Специализация, кооперирование и комбинирование производства. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Специализация, кооперирование и комбинирование производства.

2022-10-29 27
Специализация, кооперирование и комбинирование производства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Специализация – процесс сосредоточения, выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделения.

Формы специализации:

1) Предметная – цеха специализируются на производстве конечных видов готовой продукции

2) Подетальная или поагрегатная – цеха производят отдельные детали или агрегаты, затем все направляется в цех сборки.

3) Стадийная (технологическая) – цеха специализируются на выполнении отд. стадий технологического процесса

4) Территориальная (функциональная) – цеха специализируются на производстве одной и той же продукции или работ, но на удаленных др.от др. территориях.

В зависимости от масштабности различают специализации:

- внутриотраслевую

- межотраслевую

- межгосударственную

Показатели уровня специализации:

§ Коэф-т охвата производства –характеризует долю продукции в специализированной отрасли в общем выпуске продукции данного вида

§ Коэф-т специализации – характеризует долю основной продукции в общем выпуске продукции отрасли предприятия или цеха. Кс = 100% / SУi(2n-1), где Уi – удельный вес итого вида продукции в структуре денежной выручки, %; n – порядковый номер итого вида продукции в ранжированном ряду.

§ Широта номенклатуры и ассортимента, производимой продукции

Кооперирование – длительные производственные связи м/д предприятиями, выпускающими к-либо сложную продкуцию.

Выделяют следующ.виды связей по кооперированию:

1. по отраслевой принадлежности

· внутриотраслевые

· межотраслевые

2. по территориальному расположению:

· внутрирайонные

· межрайонные

Основным показателем уровня кооперирования явл.доля стоимости полуфабрикатов, заготовок, деталей и узлов, полученных от др.предприятий в порядке кооперирования в общей стоимости продукции предприятия.

Косвенным показателем уровня кооперирования является кол-во предприятий, с которыми кооперируются головные предприятия

Комбинирование – производство представляет процесс выпуска разнородной продукции на предприятии за счет последовательности выполнения технологических стадий обработки сырья и отходов производства.

Уровень комбинирования характеризуют показатели:

1) доля продукции, полученной в результате комбинирования производства в общем V выпускаемой продукции по предприятию

2) степень извлечения полезных компонентов из исходного сырья

3) степень использования отходов производства на предприятии

4) количество наименований побочной продукции, производимой за счет комбинирования производства

Комбинирование с экономических позиций представляет 1 из самых прогрессивных форм концентрации и организации промышленного производства, т.к. позволяет:

· расширять сырьевую базу промышленности

· снизить материалоемкость продукции за счет комплексного использования сырья

· снизить транспортные расходы

· более эффективно использовать основные фонды и производственные мощности предприятия

· сократить длительность производственного цикла

· сократить инвестиции на развитие добывающих отраслей промышленности

· уменьшить производственные расходы (отходы)

· развивать концентрацию производства и получать выгоды от эффекта масштаба.

30/8. Сущность и классификация издержек предприятия. Себестоимость продукции (работ, услуг) и её виды. Экономическая, бухгалтерская и нормальная прибыль.

Производственно-хозяйственная деятельность на любом предприятии связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчисле­нием платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начислением амортизации, а также с рядом других необходимых затрат. Посредством процесса обра­щения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Затраты на приобретение применяемых производственных факторов называются издержками производства. Затра­ты - это расходование ресурсов в их физическом, нату­ральном виде, а издержки - стоимостная оценка произ­веденных затрат.

Экономическое понимание издержек базируется на про­блеме ограниченности ресурсов и возможности их альтер­нативного использования. Применение ресурсов в данном производственном процессе исключает возможность их ис­пользования по другому назначению. Например, древесина, используемая в строительном деле, не может быть приме­нена в производстве мебели, спичек и иных товаров. Выбор определенных ресурсов для производства какого-либо товара означает невозможность производства какого-то альтер­нативного товара. Экономические, или вмененные, издержки любого ресурса, выбранного для применения в производ­ственном процессе, равны его ценности при наилучшем из всех возможных вариантов использования.

С позиции отдельной фирмы экономические издерж­ ки - это те затраты, которые должна нести фирма в пользу поставщика ресурсов с тем, чтобы отвлечь эти ресурсы от их применения в альтернативных производствах. Такие затраты могут быть как внешними, так и внутренними.

Внешними, или явными, издержками называются затра­ты в денежной форме, которые фирма осуществляет в пользу поставщиков трудовых услуг, топлива, сырья, вспо­могательных материалов, транспортных и иных услуг. При этом поставщики ресурсов не являются владельцами дан­ной фирмы.

В то же время фирма может использовать и свои соб­ственные ресурсы. В этом случае тоже неизбежны издержки. Издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс есть неоплачиваемые, или внутренние (неявные), из­ держки. Фирма рассматривает их как эквивалент тех денеж­ных выплат, которые были бы получены за самостоятельно используемый ресурс при самом оптимальном его примене­нии. 

С данными издержками связано понятие «нормальная при­ быль». Это прибыль, равная вмененным издержкам предприятия.

Бухгалтерская прибыль – это разница между доходами организации и ее явными издержками. Таковыми могут быть заработная плата рабочих; плата за аренду зданий, со­оружений, станков, оборудования; оплата транспортных рас­ходов; оплата услуг банков, страховых компаний и т.д.

Э кономическая прибыль – это разница между доходами организации и ее явными и вмененными издержками.

Существует значительное количество классификации издержек производства. Мы рассмотрим наиболее суще­ственные классификации.

С точки зрения отдельного предпринимателя (фирмы) выделяют:

- индивидуальные издержки, представляющие собой затраты конкретного хозяйствующего субъекта;

-  общественные издержки - затраты, понесенные на производство определенного объема какой-то продукции, с позиций всей национальной экономики, есть общественные издержки.

Различают:

- издержки производства;

- издержки обращения.

Производственные издержки - это издержки, непо­средственно связанные с производством товаров или услуг.

Издержки обращения - издержки, связанные с реализа­цией произведенной продукции. Они подразделяются на до­ полнительные и чистые издержки обращения. Первые вклю­чают в себя расходы на доведение произведенной продукции до непосредственного потребителя (хранение, расфасовка, упаковка, транспортировка продукции), увеличивающие ко­нечную стоимость товара; вторые — расходы, связанные со сменой формы стоимости в процессе купли-продажи, превра­щением ее из товарной в денежную (оплата труда торговых работников, расходы на рекламу и т.п.), не образующие новой стоимости и вычитаемые из стоимости товара.

Различные виды ресурсов по-разному переносят свою стоимость на готовую продукцию.В соответствии с этим в теории и на практике рассматривают:

- постоянные издержки производства;

- переменные издержки производства.

К постоянным издержкам производства относят затраты, величина которых не меняется с изменением объемов произ­водства. Они должны быть оплачены, даже если предприя­тие не производит продукцию (отчисления на амортизацию, аренда зданий и оборудования, страховые взносы, оплата высшего управленческого персонала и т.д.).

Под переменными понимают издержки, общая величина которых находится в непосредственной зависимости от объ­емов производства и реализации, а также от их структуры при производстве и реализации нескольких видов продукции. Это затраты на сырье и материалы, топливо, энергию, транспорт­ные услуги, большую часть трудовых ресурсов и т.д.

По характеру участия в создании продукции (работ, услуг) выделяют:

- основные расходы, непосредственно связанные с процессом изготовления продукции, в частности, затраты сырья, основных материалов и комплектующих, топлива и энергии, заработной платы производственных рабочих и т.д.;

- накладные расходы, т.е. расходы по управлению и обслуживанию производством (цеховые, общезаводские, внепроизводственные, потери от брака).

По способу отнесения на производство затраты подраз­деляются на:

- прямые, которые могут быть непосредственно отнесены на данный вид продукции (работ, услуг);

- косвенные, связанные с производством многих изде­лий, как правило, это все остальные затраты предприятия.

Для подсчета суммы всех расходов предприятия их при­водят к единому показателю, представляя для этого в де­нежном выражении. Таким показателем является себестои­мость. В положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себе­стоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формиро­вания финансовых результатов, учитываемых при налого­обложении прибыли, себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку использу­емых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других зат­рат на ее производство и реализацию.

По объему учитываемых затрат различаются следующие виды себестоимости:

- технологическая, которая включает затраты на осуще­ствление технологического процесса по производству продукции;

- цеховая себестоимость, которая складывается из затрат на производство продукции в пределах цеха, в частности, прямых материальных затрат на производство продукции, амортизации цехового оборудования, заработной платы ос­новных производственных рабочих цеха, социальных отчислений, расходов по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховых расходов;

- производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции) кроме цеховой себестоимости состоит из общезаводских расходов (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затрат вспомогательного производства;

- полная себестоимость, или себестоимость реализован­ной (отгруженной) продукции, - показатель, объединя­ющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).

Кроме того, различают плановую и фактическую себе­ стоимость. Плановая себестоимость устанавливается в на­чале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на конкретный период. Фак­тическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фак­тических затратах на производство. Плановая себестои­мость и фактическая себестоимость рассчитываются по единой методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показате­лей себестоимости.

    Под структурой себестоимости понимается ее состав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости. На нее влияют следующие факторы:

- специфика (особенности) предприятия. Исходя из этого различают: трудоемкие предприятия (большая доля заработной платы в себестоимости продукции); материалоемкие (большая доля материальных затрат); фондоемкие (большая доля амортизации); энергоемкие (большая доля топлива и энергии);

- уровень концентрации и специализации производства;

- географическое местонахождение предприятия;

- инфляция и изменение банковского кредита.

    Структуру себестоимости продукции характеризуют следующие показатели:

- доля отдельного элемента или статьи в полных затратах;

- соотношение между постоянными и переменными затратами;

- соотношение между основными и накладными расходами;

- соотношение между производственными и коммерческими расходами.

     Структура затрат позволяет выявить основные резервы по их снижению и разработать конкретные мероприятия по их реализации на предприятии.

Систематическое снижение издержек - основной способ повышения прибыльности функционирования фирмы.

31/9. Система цен, их виды и структура. Факторы ценообразования, связанные с фактическими условиями производства и реализации продукции.

Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги и системы цен.

Цена – количество денег или других товаров и услуг, которые потребитель платит за приобретенную единицу товара или услуги, а продавец получает в порядке компенсации своих расходов и усилий.

Сущность цены основывается на полных альтернативных издержках при наилучшем варианте использования произведенных ресурсов, которые ограниченны, возможности их альтернативного использования и связанной с этим проблемой выбора.

Делая выбор, потребитель учитывает цены альтернативных благ при принятии решения о том, как потратить свой ограниченный доход.

Производитель благодаря цене выбирает определенный вариант использования имеющихся ресурсов, так как цена определяет прибыльность производства альтернативных товаров и услуг.

Сущность цены можно выразить через следующие функции:

1. Распределительная функция цены.

Осуществляется распределение ограниченных ресурсов и созданных из них благ и услуг между альтернативными вариантами использования, то есть через ценовой механизм распределяются материальные, трудовые и финансовые ресурсы по отраслям деятельности и различным экономическим сферам.

С помощью цен на макроуровне осуществляется распределение или перераспределение национального дохода между отраслями экономики, между государством и частным сектором, регионами страны, различными социальными группами населения.

В качестве средства перераспределения чаще всего используются регулируемые цены. Особую роль играют финансы и кредитная система.

2. Стимулирующая функция цены.

Ее сущность выражается в поощрительном или сдерживающем воздействии цены на производство или потребление различных видов товаров и услуг.

С помощью цены можно стимулировать научно-технический прогресс, экономию затрат ресурсов, изменение качества продукции, изменение производства и потребления.

Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли, т.е. стремление получить прибыль заставляет производить те товары, за которые люди готовы платить. Цена рационализирует спрос покупателя, давая ему информацию о том, на какой объем потребления данного товара можно рассчитывать.

3. Функция балансирования спроса и предложения.

Через цены осуществляется связь между производством и потреблением, спросом и предложением. На рынке сталкиваются противоположные интересы продавца и покупателя, и это в конечном итоге заставляет их приходить к соглашению друг с другом.

Нетипичные изменения цены, то есть резкие скачки, падения или длительные остановки на определенном уровне, сигнализируют о возникающих диспропорциях в сферах производства и потребления товара.

Цена в этой функции выполняет роль регулятора производства: сокращается производство товаров, не пользующихся спросом, а высвободившиеся материальные и денежные ресурсы направляются на увеличение выпуска товаров, необходимых для рынка и пользующихся спросом, то есть стимулирует увеличение предложения при нехватке товара и понижает спрос при избытке товара.

По мере достижения сбалансированности между спросом и предложением повышение цен должно обусловливаться только улучшением качества и расширением ассортимента товаров.

4. Учетная функция цены или функция учета и измерения затрат.

Цена показывает, во что обходится обществу и отдельному субъекту удовлетворение потребностей в той или иной продукции, то есть сколько затрачено труда, сырья, материалов на изготовление конкретного товара, а также с какой эффективностью используются указанные ресурсы. Чтобы противостоять конкурентам, производитель товара должен постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов. Остаться на рынке в условиях конкурентной борьбы можно благодаря снижению затрат, улучшению качества продукции. Поэтому данная функция цены важна для разработки системы маркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятий.

Система цен и их классификация

Систему цен можно представить в виде совокупности отдельных блоков, представленных группами цен. В основе взаимосвязи всех цен, образующих единую систему, лежит следующий принцип: изменение цен в одном блоке данной системы довольно быстро передается во все другие блоки цен.

Ведущую и определяющую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности (топливо-энергетические отрасли: угольная, нефтяная, газовая электроэнергетика; отрасли металлургии; сельское хозяйство и ряд отраслей химической промышленности, производящих сырье и материалы).

Тесная взаимосвязь цен в ценовой системе в основном обусловлена двумя обстоятельствами:

1. все цены формируются на единой основе (единая сущность);

2. все предприятия (фирмы), производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны и образуют единый хозяйственный комплекс.

Поскольку система цен представлена множеством групп и различных видов цен, возникает необходимость их соответствующей классификации. Такая классификация в зависимости от цели может осуществляться по различным признакам:

1. Обслуживаемая сфера товарного обращения:

а) оптовые цены – цены, по которым предприятие-изготовитель реализует производственную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям;

б) цены на строительную продукцию (цены по сметной стоимости);

в) тарифы грузового и пассажирского транспорта – это плата за перемещение грузов и пассажиров. Особенностью формирования издержек в этой отрасли является то, что затраты грузового транспорта состоят из 2 частей: на начально-конечные операции (погрузка и разгрузка) за 1 т и транспортировку грузов за 1 т-км;

г) розничные цены;

д) закупочные цены – это цены (оптовые), по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки. Отличие закупочной цены от других видов цен заключается в том, что в ее состав не включается НДС и акциз;

е) тарифы на услуги населению;

ж) внешнеторговые цены – это цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг. Формирование цен этого класса принципиально отличается от формирования национальных цен. Эти особенности связаны с тем, что товар пересекает границу.

При экспорте (вывозе товара) в цену не включаются внутренние (национальные) налоги, т.е. цена «раздевается» (уменьшается по сравнению с внутренней ценой).

При импорте, помимо внутренних налогов, которые будут включаться в цену в процессе движения товара от государственной границы, учитывается пошлина и другие установленные государством платежи и сборы, связанные с таможенным оформлением, т.е. цена «одевается» (превышает цены на аналогичные отечественные товары).

2. По степени свободы цен от воздействия государства:

- фиксированные цены – прямо устанавливаются государством в лице каких-либо органов власти и управления;

- регулируемые цены – складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формировании определенное воздействие государственных органов, которое может осуществляться методами прямого ограничения роста и снижения цен, путем регламентации рентабельности и установления предельных надбавок;

- свободные рыночные цены – складываются на рынке под воздействием спроса и предложения независимо от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов.

3. По территории действия:

- локальные (цены местных рынков);

- региональные (зональные);

- единые (общенациональные);

- мировые.

Мировые цены – это цены, по которым проводятся крупные экспортно-импортные операции, характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами. Цены основных мировых товарных рынков отражают среднемировые условия производства, реализации и потребления определенного вида товара.

По ряду товаров мировыми являются: на пшеницу – экспортные цены Канады; нефть – экспортные цены стран – членов ОПЕК; пиломатериалы – экспортные цены Швеции; каучук – цены Сингапурской биржи; цветные металлы – цены Лондонской биржи цветных металлов; пушнину – цены Лондонского и Санкт-Петербургского аукционов; чай – цены аукционов в Калькутте, Коломбо, Лондоне.

4. По способу или условиям формирования цены:

- биржевые;

- аукционные;

- тендерные;

- договорные, контрактные;

- среднестатистические.

5. По времени действия:

- твердые (постоянные), которые не меняются в течение всего срока контракта;

- текущие – меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке;

- скользящие – устанавливаются на изделия с длительным сроком изготовления; позволяют учитывать изменения в издержках производства за период времени, необходимый для их изготовления.

6. По характеру возмещения потребителем транспортных расходов.

Цена «Франко» (итальянское - свободен), т.е. до этого места покупатель свободен от каких-либо расходов по транспортировке товара, а продавец свободен от этого места.

Цена «Франко - склад поставщика» - все расходы по доставке продукции несет покупатель.

 В цену «Франко – станция отправления» продавец включает расходы по доставке продукции на станцию отправления.

Цена «Франко – склад потребителя» означает, что все расходы по доставке продукции оплачивает поставщик.

7. По месту расчета:

- внутрифирменные (трансфертные);

- средние цены реализации, т.е. отношение общего размера выручки к объему продаж;

- реальные (сопоставимые) цены – цены в неизменных рублях (постоянных рублях). Эта цена применяется при реализации учетной функции цены, т.е. при расчете различных экономических показателей и сравнение их в динамике (за ряд лет).

Реальную цену определяют в соответствии с совокупным показателем цен, в качестве которого используют индексы цен (ИЦ).

Индексы цен определяются и рассчитываются по установленной методике органами государственной статистики.

Различают 3 группы индексов цен:

1) индекс валового национального продукта (ВНП) или валового внутреннего продукта (ВВП). Применяют для измерения общего уровня цен в экономике.

2) индекс потребительских цен (ИПЦ) – используют для характеристики изменения стоимости жизни.

3) индекс оптовых цен (ИОЦ) – предназначен для оценки изменения цен на важные группы товаров, ресурсов и услуг на оптовых рынках.

Состав и структура цены

Любая цена включает в себя определенные элементы. Значения этих элементов в абсолютном выражении называются составом цены, а удельный вес отдельных элементов в составе цены – структурой цены.

Элементы цены:

1. себестоимость продукции – определяет минимальную границу цены;

2. прибыль. Является наиболее важным элементом цены, поскольку от ее размера зависит финансово-экономическое положение предприятии;

3. налоги – НДС, акциз. Налоги, включаемые в цену, позволяют ей выполнять значительную социально-экономическую роль:

- налоги, заложенные в цене, являются главным источником формирования доходов государственного бюджета;

- налоги влияют на развитие производства, способствуя его росту или сокращению;

- налоги, включаемые в цену, могут быть фактором регулирования уровня цен;

- налоги выполняют активные социальные действия.

4. торговая надбавка – затраты торговых организаций на реализацию продукции и их прибыль.

РЦ = СС + П + А +  НДС + ССН + ТН   

Условные обозначения:

СС – себестоимость

П – прибыль

А – акциз

НДС – налог на добавленную стоимость

ССН – снабженческо-сбытовая надбавка (доход посредников)

ТН – торговая надбавка (доход розничной торговли)

1 – оптовая цена предприятия

2 – оптово-отпускная цена предприятия без НДС

3 – оптово-отпускная цена с НДС

4 – оптовая цена промышленности

5 – розничная цена

Рисунок 7- Состав розничной цены

Для проведения соответствующей ценовой политики, выработки стратегии и тактики ценообразования необходимо проанализировать факторы, оказывающие влияние на формирование рыночной цены.

Предприятиям и другим субъектам рынка приходится решать вопросы, связанные с установлением цены на соответствующий товар при его продаже или покупке. При этом требуется соответствующая информация, в частности, об уровне цен на данный товар на рынке.

Рыночную цену товара определяют фактически состоявшиеся сделки. Однако цены фактических сделок на текущий момент времени являются коммерческой тайной (закрытая информация). Поэтому ориентиром служат регулярно публикуемые цены.

К ним относят:

- биржевые котировки;                                                

- цены аукционов и специализированных торгов;         

- цены предложений крупных фирм, разновидностью которых являются прейскурантные цены или прайс-листы;

- справочные цены, публикуемые в специальных ценовых справочниках и каталогах;

- средние цены по статистическим источникам.

При заключении конкретной сделки цена, запрашиваемая продавцом, уторговывается, т.е. снижается в зависимости от условий продажи товара. В этом случае применяются всевозможные скидки с цены.

Основные виды скидок:

1. За покупку товара за наличный расчет (сконто). Такой расчет предполагает оплату товара одновременно или сразу после поставки товара (2-5 дней), международные расчеты – 3 недели.

2. За количество или серийность, т.е. скидки при поставках крупной партии товаров или при постоянной покупке более мелкими партиями (сериями). Серийные заказы представляют большой интерес для производителей, так как они снижают издержки производства.

3. Специальные скидки предоставляются привилегированным покупателям, в заказах которых особо заинтересованы продавцы. К категории специальных скидок относятся скидки на пробные партии и заказы, имеющие целью заинтересовать покупателя, скидки за длительность отношений, с помощью которых производители стремятся удержать постоянную клиентуру («скидка на верность продавцу»).

4. Дилерские – скидки предприятий-производителей, представляемые посредникам по сбыту.

5. Сезонные – по товарам, реализация которых осуществляется по сезонам.

6. Скидки за возврат ранее купленного товара – представляется в случае возврата устаревшего образца при покупке нового товара одной и той же фирмы.

7. Экспортные скидки могут представляться иностранным покупателям сверх тех скидок, которые действуют на внутреннем рынке. Цель: повысить конкурентоспособность товара на внешнем рынке.

8. Скрытые скидки предоставляются покупателям в виде скидок на фрахт, льготных или беспроцентных кредитов и т.д.

9. Скидка за оборот (бонусная) предоставляется постоянным покупателям по специальной договоренности. В контракте может быть предусмотрена шкала скидок в зависимости от достигнутого объема продаж (денежного оборота).  

Общая характеристика и группировка ценообразующих факторов

Для проведения соответствующей ценовой политики, выработки стратегии и тактики ценообразования необходимо проанализировать факторы, оказывающие влияние на формирование рыночной цены.

Их можно разделить на 2 группы:

1) общие (основные) ценообразующие факторы;

2) частные (специфические) факторы, воздействующие на цену конкретного предприятия при определенных условиях производства и реализации товара.

Основные факторы (факторы первого уровня):

1. Цена производства товара в данной отрасли – сумма средних издержек и средней прибыли.

2. Уровень конкуренции на рынке конкретного товара (ценовая или неценовая) или тип рыночной структуры (чистая конкуренция, монополия, олигополия и монополистическая конкуренция).

3. Соотношение спроса и предложения.

4. Состояние денежно-кредитной сферы государства.

Непосредственное влияние на цены внутреннего рынка оказывает изменение покупательной способности денежной единицы страны, а на внешние цены – движение валютных курсов национальных денежных единиц.

Цена товара, являясь денежным выражением его стоимости, обратно пропорциональна стоимости денег. Для стабильного и сбалансированного рынка действует формула: количество денег = сумме цен. Однако это соотношение часто нарушается по различным причинам.

Например, излишний выпуск денег в обращение снижает их меновую и потребительную стоимость — деньги обесценива­ются. Общий рост цен, вызванный падением стоимости денег, представляет собой увеличение масштаба цен, т.е. дороговизну. Дороговизна является одной стороной инфляции, вторая сторона — дисперсия цен на товары различных отраслей (отклонение от сред­ней цены). Две стороны инфляции стимулируют и дополняют друг друга.

На состояние денежной сферы государства оказывает сущест­венное влияние движение валютных курсов. Механизм воздействия изменения валютного курса на цены следующий:

а) внешний рынок.

Страна понизила курс своей валюты (девальвировала).Припрочих равных условиях возникает возможность реального сниже­ния цен на свои товары, так как импортер (покупающий у этой страны товар) должен заплатить за товар в своей валюте меньше за то же количество товара. Это повышает конкурентоспособность экспортера.

При повышении курса национальной валюты (ревальвации) происходит обратный процесс, который ведет к снижению конку­рентоспособности экспорта, так как продажные цены в данном случае повышаются.

б) внутренний рынок.

Снижение курса валюты страны на внутреннем рынке ведет к возрастанию цен на импортную продукцию, что способствует общему росту цен в стране и означает повышение конкуренто­способности национальных товаров.

При повышении курса национальной валюты происходят обрат­ные процессы, т.е. более низкие импортные цены способствуют замедлению инфляции. Однако более дешевые импортные товары ослабляют и подрывают позиции внутренних производителей. В этом случае государство должно вести более разумную протекционную политику.

5. Государственная политика и регулирование цен.

Основное направление ценовой политики государства заключается в достижении определенного уровня либерализации цен и снижении инфляции. Частью ценовой политики является оперативное регулирование ценовой сферы: установление областей применения рыночных и регулируемых цен; порядок их формирования; контроль за текущим ценообразованием.

Государственная ценовая политика в условиях рынка предусматривает два основных направления:

1. Прямое (административное) регулирование цен;

2. Косвенное (экономическое) регулирование цен.

Административное регулирование цен применяется в ограниченных пределах, предполагает прямое воздействие на цены или ограничения на их изменение.

Формы административного регулирования цен:

1. Замораживание цен - предусматривает фиксацию цен на определенном уровне либо в целом в экономике, либо на отдельные группы или виды товаров и услуг, которые принято называть социально-значимые (жизненно необходимые).

Крайняя мера в особо острой социально-экономической обстановке; на очень короткий срок, поскольку в этом случае рыночный механизм ценообразования блокируется.

2. Установление максимальных и минимальных цен на отдельных рынках. Максимальная цена означает, что выше этого предела цена не должна подниматься. Эта цена устанавливается ниже равновесной цены и защищает покупателей (с/х техника, удобрения). Последствия: дефицит товара и возникновение черного (теневого) рынка, что требует от государства введения дополнительных мер контроля и смягчения последствий. Минимальная цена означает, что ниже этого уровня цена не должна опускаться. Устанавливается выше уровня равновесной цены и защищает продавца. Последствия: затоваривание рынка, что требует от государства допол­нительных затрат по изъятию излишка товара с рынка.

3. Установление коридора цен - диапазон цен, изменение в определенных пределах. Это разновидность второй меры. Присуще денежным рынкам.

4. Контроль за ценами монополий и крупных предприятий, занимающих значительные доли рынка.

Эта мера основывается на антимонопольном законодательстве и включает в себя регламентацию метода учета издержек, установление предельного уровня рентабельности, ограничение на долю рынка, превышение которой ведет к нетарифным санкциям.

5. Заключение соглашений между правительственными органами или орга­нами местной власти и предприятиями, предусматривающие обязательст­ва последних не менять цены или не повышать их выше определенного уровня в течение оговоренного срока.

На собственные ресурсы, товары и услуги государство как рыночный субъект устанавливает фиксированные цены. Если данный ресурс, товар, услуга полностью находится в государствен­ной собственности, то это мера административного характера (цены на коммунальные услуги, общественный транспорт).

Экономическое (косвенное) регулирование процессов ценообразования

- это воздействие на факторы и условия ценообразования.

Выделяют три комплексных направления воздействия:

1. Мероприятия по поддержанию определенного уровня доходов:

· льготное кредитование;

· налоговые льготы;

· финансирование НИР;

· финансирование и льготное кредитование жилищного строительст­ва;

·    субсидии для предприятий при реализации товаров, которые идут на покрытие разницы между установленной государственной ценой и складывающейся более низкой рыночной ценой; при этом субсидии должны быть адресными. Адресное субсидирование населения кос­венно увеличивает доходы при приобретении тех или иных товаров и услуг.

2. Воздействие на издержки (себестоимость) производства, т.е. предусмат­ривается рост доходов за счет снижения издержек (того же порядка, что 1 направление).

Конкретные меры:

- субсидирование издержек, т.е. покрытие разницы между более вы­сокой рыночной ценой на ресурс и ценой, установленной государст­вом;

- установление льготных тарифов на услуги и ресурсы, предоставляе­мые государством;

- государственные инвестиции в строительство и приобретение про­изводственных объектов (предприятия со смешанной собственно­стью);

- налоги. Льготы на нал


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.143 с.