Народно-освобидетельное движение в Чечне в 1 трети 19 в — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Народно-освобидетельное движение в Чечне в 1 трети 19 в

2022-11-14 21
Народно-освобидетельное движение в Чечне в 1 трети 19 в 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В первых десятилетиях XIX в. каждый вайнахский аул имел свое самостоятельное управление. Из отдельных групп аулов (с численностью от 1-2 до нескольких десятков) складывались так называемые "вольные" общества. "Вольные" общества могли объединяться в более крупные образования - "союзы обществ". В таком "союзе", обладавшем полной политической самостоятельностью, одно из селений признавалось, по свидетельствам того времени, "главою союза или сборным местом". "Союзы обществ" складывались в "къам" - народ.

 

Внутреннее управление в аулах осуществлялось аульными сходами, а в повседневной жизни - выборными стариками (къаной), входившими в совет, которым руководил старшина. Это звание зачастую становилось наследственным. Вопросы, касающиеся жизни всего общества или "союза обществ", решались на периодически созываемых народных собраниях. На территории края действовало неписанное уголовное и гражданское право - адат.

 

Большое влияние на общественные дела оказывали муллы и кадии. Духовенство зачастую главенствовало в народных собраниях, одобряло или запрещало военные действия. Так, кадии осуществляли исключительное право разбора гражданских и уголовных дел по исламскому законодательству - шариату. Кое-где кадии становились во главе обществ, оттесняя старшин.

 

В некоторых районах Чечено-Ингушетии в первых десятилетиях XIX в. имелась система управления, основанная на княжеском сюзеренитете и феодальной собственности на землю. В ряде аулов Надтеречной Чечни, Аухе и Качкалыке признавались главами аульной общины княжеские фамилии.

 

В указанное время усиливалась роль таких общественных институтов, консолидирующих нацию, как "мехк-кхел" (Совет страны) и народное ополчение. "Мехк-кхел" собирался в исключительных случаях и выносил решения, обязательные для всех вайнахов или отдельных вайнахских народов.

 

В 20-х гг. XIX в. в Чечено-Ингушетии назрели условия для создания собственной государственности. Один из крупных политических деятелей Чечни - Бейбулат Таймиев превратился к тому времени в своего рода "атамана" Чечни. Он по своему усмотрению назначал и смещал старшин в чеченских аулах, имел влиятельных сторонников в Карабулаке и Ингушетии. В 1829 г. Бейбулат стал осуществлять меры по созданию единого горского государства путем объединения вайнахов с Северным Дагестаном под формальной эгидой крупного феодала - Шамхала Тарковского, который носил чин генерал-лейтенанта русской армии и являлся покорным вассалом

Имамат Шамиля

В состав имамата в период правления Шамиля входили: Нагорный Дагестан, Чечня (в том числе и большая часть Карабулака), ряд обществ Ингушетии. Под верховным управлением имама считался и Западный Кавказ, населенный почти полумиллионным адыгским населением. Здесь долгое время правил шамилевский наиб Магомед-Эмин.Высшая законодательная и исполнительная власть в государстве принадлежала имаму - военному и религиозному вождю. Он же осуществлял связи с иностранными государствами. Переписку с Шамилем вели турецкий султан, французские и английские дипломаты. Но Шамиль не получил от них никакой военной помощи.Главным правительственным органом с 1841 г. являлся Государственный Совет (Диван-хане). Он формировался из среды ученых-богословов, наибов, старших мюридов - доверенных лиц Шамиля. Совет рассматривал все вопросы жизни государства и принимал решения большинством голосов.В важнейших случаях, касавшихся судеб всего имамата, собирались съезды народных представителей. Так, на съезде в 1843 г. Шамиль добился личной диктатуры, на съезде 1846 г. был принят свод административных положений "Низам" и упорядочено административное деление. В 1848 г. Шамиль добился на съезде объявления своим наследником сына Гази-Магомеда, чем фактически положил начало наследственной монархии.Территория имамата делилась на округа - наибства. Наибы в свою очередь подчинялись мудиру - губернатору области, провинции.В имамате была создана государственная казна и система налогов для финансового и продовольственного обеспечения нужд войны. Налоги взимались хлебом, скотом и деньгами и носили прогрессивный характер - зависели от размеров дохода. Часть сборов направлялась на социальные нужды - обеспечение сирот, вдов и малоимущих.Основу военных сил имамата составляло постоянное войско: 1580 конных и 8870 пеших воинов-муртазикатов. В состав постоянного войска входил и батальон русских солдат из перебежчиков. Они использовались в охране ставки имама, занимались ремонтом орудий и обучением горцев стрельбе из пушек. Численность всеобщего народного ополчения достигала 30-40 тыс. человек.Автором многих реформ Шамиля был чеченец Юсуф-Хаджи Сафаров. Он в детстве попал в Османскую империю, окончил военно-инженерную школу, служил в чине полковника в армии видного реформатора Египта Мухаммеда-Али. К 1840 г. он вернулся на родину и стал близким сподвижником Шамиля.Военно-бюрократическая верхушка имамата стала постепенно выдвигать на первый план личные интересы, а не интересы народа. Она наживалась за счет присвоения налогов, различных поборов и военной добычи. Суровые меры Шамиля не могли остановить разложение, которое коснулось даже его семьи. Начинается протест крестьянских масс - от глухого ропота до вооруженных выступлений. Сказывалась и усталость от изнурительных военных действий. С 1851 г. начался закат "блистательной эпохи" Шамиля, имамат стоял на пороге внутриполитического и внешнеполитического кризисов. После окончания Крымской войны численность царской армии на Кавказе была доведена до 300 тыс. человек, вооруженных самым современным оружием. Кавказская армия первой в России получила нарезное оружие - штуцеры. Военный нажим был резко усилен, и имамат потерпел поражение. В августе 1859 г. 30-тысячная царская армия окружила горный аул в Дагестане - Гуниб, где имам Шамиль был пленен с горсткой сподвижников и отправлен в Россию. В 1864 г. пал и Западный Кавказ.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.