Кафедральный собор Святых Апостолов Петра и Павла — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кафедральный собор Святых Апостолов Петра и Павла

2022-10-29 27
Кафедральный собор Святых Апостолов Петра и Павла 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Начало в 19.00

«РЕЧЕ ГОСПОДЬ»

Сергей Екимов – «Рече Господь», симфония молитв на текст Ангельского приветствия Архангела Гавриила и семи Псалмов Давида для солистов, большого смешанного хора и колоколов (1993 – 2014)

I. «Благослови, душе моя, Господа» (Псалом 102)

II. «Богородице Дево, радуйся» (Ангельское приветствие Архангела Гавриила)

III. «На реках Вавилонских» (Псалом 136)

IV. «Рече Господь» (Псалом 109)

V. «Услыши, Боже, глас мой» (Псалом 63)

VI. «Хвалите Господа с небес» (Псалом 148)

VII. «Верховах, темже возглаголах» (Псалом 115)

VIII. «Блажени, ихже оставишася беззакония» (Псалом 31)

 

Исполнители:

Хор студентов Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова,

Женский хор музыкального училища имени Н.А. Римского-Корсакова

Дирижер – Антон Максимов

«В конце 80-х годов прошлого столетия в России был снят негласный запрет на создание произведений на церковные тексты, и многие петербургские композиторы, оставив на время светский жанр, обратились к духовной музыке. Вскоре крупные сочинения на православные тексты вышли из-под пера В. Успенского, Ю. Фалика, Д. Смирнова, А. Королева, А. Кнайфеля, Г. Белова. А "Песнопения и молитвы" Г. Свиридова – один из признанных шедевров в этом жанре – были удостоены Государственной премии России.

По своему вероисповеданию я принадлежу к католической церкви и считаю, что композиторские эксперименты более допустимы в латинской традиции (вспомним Requiem и Lux aeterna Д. Лигети, Dies irae и Stabat Mater К. Пендерецкого). Тем не менее, в основу моего первого духовного опуса лег текст православной молитвы "Благослови, душе моя, Господа". И этому есть объяснение. В смешанном хоре Музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова, студентом которого я был в то время, мы исполняли произведения Бортнянского, Березовского, Веделя, Чайковского, Рахманинова, Гречанинова, Чеснокова, Архангельского, Ипполитова-Иванова уже с оригинальными православными текстами и как губки впитывали интонации русской духовной музыки. Именно тогда с концертной эстрады стали звучать неизвестные ранее духовные сочинения Танеева, Калинникова, Аренского, Балакирева, Римского-Корсакова и других композиторов.

Первым сочинением в этом жанре считаю "Богородице Дево, радуйся", написанное мною на IV курсе училища, в 1993 году. Это сочинение очень скоро вошло в репертуар многих хоровых коллективов, одним из которых был Камерный хор Санкт-Петербургской консерватории под управлением А. Петренко (ныне главного хормейстера Мариинского театра).

В начале 2000-х, уже имея определенный багаж знаний, исполнительский и композиторский опыт, я вновь в своем творчестве обратился к православным молитвам.

В 2002 году для Женского хора Музыкального училища имени Н.А. Римского-Корсакова, хормейстером которого я тогда являлся, были написаны "Два псалма для женского хора a cappella". Однако в них я использовал не оригинальный церковно-славянский текст, а адаптированный перевод на русский язык. Премьера псалмов состоялась в ноябре 2001 года в Петербурге, в соборе Святых Апостолов Петра и Павла под управлением автора.

В 2003 году был написан псалом "На реках Вавилонских" для солиста и мужского хора a cappella (также на адаптированный текст). Впервые он прозвучал в Кафедральном соборе города Метц, а затем многократно исполнялся в других городах Франции, в том числе пять раз в Париже.

Следующее произведение на православный (адаптированный) текст псалма Давида появилось лишь в 2008 году. Я написал его для Хоровой капеллы мальчиков и юношей "Звоночек" (художественный руководитель – Р. Толмачев). Это был "Покаянный псалом" (в окончательном виде – "Блажени…"). Премьеру осуществил Молодежный Камерный хор Санкт-Петербурга, а затем псалом звучал в исполнении Хора студентов Петербургской консерватории и Камерного хора Смольного собора.

Буквально через год по просьбе известного петербургского певца-октависта В. Миллера был написан концерт для баса-профундо и смешанного хора a cappella "Веровах, темже возглаголах". Начиная с этого сочинения, я уже совершенно осознанно стал использовать только оригинальные тексты псалмов на церковно-славянском языке. Премьера "Веровах..." состоялась в мае 2009 года в исполнении В. Миллера и Камерного хора Смольного собора под управлением В. Беглецова.

История создания еще одного псалма – "Рече Господь" – связана с ежегодным петербургским международным фестивалем хорового искусства "Поющий мир". Я сочинил его для Санкт-Петербургского мужского вокального ансамбля "Коневец-квартет" (под управлением композитора и дирижера И. Дмитриева). Впоследствии я сделал редакцию "Рече Господь" для смешанного хора, которая была адресована Саратовскому губернскому театру хоровой музыки (художественный руководитель и дирижер – Л. Лицова).

Идея объединить все написанные мною на православные тексты сочинения в один большой цикл возникла у меня летом 2011-го года. Но к осуществлению задуманного я приступил лишь три года спустя. В сентябре 2014-го был дописан еще один псалом – "Благослови душе моя, Господа", эскизы которого ждали своего часа уже несколько лет. Он решен в совершенно другом ключе, нежели мой юношеский опус. Тогда же появилась идея включить в сочинение инструмент, который стал бы связующим звеном всех псалмов (как, например, гобой в "Перезвонах" В. Гаврилина или свирель в "Запечатленном ангеле" Р. Щедрина) и не был бы чужероден для церкви. Я выбрал трубчатые колокола – на мой взгляд, наиболее близкие духовной музыке, способные гармонично влиться в звучание хора a cappella и настроить слушателей и исполнителей на возвышенный лад.

Мне пришлось практически переписать все свои ранние псалмы, сделав редакцию на оригинальный церковно-славянский текст. В итоге получилось более чем часовое сочинение, состоящее из Семи псалмов Давида и Ангельского приветствия архангела Гавриила "Богородице, Дево, радуйся". Жанр этого сочинения я определил как симфония молитв, что, как мне кажется, соответствует его масштабу и тематике.

Не скрою – образцами для создания Симфонии молитв мне служили выдающиеся сочинения А. Шнитке ("Стихи покаянные"), Р. Щедрина ("Запечатленный ангел"), А. Пярта ("Канон покаянен"), К. Пендерецкого ("Херувимская", "Заутреня"…). Работая над своим опусом, я старался раскрыть многогранные возможности современного хорового коллектива, дать представление о звучании всех его групп, продемонстрировать мастерство сольных голосов и проникнуть в глубину православной молитвы…

Первое исполнение всего цикла состоялось 26 ноября 2014 года в Санкт-Петербурге в Храме Воскресения Христова (Спасе на крови). Симфония молитв прозвучала в исполнении Хора студентов Санкт-Петербургской государственной консерватории и Женского хора музыкального училища имени Н.А. Римского-Корсакова под управлением А. Максимова.

В таком же исполнительском составе это произведение прозвучит и сегодня».

 

Сергей ЕКИМОВ

 

За это произведение автор был удостоен премии Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры за 2014 год (в номинации «композиторское искусство»).

Мая 2016 года, среда

Академическая капелла

Начало в 19.00

 

«ВСПОМИНАЯ ЮРИЯ ФАЛИКА»

(К 80-летию композитора)

Слово о Юрии Фалике – Владислав Чернушенко

 

I отделение


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.