Тема 1. Педагогика высшей школы как область педагогического знания — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема 1. Педагогика высшей школы как область педагогического знания

2022-10-29 19
Тема 1. Педагогика высшей школы как область педагогического знания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раздел 1. Образовательный процесс в высшей школе: методика, нормативно-правовое обеспечение

Тема 1. Педагогика высшей школы как область педагогического знания

Объект, предмет, цели, задачи педагогики высшей школы. Основные категории педагогики высшей школы: понятие педагогического процесса, обучение и воспитание как способы (механизмы) функционирования педагогической системы в педагогическом процессе.    Связь педагогики высшей школы с другими областями педагогики и науками о человеке.Структура педагогики высшей школы - теория учения, воспитания и самовоспитания, обучения, педагогической деятельности и личности преподавателя. Проблема отношения к образованию как ценности национальной культуры, причины и направления реформ в области образования. Глобальные тенденции в мировой системе образования. Результаты международной оценки уровня систем высшего образования. Конкретно-исторический характер инновации, типы нововведений. Источники идей обновления образования в вузе. Обретение высшей школой характеристик поликультурного образования

 

Тема 2. Проблема содержания образования и планирование в высшей школе

Возникновение университетов в Европе в XII-XV веках. Проблема содержания образования. Целостный педагогический процесс, его основные компоненты: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, аналитико-результативный.        Содержательные и организационные аспекты университетского образования, принципы университетского образования модели университетского образования: традиционная, классическая, рационалистическая модель. Модели развития университета. Критерии и показатели эффективности университетского образования. Цели образования: культуросообразные, стратегические, конструктивные и тактические. Нормативно-правовые основы образования в России: «Закон об Образовании» от10 июля 1992 года №3266-1, Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 г. «Типовое положение  об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшее учебное заведение)», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 № 71, уставы Университетов.

 

Раздел 2. Субъекты образования, взаимодействие и сотрудничество

Тема 3 Субъекты образования

Специфика студенческой аудитории: возрастные и гендерные особенности. Психологические основы обучения в высшей школе. Психологические составляющие обучения: предмет обучения, студент как субъект обучения, учебная деятельность, преподаватель как субъект обучения. Проблема субъекта в философии и педагогике, диалог в философии, психологии и педагогике. Культура обучения и педагогического взаимодействия как условие успешности диалога и педагогического процесса. Образовательная деятельность в библиотеке. Саморазвитие личностей субъектов педагогического процесса. Движущие силы и закономерности в образовании. Смена образовательных парадигм

 

Тема 4. Особенности педагогического взаимодействия в условиях высшей школы

Педагогическое взаимо­действие как характеристика педагогическо­го процесса в высшей школе. Педагогическое воздействие и обратная связь - компоненты педагогического взаимодействия. Виды педагогических взаимодейст­вий: педагогические («преподаватель – студент»); взаимные («студент-студент»); саморазвитие и самовоспитание как самоотношение. Принципы целостного педагогического процесса. Педагогика сотрудничества в высшей школе.     Значение оптимальной системы организации и обучение студентов применению психолого-педагогических приемов и методов управления персоналом

 

       Раздел 3. Дидактические технологии в высшей школе.

 

Тема 5. Принципы обучения

Принципы развивающего и воспитывающего обучения, фундаментальности и прикладной направленности обучения, научности и связи теории с практикой, систематичности и системности, сознательности и активности, наглядности, доступности, прочности. Педагогические технологии. Критерии технологичности педагогического процесса. Концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость педагогических технологий в высшей школе. Методы обучения и проблема их классификации в современной дидактике. Основные типы обучения в высшей школе: сообщающее-иллюстративный, алгоритмическо-програмированный, проблемно-поисковый.

 

Тема 6. Основные формы обучения в высшей школе.

Учебная деятельность как система. Концепции обучения и их психологические основания: деятельностный подход, системогенетический. Соотношение методологических подходов и задач обучения. Теория П.Я.Гальперина. Теория В.В.Давыдова – Д.Б.Эльконина. Лекция, ее структура и методы проведения. Активные формы обучения: семинар, учебная экскурсия, учебная конференция. консультация. Формы практической подготовки: лабораторное занятие, практическое занятие. Обучение разработке и реализации проектов и программ. Виды самостоятельной работы студентов: самостоятельная работа по образцу, домашняя учебная работа. Обучение разработке проектов по развитию системы непрерывного профессионального образования.

  

Тема 7. Перспективы образования в высшей школе

Современные новации в системе университетского образования: переход на многоуровневую систему подготовки специалистов, обогащение вузов современными информационными технологиями, интеграция с ведущими университетами, перевод на самофинансирование.

Теория коллективного способа обучения (КСО) В.К.Дьяченко. Теория А.М.Матюшкина. Активные методы обучения. Технические возможности современных университетов, возможности ИНТЕРНЕТ в обучении и тестировании. Технологии составления и применения тестового контроля знаний.

Вопросы к экзамену

  1. Педагогика высшей школы в системе педагогических наук.
  2. Предмет, задачи и основные категории педагогики высшей школы.
  3. Роль высшего образования в современном мире. Специфика педагогики высшей школы.
  4. Современный этап педагогики высшей школы. Реформы образования
  5. Методы педагогических исследований.
  6. Высшее образование как социальная и педагогическая ценность и достояние личности.
  7. Таксономия целей в образовании.
  8. Цели и принципы обучения и воспитания в высшей школе в современных условиях.
  9. Тенденции развития высшей школы в современных условиях.
  10. Непрерывное образование цели, задачи, принципы.
  11. Учреждения, обеспечивающие получения высшего образования, их задачи. Современный университет.
  12. Последипломное образование.
  13. Стандарты в высшем образовании.
  14. Направления реформирования системы высшего образования в РФ в современных условиях.
  15. Студент и его позиция в образовательном процессе. Специфика обучения взрослых.
  16.  Личностно-профессиональное становление выпускника.
  17.  Компетентностная модель образования
  18.  Характеристика педагогического мастерства преподавателя вуза.
  19. Структура профессиональных способностей и умений преподавателя.
  20. Особенности педагогической деятельности преподавателя по реализации личностно ориентированного образования.
  21. Предмет, задачи и основные категории дидактики высшей школы.
  22. Сущность, структура, движущие силы процесса обучения в высшей школе.
  23. Педагогическое проектирование целей и содержания обучения студентов.
  24. Учебно-планирующая документация.
  25. Закономерности и принципы обучения как методологические и дидактические регуляторы преподавательской деятельности.
  26. Методы и средства обучения в высшей школе.
  27.  Активные методы обучения.
  28. Тестовый контроль знаний. Формы и методы тестирования.
  29. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса.
  30. Учебно-методические комплексы нового поколения. Технические средства и компьютерные системы обучения в высшей школе.
  31. Творческое мышление и методы его развития у студентов.
  32. Творческие аспекты деятельности преподавателя.
  33. Генезис и определение категории «педагогическая технология». Виды педагогических технологий.
  34. Технология блочно-модульного обучения.
  35. Технологические основы проблемного обучения.
  36. Эвристические технологии обучения.
  37. Технологии активного обучения.
  38. Технологии контекстного обучения.
  39. Организация учебных занятий с использованием электронных ресурсов.
  40. Классно-урочная и лекционно-практическая системы обучения.
  41. Лекция как форма организации обучения в вузе. Виды лекции и их структура.
  42. Семинарские, практические, лабораторные занятия в вузе и их особенности.
  43. Обучающее-исследовательский принцип организации обучения.
  44. Курсовое и дипломное проектирование. Система практической подготовки будущих специалистов в вузе. Виды практик.
  45. Самостоятельная работа как составляющая учебного процесса.
  46. Содержание и формы контролируемой самостоятельной работы студентов.
  47. Текущее и итоговое тестирование студентов как форма КСР.
  48. Роль научно-исследовательской работы студентов, ее связь с учебной работой, способы организации.
  49. Сущность контроля в учебном процессе. Функции, виды и способы контроля.
  50. Критерии и правила оценивания и выставления отметок.
  51. Рейтинговая система оценки усвоения учебного материала.
  52. Сущность системы зачетных единиц-кредитов.
  53. Самоконтроль и самооценка студентов в учебном процессе как компонента рефлексивной культуры будущего специалиста.
  54. Проблема управления качеством образования в вузе. Составляющие качества образования.
  55. Сущностные характеристики и особенности процесса воспитания в вузе.
  56. Структура воспитательного процесса. Закономерности и принципы воспитания.
  57. Самоуправление студентов как фактор воспитания и профессионального становления специалиста.
  58. Индивидуальный стиль преподавателя высшей школы

 

 

Тестовые задания для текущего контроля успеваемости

1. Что такое «дидактика»?

а) Наука о воспитании.
б) Наука об образовании и обучении.
в) Наука о развитии.
г) Все ответы верны.

2. Теоретическая и нормативно-прикладная наука об обучении и образовании – это …
а) педагогика;
б) дидактика;
в) эвристика;
г) акмеология.

3. Кто впервые ввел в научный оборот термин «дидактика»?
а) Немецкий педагог В. Ратке.
б) Чешский ученый-педагог Я.А. Коменский.
в) Швейцарский педагог И. Песталоцци.
г) Русский педагог-демократ К.Д. Ушинский.

4. Один из важнейших разделов педагогики – дидактика – изучает …
а) общие закономерности обучения;
б) принципы и методы обучения;
в) организационные формы обучения.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.

5. Что из перечисленного не относится к основным задачам дидактики?
а) Определение целей образования и обучения.
б) Определение содержания образования и обучения.
в) Разработка методов диагностики способностей.
г) Определение форм и методов обучения.

6. Работа какого ученого стала первым фундаментальным трудом, раскрывающим основы дидактики?
а) Немецкого педагога В. Ратке.
б) Чешского ученого-педагога Я.А. Коменского.
в) Швейцарского педагога И. Песталоцци.
г) Русского педагога-демократа К.Д. Ушинского.

7. Кто из русских ученых дореволюционного периода внес наибольший
вклад в развитие дидактики?
а) В. Белинский.
б) К. Ушинский.
в) М. Ломоносов.
г) М. Добролюбов.

 

8. Дидактика рассматривает обучение как процесс, имеющий две стороны:

а) преподавание и учение;
б) обучение и воспитание;
в) обучение и развитие;
г) воспитание и развитие.

9. Овладение знаниями и способами деятельности представляет сущность

а) воспитания;
б) учения;
в) развития;
г) акмеологии;
д) социализации.

10. Основными субъектами педагогического процесса являются …
а) учащиеся;
б) общество;
в) педагоги;
г) педагоги и общественность;
е) учащиеся и социальная среда;
ж) учащиеся и педагоги;
з) учащиеся, педагоги и социальная среда.

 

Раздел 1. Образовательный процесс в высшей школе: методика, нормативно-правовое обеспечение

Тема 1. Педагогика высшей школы как область педагогического знания

Объект, предмет, цели, задачи педагогики высшей школы. Основные категории педагогики высшей школы: понятие педагогического процесса, обучение и воспитание как способы (механизмы) функционирования педагогической системы в педагогическом процессе.    Связь педагогики высшей школы с другими областями педагогики и науками о человеке.Структура педагогики высшей школы - теория учения, воспитания и самовоспитания, обучения, педагогической деятельности и личности преподавателя. Проблема отношения к образованию как ценности национальной культуры, причины и направления реформ в области образования. Глобальные тенденции в мировой системе образования. Результаты международной оценки уровня систем высшего образования. Конкретно-исторический характер инновации, типы нововведений. Источники идей обновления образования в вузе. Обретение высшей школой характеристик поликультурного образования

 

Тема 2. Проблема содержания образования и планирование в высшей школе

Возникновение университетов в Европе в XII-XV веках. Проблема содержания образования. Целостный педагогический процесс, его основные компоненты: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, аналитико-результативный.        Содержательные и организационные аспекты университетского образования, принципы университетского образования модели университетского образования: традиционная, классическая, рационалистическая модель. Модели развития университета. Критерии и показатели эффективности университетского образования. Цели образования: культуросообразные, стратегические, конструктивные и тактические. Нормативно-правовые основы образования в России: «Закон об Образовании» от10 июля 1992 года №3266-1, Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 г. «Типовое положение  об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшее учебное заведение)», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 № 71, уставы Университетов.

 

Раздел 2. Субъекты образования, взаимодействие и сотрудничество

Тема 3 Субъекты образования

Специфика студенческой аудитории: возрастные и гендерные особенности. Психологические основы обучения в высшей школе. Психологические составляющие обучения: предмет обучения, студент как субъект обучения, учебная деятельность, преподаватель как субъект обучения. Проблема субъекта в философии и педагогике, диалог в философии, психологии и педагогике. Культура обучения и педагогического взаимодействия как условие успешности диалога и педагогического процесса. Образовательная деятельность в библиотеке. Саморазвитие личностей субъектов педагогического процесса. Движущие силы и закономерности в образовании. Смена образовательных парадигм

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.