Схема альтернативного выбора профессии — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Схема альтернативного выбора профессии

2022-10-29 39
Схема альтернативного выбора профессии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В психологической литературе нет единого взгляда па то, как формируется выбор профессии и какие факторы влияют на этот процесс. Наиболее распространена точка зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. В этом случае предметом исследования выступают, с одной стороны характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой — характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Выбор профессии в рамках данного подхода оценивается как правильный, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии (Л.И. Шишкина, Н.В. Алишев, В.Д. Широков). Однако в данном случае недооценивается активное начало личности выбирающего.

В контексте понимания выбора профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, согласно которой основным фактором правильного выбора является профессиональный интерес (Т.Ф. Иванчик, С.Е. Рескина). Однако профессиональный интерес как эмоционально окрашенное отношение личности к виду труда может иметь различные истоки, в том числе и не относящиеся к деятельности. Кроме того, профессию нельзя свести к определенному виду трудовой деятельности. Абсолютизация профессионального интереса как основы выбора профессии также не вполне правомерна.

Наиболее продуктивным, на наш взгляд, является подход к выбору профессии как к одному из важнейших событий в целостном самоопределении человека как субъекта собственной жизни. Этот подход требует учета широкого спектра факторов, влияющих на вы* бор профессии, позволяет сделать акцент на временном аспекте — на прошлом опыте оптанта и на его представлениях о будущем.

Субъект выбора профессии характеризуется наличием индивидуальной иерархии мотивационных факторов профессионального выбора. Н.С. Пряжниковым выделены следующие мотивационные факторы выбора профессии:

I. Факторы общего порядка:

1. Собственное желание:

• осознанное, хорошо продуманное желание;

• интуитивное предчувствие успеха.

2. Одобрение близких людей:

• отца;

• матери;

• любимого человека;

• друга (подруги) и др.

3. Собственные способности и возможности для реализации варианта.

4. Желание проявить те или иные качества:

• физическую силу;

• внешнюю привлекательность;

• коммуникативные умения;

• интеллектуальные способности;

• волевые качества;

• нравственные качества;

• эстетическую чувствительность и др.

5. Информированность, знание о том или ином варианте профессионального выбора.

6. Престиж профессии.

7. Близость месторасположения и др.

II. Характеристики возможного места учебы:

1. Легкость поступления.

2. Легкость обучения.

3. Большая стипендия, социальные льготы.

4. Хороший социально-психологический климат.

5. Гарантированные хорошие места трудоустройства.

6. Отличная культурная, спортивная жизнь.

7. Качественный преподавательский состав.

8. Отличная материальная база (аудитории, лаборатории, учебно-методический фонд и др.).

III. Характеристики возможного места работы:

1. Легкость трудоустройства.

2. Возможность дополнительного обучения или профессиональной переподготовки за счет организации.

3. Льготы (бесплатный проезд, медицинское обслуживание и пр.).

4. Высокая официальная заработная плата.

5. Возможность дополнительного заработка (чаевые, возможность использовать в личных целях техническое оборудование, транспорт организации и др.).

6. Перспективы профессионального роста.

7. Возможность работать по совместительству в других местах.

8. Относительно свободный режим посещения.

IV. Характеристики выбираемой профессии:

1. Предмет труда:

• природа (животные, растения, организм человека);

• материалы и заготовки;

• дети;

• взрослые люди;

• техника;

• транспорт;

• знаковые системы;

• художественный образ.

2. Цели труда:

• контроль, оценка, диагноз;

• преобразование;

• творчество;

• транспортирование;

• обслуживание;

• развитие и сохранение.

3. Средства труда:

• ручные и простые приспособления;

• механические;

• автоматические;

• функциональные (зрение, слух, голос, физическая сила и др.);

• теоретические (знания, способы мышления);

4. Условия труда:

• бытовой микроклимат (кабинет);

• большие помещения с людьми (аудитории, торговые, концертные залы и др.);

• производственный цех;

• необычные производственные условия (особая стерильность, режим влажности, температуры и др.);

• экстремальные (риск для жизни и здоровья);

• работа на открытом воздухе.

5. Характер подвижности в труде:

• преимущественно сидя;

• преимущественно стоя;

• длительная ходьба;

• вынужденные статичные позы;

• множество разнообразных движений;

• высокая избирательная подвижность (только рук, только головы, только ног и т.д.).

6. Характер общения:

• минимальное общение (индивидуально самостоятельный труд);

• работа с клиентами и посетителями;

• обычный коллектив;

• работа с аудиториями;

• особая дисциплина и субординация;

• вынужденно ограниченные контакты.

7. Характер ответственности в труде:

• материальная;

• моральная;

• за жизнь и здоровье людей;

• невыраженная (обычная) ответственность.

8. Минимально необходимое профессиональное образование:

• без специального профессионального образования;

• краткосрочные курсы (от нескольких недель до нескольких месяцев);

• начальное профессиональное образование;

• среднее профессиональное образование;

• высшее профессиональное образование;

• ученая степень;

• дополнительное профессиональное образование на базе уже имеющегося.

Поскольку ситуация выбора профессии характеризуется многомерностью, для правильного (адекватного реальной ситуации) выбора профессии оптанту необходимо осуществить огромную внутреннюю работу. Прежде всего, ему нужно проанализировать свои внутренние ресурсы (интересы, способности, особенности характера, ценностные ориентации и т. д.), требования избираемой профессии, осознать потенциальные несоответствия и оценить возможность их коррекции.

Учащимся предлагается выполнить следующие задания:

1. Определить наиболее важные факторы выбора профессии (не более 20) и занести их во вторую графу бланка ответов

2. Б составленном перечне мотивационных факторов выбора профессии необходимо подчеркнуть 5 — 7 наиболее значимых и напротив них проставить в первой графе коэффициент значимости «42».

3. Определить альтернативные варианты выбора профессии (от 2 до 7), занести их в бланк ответов в соответствующие графы.

4. Оценить степень соответствия мотивационных факторов вариантам выбора профессии по следующей шкале:

• 0 баллов — фактор совершенно не соотносится с данным вариантом;

• 1 балл — фактор слабо соотносится с вариантом;

• 2 балла — фактор имеет некоторое отношение к данному варианту;

• 3 балла — фактор хорошо соотносится с вариантом;

• 4 балла —очень хорошо соотносится с вариантом выбора профессии.

Оценку проставить в соответствующие альтернативным вариантам выбора графы.

5. Количество баллов подчеркнутых мотивационных факторов удваивается (коэффициент «42») и записывается рядом в скобках.

6. Количество баллов по каждому варианту (графе бланка ответов) суммируется (включая удвоенные и неудвоенные значения) и заносится в строку «ИТОГО».

Бланк ответов

Коэффициент значимости Мотивационные факторы выбора учебной профессии Альтернативные варианты выбора профессии

 

    1-й вариант: психолог 2-й вариант: педагог n-й вариант

 

х2 Одобрение родителей Престиж Позволяют способности   ИТОГО: 1 3(6) 4 3 2(4) 2  

Вариант выбора профессии с наибольшим количеством баллов является наиболее привлекательным для оптанта.

Необходимо определить, насколько запрос учащегося соответствует реальной проблеме профессионального самоопределения, а затем подвести его к этой реальности. При этом недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит, а какая не подходит индивиду. Консультанту необходимо оказать содействие учащемуся в принятии им на себя ответственности за тот или иной профессиональный выбор, установить «зону ближайшего профессионального развития».


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.