и так называемый психологический настрой начинающегоисследователя. Одни из них смело готовятся преодолевать трудности, хорошо понимая, чтовхождение в науку потребует большого напряжения творческих сил, инициативы и фантазии,организаторских способностей и профессиональных знаний. Другие не уверены в себе ичасто высказывают мысль, что все в природе и обществе давно изучено и едва ли осталасьдля них какая-нибудь дельная тематика.

Диссертации, как известно, пишутся по-разному. Одни исходят из чисто практическихсоображений, потому что надо получить магистерскую степень, и работают над диссертациейтолько для этого. Они берут какую попало тему, лишь бы "защититься". Другиерассматривают диссертацию как возможность реализовать задуманную идею, которую онидолго вынашивали, пока она не "созрела". Именно у таких людей наибольшие шансы выбратьхорошую тему, над которой они будут работать целеустремленно и с удовлетворением заполученные результаты.

При выборе темы целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можнобыло ее глубоко проработать.

Многие видные ученые предлагают для исследования конкретные темы с "переднего края"науки и техники. Начинающему научному работнику, занятому поисками актуальной исоциально значимой темы, необходимо прислушиваться к их советам.

Но если молодой ученый не может сам выбрать тему для диссертации, он вправе обратитьсяза консультацией к своим преподавателям.

Выбрать тему диссертации соискателю могут помочь следующие приемы:

1. Просмотр каталогов защищенных диссертаций и ознакомление с уже выполненнымина кафедре диссертационными работами.

2. Ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничныхобластях науки и техники, имея в виду, что на стыке возможно найти новые и поройнеожиданные решения. По определению академика А.Е.Ферсмана, "наука держитсятеми тесными связями, которые она умеет установить с соседними дисциплинами,умелым заимствованием чужих методов, продуманным внедрением своих завоеванийи своих методов в другие науки".

3. Оценка состояния разработки методов исследования, принципов конструированиямашин и технологических приемов применительно к конкретной отрасли народногохозяйства. При этом следует обращать внимание на возможность применения "чужих"методов, используемых в смежных областях, применительно к изучению "своей"области знания.

4. Пересмотр известных научных решений при помощи новых методов, с новыхтеоретических позиций, с привлечением новых существенных фактов, выявленныхдиссертантом. Выбор темы диссертации по принципу основательного пересмотра ужеизвестных науке теоретических положений с новых позиций, под новым углом зрения,на более высоком техническом уровне широко применяется в практике научнойработы.

Существенную помощь в выборе темы оказывают ознакомление с аналитическими обзорамии статьями в специальной периодике, а также беседы и консультации со специалистами-практиками, в процессе которых можно выявить важные вопросы, еще мало изученные внауке.

Выбрав тему, диссертант должен уяснить, в чем заключаются цель, конкретные задачи иаспект ее разработки. Для этого надо определить, в чем заключаются сущность предлагаемойидеи, новизна и актуальность темы, ее теоретическая новизна и практическая ценность. Этозначительно облегчит оценку и окончательное решение выбора именно данной темы.

Выбранная тема (а также научный руководитель диссертанта) утверждается приказомректора учебного заведения. Причем она утверждается лишь при условии обеспечениядолжного научного руководства.

Научным руководителем диссертанта назначается, как правило, профессор выпускающейкафедры (для работ, выполняемых на стыке научных направлений, — с привлечением одногоили двух научных консультантов).

Научный руководитель направляет работу диссертанта, помогая ему оценить возможныеварианты решений, но выбор решений — это задача самого диссертанта. Он как авторвыполняемой работы отвечает за принятые решения, за правильность полученныхрезультатов и их фактическую точность.

 

3.2. Составление рабочих планов

 

Любая научная работа предполагает наличие плана ее осуществления. С учетом спецификитворческого процесса такой план должен предусматривать все, что можно заранеепредвидеть. Конечно, в науке возможны и случайные открытия, но нельзя строить научноеисследование, ориентируясь на случайности. Только плановое исследование позволяетнадежно шаг за шагом познавать новые объективные закономерности во всей окружающейдействительности.

Особенно большое значение имеет планирование творческого процесса студента-магистранта, впервые приступающего к написанию серьезного научного сочинения, каковымявляется магистерская диссертация. Планирование его работы начинается с составлениярабочего плана, представляющего собой своеобразную наглядную схему предпринимаемогоисследования. Такой план используется на первых стадиях работы, позволяя эскизнопредставить исследуемую проблему в различных вариантах, что существенно облегчаетнаучному руководителю оценку общей композиции и рубрикации будущей диссертации.

Рабочий план разрабатывается при непосредственном участии научного руководителямагистранта и начинается с разработки темы, т.е. замысла предполагаемого научногоисследования. Возможно, что в основу такого замысла будет положена гипотеза, т.е.предположение, изложенное на основе как интуиции (предчувствия), так и предварительноразработанной версии (т.е. сообщения чего-либо в целях предварительного объяснения). Нодаже и такая постановка позволит систематизировать и упорядочить всю последующуюработу.

Первоначально рабочий план только в основных чертах дает характеристику предметаисследования, однако в дальнейшем такой план может и должен уточняться, однако основнаязадача, стоящая перед работой в целом, должна оставаться неизменной.

Рабочий план имеет произвольную форму. Обычно он состоит из перечня расположенных встолбик рубрик, связанных внутренней логикой исследования данной темы и позволяющих по их месту судить об их уместности и значимости. Отдельные рубрики плана следует писать на отдельных карточках (или полосках бумаги). Это позволяет в результате ряда механических перестановок найти наиболее логичную и приемлемую для данного исследования схему их расположения.

В состав рабочего плана желательно включать, помимо заголовков, выделенных отдельными строками, заголовки в подбор с текстом, заголовки — внутритекстовые выделения (слова и словосочетания самого текста, обозначающие тему текстового отрывка). Это позволяетоценить, единообразно ли использованы мелкие заголовки в разных главах и параграфахдиссертационного сочинения.

На более поздних стадиях работы составляют план-проспект, то есть такой план, которыйпредставляет собой реферативное изложение расположенных в логическом порядкевопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактическийматериал.

План-проспект служит основой для последующей оценки научным руководителеммагистранта соответствия его работы целям и задачам проводимого исследования. По этомуплану уже можно будет судить об основных положениях содержания будущей диссертации,принципах раскрытия темы, построении и соотношении объемов отдельных ее частей.

Практически план-проспект — это уже черновое оглавление диссертации с реферативнымраскрытием содержания ее глав и параграфов.

Желательность составления плана-проспекта определяется тем, что путем систематическоговключения в такой план все новых и новых данных его можно довести до окончательнойструктурно-фактологической схемы диссертационной работы.

Магистранту после составления плана диссертационной работы необходимо уяснитьочередность и логическую последовательность намеченных работ. При организационнойочередности задания выполняются в зависимости от наличия возможности, и порядокисполнения их может измениться с тем, однако, условием, чтобы за определенный периодработы они все были выполнены.

Логическая последовательность диктует раскрытие существа задачи. Пока не изучен первыйраздел, нельзя переходить ко второму. Важно научиться находить в любой работе главное,решающее, на чем следует сосредоточить в данное время все внимание. Это позволит найти иоптимальные решения планируемых заданий.

Такой методический подход приводит к необходимости учета стратегии и тактики научногоисследования. Это значит, что исследователь определяет общую генеральную цель в своейработе, формулирует центральную задачу, выявляет все доступные резервы для выполнениязамысла и идеи, выбирает необходимые методы и приемы действий, находит наиболееудобное время для выполнения каждой операции.

Из этого вовсе не следует, что надо пренебрегать второстепенными заданиями. Наоборот,стратегия и тактика научного исследования требуют, чтобы при концентрации внимания навыполнении основных разделов плана не упускались из поля зрения дополнительныестороны дела, то, что иногда неосмотрительно называют "деталями" или "мелочами".

В творческом исследовании план всегда имеет динамический, подвижный характер и неможет, не должен связывать развитие идеи и замысла исследователя при сохранении какого-то четкого и определенного научного направления в работе.

План должен быть гибким, чтобы можно было включать в него новые возможные аспекты,обнаруженные в процессе подготовки текста. При составлении плана тщательнообдумывайте такие вопросы: что вам уже известно по разрабатываемой теме и чтонеобходимо узнать. Затем решите, в каком порядке вы сделаете свои первые шаги.

Научный руководитель не только принимает участие в разработке рабочего плана будущейдиссертации, но и ведет с ее потенциальным автором и другую работу, в частности:

• рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и архивныематериалы и другие источники по теме;

• проводит систематические, предусмотренные расписанием беседы и консультации;

• оценивает содержание выполненной диссертации как по частям, так и в целом;

• дает согласие на представление диссертации к защите.

Таким образом, научный руководитель оказывает научную и методическую помощь,систематически контролирует выполнение работы, вносит определенные коррективы, даетрекомендации о целесообразности принятия того или иного решения, а также заключениео готовности работы в целом.

Подготовка черновой рукописи и изложение научных материалов

Черновую рукопись желательно выполнять на стандартных листах писчей бумаги. Такиелисты надо заполнять только на одной стороне, чтобы в случае необходимости можно былоделать различные текстовые вставки или, наоборот, выкидки, не переписывая страницузаново.

Каждую страницу не заполняйте, оставляйте место для последующих дополнений иизменений. Располагайте записи на странице так, чтобы с одного взгляда было ясно какиеидеи или понятия являются основными. Чтобы выделить важную часть текста, используйтецвет, обвод, маркер и другие известные вам способы.

Постоянно следите за тем, чтобы не отклоняться от заданной темы. Увлечься какими-либоодним-двумя аспектами и получить в результате текст, в котором не затронут Целый рядключевых моментов, чрезвычайно легко.

Не начинайте с введения. Введение лучше написать позже, когда вы будете точно знать, что увас получилось.

Продумайте, что вам уже известно по теме работы и чего вы еще не знаете и должны будетевыяснять. Результаты своих размышлений на этом этапе записывайте не полными фразами, аключевыми словами.

Определите наиболее логичную последовательность изложения. Рассмотрев различныеварианты, решите, с чего было бы лучше начать, что должно следовать после этого и т.д.

Приступайте к компоновке центральной части работы. Отберите те положения, которые высобираетесь поместить в центральной части, и запишите каждое из них в виде короткогоабзаца (на отдельном листочке бумаги или в текстовом редакторе).

Черновую версию основной части подготовьте как можно раньше. Чем дольше вы будетеработать с черновой версией текста, тем в большей степени вам удастся ее улучшить.

После того, как вы вчерне составили большую долю основной части работы, напишите еезаключительную часть. Теперь вы можете быть уверены, что ваше заключение действительнорезюмирует содержание работы.

Теперь, когда вы точно знаете, о чем написана работа и в чем состоят выводы, напишитевведение, которое должно указывать на то, что вы уже написали, тогда оно автоматическибудет соответствовать содержанию.

А теперь приступайте к редактированию написанного. Нужно при этом стремиться, чтобыкаждый абзац содержал самостоятельную мысль. Лучше всего, если по первой фразе абзацауже будет видно, о чем идет речь. Обычно руководители, желающие получить представлениео содержании работы, читают лишь первые фразы каждого абзаца.

Отложите на время вашу работу. Такое отвлечение весьма полезно при выполнении любыхбольших письменных работ. Вернувшись к ней спустя несколько дней, вы сможете взглянутьобъективно на уже написанный текст примерно так, как проверяющий, и, вполне возможно,увидите немало путей улучшения его содержания. Не отдалившись на некоторое время отвыполняемой работы, вы не заметите необходимости многих изменений.

При подготовке текста советуйтесь с вашим руководителем. И если он высказывает вам своипредложения, не старайтесь защищать свое детище. Любая практика полезна. А к какому изкритических замечаний стоит прислушаться, в конце концов решать вам.

Каждый исследователь стремится донести до читателя свои мысли в наиболее ясном ипонятном виде. Но один полагает, что для этого достаточно рассмотреть лишь кратко ходисследования и подробно изложить конечные результаты. Другие исследователи как бывводят читателя в свою творческую лабораторию, неторопливо ведут его от этапа к этапу,подробно и последовательно излагая методы своей работы, ее удачи и неудачи, весь ходисследовательского процесса. Так перед читателем проходит весь сложный путь исканийученого: от творческого замысла до заключительного этапа работы — подведения итогов,формулирования выводов и предложений.

Первый вариант изложения часто используется авторами научных монографий,рассчитанных на сравнительно узкий круг специалистов. Для любой диссертации болееприемлем второй вариант изложения, позволяющий лучше судить о способностях соискателяк самостоятельной научно-исследовательской работе. Это позволяет полнее выявить глубинуего научной эрудиции в данной области науки и специальные знания по вопросамдиссертации, т.е. соответствие ее автора официальным требованиям, предъявляемым ксоискателям соответствующей ученой степени. В арсенале авторов диссертационных работимеется несколько методических приемов изложения научных материалов*. Наиболее частоиспользуются следующие приемы: 1) строго последовательный; 2) целостный (споследующей обработкой каждой главы); 3) выборочный (главы пишутся отдельно в любойпоследовательности).

* Приходько П.Т. Пути в науку — м.: "Знание", 1973.

Строго последовательное изложение материала диссертации требует сравнительно многовремени, так как пока ее автор не закончил полностью очередного раздела, он не можетпереходить к следующему. Но для обработки одного раздела требуется иногда перепробоватьнесколько вариантов, пока не найден лучший из них. В это время материал, почти нетребующий черновой обработки, ожидает очереди и лежит без движения.

Целостный прием требует почти вдвое меньше времени на подготовку беловой рукописи, таккак сначала пишется все произведение вчерне, как бы грубыми мазками, затем производитсяего обработка в частях и деталях, при этом вносятся дополнения и исправления.

Выборочное изложение материалов также часто применяется диссертантами. По мереготовности фактических данных автор обрабатывает материалы в любом удобном для негопорядке, подобно тому как художник пишет картину не обязательно с верхней или нижнейчасти. Выберите тот прием изложения, который считаете наиболее приемлемым дляпревращения так называемой черновой рукописи в промежуточную или в беловую(окончательную).

На этом этапе работы над рукописью отдельных глав желательно выделить следующиекомпозиционные элементы диссертации: 1) введение; 2) выводы и предложения (заключение); 3)библиографический список использованных литературных источников; 4) приложения; 5)указатели.

Перед тем как переходить к окончательной обработке черновой рукописи, полезно обсудитьосновные положения ее содержания со своим научным руководителем.

Работа над беловой рукописью. Этот прием целесообразно использовать, когда макетчерновой рукописи готов. Все нужные материалы собраны, сделаны необходимыеобобщения, которые получили одобрение научного руководителя. Теперь начинаетсядетальная шлифовка текста рукописи. Проверяются и критически оцениваются каждыйвывод, формула, таблица, каждое предложение, каждое отдельное слово.

Диссертант еще раз проверяет, насколько заглавие его работы и название ее глав ипараграфов соответствует их содержанию, уточняет композицию диссертационногопроизведения, расположение материалов и их рубрикацию. Желательно также еще разпроверить убедительность аргументов в защиту своих научных положений. Здесь, как ужеговорилось, целесообразно посмотреть на свое произведение как бы "чужими глазами",строго критически, требовательно и без каких-либо послаблений.

Рубрикация текста

Рубрикация диссертационной работы представляет собой деление ее текста на составныечасти, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков,нумерации и т.п. Рубрикация в диссертации отражает логику научного исследования ипотому предполагает четкое подразделение текста рукописи на отдельные логическисоподчиненные части.

Рубрикации должно уделяться особое внимание, поскольку ее роль в восприятии текстаочень большая. Действительно, рубрики организуют чтение, предупреждая, о чем пойдетречь, или, по крайней мере, заставляя сделать паузу, чтобы осмыслить прочитанное иподготовиться к восприятию нового материала. Кроме того, они помогают быстро найтинужный материал, раскрывая строение текста и показывая связь и взаимозависимостьотдельных структурных частей.

Простейшей рубрикой является абзац — отступ вправо в начале первой строки каждой частитекста. Абзац, как известно, не имеет особой грамматической формы. Поэтому его чаще всегорассматривают как композиционный прием, используемый для объединения рядапредложений, имеющих общий предмет изложения. Абзацы делаются для того, чтобы мысливыступали более зримо, а их изложение носило более завершенный характер. Логическаяцелостность высказывания, присущая абзацу, облегчает восприятие текста. Именно понятиеединой темы, объединяющей абзац со всем текстом, есть то качественно новое, что несет ссобой абзац по сравнению с чисто синтаксической "единицей высказывания" —предложением. Поэтому правильная разбивка текста диссертационной работы на абзацысущественно облегчает ее чтение и осмысление.

Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связаны другс другом. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется в весьмашироких пределах, определяемых сложностью передаваемой мысли. При работе над абзацемследует особое внимание обращать на его начало. В первом предложении лучше всегоназывать тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к остальнымпредложениям абзацной части. При этом формулировка первого предложения должнадаваться так, чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим текстом.

В каждом абзаце следует выдерживать систематичность и последовательность в изложениифактов, соблюдать внутреннюю логику их подачи, которая в значительной мере определяетсяхарактером текста.

В повествовательных текстах (то есть текстах, излагающих ряд последовательных событий)порядок изложения фактов чаще всего определяется их хронологическойпоследовательностью и смысловой связью друг с другом. В тексте приводятся толькоузловые события, при этом учитываются их продолжительность во времени и смысловаязначимость для раскрытия всей темы.

В описательных текстах, когда предмет или явление раскрывается путем перечисления егопризнаков и свойств, вначале принято давать общую характеристику описываемого факта,взятого в целом, и лишь затем — характеристику отдельных его частей.

Таковы общие правила разбивки текста диссертационной работы на абзацы. Что касаетсяделения текста такой работы на более крупные части, то их разбивку нельзя делать путеммеханического расчленения текста. Делить его на структурные части следует с учетомлогических правил деления понятия. Рассмотрим использование таких правил на примереразбивки глав основной части на параграфы.

Суть первого правила такого деления заключается в том, чтобы перечислить все видыделимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен в своей сумме объемуделимого понятия. Это означает, что глава по своему смысловому содержанию должна точносоответствовать суммарному смысловому содержанию относящихся к ней параграфов.

Несоблюдение этого правила может привести к структурным ошибкам двоякого рода.

Ошибка первого ряда проявляется в том, что глава по смысловому содержанию уже общегообъема составляющих ее параграфов, т.е., проще говоря, включает в себя лишние по смыслупараграфы.

Такая ошибка будет иметь место, если, например, при раскрытии содержания главы"Ассоциативные организационные структуры", кроме параграфов "корпорация","хозяйственная ассоциация", "концерны", "холдинговые компании", "консорциум", "картель"и "трест", будут в качестве параграфов указаны производственные кооперативы и малыепредприятия. Суть логической ошибки в том, что здесь деление на параграфы являетсяизбыточным с лишними для данного случая членами деления, поскольку кооперативы ималые предприятия относятся не к крупномасштабному (каковыми являются ассоциативныеорганизационные структуры), а к маломасштабному бизнесу.

Ошибка второго ряда возникает тогда, когда количество составляющих главу параграфовявляется по смыслу недостаточным. Например, если взять главу "Услуги, предоставляемыебанками" и разбить на четыре параграфа: 1) вклады "до востребования", 2) выигрышныевклады, 3) долгосрочные вклады и 4) срочные вклады, то правило соразмерности делениябудет нарушено и здесь, так как два члена деления — краткосрочные вклады и целевыевклады — оказались пропущенными.

На протяжении всего деления избранный нами признак деления должен оставаться одним итем же и не подменяться другим признаком. Так, если главу "Виды автомобильной техники"разбить на три параграфа: 1) легковые автомобили, 2) грузовые автомобили и 3) автомобили-вездеходы, то это будет неправильно. Дело в том, что автомобильная техникарассматривается здесь вместо одного по двум признакам: видам перевозимого груза ипроходимости. Следствием этого является то, что, во-первых, деление окажется неполным, аво-вторых, члены деления частично совпадают друг с другом, ибо среди автомобилей-вездеходов есть как легковые, так и грузовые автомобили.

По смыслу члены деления должны исключать друг друга, а не соотноситься между собой какчасть и целое. Так, нельзя с точки зрения логики признать правильным деление главы"Больные, нуждающиеся в особом уходе" на параграфы: 1) дети, 2) женщины и 3) кормящиематери. Суть логической ошибки в том, что женщины и кормящие матери перечислены здесьв качестве самостоятельных членов деления, хотя таковыми они не являются, так каккормящие матери — это те же женщины.

Деление должно быть непрерывным, т.е. в процессе деления нужно переходить к ближайшимвидам, не перескакивая через них. Ошибка, возникающая при нарушении этого правилалогики, носит название "скачок в делении". Так, если главу "Виды предложений" разделитьна три параграфа: 1) простые предложения, 2) сложносочиненные предложения и 3)сложноподчиненные предложения, то это явная логическая ошибка смешения в одном рядупонятий различной степени рубрикации. Ошибку можно было бы исправить, разбив главутолько на два параграфа: 1) простые предложения и 2) сложные предложения, которые всвою очередь могут быть разделены на сложносочиненные и сложноподчиненные.

Заголовки глав и параграфов диссертации должны точно отражать содержание относящегосяк ним текста. Они не должны сокращать или расширять объем смысловой информации,которая в них заключена.

Не рекомендуется в заголовок включать слова, отражающие общие понятия или не вносящиеясность в смысл заголовка. Не следует включать в заго


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.