Союз композиторов Санкт-Петербурга — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Союз композиторов Санкт-Петербурга

2022-10-29 30
Союз композиторов Санкт-Петербурга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ БУКЛЕТА

Обложка

Приветствия

Титульный лист

Директорат, административная группа, спонсор, содействующие организации

Пресс-релиз фестиваля

Композиторы, представленные в фестивальных концертах

Исполнительские коллективы и дирижеры – участники фестиваля

Солисты и ансамблисты – участники фестиваля

Фестивальные залы (желательно в цвете)

Хронология фестиваля

Концертные программы

Выставка публикаций Издательства «Композитор Санкт-Петербург»

Организаторы фестиваля, авторы эмблемы, дизайна

Логотипы спонсора и содействующих организаций

Фестивальная эмблема

Название фестиваля и даты проведения на английском языке

 

 

ОБЛОЖКА

Фестивальная эмблема

Название фестиваля

(строчными буквами)

Вид Петербурга

(мосты или Дом композиторов)

10 – 24 мая 2016 года

РАЗВОРОТ ОБЛОЖКИ

Приветствия с фотографиями

…..

Г.С.Полтавченко

Губернатор Санкт-Петербурга

 

Сердечно поздравляю всех участников 52-го Международного фестиваля «Петербургская музыкальная весна»!

Российское Авторское Общество давно поддерживает этот старейший в стране композиторский форум. Приятно сознавать, что наряду с большим количеством премьер, в концертах «Музыкальной весны» всегда представлены и сочинения авторов минувших десятилетий. Не забывает фестиваль и петербургских юбиляров, отдавая должное их лучшим достижениям.

Уверен, что нынешняя «Весна» подарит слушателям немало ярких впечатлений, и от имени всего российского авторского сообщества желаю фестивалю творческих успехов, а слушателям – радости от встречи с настоящим искусством.

 

С.С. Федотов

Генеральный директор-Предсдетаель Совета директоров

Российского Авторского Общества

«Петербургская музыкальная весна» – уникальное ежегодное явление.

Более полувека непрерывно и регулярно исполняются новые произведения композиторов-современников. Звучит объективно разное, без всяких изъятий, веяний, моды и предрассудков. Что может быть интересней и любопытней, чем представлять премьеры, напоминать слушателям о музыке ушедших поколений, принимать гостей фестиваля из других городов и стран, пополнять репертуар все новых и новых поколений музыкантов-исполнителей!

Давняя творческая и человеческая дружба связывает композиторов Санкт-Петербурга и Москвы.

От себя лично и от имени композиторов-москвичей желаю участникам фестиваля творческого и профессионального удовлетворения и, как всегда, полных залов благодарных слушателей.

 

О.Б.Галахов

Председатель Союза московских композиторов

Председатель Оргкомитета международного фестиваля современной музыки «Московская осень»                

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации

 

 

                                                                          

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Союз композиторов Санкт-Петербурга

Министерство культуры Российской Федерации

Комитет по культуре Санкт-Петербурга

Музыкальный фонд Санкт-Петербурга

 

Эмблема фестиваля

«ПЕТЕРБУРГСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ВЕСНА»
52-й международный фестиваль

Мая 2016 года

Фестиваль проводится под патронатом Губернатора Санкт-Петербурга

РАЗВОРОТ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

ДИРЕКТОРАТ ФЕСТИВАЛЯ

Художественный директор

Григорий Корчмар

Художественный совет

Вадим Биберган

Александр Попов

Иосиф Райскин

Владимир Сапожников

 

Исполнительный директор

Татьяна Хайновская

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ГРУППА

Светлана Засосова

Сергей Рыльцев

Наталья Томашевич

Мария Шарапова

Татьяна Шмакова

 

Фестиваль проходит при поддержке

Российского Авторского Общества

 

Проведению фестиваля содействуют

Филармоническое Общество Санкт-Петербурга

Издательство «Композитор • Санкт-Петербург»

 

Информационная поддержка

Газета «Санкт-Петербургский музыкальный вестник»

Сведения о фестивале публикуются в соответствии с информацией, полученной на момент издания буклета

«ПЕТЕРБУРГСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ВЕСНА»

Ой международный фестиваль

(10 – 24 мая 2016 г.)

ПРЕСС-РЕЛИЗ

В период с 10 по 24 мая 2016 года Союз композиторов Санкт-Петербурга при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Российского Авторского Общества, Комитета по культуре и Музыкального фонда Санкт-Петербурга проводит 52-ой международный фестиваль «Петербургская музыкальная весна» – старейший в нашей стране и весьма авторитетный в художественном мире форум, посвященный современному композиторскому и исполнительскому творчеству (в первую очередь – петербургскому).

    Предстоящий фестиваль продолжит свои богатейшие традиции и, вместе с тем, представит образцы поисков и воплощения новых музыкальных идей. В 14-ти тематических фестивальных концертах (4-х оркестровых, 3-х хоровых и 7-ми камерных), которые пройдут на 6-ти наиболее значимых городских площадках (в Большом и Малом залах Филармонии, Академической капелле, Кафедральном Соборе Святых Апостолов Петра и Павла, Колонном зале Герценовского университета, Доме композиторов), прозвучат 125 сочинений 68-ми композиторов. Очень многие их произведения на этом фестивале будут исполнены впервые, что свидетельствует о творческой продуктивности наших авторов. Традиционная особенность фестиваля – его открытость самым различным направлениям современного творчества – от сугубо академического до музыки демократических жанров. Так, широкая стилистическая палитра отличает оркестровые фестивальные концерты («Лики петербургской симфонической музыки», 10.05, Большой зал Филармонии; вечер оркестровой музыки петербургских композиторов под названием «Образы», 20.05, Капелла; программа для камерного оркестра «От барокко и почти до рока», 16.05, Малый зал Филармонии; концерт «В легких жанрах» – произведения петербургских композиторов для оркестра русских народных инструментов, 21.05, Колонный зал Герценовского университета). Столь же разнообразна панорама камерного вокального и инструментального творчества наших земляков, представленного 4-мя концертами цикла «Петербургская камерата» (11.05, 12.05, 14.05, 23.05, Дом композиторов), концертом «Валерий Гаврилин – известный и неизвестный» (15.05, Малый зал Филармонии). Использование традиционных форм в сочетании с экспериментальными достижениями станет характерной особенностью двух концертов серии под общим названием «Оперная лаборатория», представленной в Доме композиторов («Написанные и ненаписанные оперы», 13.05; «От Ренессанса до "окаянных дней"», 19.05). Весомое место в фестивальных программах займет и хоровое творчество – масштабная симфония молитв «Рече Господь» С. Екимова (17.05, Кафедральный Собор святых Апостолов Петра и Павла), хоровой концерт «Петербургские напевы» (24.05, Малый зал Филармонии), вечер «Вспоминая Юрия Фалика» (18.05, Капелла). Этим концертом фестиваль отдаст дань памяти этого выдающегося Мастера, так же как в прочих фестивальных программах почтит памятные даты и многих других ушедших из жизни замечательных петербургских композиторов. Отметит фестиваль и юбилейные даты ныне творящих авторов. («Юбилейный букет», 22.05, Дом композиторов; в различных смешанных концертных программах).

Исполнительские силы фестиваля составят широко известные оркестровые и хоровые коллективы (Симфонический оркестр Филармонии, Хор и Симфонический оркестр Капеллы, камерный оркестр «Дивертисмент», Русский концертный оркестр, Хор Государственного института культуры и Музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова), дирижеры (В. Альтшулер, А. Чернушенко, И. Иофф, В. Попов, В. Чернушенко, А. Максимов, А. Соловьев), многочисленные ансамбли и солисты. Участниками фестиваля традиционно станут исполнительские коллективы и из других городов России, в этот раз – Камерный хор Московской консерватории и Тульский государственный хор.

Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской государственной филармонии им. Д.Д. Шостаковича

Дирижер – Владимир Альтшулер

Хор Академической капеллы Санкт-Петербурга

Художественный руководитель и дирижер – Владислав Чернушенко

 

Им. П.И.Чайковского

Художественный руководитель и дирижер – Александр Соловьев

Хор студентов Санкт-Петербургской государственной консерватории

Им. Н.А.Римского-Корсакова

Художественный руководитель – Валерий Успенский

Дирижер – Антон Максимов

Ансамбль гусляров

Художественный руководитель – Ирина Ершова

 

 

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ

(6 фотографий с подписями)

 

БЗФ                                                                                                                МЗФ

 

 

Капелла                                                                                     Дом композиторов

 

 

Кафедральный собор                            Колонный зал Герценовского университета

св. Апостолов Петра и Павла

 

 

ХРОНОЛОГИЯ ФЕСТИВАЛЯ

И.Цеслюкевич, С.Баневич

Исполнители: солисты-вокалисты, инструменталисты

Мая, среда, Капелла, 19.00

«Вспоминая Юрия Фалика»

(к 80-летию композитора)

Исполнители: Хор и оркестр Капеллы Санкт-Петербурга, художественный руководитель и дирижер – В.Чернушенко

И.Друх, О.Петрова

Исполнители: ансамбль Musica da Camera, дуэт IN-TEMPORALIS, солисты-вокалисты, инструменталисты

Ю.Фалик, С.Слонимский, Г.Корчмар, Е.Петров, С.Екимов, Д.Смирнов, Я.Дубравин, Л.Десятников, А.Варламов, А.Флярковский, В.Фадеев, Е.Туркина, В.Поляков, А.Эшпай, В.Соловьев-Седой, В.Гевиксман, А.Бабаджанян, И.Корнелюк, С.Екимов, Р.Глиэр

Исполнители: Камерный хор Московской государственной консерватории, Тульский государственный хор, художественный руководитель и дирижер – А. Соловьев

КОНЦЕРТНЫЕ ПРОГРАММЫ

«Петербургская музыкальная весна»

52-ой международный фестиваль

Мая 2016 года, вторник

Большой зал филармонии

Начало в 19 часов

«ЛИКИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ»

Концерт-открытие

 

I отделение

 

Сергей Слонимский (р. 1932) – «Праздничная музыка» для балалайки, ложек и симфонического оркестра (1975)                           

Солисты – Николай Беляев, Татьяна Капустян

Валентин Бибик (1940–2003) – Концерт-симфония для скрипки, альта и камерного оркестра, оп.61 (1986)                                              

I. Comodo

II. Adagio. Piu mosso. Agitato        attacca

III. Largo

Солисты – Илья Иофф, Лидия Коваленко

Первое исполнение в Санкт-Петербурге

 

II отделение

 

Игорь Друх (р.1966) – «Бетельгейзе», фантасмагория для большого симфонического оркестра (2012)                                                  

Первое исполнение

Антон Танонов (р.1977) – Симфония № 1, оп.21 (2015)    

I. Песня

II. Лабиринт

III. Детский марш

IV. Интермеццо

V. In techno

Первое исполнение второй редакции

Исполнители: Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской государственной филармонии, дирижер – Владимир Альтшулер

Сергей СЛОНИМСКИЙ

 

Сергей Михайлович Слонимский (р. 1932) – Народный артист России, лауреат Государственных премий Российской Федерации, премии Правительства Санкт-Петербурга, кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Командорского креста ордена «За заслуги» Республики Польша. Автор ряда музыкально-сценических произведений (оперы, балеты), сочинений кантатно-ораториального жанра, 33-х симфоний, инструментальных концертов, большого количества опусов в различных жанрах камерной вокальной и инструментальной музыки, произведений для детей и юношества. Профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории.

 

«Праздничная музыка» для балалайки, ложек и симфонического оркестра (1975)

 

«После фольклорной экспедиции по Ленинградской области в 1975 году мне захотелось несколько освежить жанр приветственной увертюры, приблизив его к атмосфере веселого деревенского праздника и скоморошьих игр. Балалайка и ложки выступают в качестве двух персонажей игрищ – парня и девушки, задорно соревнующихся в забавных плясках и частушках. Оркестр старательно укладывает эти лихие импровизации в привычную сонатную форму увертюры, точнее – веселой увертюрьетты».

Сергей СЛОНИМСКИЙ

Валентин БИБИК

 

Валентин Саввич Бибик (1940–2003) – уроженец Харькова, где после окончания обучения и нескольких лет педагогической работы стал заведующим кафедрой композиции и инструментовки Харьковской консерватории. В течение долгого времени был председателем Харьковской организации Союза композиторов СССР. С 1994 года жил в Санкт-Петербурге, где работал профессором, заведующим кафедрой музыкального искусства в Гуманитарном университете. Состоял членом Союза композиторов Санкт-Петербурга. С 1998 года работал по приглашению Академии музыки Тель-Авивского университета в качестве профессора композиции. Лауреат Международного конкурса композиторов, лауреат премии ACUM, «Композитор года» (Израиль, 2001). Скончался в Тель-Авиве.

Автор оперы «Бег», балета «Гуттаперчевый мальчик», ряда крупных симфонических сочинений, инструментальных концертов, хоровых, камерных сольных и ансамблевых вокальных и инструментальных произведений.

 

Концерт-симфония для скрипки, альта и камерного оркестра, оп.61 (1986)

«Событием стала Концерт-симфония для скрипки и альта с камерным оркестром Валентина Бибика. В ней проступает типологическая модель лирической симфонии. Признаки этой модели: тяготение к камерности (здесь, помимо прочего, выраженной в предельной экономии средств), отсутствие тем-персонажей, вступающих в конфликтные отношения, опора на бессонатные структуры, раскованность композиции и ее внутренняя стиховая организация (наиболее частая – строфическая), вариантный тип развертывания тематизма. Погружение в эмоцию, статика длящихся лирических состояний – и внезапно нарушающие ее эмоциональные шквалы – вот составляющие портрета Симфонии-концерта. Атипично и решение цикла с неконтрастными тремя частями. Каждая из них – вариант предыдущей по тематизму, и по композиционно-структурным признакам, и по драматургическим особенностям: три части как три строфы поэтического целого, связанных по принципу поэтического параллелизма. Концертность, обозначенная в жанровом определении произведения, выступает не через виртуозно-техническое начало, а через последовательно проводимый принцип солирования (он распространен и на инструменты оркестра – гобой, фортепиано), главная цель которого, как представляется, выявить душу инструмента.

"… Песнь души, настроенной к созвучию с прекрасным", – так словами П.Вяземского хочется определить главный художественный эффект, рождаемый симфонией Валентина Бибика, вдохновенным произведением, где все – до мельчайшей музыкальной "клетки" пронизано мелосом, омыто светом и воздухом».

Елена ЗИНЬКЕВИЧ

Из статьи «Песнь души», написанной по заказу фирмы «Мелодия» и вошедшей в книгу «Память об исчезающем времени» (Страницы музыкальной летописи).

Премьера сочинения состоялась в 1986 году в Киеве под руководством дирижера Игоря Блажкова. Концерт исполнялся в США, во многих странах Европы.

 

Игорь ДРУХ

Игорь Эдуардович Друх (р. 1966) родился в Ленинграде, окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу композиции профессора А.Д. Мнацаканяна. Принимал участие в международных мастер-курсах в Германии, Польше, Швеции, Голландии, России. Член Союза композиторов Санкт-Петербурга с 1995 года. Лауреат различных международных и российских композиторских конкурсов (Гран-при конкурса ЮНЕСКО в Париже; I премия международного конкурса камерной музыки, Чикаго; I премия VIII Всероссийского конкурса композиторов им. А.П. Петрова; II премия I Всероссийского конкурса композиторов им. Д.Д. Шостаковича). Произведения И.Друха исполнялись в различных странах Европы и в США. Его многочисленные симфонические и камерные сочинения зачастую создавались по мотивам произведений живописи, архитектуры, скульптуры. В них широко используются новейшие приемы композиторской техники и звукоизвлечения. 

 

«Бетельгейзе», фантасмагория для большого симфонического оркестра (2012)                                             

«Бетельгейзе – одна из самых значительных звезд, которую мы можем наблюдать даже невооруженным глазом.

Она невероятно огромна, примерно в 15–20 раз больше Солнца по массе и почти в 1000 раз больше диаметром. Если поставить Бетельгейзе вместо Солнца, то ее внешний край будет где-то возле Юпитера, охватив все внутренние планеты. Бетельгейзе также выделяет почти в 50 000 раз больше света, чем Солнце. Наиболее вероятным сценарием окончания эволюции звезды является то, что Бетельгейзе в конечном счёте подвергнется взрыву сверхновой, и произойти это может в любой момент. В случае взрыва Бетельгейзе может увеличить свою яркость по крайней мере в 10 тысяч раз, и тогда сбудутся фантазии из "Звёздных войн": над Землёй появится второе Солнце. Возможно, что мы все сможем наблюдать, как неторопливо погружаются за горизонт, одно за одним, два светила. Звезды разного калибра умирают (в астрономическом смысле) по-разному, перерождаясь в красных, желтых, белых карликов, в нейтронные звезды или черные дыры. Но в любом случае, смерть звезды – это рождение чего-то нового, какой-то новой формы жизни, "нового света"… По умолчанию эта музыкальная композиция-фантасмагория является как бы "симфонией на конец света"».

Игорь ДРУХ

 

За это сочинение автор был удостоен I премии и звания лауреата VIII Всероссийского конкурса композиторов им. А.П. Петрова (2014).

Антон ТАНОНОВ

 

Антон Валерьевич Танонов (р. 1977) окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу композиции профессора С.М. Слонимского и преподает в ней с 2003 года (с 2012 года – заведующий кафедрой композиции и импровизации). Член Правления Союза композиторов Санкт-Петербурга. Лауреат Международного и всероссийских композиторских конкурсов. Автор симфонической и камерной музыки, произведений для театра и кино, среди которых широкую известность приобрели мюзиклы «Мастер и Маргарита» и «Онегин». Музыка композитора звучала в филармонических залах России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Казань), в различных зарубежных странах. Среди исполнителей его произведений – дирижеры Владимир Федосеев, Александр Сладковский, Алим Шахмаметьев, Osman Giuseppe Gioia (Бразилия), певица Вероника Джиоева и другие известные музыканты.

 

Симфония № 1, оп.21 (2015)

«Симфония создавалась в течение 10 лет, многократно пересочинялась и переделывалась.

Каждая из частей имеет свой подзаголовок.

Программный подтекст симфонии – жизнь современного человека – от рождения (1 часть) до смерти (4 часть). 5 часть – это абсолютный «бег времени», который существует сам по себе, вне зависимости от жизни конкретного человека. 2 часть – рассказ о становлении личности, преодолении препятствий, движение вперед. 3 часть – детский марш, гимн «цветам жизни» и «вечной молодости», наполненный иронией и светом.

Работа над симфонией ставила перед автором только одну задачу – быть честным со слушателем…»

Антон ТАНОНОВ

Мая 2016 года, среда

Дом композиторов

Начало в 19.00

«ПЕТЕРБУРГСКАЯ КАМЕРАТА»

Концерт I

 

I отделение

Михаил Журавлев – «Детский альбом времен года», сюита для фортепиано (2010)

I. «Летний день»

II. «Осенний вечер»

III. «Зимняя ночь. Рождество»

IV. «Весеннее утро»

Исп. Алексей Махлаевский

Валерий Фадеев – Соната-дивертисмент для флейты и фортепиано (2016)

(К 70-летию композитора)

I. Allegro giocoso

II. Andante dolce

III. Allegro con fuoco

Исп. Татьяна Резетдинова, Николай Мажара

Первое исполнение

Валерий Бровко – «Ни страны, ни погоста...», вокальный цикл для голоса и фортепиано на стихи И. Бродского (1989)

I. Сонет

II. «Мне говорят…»

III. «Прощай…»

IV. Стансы

V. Стихи под эпиграфом.

Исп. Надежда Хаджева, Сергей Осколков-мл.

 

II отделение

Александр Мнацаканян – Ноктюрн и Скерцо для флейты и фортепиано

(К 80-летию композитора)

Исп. Татьяна Резетдинова, Николай Мажара

Петр Геккер – «Песнь Мери» из маленькой трагедии А. Пушкина «Пир во время чумы», для сопрано в сопровождении фортепиано, флейты и провансальского барабана (2016) 

Исп. Екатерина Шиманович, Петр Геккер, Татьяна Резетдинова, Антон Регонен

Первое исполнение

Сергей Осколков – «Отражения» для инструментального ансамбля

I. «Клоун осени» для кларнета, скрипки и фортепиано. Памяти Леонида Енгибарова (2012) 

Исп. Александр Осколков, Михаил Крутик, Сергей Осколков-мл.

II. «Заклятие зверей», фантазия для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано по мотивам гравюры М.М. Шемякина (2010)

Исп. Татьяна Резетдинова, Александр Осколков, Михаил Крутик, Елена Григорьева, Сергей Осколков-мл.

Георгий Фиртич – «Рыжая пантера», сюрстолляция для четырех (кларнета, скрипки, виолончели, фортепиано). Посвящается М.М. Шемякину (2009)

Исп. Александр Осколков, Михаил Крутик, Елена Григорьева, Сергей Осколков-мл.

Мая 2016 года, четверг

Дом композиторов

Начало в 19.00

«ПЕТЕРБУРГСКАЯ КАМЕРАТА»

Концерт II

«Музыка на троих»

I отделение

Александр Попов – «Пение рыб», трио для скрипки, виолончели и фортепиано (2015)

Первое исполнение

Николай Мажара – Каприччио для виолончели и фортепиано (2016)

Первое исполнение

Михаил Крутик – Im Freundschaft («В содружестве») для скрипки, виолончели и фортепиано (2016)

Первое исполнение

II отделение

Вадим Биберган – Фортепианное трио с чтецом (Тема с вариациями), соч. 7. (1972). Стихи М. Джалиля (литературная композиция В. Ткача)

Тема. Largo maestoso

Вар. I. Moderato

Вар. II. Meno mosso

Вар. III. Andante

Вар. IV. L’istesso tempo

Вар. V. Passacaglia. Andante       attacca

Вар. VI. Adagio

Вар. VII. Moderato

Вар. VIII. Allegro

Вар. IX. Хорал

Леонид Резетдинов – Два танго для скрипки, виолончели и фортепиано (2015)

I. Роковое танго

II. Прощальное танго

Исп.: Фортепианное трио Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной филармонии в составе:

Михаил Крутик (скрипка), Елена Григорьева (виолончель), Николай Мажара (фортепиано)

В концерте принимает участие Олег Пальмов (чтец)

 

 

 

Мая 2016 года, пятница

Дом композиторов

Начало в 19.00

«ОПЕРНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

Концерт I

«Написанные и ненаписанные оперы»

I отделение

Ирина Цеслюкевич – «Авласавлалакавла», камерная опера в трех картинах. Текст О. Цехновицер (1988)

Действующие лица и исполнители:
Тамара – Ольга Георгиева (сопрано)
Виктор – Григорий Якерсон (баритон)
Домовой – Егор Прокопьев (бас)

Партия фортепиано – Наталья Эрте

«Название "Авласавлалакавла" было дано самим композитором уже почти законченной опере.
Слово это было взято из романа Томаса Манна "Иосиф и его братья" в переводе С. Апта.
В романе оно звучит многократно.
Старый Иаков, поучая сына и призывая его следовать в жизни определённым правилам,
предостерегает юного Иосифа от необдуманных поступков, которые могут привести к тому,
что и определяется как "Авласавлалакавла". Позже в романе уже сам Иосиф, рассуждая о неком увиденном сне, говорит, что сон был полон глубокого смысла, а не какая-нибудь "Авласавлалакавла". Тяжкая и опустошающая человека бессмыслица – вот примерное значение этого слова.
Думается, что авторы оперы трактовали это слово ещё более широко».

Ольга ЦЕХНОВИЦЕР

 

II отделение

Сергей Баневич – «Арии из ненаписанных опер» для сопрано и фортепиано (1996)

(К 75-летию композитора)

I. Ариозо Настеньки из оперы «Белые ночи»

(по повести Ф. Достоевского)

II. Сцена безумия Николь Дайвер из оперы «Ночь нежна»

(по роману Ф.С. Фицджеральда)

III. Ария Дианы из оперы «Признание авантюриста Феликса Круля»

(по роману Т. Манна)

IV. Ария Матери из оперы «Цинковые мальчики»

(по документальной повести С. Алексиевич)

V. Ария Анны из оперы «Время ночь»

(по повести Л. Петрушевской)

VI. Ария Марии из оперы «Ручьи, где плещется форель»

(по рассказу К. Паустовского). Слова Т. Калининой

Исп. Татьяна Кальченко, Андрей Телков

 

«П.И.Чайковский говорил о том, что непоставленная опера не имеет никакого смысла: непоставленная опера – вечная боль любого композитора. А если опера продумана композитором едва ли не во всех деталях, но не написана, – тогда автор не обременен мыслями о судьбе своего детища. Наконец, композитор может обратиться к любимому сюжету, прожить его в своем воображении, выбрать самый сильный и воплощающий суть оперы эпизод и сочинить, к примеру, арию для героини, которую он успел полюбить, судьбу которой выстрадал.

"Арии из ненаписанных опер" сочинены в 1996 году и посвящены замечательной певице, обладательнице Гран при Международного конкурса вокалистов имени Марии Каллас – Елене Устиновой. Она же явилась и первой исполнительницей "Арий".

В "Ариях" автор ставит перед артисткой трудные задачи. Тут и тесситурные сложности, и различные типы вокализирования, которые являются выражением контрастности воплощаемых характеров и типов. Женщины, входящие в этот мир, заброшенные в него, на руинах мира сего, – беззащитно юные, зрелые и искушенные, надломленные или сломленные жизнью и возрожденные; нежность первой влюбленности, трагедия разрушенного любовью сознания, самоирония и обольстительность, отчаяние и преисподняя, вместившая муки потерявшей сына матери, опустошенность и трагическое непонимание, неприятие одиночества наступающей старости – эти состояния и судьбы предстоит прожить исполнительнице. Можно сказать, что композитор беспощаден к певице: если в опере ей доводится петь ариозо, арию, монолог, сцену, то происходит это в разряженном пространстве большого спектакля. В "Ариях" же эти исполнительские задачи спрессованы и сконцентрированы до предела.

В "Ариях" Баневич доверяет публике разговор о той поре своей жизни, когда подводятся итоги, когда взгляд на самого себя трезв, а абрис своей творческой жизни прояснен в понимании своих возможностей и в осознании невозможностей – невозможности "осуществить все" (и даже самое дорогое из некогда задуманного или из неотвязно обдуманного). К столь откровенному разговору с публикой мы привыкли лишь в актерской среде: там автобиографическая тема несыгранных ролей – одна из самых трагических тем в области искусства – стала обыденной и возможной в любой исповеди и даже в небольшом интервью. В музыке сегодня к такой мере откровенности слушатель еще не приучен. Тем более интересно погрузиться в мир Театра "Арий из ненаписанных опер" и исполнителю, и, конечно, слушателю.

К моменту создания "Арий" художественный мир Сергея Баневича определился и устоялся. Достоевский и Паустовский не изменили Баневича. Здесь остались в силе его немного старомодная любовь к вальсовому движению, к красоте музыкального слога, к просветленному катарсису, выраженному песенной мелодией. Но во всех остальных ариях Баневич иной, нежели прежде. Томас Манн подвигнул его написать также вальсовую музыку, но вальс экспрессивный, утонченный, фактурно насыщенный и тонально изощренный – в духе Рихарда Штрауса, с отливами и приливами высоких динамических волн, однако весьма контролируемых. Петрушевская обратила в иную музыкальную веру: монолог Анны – это речитация (какая огромная выразительность таится в самой идее построить монолог как череду имен!) – скупость средств, бескрасочность и графичность Мусоргского, автора "Без солнца", и начала сцены в келье Пимена из "Бориса Годунова", и далекие отзвуки Малера, его "Одинокого осенью" из "Песни о Земле" и "Песен об умерших детях", – вот что стоит за этой музыкой. Без Прокофьева Баневич не обходится и в "Ариях", но это – другой Прокофьев: сцена сумасшествия Любки из "Семена Котко" выплывает из памяти и осознается драматургическим и структурным прообразом эпизода из страшного свидетельства Алексиевич. Здесь, как и в сцене безумия Николь из романа Фицджеральда, Баневич мудро отказывается от своего служения мелодии. Вместо нее звучит экспрессивная фраза-motto (Николь: "Помоги мне, Дик! Помоги!") и безостановочно "вращается" фраза-ostinato в диапазоне от оцепенения до вопля отчаяния (Мать: "Купи, мамуленька, мне хомячка").

Можно обсуждать жанровый тип каждого номера "Арий", символическую многозначность интервалики, что лежит в основе ключевых фраз, семантику тональностей, ритмику и тип движения, которыми выражены настроение – страсть – аффект, тему Ночи в ее образных ипостасях, построение произведения, его "открытость" как цикла и как – потенциально – части макроцикла и т.д. Когда-нибудь эти наблюдения и многие другие, возможно, обратят на себя внимание музыковедов…»

Людмила КОВНАЦКАЯ

Мая 2016 года, суббота

Дом композиторов

Начало в 19.00

«ПЕТЕРБУРГСКАЯ КАМЕРАТА»

Концерт III

I отделение

Андрей Фролов – «Юродивый Сизиф», вокальный цикл для баритона и фортепиано на стихи Ю. Балтрушайтиса (2015)

I. Прелюдия

II. «В пути»

III. «Сизиф»

IV. «В парке»

V. «Колокол»

VI. Интерлюдия

VII. «Песня юродивого»

Исп. Андрей Реймерс, Михаил Огороднов

Сергей Москаев – «Полутона» для кларнета и фортепиано (2014)

I. Lento

II. Allegro

III. Lento

Исп. Александр Захаренко, Иван Александров

Первое исполнение  

Наталья Волкова – «Собственное небо», вокальный цикл для меццо-сопрано и фортепиано. Стихи Ю. Мориц (2016)

I. «Талант»

II. «В юности, в пасти огня…»

III. «Для тебя и для меня»

IV. «Балтийское лето» («Мама…»)

V. «Собственное небо»

Исп. Олеся Петрова, Наталья Волкова

Первое исполнение

II отделение

Александр Туник – Каприччио для фортепианного квинтета (2016)

Исп. Артур Зобнин (скрипка), Ирина Анастасина (скрипка), …………….. (альт)?, Алексей Говоров (виолончель), Алексей Глазков (фортепиано)

Первое исполнение

Иван Александров – «Сквозь бездны расставанья», вокальный цикл для тенора и фортепиано на стихи русских поэтов (2014)

I. «Заклинание». Стихи А. Блока

II. «Демон». Стихи А. Блока

III. «Милый друг». Стихи В. Соловьева

IV. «Отрывок из Теофиля Готье» (перевод А. Эфрона)

V. «Прощание». Стихи А. Пушкина

Исп. Артем Мелихов, Иван Александров

Первое исполнение

Люциан Пригожин – Соната-бурлеска для скрипки и фортепиано (1967)

(К 90-летию композитора)

I. Comminando risoluto

II. Moderato e bruscamente

Исп. Артур Зобнин, Иван Александров

Мая 2016 года, воскресенье

Малый зал филармонии

Начало в 19.00

«ВАЛЕРИЙ ГАВРИЛИН – ИЗВЕСТНЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ»

в исполнении солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра

Художественный руководитель Академии – Лариса ГЕРГИЕВА

 

I отделение

– «Сею-вею» (Из цикла «Русская тетрадь»). Слова народные

– «Не ревнуй». Стихи В. Шефнера

Исп. Эмилия Аблаева

– Из цикла «Русская тетрадь»:

«На горе стоит калина». Слова народные

«В прекраснейшем месяце мае». Слова народные

Исп. Вероника Токарева

– «Черемуха». Стихи О. Фокиной

– «Кто чего боится». Стихи А. Ахматовой

Исп. Надежда Коновалова

– Из цикла «Вечерок»:

«Вечерок». Стихи А. Шульгиной

«Маргарита». Слова народные в обработке В. Гаврилина

Исп. Маргарита Иванова и Эвелина Агабалаева

– «Белая ворона». Стихи Л. Куклина

– «Мама». Стихи А. Шульгиной

Исп. Артем Мелихов

– Две песни Офелии (из цикла «Три песни Офелии» по В. Шекспиру, пер. Б. Пастернака)

Исп. Анастасия Донец

– Третья песня Офелии (из цикла «Три песни Офелии»)

– «Гимн собаки». Стихи А. Григулиса

Исп. Александр Трофимов

– Из цикла «Первая немецкая тетрадь»:

«Разговор в Пандеборской степи»

«Гонец»

Исп. Ярослав Петряник

 

II отделение

 

– «Простите меня». Стихи А. Володина

Исп. Александра Пономарева

– Из цикла «Времена года» на народные слова и стихи С. Есенина:

«Зима»

«Весна»

«Лето»

«Осень»

Исп. Екатерина Бондаренко

– «Город спит». Стихи А. Шульгиной

– «Два брата». Стихи В. Максимова

Исп. Андрей Максимов

– Из цикла «Вечерок»:

«Лунным светом». Стихи Гейне

«А нежность по сердцу». Стихи А. Шульгиной

Исп. Диана Казарян и Эвелина Агабалаева

– Из цикла «Русская тетрадь:

«Страдание»

«Страдальная»

Исп. Елена Горло

– «Осенью». Стихи А. Шульгиной

– «Простите меня». Стихи А. Шульгиной

Исп. Алена Гурьева

– «Шутка». Стихи А. Шульгиной

Исп.: Артем Мелихов и Алена Гурьева

Партия фортепиано – Елена Федоренко, Алексей Тихомиров, Василий Попов

Мая 2016 года, понедельник

Малый зал филармонии

Начало в 19.00

«ОТ БАРОККО И ПОЧТИ ДО РОКА»

Мая 2016 года, вторник

Начало в 19.00

«РЕЧЕ ГОСПОДЬ»

Сергей Екимов – «Рече Господь», симфония молитв на текст Ангельского приветствия Архангела Гавриила и семи Псалмов Давида для солистов, большого смешанного хора и колоколов (1993 – 2014)

I. «Благослови, душе моя, Господа» (Псалом 102)

II. «Богородице Дево, радуйся» (Ангельское приветствие Архангела Гавриила)

III. «На реках Вавилонских» (Псалом 136)

IV. «Рече Господь» (Псалом 109)

V. «Услыши, Боже, глас мой» (Псалом 63)

VI. «Хвалите Господа с небес» (Псалом 148)

VII. «Верховах, темже возглаголах» (Псалом 115)

VIII. «Блажени, ихже оставишася беззакония» (Псалом 31)

 

Исполнители:

Хор студентов Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова,

Женский хор музыкального училища имени Н.А. Римского-Корсакова

Дирижер – Антон Максимов

«В конце 80-х годов прошлого столетия в России был снят негласный запрет на создание произведений на церковные тексты, и многие петербургские композиторы, оставив на время светс


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.294 с.