Существует три основных вида организации оптовой деятельности. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Существует три основных вида организации оптовой деятельности.

2022-10-29 96
Существует три основных вида организации оптовой деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оптовая деятельность производителей предполагает, что все оптовые функции производитель берет на себя. В этом случае фирма-изготовитель сама выхолит на розничную торговлю и другие организации-потребители. Фирма открывает сбытовые конторы или филиалы вблизи рынков сбыта и организует с их помощью хранение запасов и доставку товаров клиентам. Такая форма оптовой деятельности эффективна для фирм с большой рыночной долей. Примером могут служить фирмы «Дженерал Моторс», ИБМ, «Проктер энд Гэмбл» (на долю таких организаций приходится 40% оптового оборота в США, они используют примерно 50 тыс. сбытовых точек)12.

Коммерческие оптовые организации получают право собственности на продукцию с целью её дальнейшей перепродажи. В некоторых отраслях они получили название дистрибьюторов, снабженческих домов. Это наиболее распространенная форма оптовой деятельности.

Выделяют два основных типа оптовых посредников:

Оптовики с полным циклом обслуживания предоставляют полный набор услуг по хранению запасов, предоставлению торгового персонала, транспортировке, предоставлению кредита и оказании помощи в маркетинговой деятельности и управлении.

Оптовая организация может заниматься несколькими ассортиментными группами товаров или узко специализироваться на отдельных позициях, развивая её на большую глубину.

Оптовики с ограниченным циклом обслуживания предоставляет клиентам ог-

раниченный набор услуг.

По формам собственности розничной торговли выделяют следующие виды предприятий:

Независимые магазины – это одиночные магазины, принадлежащие одному владельцу. По количеству и величине товарооборота независимые.магазины являются самой распространенной формой торговли.

Сети представляют собой объединение нескольких торговых точек. Магазины, входящие и состав сети, как правило имеют аналогичный ассортимент продаваемых товаров, единую централизованную систему закупок, принятие решений и контролю.

Успех сетей обеспечивается большим объёмом централизованных закупок, что позволяет им получать максимальные скидки за количество, выгодные условия транспортировки: более низкими расходами на рекламу в расчёте на одну торговую точку и, наконец, возможностью создавать собственные подразделения, осуществляющие маркетинговые исследования.

Кооперативы могут создаваться либо независимыми розничными торговцами, либо потребителями. В первом случае кооператив выполняет те же функции, что и централизованные службы в сетях, повышая конкурентоспособность отдельных розничных предприятий, создавших кооператив.

Потребительские кооперативы создаются жителями городов и районов на их средства с целью обеспечения более низких цен для членов кооператива, повышения качества обслуживания и других преимуществ. Потребительские кооперативы получили распространение в торговле продуктами, особенно на местных рынках. Однако, доля их в общем товарообороте незначительна.

Организация держателей привилегий означает, что владелец привилегий (производитель, оптовая фирма, сервисная фирма) заключает соглашение с независимым розничным торговцем (держателем привилегий). Договор отражает финансовые взаимоотношения, а также обязательства и ответственность сторон. Как правило, привилегии предоставляются на уникальные, исключительные товары, технологии, методы продаж и т.д.

Розничные франшизы – это контрактные соглашения между производителями (оптовыми организациями) и розничными торговыми точками, предоставляющие право последним осуществлять свою деятельность под хорошо известными именами и торговыми марками. Такое соглашение дает возможность мелким предпринимателям пользоваться образом и репутацией хорошо известных фирм, накопленным там опытом работы и снабжением. Взамен они производят определённые финансовые отчисления и должны строго придерживаться установленных фирмой правил.

Сдача в аренду отделов широко используется крупными универсальными и специализированными магазинами. Арендаторы полностью отвечают за работу своего отдела и выплачивают арендную плату магазину. В зарубежных странах широкое распространение получила практика сдачи в аренду отделов предприятиям службы быта, что привлекает дополнительных клиентов и увеличивает доход той и другой стороны.

Классификация предприятий по структуре стратегии розничной торговли предполагает комбинацию таких факторов, как ассортимент, объём обслуживания, часы работы, место расположения, уровень цен и другие аспекты розничной деятельности.С точки зрения предлагаемого ассортимента выделяют специализированные магазины, универмаги, универсамы, магазины товаров повседневного спроса и универсамы широкого профиля (супермаркеты).

Дистрибьютеры: Дистрибьюторы регулярного типа приобретают товары за свой счет, и, так же как и торговые маклеры, принимают на себя весь риск, вызванный изменениями конъюнктуры, порчей, моральным старением и т.д., занимаются созданием складских запасов, занимаются транспортными операциями, кредитуют потребителей, осуществляют рекламную деятельность, оказывают консультационные и информационные услуги. Многотоварные дистрибьюторы не имеют строго определенной специализации и реализуют многопрофильную продукцию. Дистрибьюторы с товарной специализацией, которые в свою очередь, классифицируются на различные категории в соответствии с количеством ассортиментных позиций, что рассматривается ими как важный фактор повышения конкурентоспособности.

Дилеры: Юридическое или физическое лицо, закупающее продукцию оптом и торгующее ею в розницу или малыми партиями, обычно дилеры – это агенты фирм-производителей продукции, создающие дилерскую сеть.

47/7. Методы маркетинга:сегментирование рынка, стратегическое планирование, метод матриц

 

Сегмент рынка – это особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей, товаров или предприятий, которые имеют некоторые общие признаки. Под сегментированием понимают разделение конкретного рынка на сегменты, различающиеся по своим параметрам, или по реакции на те или иные виды деятельности, или еще по каким-либо признакам.

           Сегмент потребителей на рынке товаров характеризуется схожими потребностями, поведенческими или мотивационными характеристиками, что создает для предприятия благоприятные маркетинговые возможности.

Цели сегментирования:

1. Наилучше удовлетворение потребностей людей, стремление приспособить товары под их желание и предпочтение;

2. Повышение конкурентоспособности товара и его производителя; усиление конкурентных преимуществ;

3. Уход от невыгодной борьбы в неосвоенный или неиспользованный конкурентами сегмент рынка;

4. Стремление увязать научно-техническую политику предприятия с запросами целевых потребителей;

5. Ориентация маркетинговой работы на конкретного потребителя;

6. Обеспечение рационализации и оптимизации затрат предприятия на разработку, выпуск и реализацию товара.

           Главная цела сегментирования – обеспечить адресность разрабатываемого, выпускаемого и реализуемого товара. В результате сегментирования реализуется основной принцип маркетинга – ориентация на потребителя.

Первым шагом при сегментировании является выбор признаков – показателей способа выделения данного сегмента на рынке. Признаки сегментирования рынков потребительских товаров, продукции производственно-технического назначения и услуг могут существенно различаться.

Различают сегментирование спроса и предложения. Сегментирование спроса – это концепция, описывающая разнообразие спроса, а сегментирование предложения- это концепция, описывающая разнообразие предложения. Сегментирование спроса основано на разнообразии потребностей потенциальных покупателей, которые представляют рынок, а сегментирование предложения – на разнообразии товаров, если эти товары (сегменты), сточки зрения покупателей, представляют различное решение их проблем.

При сегментировании спроса на рынке потребительских товаров наиболее часто используют следующие признаки:

· географические – континенты, страны, регионы, районы, округа, области и т.д.;

· социально-демографические – возраст, пол, этап жизненного цикла семьи, размер семьи, профессия, уровень дохода, раса, национальность;

· психографические – социальный слой, стиль жизни, тип личности;

· поведенческие – повод для совершения покупки, статус пользователя, искомые выгоды, интенсивность потребления, степень приверженности и готовности к восприятию товара, отношение к товару.

Для рынка товаров производственно-технического назначения часто используют следующие основные признаки сегментации:

· масштаб предприятия-клиента и потенциал его роста;

· централизация процесса покупки;

· территориальная локализация; покупка дешевого предложения;

· характеристика специалиста, принимающего решение о покупке.

При сегментировании рынка услуг наиболее часто используют следующие признаки:

· жизненный цикл клиентов;

· демографические признаки (пол, возраст и т.д.);

· выгода клиентов;

· уровень обслуживания; уровень цен;

· степень контакта с клиентами;

· соотношение «цена-качество».

Единого метода сегментирования рынка не существует. Многие предприятия не разглашают свои разработки в этой области. Как правило, освещаются лишь общие вопросы сегментирования.

В каждом конкретном случае в зависимости от целей маркетинга и конкретной ситуации маркетологи предприятия выбирают разные признаки и модели сегментирования. От того насколько правильно выбран сегмент рынка, во многом зависит успех предприятия в конкурентной борьбе.

Сегментирование можно провести всего по двум признакам, например, по возрасту потребителей и их доходам.

Стратегическое планирование – управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга.

 

 

Стратегическое планирование

(перспективные цели)

На уровне предприятия: выбор направлений деятельности, обеспечивающих наибольшую прибыль, с учетом существующих рыночных условий
На уровне товара: Определение целевого рынка, позиционирование товаров, разработка маркетинговых средств, обеспечивающих привлечение покупателей.

Планирование в маркетинге решает след.основные задачи:

- определяет цели, основные принципы и критерии оценки самого процесса планирования;

- задает структуру и резервы планов, их взаимную связь;

- устанавливает исходные данные для планирования;

- определяет общую организацию процесса и рамки планирования.

В управлении маркетингом наиболее целесообразно применение системы стратегического планирования с ранжированием стратегических задач. Вначале рекомендуется провести анализ перспектив предприятия, т.е. выяснить неблагоприятные тенденции, опасные зоны предпринимательства, установить, где предприятие может иметь наилучшие шансы для развития, оценить возможность появления различных чрезвычайных ситуаций, которые могут оказать воздействие на выбранную линию развития. Удачное определение перспектив позволяет предотвратить выход фактических результатов деятельности за пределы оцененного диапазона развития.

Второй шаг с системе стратегического планирования – анализ позиций предприятия в конкурентной борьбе, определение необходимых для улучшения положения предприятия действий путем совершенствования товара и т.д., выбор наиболее эффективных стратегий. Анализ общей конкурентоспособности может показать, что некоторые направления деятельности не имеют хорошей перспективы и от них следует отказаться. В связи с этим рекомендуется сделать третий шаг – применить метод выбора стратегии путем сравнения ожидаемых результатов в различных направлениях деятельности, установить приоритеты и распределить имеющиеся ресурсы, чтобы обеспечить реализацию таких стратегических линий, которые сулят наибольший коммерческий успех.

Естественно предположить, что предприятие, оценив результаты своей деятельности в перспективе и посчитав их вполне удовлетворительными, с точки зрения своих целей, может ограничиться имеющимися в его распоряжении потенциалом и сегодняшними возможностями (финансы, кадры, конкурентоспособность товара, уровень развития НИОКР и т.п.). В этом случае процесс стратегического планирования и связанные с ним анализ внешней среды и прогнозирование ее возможного развития может быть прекращен, руководящее звено предприятия переходит к разработке конкретных программ и бюджета.

Современное содержание процесса сегментации рынка является результатом эволюции концепции маркетинга. Прежде чем производитель стал рассматривать рынок как дифференцированную структуру в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств товара его взгляды, и сознание прошли через различные методы маркетинга: массовый, товарно-дифференцированный, целевой.

Метод массового маркетинга заключается в том, что производитель занимается массовым производством, массовым распределением и массовым стимулированием сбыта одного и того же товара для всех покупателей сразу. Массовый маркетинг привлекателен для производителя в возможности максимально снизить издержки производства, цены и сформировать максимально большой потенциальный рынок.

Метол товарно-дифференцированного маркетинга заключается в том, что производитель выпускает два или несколько видов товара с различными свойствами, в разном оформлении, разного качества и т.п. Производство этих товаров призвано создать некоторое разнообразие для потребителей, но ещё без учета сегментов рынка.

Метод целевого маркетинга направлен на разграничение рынка между различными его сегментами. Производитель осуществляет выбор своего или своих сегментов и, согласно этому, разрабатывает товары и комплексы маркетинга в расчете на каждый из отобранных.

В настоящее время фирмы-производители все больше переходят от методов массового и товарно-дифференцированного маркетинга к технике целевого, который помогает полнее выявить их маркетинговые возможности.

Преимуществами разработки целевого рынка можно считать эффективный охват каждого, возможность варьировать цены, каналы распределения, рекламные усилия и т.п.

Основные этапы сегментирования рынка:выбор критериев и признаков сегментирования рынка, выбор метода сегментирования, позиционирование товара, разработка комплекса маркетинга.

На этапе формирования критериев сегментации определяют контингент основных покупателей на основе анализа демографических и социально-экономических характеристик.

В формировании критериев сегментации определённое место занимает выбор, характеристик и потребительских предпочтений в отношении предлагаемой продукции. Информация о потребительских предпочтениях может быть получена в результате специальных обследований населения (анкетного опроса, тестирования, наблюдения).

Потребительские предпочтения могут определяться на основе различных оценок: альтернативных, прямых бальных и относительных. Например, структура потребительских предпочтений относительно изделий-аналогов, выпускаемых различными предпочтениями, формируется с помощью альтернативных оценок. Они базируются на подсчёте положительной и отрицательной реакции населения на каждый оцениваемый товар (типа«нравится – не нравится», «да–нет» и т.п.)

Применение бальных оценок осуществляется с помощью исследования различных шкал, пяти-, десяти-бальных и т.п.

Относительные оценки позволяют выявить степень соответствия изучаемых изделий запросам потребителей (соответствует полностью, соответствует частично, не соответствует) и важнейшим заданным технико-эксплуатационным параметрам.

Следующий этап сегментации рынка – выбор метода сегментации и его применение. Данный этап связан с применением различных методов классификации по выбранным критериям (признакам).

Наиболее распространёнными методами сегментирования рынка является метод группировок по одному или нескольким признакам и методы многомерного статистического анализа.

Метод группировок состоит в последовательной разбивке совокупности объектов на группы по наиболее значимым признакам. Путём последовательных разбивок на части выборка делится па ряд подгрупп, в которых значимость выбранного критерия значительно выше, чем во всей совокупности u1087 потенциальных потребителей.

Методы многомерной классификации предполагают осуществление сегментациирынка но комплексу анализируемых признаков одновременно. Данный вид классификации базируется на следующем принципе. В один класс (тип) объединяются люди, сходные между собой по ряду признаков. Степень сходства у людей, принадлежащих к единому типу, должна быть выше, чем степень сходства у людей, принадлежащим к разным типам.

Таким образом, решается задача типизации с одновременным использованием демографических, социально-экономических и психографических показателей. Позиционирование определяется как оптимальное размещение товара в рыночном пространстве, в основе которого лежит стремление максимально приблизить товар к потребителю.

Факторами, определяющими позицию товара на рынке, являются не только цены и качество, но также производитель, дизайн, скидки, обслуживание, имидж товара и т.п.

Позиционирование включает комплекс маркетинговых элементов, с помощью которых людям необходимо внушить, что речь идёт о товаре, созданном специально для них. Для этого используются разнообразные подходы и методы. Например, позиционирование на базе определённых преимуществ товара, на основе удовлетворения специфических потребностей или специального пользования; позиционирование через определённую категорию потребителей, уже купивших товар, или путём сравнения и т.п. Естественно, позиционирование не может быть связано с дезинформацией и обманом потребителя, если производитель работает на долговременную перспективу и добросовестный бизнес.

Последним этапом процесса сегментации рынка является разработка плана или комплекса маркетинга (маркетинг-микс): товар, пена, распределение, продвижение.

Система планирования маркетинга: стратегич.маркетинг.программа, план маркетинга

Стратегическое планирование – это процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями предприятия и его потенциальными возможностями в сфере маркетинга.

Стратегический план маркетинговой деятельности включает в свой состав следующие разделы:

– продуктовый план (наименование, объёмы и сроки выпуска продукции);

– исследования и разработка новых продуктов;

– план и повышение эффективности сбыта;

– план рекламной работы и содействие продажам;

– план функционирования каналов распределения и товародвижения;

– план цен;

– план маркетинговых исследований;

– план организации маркетинга на предприятии.

Стратегический план может разрабатываться в продуктовом, региональном разрезах, или с ориентацией на отдельные группы потребителей (смотри раздел организации маркетинговой деятельности на предприятии).

Программа деятельности предприятия имеет вид письменных программных заявлений, содержащих описание сферы деятельности и её границ с точки зрения производимых товаров, технологий, или услуг для конкретных групп потребителей.

Основным орудием сферы стратегического планирования является анализ производства и возможностей предприятия. Такой анализ позволяет выявить рентабельные производства, товарный ассортимент или один марочный товар. Прочность коммерческого производства может оцениваться по показателям его доли рынка, конкурентоспособности цен, качества товаров, эффективности сбыта, географического преимущества и т.п. Данные, полученные в результате анализа, влияют на решение руководства предприятия в части условий распределения ресурсов (финансовых, материальных, трудовых)и развитие производства.

Конкретным направлениям и возможностям роста посвящен последний этап стратегического планирования. Различают три уровня стратегии роста:

– интенсивный рост

– интеграционный рост

– диверсификационный рост.

Интенсивный рост связан с более полным использованием потенциальных возможностей предприятия не реализованных по существующим товарам и рынкам. Разновидностями возможностей интенсивного роста являются направления:

– глубокого внедрения – изыскание путей увеличения сбыта своих существующих товаров на существующих рынках с помощью более массированного маркетинга;

– расширения границ рынка за счет внедрения существующих товаров на новые рынки;

– совершенствования товара за счёт реализации (стимулирование потребителей, расширение географических границ, разработка и создание новых видов товаров или услуг).

Стратегия интеграционного роста предпочтительна для деятельности предприятий, имеющих прочные позиции на товарном рынке и желающие получить дополнительные выгоды за счёт, более жёсткого контроля своих поставщиков (регрессивная интеграция), усовершенствования системы распределения (прогрессивная интеграция) или за счёт приобретения контрольного пакета акций ряда предприятий-конкурентов (горизонтальная интеграция).

Диверсификационный рост даёт возможность предприятию распространить свою деятельность за пределами своей отрасли путём пополнения номенклатуры, ассортимента изделий изделиями сходными по технологическим и техническим параметрам, или вызывающими повышенный интерес потребителей.

Планирование маркетинга:

Внутрисистемное планирование должно стать основным в практической деятельности российских предприятий в условиях рыночных отношений. Для его осуществления необходимо соблюдение трех основных принципов:

– разработкой плана должен заниматься, прежде всего, тот, кто будет его реализовывать в дальнейшем;

– уровень компетенции в планировании должен соответствовать уровню компетенции распоряжения ресурсами предприятия;

– необходимо обеспечить гибкость и адаптивность планирования в соответствии с изменениями во внешней и внутренней среде предприятия.

Раздел стратегии маркетинга излагает широкий маркетинговый подход к решению поставленных задач. Стратегия маркетинга представляет собой рациональное и логическое построение решения маркетинговых задач. Она включает в себя ряд конкретных стратегий по целевым рынкам, комплексу маркетинга и уровню затрат на маркетинг.

Стратегия маркетинга должна точно назвать сегменты рынка, на которые предприятие направит основные усилия. Эти сегменты отличаются друг от друга по показателям предпочтительности, ответных реакций и доходности, поэтому для каждого из отобранных нужно разработать отдельную стратегию маркетинга. Комплекс маркетинга включает в себя такие элементы, как новые товары, организация продажи на местах, реклама, стимулирование сбыта, цены и распределение товаров.

Уровень затрат на маркетинг определяет размеры денежных ассигнований на различные элементы маркетинговых мероприятий и эффективность их распределения.

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АПК

48/1. Методы планирования.

Планирование – это процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации, и включающий в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств и путей их достижения, по средствам сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них, в ожидаемых условиях развития. Методы планирования – это совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечиваются разработка и обоснование плановых документов. Все методы планирования находятся во взаимосвязи и нельзя обойтись каким-то одним из них. Метод системного анализа: при осуществлении разных функций планирования, ставиться задача изучения прошедших, текущих и планируемых ситуаций и вариантов. Сущность метода – экономическое явление или процесс расчленяется на составные части и выявляется взаимная связь и влияние этих частей друг на друга, и на ход развития всего процесса. Метод применяется по следующим направлениям: а) изучение вариантов плановых решений для выбора более экономичных, и выявления резервов на основе определения характера различных факторов и при возможности количественной величины их влияния

б) оперативное выявление и анализ отклонений от заданных параметров выполнения плановых показателей

в) оценка деятельности каждого объекта в целом и структурных подразделениях

г) использование данных экономического анализа, фактического выполнения плана, оценка эффективности использования ресурса.

Стадии системного анализа:1. постановка проблемы, определение целей и критериев оценки

2. структурный анализ всей системы3. разработка возможных вариантов развития системы

4. анализ отдельных вариантов решений и их последствий

Методические и технические приемы системного анализа: сравнение (например 06 год в %-х к 05 году), группировка, цепные подстановки, индексы, коэффициенты и т.д.

Балансовый метод: исходит из того, что каждый вид продукции, работы или услуги является с одной стороны результатом какой-либо деятельности, с другой – ресурсом для потребления и позволяет планомерно устанавливать и увязывать натурально – вещественные и стоимостные пропорции в народном хозяйстве. Этот метод означает, что план производства продукта, ресурса отрасли обосновывается путем составления баланса, где предварительно определяются потребности и источники удовлетворения потребностей (ресурсы). Затем выявленные ресурсы увязываются с расчетными потребностями, т.е. балансируются, т.к. совокупные потребности как правило, выше возможных объемов ресурсов, то в процессе разработки конкретных балансов происходит ранжирование потребностей. Виды экономических балансов:

1) материальные балансы – служат для установления материально вещественных пропорций на уровне предприятия, региона, страны. Т.е. обеспечивается всесторонняя увязка производства и потребления материальных ресурсов (Н-р: баланс топлива, электроэнергии, обуви, земли и т.д.). Они разрабатываются в соответствующих физических единицах измерения (тонны, метры…) или в условно-натуральных еденицах.

2) стоимостные балансы – все экономические величины выражаются в стоимостной (денежной) форме, что облегчает сопоставление разнородных ресурсов (Н-р: бюджет, план доходов и расходов…)

3) трудовые балансы – обеспечивают увязку потребностей в рабочих кадрах с их наличием (Н-р: баланс трудовых ресурсов на уровне страны, региона…)

4) натурально-стоимостные – расчеты проводятся параллельно в натуральном и стоимостном выражении.

Нормативный метод – это способ обоснования (расчета) показателей плана с помощью установленных норм и нормативов, в пределах которых должны совершаться простые явления и процессы.

Норма – это установленная мера предельной или максимально допустимой величины технико-экономического показателя плана. Норматив – это экономический, технический и другой показатель норм, в соответствии с которым выполняется какая то программа.

Подсистемы норм и нормативов: социальные, финансово-экономические (амортизация, НДС и т.д.), капитальные вложений, расходов и запасов сырья и материалов, затрат труда и заработной платы, использования и потребности в оборудовании, охраны окружающей среды.

Разновидность норм и нормативов – это стандарты и лимиты.

Программно-целевой метод – это способ формирования системы плановых решений крупных народно-хозяйственных проблем. Используется для разработки целевых комплексных программ (ЦКП). Основан на выборе реально поставленной цели функционирования объекта и разработки для него нескольких вариантов взаимосвязанных программ развития.

Расчетно-конструктивный метод – проводится на основе анализа достигнутых величин показателей, принимаемых за базу и индексов, их изменений в плановом периоде, рассчитываются плановые величины этих показателей. Метод применяется когда взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. Схема расчетно–конструктивного метода.

Экономико-математические методы – это установление количественных взаимосвязей между показателями и факторами их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. В планировании используется вся система экономико-математических методов и моделей. 

 

Методы прогнозирования.

Методы прогнозирования – это совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, внешних и внутренних связей объекта прогнозирования и их изменений в рамках рассматриваемого явления или процесса, вывести суждение определенной достоверности относительно будущего развития объекта.

Методы прогнозирования делятся на: интуитивные (методы экспертных оценок) – базируются на рациональных доводах и интуиции высокоспециализированных специалистов, на обработке их информации о прогнозируемом объекте; и формализованные – базируются на математической теории, которая обеспечивает повышение достоверности и точности прогноза, значительно сокращает сроки их выполнения, а т.ж. позволяют обеспечить деятельность по обработке информации и оценке результатов.

Индивидуальные экспертные оценки

1. Интервью – это частная беседа организатора прогнозной деятельности с экспертом. Организатор заранее разрабатывает программу в виде вопросов по перспективному развитию прогнозируемого объекта. Эксперт экспромтом должен дать заключение по самым разным вопросам.

2. Анкетирование – этот метод предполагает разработку анкеты и формирование вопросов в виде системы, к которой предъявляются следующие требования: применение стандартизованной терминологии; отсутствие смысловой неопределенности в формулировке вопросов; целевое соответствие объекту прогнозирования; удобство для автоматической обработки; обеспечение достижения цели прогнозирования. В анкете могут быть закрытые и открытые вопросы. Из анкет делается репрезентативная выборка, что позволяет после их обработки иметь выводы по исследуемой проблеме.

3. Аналитические записки – эксперт индивидуально проводит все необходимые на его взгляд разработки по анализу и прогнозированию объекта. Он может иметь доступ к необходимой информации, справочной литературе, результатам разных исследований. Свои результаты в виде основных доказательных выводов эксперт направляет организатору разработки прогнозов в форме аналитических записок.

4. Построение сценариев – в основе определение логики процесса или явления во времени при различных условиях. Метод предполагает установление последовательности событий, развивающихся при переходе от существующей ситуации к будущему состоянию объекта. Подготовка сценария поручается высококвалифицированному эксперту, который в свою очередь, использует метод объединения независимых прогнозов и метод согласования мнений экспертов. Если понимать сценарий как описание картин будущего с учетом правдоподобных предположений, то для объективного прогноза необходимо иметь несколько сценариев развития событий (оптимистический, пессимистический, средний). Наиболее вероятным является средний сценарий.

Коллективные экспертные оценки – предполагают работу группы специалистов и получение суммарной и средней оценки прогноза, которые правомерно назвать комплексными оценками.

1. Метод комиссий (круглых столов) – назначается или выбирается комиссия, с правом предварительного или окончательного заключения, в рамках которой согласовываются мнения экспертов, с целью выработки единого мнения.

2. Метод мозговой атаки (штурма) – метод коллективного решения проблемы на основе спонтанной лавинообразной генерации новых идей и определения новых вариантов развития событий. Формируют группу экспертов (во главе с ведущим), оптимально 6-12 чел. Ведущий вначале активно обращает внимание экспертов на основной вопрос решаемой проблемы, помогает сконцентрировать выдвижение идей, затем он наблюдает. Его задача всячески стимулировать рабочий процесс. Эксперты должны выступать многократно, но не подряд, с предельно четкими и сжатыми выступлениями. Запрещены домашние заготовки. Продолжительность работы экспертов 20 – 60 минут.

3. Метод «Дельфы» - проведение анкетных опросов экспертов до получения наиболее узкого диапазона мнений и фиксаций коллективного решения, и по итогам одной анкеты раздают другую, и так несколько раз. Эксперты могут взвешивать свои суждения с учетом довода коллег. Предусмотрена полная анонимность экспертов, использование результатов предыдущего тура опроса, полная статистическая характеристика группового ответа с усредненной оценкой экспертов. Вопросы в анкетах формулируются так, что бы можно было дать количественную оценку, опрос в несколько туров, после каждого тура вопросы уточняются, а информация обрабатывается, и средняя оценка результатов опроса предоставляется каждому эксперту для ознакомления. Время между турами опросов не более месяца. Если ответы в каждом туре принципиально не меняются, тогда опрос завершают.

4. Метод «дерево целей» - позволяет разбить задачу, и создать систему «взвешенных» по экспертным оценкам связей. Используется математическая теория граф, граф – это фигура из точек (вершин) и соединяющих отрезков (ребер). Т.е. – это граф-дерево, выражающее отношение между вершинами (этапами или проблемами достижения цели). Каждая вершина – это цель для всех исходящих из нее ветвей. Метод предполагает выделение нескольких структурных или иерархических уровней. Каждая цель верхнего уровня, это подцель следующего уровня.

И другие методы.

Метод коллективных экспертных оценок состоит из этапов:

1) формируется цель эксперимента, и задаются события для их экспертизы

2) формируется группа экспертов, со следующими к ним требованиями (стабильные их оценки на определенном промежутке времени, эксперты должны быть специалистами в данной области и с опытом успешных прогнозов, наличие дополнительной информации о прогнозируемых признаках). Вначале определяют число экспертов, затем состав группы.

3) формируются правила проведения опросов экспертов

4) обработка материалов коллективной экспертной оценки (среднее арифметическое значение, средне взвешенное значение оценки).

Методы экстраполяции – заключаются в распространении прошлых и настоящих закономерностей, связей и соотношений их в будущем; – это нахождение значений функций за пределами области ее определения, с использованием информации о поведении данной функции в некоторых точках, принадлежащих области ее определения. Цель метода – показать к каким результатам можно прийти в будущем. Исходная информация – временные ряды, содержащие изменяющиеся, упорядоченные во времени показатели и характеристики.

Основа экстраполяции – инертность развития. Ошибка стратегического прогноза будет тем меньше, чем меньше срок упреждения, и чем длиннее база прогноза. В большинстве срок упреждения не должен превышать 1/3 части длины базы прогноза.

Методы прогнозной экстрапо


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.