Бухгалтерский учет денежных средств и расчетных операций — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Бухгалтерский учет денежных средств и расчетных операций

2022-10-27 48
Бухгалтерский учет денежных средств и расчетных операций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

 Гомельский  филиал Гомельского райпо  совершает денежные расчеты и как покупатель, и как продавец. Предприятие осуществляет также денежные расчеты с рабочими и служащими, рассчитывается с бюджетом и банком, с различными дебиторами и кредиторами.

Учет расчетов ведется в установленном порядке в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, действующими законодательными и нормативными актами, регламентирующими вопросы финансово-хозяйственной, внешнеэкономической деятельности, налогообложения и др.

Касса,расположенная в организации, осуществляет прием выручки и сдачу выручки в банк, а также ведение кассовой книги, хранение наличных денег и ценностей.Кассовые операции по приему и выдаче наличных денег оформляются по формам первичных учетных документов, установленным в соответствии с законодательством.

Для учета кассовых операций в   филиале применяются следующие типовые межведомственные формы первичных документов и учетных регистров:

1. Приходный кассовый ордер (форма № КО-1) (Приложение М).

2. Расходный кассовый ордер (форма № КО-2) (Приложение Н).

3. Кассовая книга (форма № КО-4) (Приложение П).

4. Отчет кассира (Приложение Р).

Учет движения денежных средств в кассе   филиала схематично представлен на рисунке 2.1.

Поступающие в кассу предприятия с расчетного счета, от покупателей и других лиц наличные деньги, оформляются приходными кассовыми ордерами (форма КО-1). Приходный кассовый ордер передается непосредственно в кассу, где кассир проверяет правильность его заполнения, наличие и подлинность подписи главного бухгалтера, принимает деньги, подписывает приходный ордер и квитанцию. До передачи в кассу приходные кассовые ордера регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма № КО-3). Журнал открывается отдельно на приходные и на расходные кассовые документы.

Прием денег по приходным кассовым ордерам производится только в день их составления. Приходные кассовые ордера немедленно после получения по ним денег подписываются кассиром, а приложенные к ним документы погашаются штампом или надписью «Получено» или «Оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года).

 

Первичные документы по учету денежных средств в кассе (ПКО, РКО, платежная ведомость) 
Отчет кассира (отрывной лист из кассовой книги)
Журнал-ордер по счету 50 
Бухгалтерский баланс Отчет о движении денежных средств 
Главная книга
Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов 
Кассовая книга 

Рисунок 2.1 – Документооборот по движению денежных средств в кассе Гомельского филиала Гомельского райпо

Примечание. Источник: собственная разработка на основании данных организации

 

При внесении наличных денег из кассы на расчетный счет оформляется объявление на взнос наличными (Приложение С), а при получении денег в кассу с расчетного счета – чек.

Оформление и выдача наличных денег из кассы происходит на основании расходных кассовых или других документов (платежных ведомостей, заявлений на выдачу денег, счетов), на которых ставят специальный штамп, заменяющий расходный кассовый ордер. Все документы на выдачу денег подписываются руководителем филиала и главным бухгалтером.

В некоторых случаях при выдаче денег из кассы оформляют расчетную и платежную ведомость. Ведомости оформляется при выдаче заработной платы работникам организации. На общую сумму денег, которая выдается из кассы по ведомости, бухгалтер оформляет один расходный кассовый ордер. Его реквизиты (номер и дату составления) указывают в ведомости.

 Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе филиала в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 50 «Касса» (Приложение Т).

Корреспонденция счетов по учету денежных средств в кассе представлена в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Хозяйственные операции по учету денежных средств в кассе Гомельского
филиала Гомельского райпо

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, р.

Дебет Кредит
Расчеты по закупкам с/х продукции 60.2 50 22024,41
Товары в кредит 62.3 50 21440,19
Начисленная заработная плата 70 50 336
Расчеты с подотчетными лицами 71 50 1783,17
Расчеты за причиненный ущерб 50 73.4 4980,6
Товарные кредиты 50 76.5 19351,75
Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами 50 76.8 180
Расчеты по выделенному имуществу 79.1 50 602173,06
Реализация товаров 50 90.2 605134,68

Примечание. Источник: собственная разработка на основании данных организации (Приложение Т).

 

Важным этапом проверки условий сохранности денежных средств и других ценностей в кассе является инвентаризация кассы. Инвентаризация кассы проводится в соответствии с Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 № 180   «Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств».

Инвентаризация денежных средств, в том числе в кассе, проводится не реже раза в год. При составлении годовой бухгалтерской отчетности такая инвентаризация проходит не ранее 1 декабря. При этом следует учитывать, что Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от Беларусь от 29 марта 2011 г. № 107, установлена иная периодичность инвентаризации кассы – не реже одного раза в квартал в сроки, предусмотренные руководителем организации.

Инвентаризация кассовой наличности проводится комиссией в составе главного бухгалтера и кассира. До начала инвентаризации кассир должен составить кассовый отчет, в который включаются все приходные и расходные кассовые документы, имеющиеся в кассе, и подписывает расписку по установленной форме. Далее производится проверка наличия денежных средств и других ценностей в кассе. Для этого кассир предъявляет имеющиеся в кассе деньги и денежные документы, которые пересчитывает в присутствии ревизора и главного бухгалтера.

После проверки денег и других ценностей, хранящихся в кассе, составляется акт инвентаризации кассы в трех экземплярах (Приложение У). При установлении излишков или недостач денег или денежных документов ревизор обязан потребовать от кассира письменное объяснение об их причинах и проверить обоснованность и достоверность представленных объяснений.

Для хранения временно свободных денежных средств и осуществления безналичных расчетов  филиал открыл в  банке расчетный счет, через который осуществляются платежи с различными предприятиями, организациями и учреждениями по вопросам оплаты приобретенных ценностей, работ и услуг и получения выручки за выполненные работы. С расчетного счета банк выплачивает обязательства, расходы и поручения филиала проводимые в порядке безналичных расчетов (оплата поставщикам стоимости приобретенных материальных ценностей, потребленной электроэнергии, погашение задолженности бюджету, внебюджетным и социальным фондам).

Одновременно на расчетный счет поступает выручка по оказанным филиалом работам и услугам, проданным товарам. Платежи средств с расчетного счета   производятся в пределах свободного остатка денежных средств на них.

Списание денег с расчетного счета, включая перечисления в бюджет и выдачу заработной платы, банк осуществляет в той последовательности, в которой ему поступают соответствующие документы.

При расчетах с другими предприятиями применяются документы в зависимости от установленной формы расчета между ними. Если договором предусмотрено, что предприятие само перечисляет задолженность поставщикам, то выписывается платежное поручение.

Отделение банка ежедневно сообщает филиалу о произведенных операциях путем выдачи им копий выписок с расчетного счета с приложением документов, на основании которых выполнены зачисления или списания.

В бухгалтерии филиала учет движения денег на расчетном счете ведется по данным выписок банка на активном счете 51 «Расчетные счета». 

По счету 51 «Расчетный счет» ведется ведомость аналитического учета.

Основными операциями, которые отражают поступление денежных средств на расчетный счет, являются операции, приведенные в таблице 2.2. 

 

Таблица 2.2 - Корреспонденция счетов при поступлении денег на расчетный счет
                         Гомельского филиала Гомельского райпо

Содержание операции Дебет Кредит
Сдача наличных денег в банк и зачисление их на счет 51 50
Поступление задолженности от покупателя 51 60
Возврат излишне уплаченных сумм по налоговым платежам и сборам 51 68
Поступлениевыручки 51 90

Примечание. Источник: собственная разработка на основании данных организации

Операции, отражающие списание денежных средств с расчетного счета филиала представлены в таблице 2.3

 

Таблица 2.3 – Корреспонденция счетов при списании денежных средств с расчетного
счета Гомельского филиала Гомельского райпо

Содержание операции Дебет Кредит
Получение наличных денег в кассу 50 51
Оплата счетов поставщиков 60 51
Погашение причитающихся к уплате платежей по налогам и сборам 68 51
Перечисление сумм страховых взносов по социальному страхованию и обеспечению 69 51
Перечисление заработной платы работникам на лицевые счета в банках 70 51
Перечислениеаванса 71 51
Уплата штрафных санкций по хозяйственным договорам и других платежей 90 51

Примечание. Источник: собственная разработка на основании данных организации

 

Для учета переводов в пути в Гомельском  филиале Гомельского райпо предназначен счет 57 «Переводы в пути». Переводами в пути являются денежные средства, направляемые в банк для зачисления на счета райпо через инкассаторов, почтовые отделения связи, а также сданные в вечернюю кассу банка в последний рабочий день месяца. Основанием для учета переводов в пути являются квитанции кредитных организаций, почтовых отделений, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам и т.д.

Аналитический учет денежных переводов в пути ведется в оборотной ведомости по аналитическому учету к счету 57 «Переводы в пути» в разрезе отделений связи и других организаций, принявших переводы по каждому первичному документу, подтверждающих сдачу денежных сумм, с целью постоянного контроля за денежными средствами, находящимися в пути (Приложение Ф).

Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками предусмотрен синтетический счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», на котором обобщается информация о расчетах с поставщиками за полученные товарно-материальные ценности.

В таблице 2.4  представлены хозяйственные операции филиала по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Ежемесячно проводится сверка расчетов с поставщиками и подрядчиками, с подписанием акта сверки (Приложение Х), два раза в год проводится инвентаризация расчетов.

 

Таблица2.4 – Хозяйственные операции по счету 60 «Расчеты с поставщиками и
подрядчиками» Гомельского филиала Гомельского райпо

 

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция

счетов

Сумма, р.

Дебет Кредит
Принятие к учету товаров, полученных от по­ставщика 41.2 60 3599,89
Принятие к учету суммы НДС 18 60 360,14
Расчеты по выделенному имуществу 60 79 5291,02
Паевой фонд 60 83 80,15

Примечание. Источник: собственная разработка на основании данных организации (Приложение Ф)

 

Для учета расчетов с покупателями и заказчиками в филиале предусмотрен синтетический счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Обобщение информации синтетического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» осуществляется в ведомости учета расчетов с покупателями и заказчиками за отчетный период (Приложение Ц).

В таблице 2.5  представлены хозяйственные операции филиала по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

 

Таблица2.5 – Хозяйственные операции по счету 62 «Расчеты с покупателями и
                             заказчиками» Гомельского филиала Гомельского райпо

 

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция

счетов

Сумма, р.

Дебет Кредит
Принятие к учету товаров, полученных от по­ставщика 41.4 62 143,9
Принятие к учету суммы НДС 18 62 27,78
Расчеты по выделенному имуществу 62 79 150

Примечание. Источник: собственная разработка на основании данных организации (Приложение Ц)

 

Ежемесячно с покупателями и заказчиками подписывается акт сверки обеими сторонами, два раза в год проводится инвентаризация.                         

Возмещение командировочных расходов в пределах Республики Беларусь производится согласно постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 12.04.2000 № 35 «Об утверждении инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь» (в последней редакции) и другими актами законодательства.

В течение 3 дней возвращения из командировки работник обязан предоставить в бухгалтерию утвержденный руководителем письменный отчет о результатах командировки и авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах.К авансовому отчету прилагаются командировочные удостоверения с отметками о дате выбытия в командировку, прибытия в пункт назначения, выбытия из него и прибытия к месту работы, документы о найме жилого помещения и фактических расходах по проезду (Приложение Ш).

 Командированному работнику возмещаются расходы по найму жилого помещения, проезда, а также выплачиваются суточные.

Подотчетные суммы на операционные и хозяйственные расходы выдаются в размерах и на сроки, определяемые руководителем по согласованию с учреждениями банка, осуществляющих их кассовое обслуживание. За выданные суммы подотчетное лицо должно отчитаться в течение 3 дней по истечении срока.

Учет расчетов с подотчетными лицами ведется на активно-пассивном счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами» в соответствующей ведомости, в которой сосредоточен аналитический и синтетический учет (Приложение Щ).

Аналитический учет по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» ведется по каждому сотруднику.     

Так как, кроме расчетов с персоналом по оплате труда, возникают расчетные взаимоотношения с работниками предприятия по прочим операциям (предоставленным займам, возмещению материального ущерба и др.), то данные расчеты учитываются на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Аналитический учет по счету 73 ведется по каждому работнику (Приложение Э).

Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» предназначен для обобщения информации о расчетах с разными дебиторами и кредиторами по имущественному и личному страхованию, по претензиям, по суммам, удержанным из заработной платы работников  филиала в пользу других лиц, о других расчетах (Приложение Ю).

В целях налогообложения и осуществления налогового контроля в
Гомельском филиале Гомельского райпо в соответствии с Налоговым Кодексом Республики Беларусь осуществляется налоговый учет.  

Учетная политика филиала является важным средством формирования основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики.

Для ведения налогового учета сформулированы методы его ведения, определены ответственные лица и их должностные обязанности, выстроены систему налоговых регистров и разработан график документооборота, который позволяет своевременно подготовить налоговую отчетность.

 Налоговый учет в Гомельском филиале Гомельского райпо основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, применением соответствующих правил и форм учета.

Налоговый учет осуществляется за каждый отчетный (налоговый) период и предоставляется в налоговые органы в виде форм налоговых деклараций, расчетов устанавливаемых законодательством, а также других необходимых документов, связанных с налогообложением.

Гомельский филиал Гомельского райпопроизводит начисление и переначисление налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь и принятой учтенной политикой.

В соответствии с действующим законодательством из прибыли уплачиваются налог на прибыль – 18%. Так же уплачивается НДС, налог на недвижимость, экологический    налог.

Расчет налоговой базы и сумм налогов, причитающихся к перечислению, производится в налоговых декларациях, которые являются регистрами налогового учета (Приложение Я, 1, 2). По каждому платежу установлены определенные сроки предоставления налоговых деклараций.

Информация о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым предприятием, и налогам с персонала предприятия отражается на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» (Приложение 3).

Корреспонденция счетов по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» представлена в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6 – Корреспонденция счетов бухгалтерского учета по счету 68 «Расчеты по 
налогам и сборам»  Гомельского филиала Гомельского райпо

Содержаниеопераций

Корреспонденциясчетов

Сумма, р.

Дебет Кредит
НДС 68.2 18.1 58015,3
Реализация товаров в розничной торговле 90.2 68.2 168519,54
Товара и тара в розничной торговле 41.2 68.2 834,92
Сельхоз продукты, сырье и тара на заготовках 41.4 68.2 2404,53

Примечание. Источник: собственная разработка на основании данных организации (Приложение 3)

Для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию и пенсионному обеспечению предназначен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».Аналитический учет по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» ведется в  ведомости(Приложение 4).

Корреспонденция счетов по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» представлена в таблице 2.7.

 

 Таблица 2.7– Корреспонденция счетов бухгалтерского учета по счету 69 «Расчеты по
социальному страхованию» Гомельского филиала Гомельского райпо

Содержание операций

Корреспонденция счетов

Сумма, р.

Дебет Кредит
Детское пособие 69 70 11105,84
Больничный лист 69 70 10784,19

Примечание. Источник: собственная разработка на основании данных организации (Приложение 4)

 

Счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» предназначен для осуществления внутренних расчетов филиала  с Гомельским райпо. Аналитический учет по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты» ведется в разрезе вида операции филиала.

Сверка расчетов между филиалом и обществом осуществляется не реже одного раза в месяц.

Информация о состоянии расчетов филиала содержится в бухгалтерской и статистической отчетности.Учет ведется в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Таким образом, учет денежных средств и расчетов в  Гомельском филиале Гомельском райпо организован на высоком уровне, с соблюдением расчетной и платежной дисциплины.

Также следует отметить, что учет денежных средств  в Гомельском филиале Гомельском райпо лишь частично автоматизирован. Поэтому одним из направлений совершенствования данного участка учета является его полная автоматизация.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.