Существует три стадии практики проникающего видения. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Существует три стадии практики проникающего видения.

2022-10-29 33
Существует три стадии практики проникающего видения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Технически эти три стадии описываются следующим образом:

1) определить сущность;

2) отсечь преувеличенное представление о характеристиках (что позволяет избавиться от сомнений);

3) выполнять йогу свободного от усложнений, всегда присутствующего [ума].

 

Простой способ получить представление об этих трёх стадиях практики проникающего видения – представить, что они связаны с пустотностью обычных концептуальных построений: с представлением о себе, с восприятием реальности и с обычным опытом восприятия, основанном на понятии «время – пространство».

 

Все три стадии связаны с истинной основой (dngos bzhi) или окончательным воззрением (yang dag pa'i blta ba), другими словами – со всё более глубоким пониманием пустотности, которое становится возможным благодаря медитации, заключающейся в тщательном аналитическом исследовании разворачивающихся мгновение за мгновением событий.

На первой стадии практикующие пытаются понять, что является основой ощущения, которое присутствует в каждом отдельном моменте опыта, – обычного представления о собственном «я».

На второй стадии практикующие пытаются определить причины и условия, соответствующие каждому типу ментальных событий, непрерывно возникающих в потоке ума, поскольку эти события связаны с построением внешней реальности.

На третьей стадии практикующие пытаются понять сам процесс, за счёт которого события, как кажется, возникают и прекращаются в потоке ума, поскольку это связано с образованием мнимого потока событий, существующего в рамках временно́го континуума.

Общим аспектом всех трёх стадий является позиция наблюдения, которая подразумевает, что выбранным объектом медитации проникающего видения является сам ум. В устной традиции проникающее видение называется «медитация на уме» (sems sgom) [TN, 338].

Таши Намгьял указывает на важность медитации проникающего видения следующим образом:

В целом считается, что все феномены являются умом. Существует много объяснений того, какие блага приносит медитация на истинной сущности ума и какой ошибкой было бы отказаться от её выполнения. Если говорить кратко, то, поскольку все существующие в сансаре проблемы возникают из ума и зависят от ума, то очень важно медитировать, приняв в качестве выбранного объекта сам ум. [TN, 334–335][504]

Медитация проникающего видения принимает в качестве выбранного объекта сам ум. Этот метод медитации описывается как «знание ума» или «знание тайны ума» [sems shes]. [TN, 335–336]

 

В первом отрывке речь идёт о доктрине «только ума».[505] В нём раскрывается основная суть воззрения: все феномены являются лишь проявлениями нашего собственного ума.[506]

Во втором отрывке говорится о методе медитации (sgom tshul) и её положительном результате (yon tan). Благодаря интеллектуальному пониманию (go ba) правильного воззрения практикующие овладевают всем необходимым для того, чтобы приступить к медитации, приняв в качестве выбранного объекта ум и его кажущиеся характеристики. Выбранным объектом (dmigs pa'i yul) является ум, а характеристиками (rnam pa'i yul) этого выбранного объекта являются кажущиеся характеристики самого ума – такие как его статус отдельного, независимо существующего феномена.[507]

Характеристики – это, по сути, обозначения, присваиваемые объекту в результате концептуализации. Присваивание обозначений мешает постижению естественного состояния ума – пустотности – и является причиной неведения.

 

Согласно Гену Ламримпе, корнем неведения является «цепляние за собственное „я“ (bdag 'dzin), или, как иногда говорят, „цепляние за реальное существование“».[508]

 

Ум можно рассматривать с двух позиций. Это может быть позиция ментальных событий, когда практикующие медитируют на том, что возникает (las byung ba) в уме, или позиция самого ума, когда они медитируют на том, что служит этим событиям опорой (la brten pa).

 

Во втором случае речь идёт о наблюдательной позиции сознавания. Практикующие наблюдают (blta ba) с каждой позиции по отдельности или с обеих сразу – то за самим умом, то за каждым отдельным ментальным событием, с целью понять, обладает ли хоть что-то из этого собственным независимым существованием.

Основной задачей является определение того, является ли ум (или какое-либо из происходящих в нём ментальных событий) чем-то реально существующим (ngo bo), то есть чем-то, чьё существование не зависит ни от чего другого.

 

Главным постижением является то, что не удаётся обнаружить ничего, что бы реально существовало. Выясняется, что и возникающие события, и сам наблюдающий их ум пусты, что это построения, лишённые какого-либо постоянного, независимого существования.

В какой-то момент аналитического исследования практикующие улавливают суть, и у них рождается проникающее видение пустотности.

Пустотность (stong ba) является синонимом отсутствия существования (ngo bo nyid med) [TN, 341].

Геше Гендун Лодро называет этот процесс «обнаружение границы феноменов», потому что практикующие постигают, что феномены «не существуют сами по себе».[509]


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.