Практикующие следуют за слоном с двумя приспособлениями – верёвкой памятования и острым крюком бдительности. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Практикующие следуют за слоном с двумя приспособлениями – верёвкой памятования и острым крюком бдительности.

2022-10-29 40
Практикующие следуют за слоном с двумя приспособлениями – верёвкой памятования и острым крюком бдительности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цонкапа сказал: «Твой ум подобен дикому слону; привяжи его верёвкой памятования к прочному столбу выбранного объекта медитации так, как я объяснил выше. Если не можешь удержать его так, тебе необходимо постепенно взять его под контроль, подгоняя железным крюком бдительности».[487]

 

На первом прямом участке дороги, который называется «дорога слушания», медитирующие используют наставления учителя, снова и снова направляя ум на выбранный объект медитации.

 

Первая из девяти стадий преодолевается на этом участке дороги. Она называется «направление ума» (sems 'jog pa), потому что медитирующие, следуя наставлениям учителя, привязывают верёвку памятования к выбранному объекту медитации и затем снова и снова направляют на него ум. На этой начальной стадии практикующие начинают по-настоящему видеть непрерывный процесс ментальных усложнений грубого уровня и склонность к постоянному отвлечению от пребывания на выбранном объекте. Они вынуждены прилагать усилия, чтобы установить ум на выбранный объект медитации и заставить его хоть недолго на нём остаться. При этом они практически ничего не могут поделать с отвлечением. Первый навык, который необходимо развить, – это навык распознавания того, что ум отвлёкся, и навык возврата внимания на объект после того, как это случилось. На этой стадии ум гораздо чаще отвлекается, чем сохраняет внимание.

 

Второй прямой участок пути называется «дорога размышления», потому что, преодолевая его, медитирующие размышляют о том, что сказал учитель, и применяют его наставления таким образом, чтобы подобно зеркалу отразить их непосредственно в потоке своего ума как возникающий там опыт переживания. Этот участок пути соответствует второй стадии – «постоянное направление ума» (rgyun du 'jog pa). На этой стадии практикующие всё ещё отвлекаются от выбранного объекта, но уже способны время от времени эффективно применять к нему верёвку памятования. Тем не менее им всё ещё требуется прикладывать определённые усилия для того, чтобы вернуть внимание ума назад на выбранный объект. На этой стадии растут как длительность пребывания ума на выбранном объекте, так и длительность периодов отвлечения на ментальные усложнения. Навыки, которые практикующие приобретают на этой стадии, – это достижение некоторого постоянства в пребывании и заметное ослабление ментальных усложнений.

 

Третья и четвёртая стадии концентрации – «возвращение на место» (slan te 'jog pa) и «тщательное пребывание» (nye bar 'jog pa) – соответствуют третьему прямому участку дороги. Поскольку теперь практикующие редко полностью теряют из внимания выбранный объект медитации, этот участок известен как «дорога памятования». На стадии возвращения на место практикующие способны быстрее распознавать отвлечения и перенаправлять внимание ума назад на выбранный объект медитации, прилагая при этом меньше усилий, чем прежде. Восстановление фокуса происходит сразу же после отвлечения. Ум значительно улучшает свою способность непрерывно пребывать на объекте в течение определённого отрезка времени. Основной проблемой на этой стадии концентрации считается неполное пребывание ума на выбранном объекте – частичное пребывание, когда одна часть ума остаётся на выбранном объекте, а другая вовлечена в ментальные усложнения. Из-за этого медитирующие могут испытывать иллюзии, что их пребывание на выбранном объекте медитации является непрерывным. Возвращение внимания ума обратно на выбранный объект, усиление концентрации на выбранном объекте и / или усиление фокуса на его более тонких деталях являются общепринятыми методами исправления «частичности» пребывания. В результате применения этих методов пребывание становится более полным, длится дольше, и в каждый отдельный момент всё меньшая часть ума вовлекается в ментальные усложнения.

 

На четвёртой стадии – «тщательное пребывание» – сила памятования существенно возрастает, поэтому пребывание становится относительно непрерывным и полным. Теперь медитирующие редко полностью теряют из внимания выбранный объект медитации. Эта стадия называется «тщательное пребывание», потому что пребывание является более полным и всё меньшая часть ума вовлекается в ментальные усложнения. Основными проблемами на этой стадии концентрации считаются вялость и возбуждение грубого уровня и их производные – сонливость и тяжесть. На этой стадии, как кажется, вялость грубого уровня возрастает в силу того, что концентрация всё больше обращается внутрь, а не наружу.[488]

 

Пятая и шестая стадии концентрации – «дисциплина» (dul bar byed pa) и «успокоение» (zhi bar byed pa) – соответствуют четвёртому прямому участку пути, который называется «дорога бдительности».

Три поворота между первыми четырьмя прямыми участками дороги преодолеваются с помощью усиления «пламени» концентрации. Усиление является жизненно важным, потому что приводит к переходу с дороги слушания на дорогу размышления, с дороги размышления на дорогу памятования, а с дороги памятования – на дорогу бдительности.

Вступив на дорогу бдительности, медитирующие уже редко теряют из внимания выбранный объект. В процессе следования по этой дороге концентрация начинает приносить удовольствие и поднимает настроение, а временами даже вызывает сильное ощущение блаженства.

 

На пятой стадии концентрации – «дисциплина» – возбуждение грубого уровня стихает, но вялость тонкого уровня всё ещё остаётся серьёзной проблемой. Поэтому практикующим необходимо применять дисциплину – задействовать бдительность для того, чтобы распознавать вялость, и использовать усиление для того, чтобы её устранить. Им следует оставаться начеку и поддерживать ум в бодром и свежем состоянии.

 

На шестой стадии – «успокоение» – вялость тонкого уровня больше не возникает, но возбуждение тонкого уровня всё ещё остаётся проблемой. Это частично обусловлено тем, что обычный ум сохраняет свою склонность привязываться к ощущениям; частично тем, что ум, погружённый в медитацию, начинает испытывать привязанность к приятным переживаниям,[489] свойственным дороге бдительности; и в определённой степени тем, что для того, чтобы продвинуться так далеко по пути, практикующим пришлось прилагать значительные усилия к удержанию ума на выбранном объекте. Таким образом, на этой стадии необходимо выработать навык, который может помочь устранить изъян возбуждения тонкого уровня.

 

Седьмая и восьмая стадии концентрации соответствуют пятому прямому участку пути – дороге упорства. На этой дороге жизненной энергии медитирующих достаточно для того, чтобы поддерживать медитацию долгое время без отвлечения и апатии, не впадая в возбуждение или вялость грубого уровня.

 

На седьмой стадии концентрации – «полное успокоение» (nye bar zhi bar byed pa) – ни возбуждение, ни вялость тонкого уровня больше не представляют реальной угрозы, но всё ещё служат причиной отвлечения. Памятование и бдительность на этой стадии функционируют автоматически, требуя лишь незначительного усилия со стороны практикующих. Геше Гендун Лодро говорит: «Если медитация стабильна, а внимание непрерывно [thu re] удерживается на объекте наблюдения,[490] то всегда можно заметить, что возникли слабость или волнение».[491] Однако на седьмой стадии концентрации медитирующим всё ещё необходимо прилагать существенные усилия для того, чтобы пребывание ума было полным и непрерывным, – до тех пор, пока этот процесс не будет доведён до автоматизма.[492]

 

На восьмой стадии концентрации – «однонаправленность» (rtse gcig tu byed pa) – усилия требуются лишь для того, чтобы начать сессию медитации. После этого всё происходит само по себе, автоматически. Теперь практикующие уверены, что расслабление и прекращение усилий не послужат причиной отвлечения от выбранного объекта медитации, а вялость и возбуждение тонкого уровня не будут представлять какую-либо проблему. Концентрация больше никогда не прерывается и автоматически сохраняется, момент за моментом, в течение всей сессии медитации.[493]

 

Девятая стадия – «равностность», или «баланс» (mnyam par 'jog pa), соответствует шестому прямому участку пути, который называется «дорога мастерства». На этой заключительной стадии концентрации пребывание становится непрерывным и ум полностью сконцентрирован на выбранном объекте, а возникновение ментальных событий сопровождается глубокой ясностью. Всё происходит спонтанно и без усилий, развивается значительная ментальная гибкость. Достижение девятой стадии концентрации и развитие ментальной гибкости способствуют овладению практикой пребывания /успокоения. Знаки овладения практикой пребывания / успокоения включают: непрерывную стабильность медитации как во время бодрствования, так и во время сна; завершение проявлений грубого уровня и негативных эмоциональных состояний во время медитации; ощущение, что после выхода из состояния медитации мы обрели новое тело; возникновение чистых, похожих на иллюзии проявлений и медитативных виде́ний.[494]

 

Таши Намгьял рассматривает девять стадий концентрации Майтреи и Асанги в своём обширном комментарии к практике махамудры [TN, 305–307], но не проводит сопоставление этих девяти стадий со ступенями концентрации традиции махамудры.[495]

 

Фактически ни один из текстов махамудры, которые используются в этой книге в качестве источника информации, не содержит сравнительного анализа стадий концентрации индийской традиции сутры и ступеней концентрации традиции махамудры.

 

В таблице 18 я представляю собственную попытку показать соответствия и различия между этими двумя традициями практики концентрации. Несмотря на то что сами стадии концентрации в обеих традициях практически совпадают, существует серьёзное различие в позициях наблюдения.

 

В индийской буддийской традиции сутры девять стадий концентрации рассматриваются в основном с позиции ума, то есть с точки зрения стабильности его пребывания на объекте и препятствующих этому проблем.

В традиции махамудры соответствующие ступени концентрации рассматриваются с позиции ментальных событий, то есть с точки зрения того, как с постепенным постижением естественного состояния ума они трансформируются в его потоке из внешне обычных ментальных событий в своё новое качество.

 

Однако в попытке сохранить преемственность традиций в тексты махамудры были добавлены некоторые объяснения ступеней концентрации, в которых практика рассматривается с позиции ума – с позиции стабильности и полноты его пребывания на выбранном объекте. Эти соответствия и различия сведены в таблицу 18.


 

Таблица 18

Сравнение ступеней концентрации в традициях сутры и махамудры


 

 Глава 6
 Проникающее видение (випашьяна)
 

 

Проходя через стадии развития концентрации, практикующие приобретают обширные знания о том, как работает ум.

Концептуальные усложнения и ментальное содержимое грубого уровня, которые заслоняют ум в его естественном состоянии, приводятся в состояние покоя.

 

Практикующие также начинают стабильно использовать сознавание, не требующее усилий, в качестве позиции наблюдения за ментальными событиями, происходящими в потоке ума. Но, несмотря на все обретённые во время прохождения стадий концентрации достижения, этот этап является лишь подготовкой для практики випашьяны – проникающего ви́дения (тиб. lhag mthong, санскр. vipaśyanā).

Практика шаматхи – пребывание / успокоение – служит для завершения когнитивных процессов грубого уровня, которые разворачиваются в потоке ума.

 

Однако неактивные негативные эмоциональные состояния (bag la nyal) [TN, 327], которые созревают в силу привычных склонностей (bag chags), так и не были преодолены. Поэтому по окончании медитационного ретрита практикующие, возвращаясь к повседневной активности, обнаруживают, что «основные и второстепенные [беспокоящие эмоции] возникают и после него» [TN, 328].

 

Практика проникающего видения была разработана для того, чтобы раз и навсегда положить конец проявлениям негативных эмоциональных состояний путём устранения привычных склонностей, которые являются их причиной. Чтобы проиллюстрировать это, Таши Намгьял начинает свой комментарий следующим образом:

Чтобы обрести уверенность, тебе необходимо выполнять практику медитации проникающего видения, которая связана с разнообразными аспектами пустотности. Если не будешь медитировать таким образом, то, одолев [явные] негативные эмоциональные состояния, не устранишь вызывающие их привычные склонности и не сможешь освободиться из сансары. [TN, 326]

Только пробуждённая мудрость (ye shes), которая возникает в момент просветления, в состоянии полностью очистить загрязнения (yongs su dang pa'i shes) [TN, 327].

 

«Предвестником» пробуждённой мудрости является проникающее видение, потому что отсекает корень (rtsa bcod) всех неблагих привычных склонностей, исправляя ошибочное воззрение (log blta), то есть веру в независимое существование собственного «я» (bdag nyid).[496]

 

В целом практика проникающего видения связана с аналитическим исследованием природы самого ума.[497] Если говорить более точно, то она является искусным средством для принятия правильного воззрения – воззрения пустотности (stong ba).

 

 Камалашила определяет практику проникающего видения следующим образом:

Посредством практики випашьяны возникнет свет подлинной мудрости, который исходит из безошибочного понимания истинной природы всех дхарм.[498]

Проникающее видение отличается от обычного восприятия (тиб. sems, санскр. samjña) и концептуализации (тиб. rtog pa, санскр. vijña),[499] поскольку является формой прямого сознавания, которая ведёт к возникновению уверенности (nges pa). Восприятие – это форма распознавания возникающих сенсорных образов, например цвета и формы. Однако такое распознавание не ведёт к уверенному постижению аспектов окончательной истины – например непостоянства и пустотности. Концептуализация – это основанная на дуализме «субъект – объект» форма распознавания, которая препятствует уверенному постижению аспектов окончательной истины.[500] Согласно «Абхидхармакоше», проникающее видение позволяет практикующим различать аспекты знания, ведущие к возникновению уверенности, и аспекты знания, обладающие изъянами. Проникающее видение – это форма прямого знания (mngon du), которая устраняет неведение, поскольку позволяет практикующим овладеть фундаментальным воззрением – пониманием, что все феномены, где бы они ни находились, пусты.[501]

 

Без проникающего видения опыт медитативных переживаний (nyams len) не может созреть в постижение (rtogs pa). Практикующие подобны слепцам, которые не в состоянии понять, куда они идут.[502] Практика проникающего видения дополняет практику пребывания / успокоения.

Гампопа сравнивает эти практики с глазами и ногами, которые помогают путешественнику добраться до города. Практика пребывания / успокоения становится ногами практикующих, а практика проникающего видения их глазами. И то и другое необходимо для того, чтобы добраться до конечного пункта назначения – просветления.[503]

 

В разделе, который озаглавлен «Виды опоры, используемые в практике проникающего видения», Таши Намгьял рассуждает о том, что практика проникающего видения построена на прочном фундаменте предварительных практик:

Предварительные практики:

положиться на святых существ, которые искусны в практиках шаматхи и випашьяны;

искать устных наставлений.

Размышлять над ними, чтобы получить прямой опыт переживания.

Обнаружить общую истину и истину уверенности в собственном потоке ума. [TN, 331]

Практикой, которая формирует склонности, необходимые для практики проникающего видения, является гуру-йога.

После гуру-йоги необходимо выполнять практики созерцания, которые необходимы для развития проникающего видения «посредством приложения собственных усилий» [TN, 332].

 Обретение проникающего видения завершает предыдущие практики.

 

Проникающее видение, которое ведёт к различающей мудрости, является кульминацией Шести парамит, а также последним из пяти ментальных факторов, идентифицирующих объект.

 

Все предварительные практики и практики пребывания / успокоения описываются как последовательные этапы (rim gyis), и точно так же практика проникающего видения подразумевает последовательное развитие этого навыка.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.