Административная, судебная и аграрная реформы в Чечне во 2-ой пол XIX в — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Административная, судебная и аграрная реформы в Чечне во 2-ой пол XIX в

2022-11-14 20
Административная, судебная и аграрная реформы в Чечне во 2-ой пол XIX в 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

60-е годы XIX в. явились поворотной вехой в общественно-экономической, политической и культурной жизни чеченцев и ингушей. Занявшись мирным трудом после Кавказской войны, чеченцы и ингуши вновь приступают к расширению земледелия, развитию скотоводства и других отраслей хозяйства. С этого момента начинается острая борьба за землю между аулами и внутри аулов. И если до этого земля была только источником существования, то теперь она превращается в товар.Николая I. Поэтому царизм, опасаясь объединения горцев, легко заставил Шамхала разорвать скрепленный было союз.

Уже в 1861 г. главнокомандующим Кавказской армии князем Орбелиани был представлен военному министру проект земельной реформы, который получил одобрение правительства. Так, в отношении прав на землю горцы делились на три категории. К первым двум относилась феодальная и чиновничья знать - князья, старшины и лица, которые "своим усердием и преданностью принесли царскому правительству огромную пользу и достигли по службе чинов, дающих право дворянства по законам империи". Данная категория людей землю получала в частную собственность. Крестьяне, свободные и крепостные, составляли третью группу и наделялись землей на правах общинного пользования. Община должна была, по идее авторов проекта, препятствовать увеличению численности бедноты. Размер земельной собственности знати зависел от звания..

Реформы управления и суда

 

Созданный в 1865 г. Временный комитет по вопросам административного устройства края выработал и представил на обсуждение Государственного Совета проект по устройству Терской области, который был утвержден указом императора Александра II 30 декабря 1869 г. Новое управление получило название "гражданского".Терская область образовалась из земель терского казачьего войска, городов, селений, государственных и временнообязанных крестьян, солдатских слободок, колоний и горских округов прежней Терской области. Аульные общества в административном отношении должны были иметь значение волостных, во главе каждого из них находился старшина. Кроме него, сельское управление составляли сельский сход и суд. Сельский сход состоял из всех совершеннолетних домохозяев, принадлежавших сельскому обществу. Он собирался старшиной. Для разбора более серьезных правонарушений вводились при окружных начальниках Горские словесные суды. В них разбирались дела гражданские и уголовные, подсудные по судебным уставам от 20 ноября 1864 г. мировым учреждениям.

 21) Кунта Хаджи Кишиев и его учение “зикр”. “Зикристы”.

Кунта-Хаджи Кишиев (чеченец Киши КIант Кунт-Хьаж; конец XVIII века — 19 мая1867) — чеченский суфийский шейх[2. Последователей Кунта-Хаджи называют Хаджи-мюридами

Предположительно с юности стал исполнять зикрОднако его проповедь продолжалась недолго. Российская власть испугалась растущего влияния святого, усмотрев в объединении суфиев зёрна сопротивления. Начальник Терской области Лорис-Меликов писал: «Учение зикр служит лучшим средством народного соединения, ожидающего только благоприятного времени для фанатического пробуждения отдохнувших сил». Хотя, по донесению русского офицера А. П. Ипполитова, движение «ограничивалось изустным лишь чтением молитв, наставлениями не только безвредными, но и весьма нравственными, так, что в сущности, оно скорее могло принести пользу, нежели быть в каком-либо отношении опасным».

Позже и сам Лорис-Меликов изменил своё мнение. Тем не менее, 3 января 1864 года по доносу ортодоксальных мулл и личному распоряжению великого князя Михаила Романова Кунта-Хаджи вместе с ближайшими мюридами был арестован. Из тюрьмы он сразу написал письмо последователям с просьбой не предпринимать никаких насильственных действий. На этапе Кунта-Хаджи был разлучен со своими мюридами (среди которых был его брат Мовсар) и один направлен на вечную ссылку в город Устюжна Новгородской губернии. Оттуда Кунта-Хаджи писал своей семье полные смирения письма, которые не дошли до адресатов, но сохранились в новгородских архивах.

Арест духовного пастыря вызвал у людей панику. Будь это другой шейх, чеченцы подняли бы восстание и отомстили властям, но Кунта-Хаджи учил их отказаться от насилия. Несколько тысяч мюридов, в том числе женщины, собравшись в Шали, потребовали его освобождения, а затем, побросав огнестрельное оружие, с одними кинжалами направились на позиции царских войск. Пошел слух, что оружие русских не выстрелит, поскольку устаз-чудотворец наполнил его водой. Когда толпа подошла к шеренгам на расстояние 30 сажень, она была расстреляна ружейными залпами и картечью, погибло около 400 человек.

После шалинской трагедии движение зикристов было запрещено и ушло в подполье, где стало бурно расширяться. При этом в нём действительно стала нарастать политическая, антироссийская направленность, к секте примкнули многие абреки, использовавшие зикристское подполье для своей борьбы. А мистицизм, ненасилие и любовь ко всему живому постепенно выхолостились. В результате вскоре, по иронии судьбы, кунта-хаджинцы превратились в самый воинственный чеченский вирд. Просуществовав в подполье до новейшего времени, он, в частности, играл большую роль в приходе к власти Дудаева и первой чеченской войне

В кунтахаджинском вирде сохранилась особая роль клятвы верности мюрида устазу и сплоченность членов братства. При этом сохранялись демократические принципы, допускающие участие в зикре женщин и даже иноверцев. В каждой кадирийской общине есть организатор-староста (туркх). На нём лежат обязанности организовывать регулярные зикры. Они также проводятся как часть поминального обряда. В круговом молении зикре туркх с посохом движется по внешнему краю круга. В центре круга никто не должен находиться — там присутствует божественная сила. Члены братства спаяны моральной поддержкой.

Авторитет Кунта-Хаджи закрепил институт устазов, которые стали для чеченцев гораздо большим, чем просто суфийские шейхи. Устаз стал восприниматься как всенародный лидер, духовный пастырь, нравственный авторитет во всех спорах. Изначально кадирийской традиции шейх несёт перед Богом всю ответственность за поведение своего мюрида. Эта позиция устаза близка к традиционному вайнахскому институту конахства, «рыцарства», воспеваемого в исторических песнях. Издревле мужчина или женщина могли своим волевым решением принять на себя особые обязанности ради блага общества. В институте конахства различалось три восходящие ранговые ступени: на первой человек брал на себя обязанности защищать детей и женщин, на второй — жителей своего села, на третьей — всех обитателей Чечни. Кунта-Хаджи был не первым чеченским устазом (до него были Шейх Мансур и Ташо-Ходжи) но после Кунта-Хаджи чеченцы уже нуждались в устазах — и разные чеченские шейхи претендовали на это звание. Немногие, например, последние устазы Дени и Баудин Арсановы, действительно были всенародными авторитетами. После смерти Баудина в 1962 году устазов в Чечне не было, но потребность в них — по-прежнему часть чеченской культуры. Проповедь Кунта-Хаджи — наверняка, центральное её событие, оказавшее решающее влияние на судьбу ислама среди вайнахов (например, ингуши до появления Кунта-Хаджи всячески сопротивлялись принятию ислама).

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.