Профориентология: Теория и практика — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Профориентология: Теория и практика

2022-10-29 25
Профориентология: Теория и практика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Часть 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТОЛОГИИ

Глава 1 ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ПРОФОРИЕНТОЛОГИИ

1. Основные концептуальные положения

2. Психологическое сопровождение профессионального становления личности

3. Введение в профессиоведение

4. Профориентация как важная составляющая профориентологии.

5. Методы профориентологии

6. Этические нормы профориентологии

7. Профессиональная деятельность прафориентолога

Глава 2 ЛИЧНОСТЬ В МИРЕ ПРОФЕССИЙ

Понятие «профессия»

Взаимосвязь личности с профессией на разных этапах онтогенеза

Психологическая помощь личности в ориентации в мире профессии

Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности

Глава 3 Профессиональное самоопределение личности

Сущность профессионального самоопределения

Конфликты профессионального самоопределения

Глава 4 ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ

Дифференцированное профессиографирование

Психологическая классификация профессий

Глава 5. ПСИХОЛОГИЯ ВЫБОРДПРОШЕССИИ

Профессиональное просвещение оптантов

Профессиональная консультация.

Профессиональный отбор и подбор.

Психологическое сопровождение выбора профессии

ПРАКТИКА

Изучение профессионально ориентированных интересов учащихся

Групповые методы профконсультационной работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ПРОФЕСИОГРАММАПРОФОРИЕНТОЛОГА

Психограммапрофориентолога

ВВЕДЕНИЕ

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения), ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка груда. Планируется отработка гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования

Профильное обучение — это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

• обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

• создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

• способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

• расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

В Концепции профильного обучения Министерства образования РФ (2002 г,) отмечается, что основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Многолетняя практика убедительно показала, что в системе образования должны быть созданы условия для реализации старшими школьниками своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию «как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т. д.)» поддерживают около четверти старшеклассников.

В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др., обладает большим смыслообразующим потенциалом, так как предоставляет обучающимся возможность определить свое место в мире профессий, оценить свои профессиональные способности, найти личностный смысл в профессиональной деятельности. Изучение этого курса способствует формированию компетентного отношения к профессиональной деятельности.

Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является изучение основ профориентологии.

Профориентология, как практико-ориентированная научная дисциплина, обладает большим смыслообразующим потенциалом, так как предоставляет обучающимся возможность определить свое место в мире профессий, оценить свои предпрофессиональные способности, найти личностный смысл в дрофилизации обучения.

Профориентология имеет определенный мировоззренческий аспект, так как помогает формированию профессиональной Я-концепции, нахождению в профессиональном труде личностного смысла, развитию профессионального сознания и самосознания, обретению профессиональной идентичности.

Важной воспитательной функцией профориентологии является профилактика таких социальных девиаций, как утрата смысла жизни, переживание социального одиночества, проявление различных форм асоциального поведения, преодоление жизненной установки «здесь и теперь» при планировании своей профессиональной жизни и карьеры.

Главное назначение пособия — оказание помощи школьникам в поиске своего места в мире профессий. Реализация этой миссии обусловливает необходимость в научно обоснованных социально-психологических технологиях. К ним относятся рефлексия становления профессиональных интересов, склонностей и способностей, психобиографический метод, проектирование альтернативных сценариев будущей профессиональной жизни, формирование стратегий преодолевающего поведения в ситуациях неопределенности. Оказание психологической помощи и поддержки в ситуациях выбора профессии или профессиональной реориентации возможно путем использования психотехнологий профессионального самоопределения и самопринятия.

При таком концептуальном подходе смыслопорождающим фактором выбора эффективных социально-психологических технологий профориентологии становится стратегия построения динамичного образа профессиональной жизни.

Развивающий аспект профориентологии заключается в актуализации психологического потенциала личности, формировании ценностного (аксиологического) отношения к профессиональной деятельности, развитии таких метапрофессиональных качеств, как ответственность за свое профессиональное становление, толерантность к любым видам труда, мотивация достижения успеха, проспектированные способности (способности проектирования траектории профессионального развития), ассертивность как чувство уверенности в своих профессиональных возможностях и др.

В первой части учебного пособия рассматривается содержание профориентологии как комплексной учебной дисциплины, раскрывается общая методология курса. Частной методологией профориентологии является концепция профессионального становления личности, основные положения которой нашли свое отражение в теоретической части пособия.

В пособии рассматриваются также основные составляющие профессионального самоопределения, которые обеспечивают внутреннее содержание процесса ориентации учащихся в мире профессий.

Здесь же представлена обзорная характеристика профессий, и психолого-педагогические аспекты профессиональной ориентации оптантов практикума.

Во второй части пособия — практикуме — представлены методики определения профессиональных интересов, склонностей и способностей; тренинги и упражнения по актуализации профессионального самоопределения, проектирования своего профессионального будущего, выбора альтернативных сценариев получения профессии.

Выполнение практических занятий предложенного учебного пособия будет способствовать обогащению профессиоведческой компетентности, формированию компетенций в области самодиагностики, планирования, реализации и оценки процесса профессионального развития, выработке необходимых ценностных ориентиров и метапрофессиональных качеств личности.

В приложении представлен глоссарий, который раскрывает значение основных понятий профориентологии, содержит пояснения, имеющие важное значение для понимания содержания курса.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.