Вопрос 4. Общая схема хода научного исследования — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Вопрос 4. Общая схема хода научного исследования

2022-11-14 22
Вопрос 4. Общая схема хода научного исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор метода (методики) проведения исследования.

5. Описание процесса исследования.

6. Обсуждение результатов исследования.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Обоснование актуальности выбранной темы — начальный этап любого исследования. Вприменении к диссертации понятие "актуальность" имеет одну особенность. Диссертация,как уже указывалось, является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбратьтему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрениясвоевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость ипрофессиональную подготовленность.

Освещение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нетособой необходимости. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показатьглавное — суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Такимобразом, формулировка проблемной ситуации — очень важная часть введения. Поэтомуимеет смысл остановиться на понятии "проблема" более подробно.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенныетрудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты иливыявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности внаиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когдасуществующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задачпознания.

Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило своюнесостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Таким образом,проблема в науке — это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такаяситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно неукладываются в рамки прежних теоретических представлений, т.е. когда ни одна из теорий неможет объяснить вновь обнаруженные факты.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют важное значение. Ониесли не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще инаправление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, чтосформулировать научную проблему — значит показать умение отделить главное отвторостепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предметеисследования.

Таким образом, если магистранту удается показать, где проходит граница между знанием инезнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определитьнаучную проблему, а следовательно, и сформулировать ее суть.

Отдельные диссертационные исследования ставят целью развитие положений, выдвинутыхтой или иной научной школой. Темы таких диссертаций могут быть очень узкими, чтоотнюдь не умаляет их актуальности. Цель подобных работ состоит в решении частныхвопросов в рамках той или иной уже достаточно апробированной концепции. Таким образом,актуальность таких научных работ в целом следует оценивать с точки зрения тойконцептуальной установки, которой придерживается диссертант, или того научного вклада,который он вносит в разработку общей концепции.

Между тем магистранты часто избегают брать узкие темы. Это неправильно. Дело в том, чтоработы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и малосамостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. Вначалекажется, что она настолько узка, что и писать не о чем. Но по мере ознакомления сматериалом это опасение исчезает, исследователю открываются такие стороны проблемы, окоторых он раньше и не подозревал.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке целипредпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоитрешать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..,описать.., установить.., выяснить.., вывести формулу и т.п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, посколькуописание их решения должно составить содержание глав диссертационной работы. Этоважно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задачпредпринимаемого исследования.

Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект — это процесс или явление,порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет — это то, чтонаходится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собойкак общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметомисследования. Именно на него и направлено основное внимание магистранта, именнопредмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается натитульном листе как ее заглавие.

Очень важным этапом научного исследования является выбор методов исследования,которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимымусловием достижения поставленной в такой работе цели*.

Описание процесса исследования — основная часть диссертационной работы, в которойосвещаются методика и техника исследования с использованием логических законов иправил**.

Очень важный этап научного исследования — обсуждение его результатов, которое ведетсяна заседаниях профилирующих кафедр, ученых советов, где даются предварительная оценкатеоретической и практической ценности диссертации и коллективный отзыв.

Заключительным этапом научного исследования являются выводы, которые содержат тоновое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведеннойдиссертационной работы.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.