Конституционализм и конституционное гос-во. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Конституционализм и конституционное гос-во.

2022-11-14 26
Конституционализм и конституционное гос-во. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конституционализм и конституционное гос-во.

Конституционализм - это политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления; это также учение о конституции как основном инструменте политической власти. Основу конституционализма составляют: идея господства права в общественной жизни; признание прав и свобод человека высшей ценностью; участие народа в осуществление власти; государственная защита прав личности.

Конституционное государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический и правовой характер. Оно признаёт права человека и обеспечивает их защиту, кроме того, оно само подчиняется праву.

Оно предполагает упорядочение политических процессов и институтов власти на основе конституции.

Не только закреплен в конституциях, но и практически реализуется принцип разделения властей, включающий следующие основные элементы: 1) концептуальное различие "легислативы" (законодательной власти), "экзекутивы" (исполнительной власти) и "магистратуры" (судебной власти); 2) обособленность и независимость одной власти от действий или вмешательства другой; 3) правовая несовместимость должностных лиц во взаимоотношениях властей; 4) сдерживание или уравновешивание одной власти действиями другой; 5) согласованность положения властей между собой и отсутствие ответственности одной из них за действия другой. Следует отметить, что юридическое содержание принципа разделения властей со временем получает все новые характеристики.

Для конституционных государств характерна также доктрина "состояние необходимости". Под состоянием необходимости понимаются исключительные и непредвиденные обстоятельства, которые делают неизбежным концентрацию власти в одних руках в целях сохранения государства.

 

 

Конституция: возникновение, понятие сущность.

Возникновение:

Впервые конституции возникли в центральной Европе, первая полноценная конституция появилась в 1787 году в США. В истории Российской Федерации насчитывается пять конституций – соответственно 1918,1925,1937,1978 годов и ныне действующая Конституция 1993 года.

Конституция – нормативно правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий права и свободы человека и гражданина, обязанности; основы конституционного строя, форму государства, устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны.

Сущность Конституции подразумевает под собой как, когда и для чего возникла Конституция, чью волю она выражает. Существует несколько теорий происхождения Конституции:

1.Теологическая теория заключается в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу т.е Конституция дарована Богом.

2.Договорная. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в Конституцию.

Социологическая

4.Марксистко ленинская заключается в том, что Конституция выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса.

5. Общедемократическая предполагает, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные с конституцией, так и не согласные.

 

Содержание и форма Конституции.

Содержание Конституции

Содержание конституции определенным образом структурируется и получает своё выражение в структуре конституции.

Структура Конституции:

· Преамбула (в торжественно-декларативной форме отражает причины, принципы, цели и исторические условия принятия конституции, важнейшие нравственные начала государственной политики и др., как правило, непосредственно не имеют юридической силы).

· Основная часть конституции составляют:

Раздел первый

2. Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)

3. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)

4. Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)

5. Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)

6. Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)

7. Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)

8. Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)

9. Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)

10. Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137)

· Раздел второй:

1. Заключительные положения (ими устанавливается порядок вступления конституции в силу);

2. Переходные положения (определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми, устанавливаются сроки для издания законов, к которым отсылает конституция, либо вообще для приведения законодательства в соответствие с конституцией).

Форма Конституции - способ организации заключенного в Основном законе правового материала

- Юридическая форма (писанный нормативный правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом порядке и действующий на территории Российской Федерации).

- Внутренняя форма (состоит из преамбулы, 2 разделов, 9 глав, 137 статей). В Конституции нет приложений.

- Внешняя (особое название, деловой стиль изложения).

Свойства Конституции.

Свойства Конституции - это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства.

1. Верховенство. Конституция обладает высшей юридической силой. Все нормативные акты должны соответствовать Конституции. Государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию.

2. Учредительный характер. Конституция учреждает основы государственного строя и механизм осуществления государственной власти.

3. Особый порядок принятия и изменения Конституции. Это значит, что Конституция может быть изменена лишь конституционно же правомочным органом, в особом порядке и таким актом, который обладает

равной с конституцией юридической силой.

4. Стабильность Конституции.

5. Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

6. Народность. Конституция выражают интересы народа.

 

Функции Конституции.

Функции Конституции РФ - это направления деятельности Конституции РФ, их проявление и значение для общественно-правовой действительности РФ.

Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства «личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

Идеологическая функция проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

Учредительная заключается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы

 

6. Конституционное развитие и конституционные реформы: вопросы теории.

Конституционное развитие – это этапы связанные с применением, принятием и изменением конституции.

Этапы:

1. Досоветский. Конституционное развитие России до 1917г.

-Манифест об учреждении Гос. думы

2. Советский.

-Первые декреты Советской власти (1917-1918г)

-Принятие Конституции РСФСР 1918г.

3. Создание и принятие Конституции РСФСР 1925г. Появились 72 статьи, главы которые регламентировали деятельность СНК, описывался статус правосудия.

4.Принятие Конституции СССР 1936г. и РСФСР 1937.

5. Постсоветский. Принятие Конституции СССР 1977г и РСФСР 1978г. Причинами принятия новых Конституций послужило появление новых гос. органов, появления новых культурных прав, изменилась экономическая структура.

-Разработка и принятие Конституции 1993г.

Конституционные реформы - совокупность политических решений и действий государственной власти, направленных на реальное воплощение в государственном и общественном строе принципов конституционализма.

Конституция РСФСР 1918 года – первая конституция принятая после Октябрьского переворота, роспуска учредительного собрания, она имела следующие способности: утверждала власть за Советами и рабочим населением; отличалась значительным числом программных положений.

Причиной замены конституции 1918 года конституция РСФСР 1925 года явились объединение РСФРС с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой конституции СССР 1924 года. Последняя закрепляла, что союзные республики в соответствии с настоящей конституцией вносят изменения в свои конституции.

Принятие Конституции РСФСР 1937 года было следствием введения в действие Конституции СССР 1936. Обновление всей конституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что привело к значительному расширению социалистической демократии.

Принятие конституции СССР 1977 и РСФСР 1978. Главная причина создания – уже создано общенародное государство, дальнейшая цель – коммунистическое общество.

 

Разработка проекта

16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала эту работу. Секретарём комиссии был утверждён О. Г. Румянцев. Сначала в состав комиссии вошли 102 депутата, но к ноябрю 1992 года её численность сократилась до 98 человек, в частности, из-за того, что три члена Конституционной комиссии были избраны в составКонституционного Суда РФ

.

Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей.

Основные статьи: Конституционный кризис в России (1992—1993), Разгон Верховного Совета России

Высшей точкой этого конфликта стали события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись два:

· проект Конституционной комиссии

· проект Конституционного совещания, созванного по решению президента РФ Б. Н. Ельцина

В итоге проект Конституционного совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Российской Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. После значительной доработки этот проект Конституции был вынесен президентом на всенародное голосование.

По мнению Виктора Шейниса, одного из авторов конституции России, главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН, «президентский проект» конституции создавался под эгидой трех человек, Сергея Сергеевича Алексеева, Анатолия Александровича Собчака и Сергея Михайловича Шахрая, они были лидерами процесса [3] , но всего в Конституционном совещании участвовало более 800 участников, работали разные юристы. Сергей Шахрай выделяет двух основных авторов конституции — себя и Сергея Алексеева. В результате совместной работы был выработан новый единый проект Конституции России, который в дальнейшем был вынесен президентом России на всенародное голосование (фактически — на референдум), и стал действующей Конституцией Российской Федерации по итогам голосования, прошедшего 12 декабря 1993 г.

Принятие (1993)

15 октября1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ, но в статье 1 данного закона оба эти термина являются равнозначными.

Голосование состоялось 12 декабря1993 года. За принятие конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %. Новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете»25 декабря1993 года.

 

Раздел первый

12. Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)

13. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)

14. Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)

15. Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)

16. Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)

17. Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)

18. Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)

19. Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)

20. Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137)

· Раздел второй:

3. Заключительные положения (ими устанавливается порядок вступления конституции в силу);

4. Переходные положения (определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми, устанавливаются сроки для издания законов, к которым отсылает конституция, либо вообще для приведения законодательства в соответствие с конституцией).

Технико-юридические особенности:

1. Содержит исключительно русские термины (единственное исключение: суверенитет);

2.Содержит общеупотребительные термины, понятные для человека, не обладающего юридическим образованием;

3.Нет приложений.

Изменение К РФ

Статья 137 КРФ предусматривает внесение изменений лишь в одну статью – 65 К РФ.

Внесение изменений К РФ возможно лишь в 3х случаях:

1) Изменение наименования субъекта РФ

2) Соединение нескольких субъектов РФ в единый субъект

3) Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ

Изменения в статью 65 К РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.(п.1 ст.137 КРФ)

В случае изменения наименования субъекта РФ новое подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации. (п.2 ст.137). Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 года № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 К РФ», такое включение осуществляется после издания указа Президента РФ.

 

Поправки К РФ:

Внесение поправок регламентируется положениями: К РФ (ст.134, 136) и ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» от 4 марта 1998 года N 33-ФЗ.

ü Поправки могут вноситься лишь к главам 3 - 8 К РФ. 

ü Они принимаются в форме закона РФ о поправке к К РФ.

ü Поправки принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

Под поправкой к К РФ понимается любое изменение текста глав 3 - 8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции Российской Федерации

Правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а так же группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения

Процедура:

Предложение о поправке к К РФ вносится в Государственную Думу Федерального Собрания в виде проекта закона + обоснование необходимости принятия данной поправки, а также перечень законов РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данной поправки.

àкомитет Государственной Думы проверяет соблюдения требований К РФ и ФЗ № 33 об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к К РФ

Результат: принятие к рассмотрению Государственной Думой проекта закона /возвращение его инициатору

à Рассмотрение Государственной Думой проекта закона (3 чтения) - Не менее 2/3 Гос.думы должны одобрить

àРассмотрение Советом Федерации. – не менее ¾ Совета Федерации должны одобрить

Отклонили – вносится в Гос.думу для создания согласительной комиссии.

à Приняли - Председатель Совета Федерации Федерального Собрания не позднее 5 дней со дня принятия закона о поправке:

-- опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, (включ. текст закона о поправке с указанием дат его одобрения Гос.Думой и Советом Федерации.)
-- направляет в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для рассмотрения.

àЗаконодательный (представительный) орган субъекта РФ обязан рассмотреть закон РФ о поправке в срок не позднее 1 года со дня его принятия. à в течение 14-ти дней со дня принятия постановления о законе о поправке направляет данное постановление в Совет Федерации

Президент РФ, законодательный (представительный) орган субъекта рф в течение 7 дней со дня принятия постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения закона РФ о поправке к Конституции вправе обжаловать указанное постановление в Верховный Суд РФ, который рассматривает такие споры в соответствии с гражданским - процессуальным законодательством РФ.

à Одобренный законодательными (представительными) органами не менее чем 2/3 субъектов РФ закон РФ о поправке к Конституции РФ в течение 7 дней со дня установления результатов его рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов РФ направляется Председателем Совета Федерации Федерального Собрания РФ Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования.

à Президент Российской Федерации в срок не позднее 14 дней со дня получения закона подписывает его и осуществляет официальное опубликование.

Принятая поправка к Конституции РФ подлежит внесению Президентом РФ в текст Конституции РФ.

Пересмотр К РФ:

Касается глав К РФ: 1 «Основы Конституционного строя», 2 «Права и свободы человека и гражданина» и 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» – хотя бы одной статьи или всех статей.

Правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а так же группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы.

Процедура:

!!!Обязательно необходимо, чтобы предложение о пересмотре поддержало: 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Гос.Думы.

àсозывается Конституционное Собрание(учредительный орган, созывается палатой Федерального Собрания)

à Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность К РФ, либо разрабатывает проект новой К РФ

à проект новой К РФ принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование.

 При проведении всенародного голосования К РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Конституции (уставы) субъектов РФ — основной закон субъекта РФ, закрепляющий его правовой статус, права и свободы граждан, систему региональных органов государственной власти и организацию местного самоуправления.

В системе НПА каждого субъекта федерации есть акты, которые имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем законам и иным актам данного субъекта. В республике такими актами являются конституции, в других субъектах – уставы. Конституции и уставы равнозначны (ст 5 Конституции РФ).

Главный принцип: конституции и уставы субъектов не должны противоречить Конституции РФ.

Содержание на примере устава Красноярского края:

Преамбула

Раздел I. Основные ценности и принципы

Раздел II. Конституционно-правовой статус Красноярского края в составе Российской Федерации

Раздел III. Территориальное устройство края

Раздел IV. Государственная власть края

Раздел V. Правовые акты края

Раздел VI. Краевая собственность и краевые финансы

Раздел VII. Местное самоуправление в крае

Раздел VIII. Заключительные и переходные положения

Функции:

Правообразующая (системообразующая) функция проявляется в том, что конституции, уставы формируют основы регионального права, юридический фундамент законодательства субъектов РФ, а их нормы соответственно обладают высшей юридической силой на территории субъекта РФ.

Регулятивная функция конституции, устава связана со свойством норм данных нормативно-правовых актов осуществлять регулирование общественных отношений. Так же, как и Конституция РФ, конституции, уставы содержат различные по способам регулятивного воздействия нормы: нормы-цели, нормы-принципы, нормы - диспозиции и нормы с трехэлементной структурой (гипотезы, диспозиции, санкции). В конституциях, уставах много отсылочных норм.

Специфика учредительной функции конституции, устава заключается в том, что эти региональные акты в силу отсутствия у субъектов Федерации свойства государственного суверенитета лишь конкретизируют содержание учредительной функции общенациональной конституции. Они констатируют и конкретизируют:

1) юридический факт образования субъекта Федерации;

2) субъекта принятия конституции, устава;

3) цели и задачи субъекта Федерации как части государства с учетом региональной специфики и региональных предпочтений, принципы государственной власти, реализуемой на территории соответствующего субъекта РФ;

4) основные элементы государственности субъекта РФ.

Социальная функция конституции, устава вытекает из социальной функции субъекта РФ как государственно-территориального образования. В свою очередь, социальная роль субъекта РФ предопределена сущностью Российской Федерации как государства. В ст.7 Конституции РФ закрепляется, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

 

Охрана конституции - комплекс специальных юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности.

Значение охраны Конституции:

1) обеспечивает законность и правопорядок в государстве и обществе

2) обеспечение верховенства и высшей юридической силы Конституции и прямого действия норм Конституции

3) соблюдение режима законности, устойчивости, политической и правовой системы, стабильности развития общественных отношений

4) обеспечение реализации конституционных прав и свобод

5) обеспечение, соответствие правовых систем муниципальных образований, субъектов РФ правовой системе РФ

6) предупреждает возможное отклонение и противоречие акта Конституции

7) обеспечить верховенство К. - главное значение

Проблемы охраны:

· конституционная законность и защита Конституции строятся не на основе норм Конституции, а на основе их трактовки КС, что не одно и то же

· у КС изъяты полномочия, позволявшие ему непосредственно оценивать на предмет соответствия Конституции действия и акты высших должностных лиц государства. И на другие судебные органы эти полномочия также не возложены.

· Отсутствие кодификаций и недостатки процессуального оформления конституционной ответственности

· Конкуренция норм об ответственности

 

Конституционная ответственность - это применение к лицу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях.

Виды:

-ответственность за нарушение основ конституционного строя РФ;

-ответственность за нарушение личных прав и свобод человека и гражданина;

-ответственность за нарушение политических прав и свобод человека и гражданина;

-ответственность за нарушение социально-экономических прав и свобод человека и гражданина;

-ответственность за нарушение культурных прав и свобод человека и гражданина;

-ответственность за нарушения в осуществлении управления и нарушения законодательства органами государственной власти и местного самоуправления и т. д.

Конституционно-правовая ответственность имеет два основания: нормативное и фактическое. Нормативное основание - это норма конституционного права, предусматривающая ответственность. Фактическое основание - это, во-первых, правонарушение, характеризующееся набором признаков, образующих состав правонарушения, и, во-вторых, правоприменительный акт- применение к правонарушителю мер государственного принуждения.

18.Конституционное право РФ как нормативное образование: предмет, метод, наименование.

Конституционное право РФ - отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основополагающие общественные отношения между человеком, обществом и государством.

Источники КП.

Источник конституционного права РФ – совокупность установленных Конституцией РФ, международными актами, федеральными конституционными и федеральными законами нормы, регулирующие основные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования государственной власти в РФ, а также закрепляющие основные права и свободы личности в РФ.

Система источников:

- Конституция РФ

-Федеральный конституционные законы

-Федеральные законы

- Постановления конституционного суда

-Указ президента

- Постановления правительства и распоряжения

- Приказы и распоряжения федеральный агентств и федеральных служб

- Акты органов местного самоуправления

 

 

Особенности:

Как правило, носят декларативный характер (не порождают конкретное правоотношение, нормы-принципы, нормы- цели)

Поскольку конституционное право отрасль публичного права, то большинство конституционных норм носит императивный характер, но в тоже время некоторые нормы носят и диспозитивный характер(«Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ»)

Конституционно-правовые нормы носят усеченную структуру. Для большинства норм не характерно наличие санкций

 

24. Конституционно-правовые отношения: содержание, виды, особенности

Субъектов и объектов

Конституционно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права. Конституционно-правовые отношения накладываются на жизнедеятельность людей, формируя, направляя её.

Структура конституционно-правового отношения включает три элемента:

*субъекты (число которых не может быть менее двух);

*содержание;

*объект.

Субъекты конституционно-правовых отношений весьма разнообразны. Собственно, они составляют специфику этих отношений, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.

К субъектам конституционно-правовых отношений относятся:

1) Физические лица (в том числе иностранцы и лица без гражданства).

2) Общности людей (народ, население административно-территориальных единиц).

3) Ассоциации граждан (политические партии и другие общественные объединения).

4) Государства (РФ, субъекты Федерации).

5) Органы государственной власти:

федерального уровня (Парламент, Президент, Правительство и т. д.);

субъектов Федерации;

государственные органы на местах.

6) Органы местного самоуправления (мэр города, собрание депутатов и т. п.).

Содержание:

Субъективные права и обязанности субъектов конкретного конституционно-правовогоотношения составляют его содержание.

Субъективное право - это предусмотренная нормой конституционного права мера возможного поведения участника правоотношения. Основная особенность, характеризующая субъективное право, - возможность использовать его по своему усмотрению участниками (субъектами) конкретного конституционно-правового отношения. Так, в ст. 31 Конституции РФ записано: "Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование". Следовательно, если при проведении должным образом разрешенной демонстрации конкретный гражданин захочет участвовать в ней, то он при желании имеет субъективное право принять участие в этой демонстрации.

Субъективная обязанность - это предусмотренная юридической нормой конституционного права мера должного поведения субъектов (участников) конституционно-правового отношения. В зависимости от характера поведения, закрепленного в диспозиции правовой нормы, субъективные обязанности бывают:

активными, предусматривающими необходимость определенных действий;

пассивными, предписывающими необходимость воздержания от определенных действий, запрещенных нормой права.

Виды:

1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений:

-конкретные (их удельный вес небольшой. Н-р: получение паспорта, формирование Гос. Думы или Совета Федерации))

-общие (конст.-правовые состояния, охватывают огромный круг субъектов, наличие множества правовых связей, длительный характер. Например: гражданство)

2.С точки зрения времени функционирования:

-постоянные (существуют всегда, независимо от режимов существования субъектов

-временные.

3. По назначению:

-материальные;

-процессуальные.

4. В зависимости от вида норм:

-правоустановительные (содержащие права и обязанности);

-правоохранительные отношения (связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах).

 

25. Конституционное право РФ как наука и учебная дисциплина.

 Наука конституционного права - это сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о конституционной действительности.

Наука конституционного права относится к отраслевым наукам, основной отличительный признак которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права.

Предмет:

 все конституционно-правовые институты в их историческом развитии;

особенности конституционно-правовых отношений;

властеотношения — отношения, связанные с осуществлением государственной власти;

конституционно-правовой статус личности, политических партий и других общественных объединений, различных социальных общностей;

вопросы, связанные с высшими интересами человека, общества и государства.

Функции:

1) Онтологическая (накопление знаний, их систематизация);

2) Гносеологическая (построение процесса познания);

3) Эвристическая (получение новых знаний);

4) Прогностическая;

5) Идеологическая;

6) Праксиологическая (практическая).

Как учебная дисциплина конституционное право представляет собой определенную совокупность знаний из области науки, которые посредством различных методических приемов доводятся до обучаемых в пределах, необходимых для специалистов юридического профиля.

 

 

Духовные основы конституционного строя. Духовной основой конституционного строя Российской Федерации является светский характер государства (статья 14 Конституции), никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

 

Виды непосредственной демократии: 1) референдум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

Референдум - это способ принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни путем всенародного голосования. Право каждого гражданина Российской Федерации участвовать в референдуме закреплено в ст.32 Конституции РФ как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства.

ФЗ «О гражданстве РФ»

Общий порядок:

- оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка); 

- один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); 

- один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; 

- оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, н


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.173 с.