Становление научных основ социально-технологической деятельности — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Становление научных основ социально-технологической деятельности

2022-10-29 28
Становление научных основ социально-технологической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вообще термин "теория" (от гр. "theoria" — рассмотрение, исследование) обозначает систему основных идей в той или иной отрасли знания, т. е. своеобразную форму научного знания, дающую целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

В этой связи теория социальных технологий, как и любая другая теория, имеет свои идейные и концептуальные основы, которые, как известно, возникали и развивались эволюционно. Вначале возникли идеи о сущности целенаправленного изменения социума, затем были осмыслены возможности, пути и средства его преобразования. Позже стали формироваться теоретические основы общественных изменений. И лишь в конце XX ст. стала складываться собственно теория социальных технологий как отдельная и самостоятельная отрасль научного знания.

Наиболее интенсивно идейно-теоретические основы научного технологизма начали формироваться в результате возникновения социологической науки уже на ее первом, классическом этапе. Так, в середине XIX в. возникли теологическое, революционистское, реформистское и субъективистское понимание природы социальных изменений.

Различные социологические школы и их основатели также по-разному подходили к пониманию причин общественных изменений. Поэтому каждая социологическая школа характеризуется тем, что она считает основными причинами социальных изменений:

естественный отбор (Г. Спенсер),

географическую среду и климат (Р. Бокль),

народонаселение (Т. Мальтус),

расу (Ж. Гобино),

выдающихся личностей (Ф. Ницше),

войну (А. Тойнби),

технологию (У. Огборн),

разделение труда и кооперацию (Э. Дюркгейм),

социально-экономический конфликт и революцию (К. Маркс),

экономику (У. Ростоу),

религию (М. Вебер),

борьбу за власть (Р. Дарендорф).

Значительный вклад в формирование идейно-теоретических основ социальных технологий внесли выдающиеся социологи XX ст. М. Вебер, Т. Парсонс, П. Сорокин, Р. Мертон и др.

Как отдельное направление в системе научного знания теория социальных технологий стала активно развиваться с начала XX в. в рамках теории социального управления и социальной инженерии. Само появление социальной инженерии было связано с попытками применить выводы социологической науки для решения насущных практических задач, создания эффективных социальных технологий.

В США, Франции, Англии в 20-х годах XX ст. широко разрабатывались и внедрялись различные технологии совместного общения, а также организационные технологии и технологии самоменеджмента. Многие идеи и опыт этих по сути социальных технологий были аккумулированы в теории человеческих отношений, разработанной в 1920-1930 гг. известным американским социологом и психологом Э. Мэйо.

В это же время социоинженерный подход начал складываться и в отечественной социологии; он был связан с именами А. Богданова, А. Гастева, П. Керженцева, М. Бирштейн, О. Ерманского и др. Однако начиная с 1930-х годов в отечественной литературе интерес к теоретическим основам социальных технологий продолжительное время был ограниченным - из-за идеологического неприятия всего, что относилось к зарубежной социальной инженерии.

Западная же социология развивалась и вширь и вглубь. Дальнейшее развитие "малых социологий" (теорий среднего уровня) интенсифицировало разработку теоретических аспектов специализированных средств и методов, используемых в социальной инженерии, как систему целеуказаний, которые создают возможность для рациональной человеческой деятельности. Эти средства в 1970-х годах стали обозначать термином "социальные технологии".

С середины 1960-х годов работы по развитию методологии методов социоинженерной деятельности были возобновлены в нашей стране и выполнялись по следующим направлениям: теория и практика социального планирования, разработка целевых комплексных программ развития регионов, отраслей и сфер общественной жизни (с 1970-х годов), социальное проектирование (1970-1980-е годы), управленческое и другие виды консультирования (1980-е годы), игротехническая деятельность.

Указанные научные направления не обозначали в то время термином "социальная технология", но по своей сути они представляли собой определенные социальные технологии или их взаимосвязанные комплексы. Само же понятие "социальная технология" стало входить в отечественную теорию и практику социального управления в 1970-х годах.

Важной идейной основой для развития теории социальных технологий являются достижения в области теории организации, социологии, социальной психологии и теории социального управления. Однако до начала 1990-х годов в отечественном научном обороте практически не было источников, освещающих теоретические проблемы социальных технологий, а также непосредственную их разработку, проектирование и внедрение в социальную практику.

Праксеология - важнейший идейный источник теории социальных технологий.

Праксеологическая наука изучает совершенную человеческую деятельность, ее стратегию, программы и системы действий.

Фундаментальной основой праксеологии является стремление человека к совершенствованию своей деятельности, повышению ее эффективности. Праксеология как область научных знаний сложилась только к середине XX ст. в связи с развитием научно-технического прогресса и технологизацией различных сфер общества.

Праксеология как наука о совершенной, безукоризненной человеческой деятельности дает для теории социальных технологий исключительно важные и необходимые научные и концептуальные основания:

во-первых, праксеология определяет сущность понятия совершенной деятельности и ее принципов (экономность, взаимодействие, постановка целей и др.);

во-вторых, она формирует понятийно-категориальный аппарат человеческой деятельности, раскрывая нередко такие привычные понятия, как "действие", "результат действия", "орудия действия", "средства действия", "этапы действия", "способы действия" и другие; в-третьих, эта наука обосновывает структуру, "анатомию" человеческой деятельности, раскрывая ее процесс и процедуру взаимодействия всех ее составляющих.

Однако самое главное состоит в том, что праксеология заставляет прагматически подходить к осуществлению социальной деятельности, более эффективно препарировать и конструировать ее. Благодаря этому она дает возможность не только разрабатывать теоретические положения в сфере социальных технологий, но и совершенствовать социально-преобразовательную деятельность человека.

 Основоположники теории социальных технологий.

Заметным событием в области научного осмысления социально-технологической деятельности стал выход в свет в 1966 г. одной из самых замечательных книг польского фантаста С. Лема "Сумма технологий", которая вызвала определенное недоумение среди поклонников талантливого писателя. Это произведение выпадало из традиционного жанра научной фантастики и представляло собой сумму философских размышлений о судьбах технологии и взаимодействии с ней человека. Само название этой книги дышало ассоциациями, навеянными произведением крупнейшего средневекового богослова Фомы Аквината "Сумма теологии", в котором тот утверждал, что именно в божественном откровении предначертана вся истина и развитие не только Вселенной, но и всего человеческого рода.

В своей "Сумме технологий" С. Лем показал перспективы научного развития социальных технологий. Это произведение концептуально изменило понимание сущности технологии, под которой автор понимает не только средство осуществления производственных процессов, но и обусловленные состоянием знаний и общественной эффективностью способы достижения целей, стоящих перед обществом.

С. Лем распространил понятие технологии на все сферы человеческой жизнедеятельности и сделал его всеобъемлющим и всеохватывающим. Он сформулировал также проблему взаимодействия человека с суммой технологий и показал, что технологии — не только благо для общества, они также несут для него серьезные опасности. При этом он считал, что не запрет на технологизацию спасет общество, а разработка новых технологий. "Единственным средством воздействия на технологию является другая технология", — подчеркивал писатель.

Особое место в этом произведении уделено информации и информационным технологиям, которым отводилась ключевая роль в сумме технологий, что и получило полное научное подтверждение к концу XX ст. С. Лемом обоснована также проблема проектирования технологических систем на основе соответствующих социологических знаний, а также сформулирована идея развития социальной кибернетики и обеспечения социального гомеостаза. Таким образом, С. Лем фактически стал основоположником социально-технологического мировоззрения и сформулировал важнейшие научные проблемы и направления развития социальных технологий.

Важную роль в становлении теории социальных технологий сыграл также выдающийся английский философ и социолог К. Поппер - основоположник теории трех миров (физического, ментального и мира объективного знания), концепции фальсификации и доктрины "открытого общества". Именно благодаря ему в современный научный оборот вошли такие фундаментальные термины, как "социальная технология" и "социальная инженерия".

Он дал одну из первых научных классификаций социальных технологий - две группы: холистические (или утопические) и частичные. Последние отличаются масштабами, стремлением преодолеть негативные последствия, осторожностью, постепенностью, подконтрольностью преобразований, а также возможностью их коррекции и прекращения. Методологически безупречным он считал постепенную и последовательную, или поэтапную, социальную инженерию, смысл которой видел не в быстром переустройстве общества по некоему идеальному проекту, а в постепенной выработке эффективных методов решения наиболее острых общественных проблем, выступая, тем самым, сторонником критического рационализма.

Существенной особенностью социальной инженерии в транскрипции этого ученого является, прежде всего, рационализм, основанный не на идеале и цели, а скорее на практическом социальном опыте людей. В конечном итоге это, по мнению ученого, может привести общество к более разумной форме его организации. К. Поппер внес огромный вклад в формирование научного социально-технологического мировоззрения.

Весьма серьезный научный анализ технологических процессов "индустриальной цивилизации" на современном этапе общественного развития осуществил американский социолог и футуролог А. Тоффлер в своей всемирно известной книге "Футурошок", которая, безусловно, является существенным вкладом в теорию социальных технологий. Основная идея его книги состоит в аргументации надвигающегося "шока" в результате быстрой смены технологий в современном обществе, которые проникают во все сферы социальной жизни человека. При этом, как отмечает ученый, наблюдается и противоположный процесс сужения индустриальных технологий за счет повсеместного внедрения новейших компьютерных технологий. Человечество словно меняет среду своего обитания, переходя из вторичной сферы производства в третичную сферу - переработку информации, науку, образование, культуру и защиту прав человека.

Основными средствами выживания человека в новом "супериндустриальном обществе", по мнению А. Тоффлера, являются движение общества к новому уровню социального равенства, участию населения в принятии политических решений, а также в гуманизации всех сфер общественной жизни и наращивании социального многообразия. Он довольно убедительно с научной точки зрения обосновал пути развития будущего постиндустриального общества, базирующегося на социальных технологиях.

Огромный вклад в развитие теории и понимания природы социальных технологий внес также известный болгарский социолог Н. Стефанов. В своей книге "Общественные науки и социальная технология" (1976) он дал четкое научное определение социальной технологии как деятельности, в результате "которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности". Кроме того, эта деятельность, по мнению Н. Стефанова, "предварительно расчленяется на целый ряд определенных операций, направленных на достижение некоторой цели или задачи. Наряду с этим, он аргументировал структуру, вариантность и типологию социальных технологий, им осмыслена роль общественных наук в их становлении и развитии. Благодаря этому ученому получили всестороннее развитие процессы проектирования и внедрения социальных технологий, а также такие методы социальных технологий, как моделирование и эксперимент; операциональные игры и "мозговая атака"; морфологический метод, а также методы разработки сценариев и экспериментальной оценки. Кроме того, Н. Стефанов дал глубокое научное описание отдельных видов конкретных социальных технологий, в частности технологии управления. На основании этого Н. Стефанова по праву считают одним из основоположников теории социальных технологий, его влияние на развитие данной сферы научного знания весьма существенно.

Н. Стефанов предложил выделить в процессах социальной технологии несколько процедур:

1. Определение цели, которая должна быть реализована в результате применения данной технологии;

2. Построение системы критериев для выбора возможных вариантов;

3. Обозначение круга возможных вариантов;

4. Выбор оптимального варианта;

5. Внедрение избранного варианта.

Таким образом, к концу XX ст. теория социальных технологий, поднявшаяся из недр социальных наук и социальной практики, методологически и концептуально оформилась в самостоятельную сферу научного знания.

Остаются вопросы готовности и способности людей к использованию социальных технологий, а также проблемы внедрения теоретических находок и апробированных приемов в практику человеческой жизнедеятельности.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.