Вопрос 2. Научное изучение как основная форма научной работы — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Вопрос 2. Научное изучение как основная форма научной работы

2022-11-14 26
Вопрос 2. Научное изучение как основная форма научной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Всякое научное исследование — от творческого замысла до окончательного оформлениянаучного труда — осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить инекоторые общие методологические подходы к его проведению, которые принято называтьизучением в научном смысле.

Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемыхявлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения,рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т.е. применения историческогоподхода к его изучению.

Известно, что новые научные результаты и ранее накопленные знания находятся вдиалектическом взаимодействии. Лучшее и прогрессивное из старого переходит в новое идает ему силу и действенность. Иногда позабытое старое вновь возрождается на новойнаучной основе и живет как бы вторую жизнь, но в ином, более совершенном виде.

Изучать в научном смысле — это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая вбудущее. Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки итехники, являются важнейшими факторами научного исследования. Но в то же времянаучное изучение — это обоснованное применение научного предвидения, это хорошопродуманный расчет.

Изучать в научном смысле — это значит быть научно объективным. Нельзя отбрасыватьфакты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическоеприменение. Дело в том, что сущность нового в науке не всегда видна самомуисследователю. Новые научные факты и даже открытия из-за того, что их значение плохораскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Научное изучение обязывает не только добросовестно изображать или просто описывать, нои узнавать отношение изучаемого к тому, что известно или из опыта, или изпредшествующего изучения, т.е. определять и выражать качество неизвестного при помощиизвестного в тех случаях, в которых оно существует. Так изучать — это значит измерять всето, что может, подлежать измерению, показывать численное отношение изучаемого кизвестному. Очевидно, что изучать что-либо возможно лишь тогда, когда нечто ужепризнается за исходное, несомненное, готовое в сознании.

Научно изучать — это значит вести поиск причинной связи между рассматриваемымиявлениями, фактами и событиями.

Научно изучать — это не только смотреть, но и видеть, замечать важные частности, большое— в малом, не уклоняясь от намеченной главной линии исследования. При научномисследовании важно все. Концентрируя внимание на основных или ключевых вопросах темы,нельзя не учитывать так называемые косвенные факты, которые на первый взгляд кажутсямалозначительными. Часто бывает, что именно такие факты скрывают за собой началаважных открытий.

В науке мало установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение спозиций науки, показать познавательное, теоретическое или практическое значение.

Накопление научных фактов в процессе исследования — всегда творческий процесс, в основекоторого всегда лежит замысел ученого, его имя. В философском определении идеяпредставляет собой продукт человеческой мысли, форму отражения действительности. Идеяотличается от других форм мышления и научного знания тем, что в ней не только отраженобъект изучения, но и содержится сознание цели, перспективы познания и практическогопреобразования действительности.

Идеи рождаются из практики, наблюдений за окружающим миром и потребностей жизни. Воснове идеи лежат реальные факты и события. Жизнь выдвигает конкретные задачи, нозачастую не сразу находятся продуктивные идеи для их решения. Тогда на помощь приходитспособность исследователя предлагать новый, совершенно необычный аспект рассмотрениязадачи, которую долгое время не могли решить при обычном подходе к делу, или, какговорят, пытались решить ее "в лоб".

Развитие идеи до стадии решения задачи обычно совершается как плановый процесснаучного исследования. Хотя в науке известны случайные открытия, но только плановое,хорошо оснащенное современными средствами научное исследование позволяет вскрыть иглубоко познать объективные закономерности в природе.

Научное исследование — очень трудоемкий и сложный процесс, который требуетпостоянного "высокого накала", работы с огоньком. Если исследование выполняетсяравнодушно, то оно превращается в ремесленничество и никогда не дает ничегосущественного. Недаром научное творчество иногда сравнивают с подвигом. Как и подвиг,оно требует максимального напряжения всей энергии человека, его мысли и действия.

Вопрос 3. Основные понятия научно-исследовательской работы

 

Приступая к подготовке магистерской диссертации, следует прежде всего усвоить язык, накотором ученые общаются между собой. Язык науки весьма специфичен. В нем многопонятий и терминов, имеющих хождение в научной деятельности. От степени владенияпонятийным аппаратом науки зависит, насколько точно, грамотно и понятно магистрантможет выразить свою мысль, объяснить тот или иной факт, оказать должное действие начитателя своего диссертационного сочинения.

Основу языка науки составляют слова и словосочетания терминологического характера,некоторые из которых с некоторыми пояснениями приводятся ниже:

Автореферат диссертации — научное издание в виде брошюры, содержащее составленныйавтором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание степени(академической или ученой).

Аналогия — рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакамделается вывод об их сходстве и по другим признакам.

Актуальность темы — степень ее важности в данный момент и в данной ситуации длярешения данной проблемы (задачи, вопроса).

Аспект — угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Дедукция — вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев

делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

Диссертация — научное произведение, выполненное в форме рукописи, научного доклада,опубликованной монографии или учебника. Служит в качестве квалификационной работы,призванной показать научно-исследовательский уровень исследования, представленного насоискание ученой степени.

Идея — определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п.

Индукция — вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.

Информация:

• обзорная — вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов;

• релевантная — информация, заключенная в описании прототипа научной задачи;

• реферативная — вторичная информация, содержащаяся в первичных научныхдокументах;

• сигнальная — вторичная информация различной степени свертывания, выполняющаяфункцию предварительного оповещения;

• справочная — вторичная информация, представляющая собой систематизированныекраткие сведения в какой-либо области знаний.

Исследование научное — процесс выработки новых научных знаний, один из видовпознавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью,доказательностью и точностью.

Исследовательская специальность (часто именуемая как направление исследования) —устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количествоисследовательских проблем из одной научной дисциплины, включая область ее применения.

Исследовательское задание — элементарно организованный комплекс исследовательскихдействий, сроки исполнения которых устанавливаются с достаточной степенью точности.

Исследовательское задание имеет значение только в границах определеннойисследовательской темы.

Историография — научная дисциплина, изучающая историю исторической науки.

Категория — форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние,существенные стороны и отношения исследуемых предметов.

Концепция — система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели изадачи исследования и указываются пути его ведения.

Конъюнктура — создавшееся положение в какой-либо области общественной жизни.

Краткое сообщение — научный документ, содержащий сжатое изложение результатов(иногда предварительных), полученных в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение такого документа — оперативно сообщить орезультатах выполненной работы на любом ее этапе.

Ключевое слово — слово или словосочетание, наиболее полно и специфичнохарактеризующее содержание научного документа или его части.

Метод исследования — способ применения старого знания для получения нового знания.Является орудием получения научных фактов.

Методология научного познания — учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка итеоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Одна из формобщественного сознания*.

Научная дисциплина — раздел науки, который на данном уровне ее развития, в данное времяосвоен и внедрен в учебный процесс высшей школы.

Научная тема — задача научного характера, требующая проведения научного исследования.

Является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы.

Научная теория — система абстрактных понятий и утверждений, которая представляетсобой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности.

Научное исследование — целенаправленное познание, результаты которого выступают в видесистемы понятий, законов и теорий.

Научное познание — исследование, которое характеризуется своими особыми целями, аглавное — методами получения и проверки новых знаний.

Научно-техническое направление научно-исследовательской работы — самостоятельнаятехническая задача, обеспечивающая в дальнейшем решение проблемы.

Научный доклад — научный документ, содержащий изложение научно-исследовательскойили опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный ваудитории.

Научный отчет — научный документ, содержащий подробное описание методики, ходаисследования (разработки), результаты, а также выводы, полученные в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение этого документа —исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенныйпромежуток времени.

Научный факт — событие или явление, которое является основанием для заключения илиподтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.

Обзор — научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современнымсостоянием научной проблемы и перспективами ее развития.

Объект исследования — процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию иизбранные для изучения.

Определение (дефиниция) — один из самых надежных способов, предохраняющих отнедоразумений в общении, споре и исследовании. Цель определения — уточнениесодержания используемых понятий.

Предмет исследования — все то, что находится в границах объекта исследования вопределенном аспекте рассмотрения.

Понятие — есть мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов иотношения между ними. *

Постановка вопроса при логическом методе исследования включает в себя, во-первых,определение фактов, вызывающих необходимость анализа и обобщений, во-вторых,выявление проблем, которые не разрешены наукой. Всякое исследование связано сопределением фактов, которые не объяснены наукой, не систематизированы, выпадают из ееполя зрения. Обобщение их составляет содержание постановки вопроса. От факта к проблеме— такова логика постановки вопроса.

Принцип — основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Проблема — крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов,которые охватывают область будущих исследований. Различают следующие виды проблем:

• исследовательская — комплекс родственных тем исследования в границах однойнаучной дисциплины и в одной области применения;

• комплексная научная — взаимосвязь научно-исследовательских тем из различныхобластей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач;

• научная — совокупность тем, охватывающих всю научно-исследовательскую работуили ее часть; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи,направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса вданной отрасли.

Суждение — мысль, с помощью которой что-либо утверждается или отрицается. Такаямысль, заключенная в предложение, содержит три элемента: субъект, предикат и связка —"есть" или "не есть" (слова, выражающие связку, в русском языке обычно не употребляются).

Теория — учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений,образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, вграницах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность истановятся элементами целостной системы.

Умозаключение — мыслительная операция, посредством которой из некоторого количествазаданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.

Фактографический документ — научный документ, содержащий текстовую, цифровую,иллюстративную и другую информацию, отражающую состояние предмета исследования илисобранную в результате научно-исследовательской работы.

Формула изобретения — описание изобретения, составленное по утвержденной форме исодержащее краткое изложение его сущности.

Формула открытия — описание открытия, составленное по утвержденной форме исодержащее исчерпывающее изложение его сущности.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.