Проблемы совершенствования действующей Конституции РФ: доктрина, законодательство и практика. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Проблемы совершенствования действующей Конституции РФ: доктрина, законодательство и практика.

2022-11-14 72
Проблемы совершенствования действующей Конституции РФ: доктрина, законодательство и практика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практически все юристы- практики, ученые в области конституционного права отмечают, что конституция 1993 года несовершенна и имеет ряд изъянов.

Усиливается критика Конституции, связанная с проблемами ее реализации, неопределенности и несогласованности ряда норм, пробелами, звучат предложения о корректировке текста.

Проблема 1: сложность в изменении конституции заключается в том, что конституция обладает статусом своего рода правовой «святыни», Основного закона, являющего базой всего российского законодательства и правовой гарантией стабильности государственного и общественного строя. Ее изменение закладывает сомнение в ее непоколебимости, теряется ее значение, как основного эталонного закона.

Проблема 2: Механизм изменений очень сложный. Изменение положений трех принципиальных глав (1,2,9) влечет необходимость созыва Конституционного Собрания и разработки нового проекта Конституции, но, процедура созыва конституционного собрания ни самой конституцией ни федеральными законами не предусмотрена.

Проблема 3: Связана с принципом разделения властей на 3 ветви: законодательную исполнительную и судебную. Имеется некоторое несовпадение между статьей 10 Конституции, закрепляющей данный принцип, и частью 1 статьи 11, перечисляющей четыре звена в системе государственной власти (президент РФ, Федеральное Собрание РФ, правительство РФ, суды РФ). Исходя из смысла положений Конституции, участие президента в осуществлении его полномочий по управлению государством предполагает включение его в одну из ветвей власти, но, формально его положение относительно ветвей власти не определено. Анализируя его полномочия, многие из них типичны для исполнительной власти, что ограничивает парламентский контроль за исполнительной властью, можно говорить о «покушении» на систему сдержек и противовесов.

Проблема 4: Не урегулирован статус некоторых государственных органов. Например: прокуратура, администрация президента, ФОИВ. (Так, конституция к органам исполнительной власти относит лишь правительство, а про министерства, службы, агенства указано только в подзаконных актах). Под вопросом остается статус ФОИВ, которые действуют непосредственно под руководством президента.

Проблема 5: место прокуратуры в системе трех ветвей власти и об обоснованности включения статьи о ней в главу 7 Конституции «Судебная власть», поскольку прокуратура не вправе осуществлять правосудие и потому, строго говоря, не может быть отнесена к судебной власти.

Проблема 6: Природа местного самоуправления. С одной стороны, из конструкции статьи 12 Конституции можно сделать вывод о противопоставлении местного самоуправления в качестве власти общественной, осуществляемой непосредственно народом, и государственной власти, поскольку эта статья не включает органы местного самоуправления в систему органов государственной власти. С другой стороны, Конституция предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, и это дает повод сделать вывод, что в некоторых случаях местное самоуправление действует от имени и в качестве государственной власти.

 

12. Конституции (уставы) субъектов РФ: юридическая природа, функции, содержание.

Конституции (уставы) субъектов РФ — основной закон субъекта РФ, закрепляющий его правовой статус, права и свободы граждан, систему региональных органов государственной власти и организацию местного самоуправления.

В системе НПА каждого субъекта федерации есть акты, которые имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем законам и иным актам данного субъекта. В республике такими актами являются конституции, в других субъектах – уставы. Конституции и уставы равнозначны (ст 5 Конституции РФ).

Главный принцип: конституции и уставы субъектов не должны противоречить Конституции РФ.

Содержание на примере устава Красноярского края:

Преамбула

Раздел I. Основные ценности и принципы

Раздел II. Конституционно-правовой статус Красноярского края в составе Российской Федерации

Раздел III. Территориальное устройство края

Раздел IV. Государственная власть края

Раздел V. Правовые акты края

Раздел VI. Краевая собственность и краевые финансы

Раздел VII. Местное самоуправление в крае

Раздел VIII. Заключительные и переходные положения

Функции:

Правообразующая (системообразующая) функция проявляется в том, что конституции, уставы формируют основы регионального права, юридический фундамент законодательства субъектов РФ, а их нормы соответственно обладают высшей юридической силой на территории субъекта РФ.

Регулятивная функция конституции, устава связана со свойством норм данных нормативно-правовых актов осуществлять регулирование общественных отношений. Так же, как и Конституция РФ, конституции, уставы содержат различные по способам регулятивного воздействия нормы: нормы-цели, нормы-принципы, нормы - диспозиции и нормы с трехэлементной структурой (гипотезы, диспозиции, санкции). В конституциях, уставах много отсылочных норм.

Специфика учредительной функции конституции, устава заключается в том, что эти региональные акты в силу отсутствия у субъектов Федерации свойства государственного суверенитета лишь конкретизируют содержание учредительной функции общенациональной конституции. Они констатируют и конкретизируют:

1) юридический факт образования субъекта Федерации;

2) субъекта принятия конституции, устава;

3) цели и задачи субъекта Федерации как части государства с учетом региональной специфики и региональных предпочтений, принципы государственной власти, реализуемой на территории соответствующего субъекта РФ;

4) основные элементы государственности субъекта РФ.

Социальная функция конституции, устава вытекает из социальной функции субъекта РФ как государственно-территориального образования. В свою очередь, социальная роль субъекта РФ предопределена сущностью Российской Федерации как государства. В ст.7 Конституции РФ закрепляется, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.