Психологическая помощь личности в ориентации в мире профессии — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Психологическая помощь личности в ориентации в мире профессии

2022-10-29 18
Психологическая помощь личности в ориентации в мире профессии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психологические аспекты изменения отношения личности к процессу профессионального становления обусловлены сравнительно длительным периодом овладения профессией и относительно быстрым обновлением (около 500 видов профессий в год) и сменой (более 5000 за десять лет) видов профессионального труда. Данная противоречивая ситуация выступает в качестве одного из субъективных условий, определяющих настрой и внутреннее отношение человека к процессу профессионализации.

Учитывая это, Н.С. Пряжников выделил наиболее общие ожидания клиентов различных образовательно-возрастных групп (таблица 2).

Таблица 2

Особенности ожиданий различных образовательно-возрастных групп

Образовательно-возрастная группы Типичные ожидания и проблемы Основные акценты профориентационнойпомощи

 

1 2 3

 

Дошкольники Выбор кружков (часто выбирают родители) Интерес к наиболее ярким профессиям (которые «на виду») Интерес к профессиям родителей Стремление попробовать себя (в игровой деятельности) Помощь в выборе кружков (работа с родителями). Увлекательные рассказы (с примерами) об интересующих профессиях и профессиях родителей (но не надо навязывать знания о неинтересных для ребенка профессиях) Проигрывание профессий (с целью осознания их смысла и общественного значения)

 

Учащиеся младших классов и средней школы (1-7-й классы) Интерес к модным (ярким) профессиям Стремление увязать с профессиями учебные предметы Выбор кружков, секций Увлекательные рассказы об интересующих профессиях Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда вообще (по принципу сходства отельных элементов труда в разных профессиях)

 

Учащиеся 8-9-х классов Проблема «куда пойти учиться после 9-го класса?» Более конкретный интерес к профессиям Появление интереса к профессиональным учебным заведениям Выбор подготовительных курсов Интерес к своей профпригодности Помощь в выборе подготовительных курсов и профиля учебного заведения Помощь в самопознании (но без окончательных выводов о профессиональной непригодности) Основной акцент — на ценностно-смысловых сторонах профессионального труда Профинформационная работа: знакомство с особенностями профессий и учебных заведений

 

Учащиеся 10-11-х классов Выбор профессии Выбор учебного заведения Выбор подготовительных курсов Интерес к ценностно-смысловым и нравственным аспектам будущей профессиональной деятельности Стремление к более конкретному выбору профессии Основной акцент на ценностно-смысловой стороне самоопределения Профинформационная помощь (акцент на особенностях поступления в профессиональные учебные заведения) Проигрывание различных вариантов выбора

 

Выпускники школ Конкретный (окончательный) выбор профессии Стремление к «философствованию» (как вариант ухода от решения конкретных задан) Помощь в конкретном выборе профессии Формирование альтернативных вариантов профессионального пути

 

Абитуриенты Выбор факультета, кафедры, специальности Помощь в выборе специальности

 

Студенты Уточнение специальности Выбор темы курсовой или дипломной работы Выбор научного руководителя Выбор места производственной практики Проблемы, связанные с кризисом профессионального обучения Помощь в уточнении специальности выборе темы курсовой или дипломной работы Акцент на ценностно-смысловой стороне учебной деятельности

 

Выпускники профессиональных учебных Поиск места работы Поступление в аспирантуру Помощь в поиске работы

 

Работающие специалисты (период профессиональной адаптации) Установление контактов с коллективом Проблемы недостаточности опыта, незнания особенностей организации и т. п. Помощь в профессиональной адаптации (во взаимодействии с руководителем и авторитетными опытными сотрудниками данной организации)

 

Специалисты, работающие в стабильных организациях Перемещение по служебной лестнице (принятие решения о переходе на другой участок работы, на руководящую должность) Проблемы, связанные с нормативными кризисами профессионального становления: 30 лет— смена друзей (бывшей среды сокурсников на среду коллег по работе), 40 лет — оценка своей успешности Помощь в принятии решения Помощь в обретении новых смыслов в работе

 

Специалисты, работающие в нестабильых организациях Поиск резервных вариантов (на случай расформирования данной организации) Психологические проблемы, связанные с ухудшением психологического климата и общей неопределенностью Помощь в нахождении резервного варианта (работы по профессии в другом месте) Помощь в выборе другой профессии и места для ее получения

 

Безработные Срочное трудоустройство Помощь в скорейшем трудоустройстве Помощь в выборе новой профессии и места ее получения Помощь в нахождении личностного смысла в непривлекательных профессиях (в случае невозможности трудоустроиться)

 

Работники предпенсионного возраста Отсрочка выхода на пенсию Выбор занятия на пенсии Стремление осмыслить свою жизнь Помощь в максимальной самореализации в последние годы (через обретение нового смысла) Помощь в подборе подходящего хобби или увлечения

 

Пенсионеры Стремление поделиться опытом, рассказать о себе Стремление осмыслить свою жизнь и найти сферы применения своей активности Помощь в обретении смысла Ретроспективная консультация

В практике учебно-воспитательной работы профессиональных учебных заведений нередки случаи, когда уже к концу первого, а особенно часто на втором или третьем году обучения (в зависимости от типа учебного заведения) у учащихся наблюдается дестабилизация отношения к выбору профессии и процессу овладения ею. При этом отмечается потеря интереса, разочарование в профессиональном выборе, которые сопровождаются мыслями о смене учебного заведения и специальности. Учащийся, объективно находясь в стенах профессионального учебного заведения (т. е. на второй стадии процесса профессионального развития), субъективно (по психологическим критериям) вновь оказывается на пороге первой стадии этого процесса.

При объяснении подобных ситуаций, как правило, обращаются к изучению интересов учащихся, установлению их роли в процессе профессионального становления. В качестве субъективной причины разочарования в избранной специальности выступает снижение или угасание интереса к процессу профессионального обучения, к избранной профессии, к учебному заведению, выбор которых первоначально был сделан, казалось бы, вполне самостоятельно и осознанно. Возможность появления таких ситуаций обратного движения в процессе профессионального становления и развития личности требует особенно пристального внимания к ним со стороны педагогов и самих учащихся.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.