Тема 14. Технологии манипуляции общественным сознанием — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема 14. Технологии манипуляции общественным сознанием

2022-10-29 30
Тема 14. Технологии манипуляции общественным сознанием 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При клишировании информации в обществе, возникает возможность управлять и формировать политические, общественные и культурные тренды в глобальном масштабе.

Поддержка таких инициатив осуществлялась Тавистокским институтом человеческих отношений, Стэнфордским исследовательским институтом, Исследовательским центром групповой динамики Массачусетского технологического института, а также самым широким спектром исследовательских организаций, «фабрик мысли», фондов, и НПО, специализирующихся на социальной инженерии и прикладной социальной психиатрии.

Тавистокский институт, создан в 1946 г. при финансовой поддержке Фонда Рокфеллера. Превратившись в крупнейшего производителя технологий в области социальной инженерии, группового и организационного поведения, Институт получил всеобщее признание благодаря проектам культурно-информационного моделирования и формирования общества, прежде всего посредством воздействия на молодежную среду (через использование СМИ, преимущественно телевидения, как информационного оружия). По распространенной версии, такими методами создавались масскультурные идолы, искусственно рождались новые субкультуры, фабриковалась ментальная среда новых поколений.

Доктор психологии Тавистокского института Фредерик Эмери предложил использовать СМИ в качестве инструмента для дестабилизации национальных государств. В своих исследованиях Ф. Эмери обратил внимание на удивительное поведение толпы во время рок-концертов, которые тогда были редкостью. Эмери был убежден, что таким поведением можно манипулировать в целях национальной обороны, и написал об этом работу под названием «Следующие 30 лет: принципы, методы, ожидания». В ней он ввел в оборот специальный термин «подростковый рой», которым можно эффективно управлять, как роем насекомых, чтобы разрушить государство за короткий срок. Эмери пришел к выводу, что подобное роение (стадность) неразрывно связано с «мятежной истерией». Ученый установил, что демократическое лидерство (основанное на сетевой модели), предполагающее использование «полуавтономных» мультидисциплинарных команд специалистов, позволяет получить лучшие, в сравнении со структурами, основанными на разделении труда и иерархических методах управления, результаты. Другими словами, Эмери разработал концепцию, в рамках которой социальные сети (хотя тогда они существовали только в умах теоретиков) могут эффективно участвовать в смене политических режимов. Впервые идеи Эмери были опробованы оперативниками разведки США и НАТО при успешной дестабилизации Франции в период президентства Шарля де Голля во время студенческих протестов в мае 1968 года.

В течение второй половины ХХ в. В лабораториях Тавистока и Стэндфорда внедрялись проекты, связанные с влиянием СМИ на массовое сознание, использованием психотропных и наркотических средств как способа управления социумом, а также проводились эксперименты по изучению влияния массовой культуры на сознание человека, примитивизацией человеческих отношений с целью моделирования управленческих решений по форматированию общественного сознания (при этом Тавистокский институт являлся ресурсом британских вооруженных сил, отвечающим за технологии психологических войн и «промывания мозгов»).

При исследовании методов воздействия на массовое сознание на примере реакции немецкого и японского населения на воздушные бомбардировки, эксперты упомянутых социоинженерных центров сделали вывод, что создание искусственных кризисов и стрессовых ситуаций является эффективным способом манипуляции общественным сознанием, а СМИ – эффективный канал реализации.

Кроме того, исследователи выявляют прямую зависимость между внедрением в массовое молодежное сознание новой музыкальной (субкультурной) моды и искусственной, управляемой параллельно идущей наркотизации молодежной среды: Тавистокский институт и ЦРУ проводили опыты с использованием психотропных и наркотических веществ с целью овладения волей человека. В 1950-е гг. в ЦРУ был инициирован проект «МК-ультра», целью которого стало изучение влияния психотропных веществ на психику человека и способность контролировать общественное сознание.

Итогом целенаправленной наркотизации становится введение законодательных норм, не предусматривающих преследования за употребление определенных видов наркотиков. Сегодня «легкие наркотики» легализованы в ряде стран. К примеру, в Нидерландах, Чехии, Бельгии, Аргентине и отдельных штатах США хранение и употребление марихуаны разрешены официально. Технологии, ориентированные на переформатирование и перекодирование ментальных сред и культурно-цивилизационных особенностей обществ весьма эффективно применяются. Результатом воплощения такого рода шагов становится «толерантное» в самом худшем понимании этого слова, слабое, лишенное исторической памяти и цивилизационных корней управляемое извне, состоящее из «матричных ячеек» общество «биороботов».

Глобальные технологии в действии

Инструментами реализации глобальных политтехнологий, обеспечивающих в т.ч. давление на Россию, стали весьма одиозные и неприемлемые проекты, по сути являющиеся элементами технологии расчеловечивания, культурно-цивилизационного перекодирования. В этих проектах отклонение выдается за норму с главной целью - управление обществами и глобальным мироустройством. Успешно реализуется в США и странах Евросоюза технология под условным названием «власть меньшинств», диктующая обществу новые «ценности», модели и стандарты поведения.

Одним из академических концептуальных обоснований такой политики можно считать либеральную концепцию канадского политического философа Чарльза Тейлора. В своём эссе «Политика признания» он первым затронул вопрос о политике признания, понимая под этим не только официальное признание существования того или иного меньшинства в рамках государства, но и признание прав этого меньшинства и включение в социальную, культурную и политическую жизнь страны, т.е. полноценное гражданство. С его точки зрения, «потребность в признании - жизненно необходима, поскольку представляет собой один из аспектов развития современного субъекта, включающий не только требования равенства, но и гарантии самовыражения». Лишь «взаимное уважение групп субъектов дает основу их моральным требованиям взаимного признания прав друг друга на культурную самобытность». Иными словами, «требования равенства предшествуют и являются основой обеспечения права на свободу культурного самовыражения».

Среди наиболее ярких проектов по культурно-цивилизационному перекодированию Запада и использованию этого инструмента для внешнеполитического давления на Россию является активная легализация и узаконивание однополых браков, усыновление детей однополыми парами, возводимое в ипостась естественной формы человеческого бытия.

В этом контексте в декабре 2011 г. Барак Обама объявил о том, что одной из приоритетных задач внешнеполитического курса Вашингтона становится борьба за права сексуальных меньшинств за рубежом, однако в восьми штатах самих США (Алабаме, Аризоне, Луизиане, Миссисипи, Оклахоме, Южной Каролине, Техасе и Юте) пропаганда гомосексуализма запрещена на официальном уровне и преследуется по закону. Это очередная яркая иллюстрация двойных стандартов во внешней политике Соединенных Штатов. Легализация однополых браков стала отдельным вектором внутренней и внешней политики США и стран Евросоюза. Именно поэтому российский закон о запрете гей-пропаганды среди несовершеннолетних вызвал шквал критики на Западе, где он автоматически получил трактовку через призму «нарушения прав человека», обретя форму оружия внешнеполитического давления.

Не менее «знаковым» и одиозным событием стало выступление в ООН австрийского певца-трансвестита Томаса Нойвирта (Кончита Вурст) и его встреча с Генсекретарем организации Пан Ги Муном. Практически синхронные, как по команде, получившие в СМИ название «каминг аутов» (англ. сoming out) публичные признания главы американской корпорации «Эппл» («Apple») Тима Кука и министра иностранных дел Латвии Э.Ринкевича в нетрадиционной сексуальной ориентации.

Вписывается в европейские реалии и современное сексуальное воспитание в детских садах и школах, когда с раннего возраста детям внушают мысль о норме однополых браков и способности таких пар вырастить и воспитать ребенка с традиционными морально-ценностными ориентациями. Причем сексуальное воспитание является официальной частью образовательной политики ряда стран Европы и США, а занятия по данному предмету должны посещаться в обязательном порядке. В частности, в Германии за отказ школьников от их посещения предусматривается уголовная ответственность для родителей.

Пропаганда субкультур и движений, подобных Сhildfree, цель которых – навязывание населению идеи нецелесообразности рождения детей по причине обременения лишней ответственностью и лишения себя возможности получать удовольствие от жизни также становится атрибутом создания «параллельной реальности» международного масштаба.

Ювенальная юстиция – система правосудия в отношении несовершеннолетних граждан, в которой элементом реализации рассматриваемых в данной статье технологий становится давление на родителей, насильственное изъятие детей из семьи без видимых оснований, разрушение традиционных семейных ценностей.

Следующим шагом на пути построения западного «прогрессивного» общества грозит стать педофилия и инцест, о чем современные неолибералы в Европе говорят всерьез. Так, депутат шведского парламента Моника Грённ предлагает легализовать инцест, а в Дании признать инцест «гендерной нормой» требует политик Пернилле Шкиппер.

На этом фоне контроль над репродуктивной функцией населения и содействие сокращению рождаемости вполне логично вписываются в избранный алгоритм решения задач по переформатированию глобального мироустройства. Неоднократно со стороны видных государственных деятелей, представителей крупного бизнеса CША звучали высказывания по поводу необходимости сокращения численности населения. Так, к примеру, основатель Майкрософт Билл Гейтс говорил, что «в мире сегодня 6,8 миллиарда человек. Численность населения стремительно приближается к 9 миллиардам. Если мы сейчас действительно хорошо поработаем над новыми вакцинами, медико-санитарной помощью, помощью в области репродуктивного здоровья, возможно, мы сможем понизить его процентов на 10 – 15».

Джон Холдрен советник по науке президента США Барака Обамы пошел еще дальше, заявив, что «было бы легче осуществить программу по стерилизации женщин после рождения ими второго или третьего ребёнка, чем пытаться стерилизовать мужчин. Разработка капсулы продолжительной стерилизации, которую можно было бы вшить под кожу и удалить, когда беременность желательна, открывает дополнительные возможности для принудительного регулирования рождаемости. Капсулу вшивали бы в период половой зрелости и изымали бы по официальному разрешению для ограниченного числа рождений детей».

Упомянутые примеры проектов, формирующих альтернативную реальность, когда отклонение выдается за норму, вполне вписываются в логику реализации стратегии США по переформатированию глобального мироустройства в качестве ее отдельного самостоятельного вектора.

«Окна» Овертона

Концептуальной квинтэссенцией и систематизацией подходов социальных инженеров к легализации запретного явилась разработка американского социолога, вице-президента Макинского центра публичной политики Джозефа Овертона, чью теорию посмертно назвали «Окнами Овертона». Он описал реально работающую технологию. В качестве иллюстративного примера использована тема каннибализма. На первом этапе осуществления задачи эта идея отвратительна и совершенно не приемлема в обществе. Первое движение Окна Овертона – перевести тему каннибализма из области немыслимого в область радикального: «если есть свобода слова, то почему бы не поговорить о каннибализме»? В этой связи необходимо привлечь авторитетных ученых, к мнению которых прислушиваются в обществе. Проводятся симпозиумы по теме, обсуждается история предмета, вводится в научный оборот и появляется факт авторитетного высказывания о каннибализме (дискуссия о людоедстве в рамках «научной респектабельности»).

Окно Овертона двинулось – произошел пересмотр позиций и переход от непримиримо отрицательного отношения общества к отношению более позитивному. Результат первого шага – неприемлемая тема введена в оборот, табу десакрализовано, произошло разрушение однозначности проблемы, созданы «градации серого».

Окно движется дальше и переводит тему каннибализма из радикальной области в область возможного. На этой стадии продолжается цитирование «учёных». Для легализации немыслимой идеи необходимо подменить её подлинное название. Каннибализм превращается в более благозвучный термин «антропофилия». Параллельно создается легитимирующий прецендент (исторический, мифологический, реальный или выдуманный) как «доказательство» того, что «антропофилия» может быть узаконена. Затем появляется возможность двигать Окно Овертона с территории возможного в область рационального. Это третий этап. В массовом сознании искусственно создаются условия борьбы вокруг этой проблемы.

Окно Овертона двигается далее. Для популяризации темы каннибализма необходимо поддержать её продукцией массовой культуры, увязывая с образами исторических личностей и современных «раскрученных» в СМИ деятелей. «Антропофилия» массово проникает в новостные, аналитические программы и ток-шоу. Тема автономно самовоспроизводится в СМИ, шоу-бизнесе и политике. Затем наступает пятый этап движения Окна возможностей Овертона – перевод темы из категории популярного в сферу политики: готовится законодательная база, лоббистские группы консолидируются и выходят из тени. Публикуются социологические опросы, якобы подтверждающие высокий процент сторонников легализации каннибализма. Политики начинают публично высказываться о возможности законодательного закрепления такого явления. В общественное сознание вводят новую норму – «запрещение поедания людей запрещено». Либеральный концепт – толерантность как запрет на табу и губительные для общества отклонения становится догмой. Общество сломлено. Приняты законы, изменены (разрушены) нормы человеческого существования.

Описанную Овертоном технологию проще всего реализовать в подготовленном, толерантном обществе. В том обществе, у которого нет идеалов, в котором размыты фундаментальные ценности, отсутствует пассионарность и иммунитет против культурной агрессии в «ядро цивилизации».

Именно цивилизационное перекодирование с целью управления лежит в основе применения таких технологий. Задача представленного материала – в очередной раз «сигнализировать» о возможных последствиях недооценки степени влияния и значимости этого не вполне осязаемого компонента внешней политики США. Нельзя игнорировать инструменты уничтожения ценностного фундамента, рассеивания потенциала для сопротивления угрозе. На этом фоне Россия остается главным оплотом противодействия проектам глобальной социальной инженерии.

Для адекватного ответа на стоящие перед Россией вызовы представляется необходимым ускоренное формирование и практическое применение системных потенциалов «мягкой силы» во внешней политике России, в т.ч. посредством подготовки концепции «мягкой силы» Российской Федерации; стратегии обеспечения национальной культурной безопасности Российской Федерации, стратегии информационной безопасности России в условиях информационных и психологических войн, технологий противодействия сетевым формам терроризма и сетевым (твиттерным) механизмам конфликтной мобилизации, исследование зарубежных политтехнологий, реализуемых (планируемых) по периметру границ России и разработка предложений по противодействию «цветным революциям» в Российской Федерации.

При реализации такой работы необходимо учитывать контекст новых реалий мироустройства. Проводя тщательный анализ актуальных инновационных механизмов реализации «мягкой силы» (сетецентричный принцип, социальные сети и блогосфера, в т.ч. как двигатель революций, информационные и кибервойны, ненасильственное сопротивление, правозащитные концепции т.д.), формировать системное и интегральное видение как «лицевой стороны», так и «изнанки» глобальных процессов современности.

 

Тема 15. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Социальное планирование представляет собой процесс выбора целей социальной деятельности, а также комплекса решений, необходимых для их достижения. Это один из видов универсальных праксеологических технологий, который характеризуется функцией научного управления общественными процессами и включает в себя разработку планов развития социальных объектов на основе анализа достоверной информации, а также процесс реализации намеченных мероприятий и контроль за их выполнением.

В социологической науке термин "план" имеет несколько значений:

1) определенный порядок или последовательность в изложении чего-либо (например, научного труда, художественного произведения и т. п.);

2) намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности и сроков выполнения (учебный, производственный, народнохозяйственный план и т. п.);

3) замысел, предусматривающий определенный ход действий или развитие чего-либо (например, личности, группы или общества в целом);

4) чертеж в условных знаках, детально отображающий в масштабе на плоскости участок местности или сооружение.

Разработка технологий социального планирования всякой человеческой деятельности включает следующие процедуры:

установление целей и задач;

разработку стратегий, планов и программ для достижения целей;

определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;

доведение планов до тех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за это.

В настоящее время социальное планирование, выполняемое с помощью разнообразных технологий, относится к наиболее популярным видам человеческой деятельности в различных сферах общества.

Существует три основных вида планов:

- планы-цели, представляющие собой определенный набор качественных характеристик желаемого состояния социального объекта или отдельных его элементов в будущем. Планы-цели используют, как правило, при больших сроках либо принципиальной непредсказуемости развития конкретных событий в будущем;

- планы для повторяющихся социальных действий, предписывающие их сроки, а также порядок выполнения в стандартных ситуациях, например, железнодорожное расписание. Обычно в них предусматривают "окна", чтобы обеспечить свободу маневра в непредвиденных ситуациях, когда необходима коррекция;

- планы для неповторяющихся социальных действий, составляемые для решения специфических проблем, которые возникают в процессе развития и функционирования социального объекта. Такие планы могут иметь форму программы, бюджета поступления или распределения ресурсов и др.

По срокам выполнения планы принято подразделять на долгосрочные (свыше пяти лет), относящиеся в основном к категории планов-целей; среднесрочные (от одного до пяти лет), выполняемые в виде различных программ; краткосрочные (до одного года), имеющие форму бюджетов, сетевых графиков и др. Разновидностью краткосрочных планов являются оперативные, составляемые, как правило, на срок от одного дня до одного месяца.

Идея планирования общественного развития впервые была выражена в трудах утопистов XVII-XIXвв. (Т. Мора, Ж. Мелье, Ш. Фурье, А. Сен-Симона, Р. Оуэна), которые выдвинули многочисленные гипотезы "лучшего обустройства человеческой жизни" и управления общественными процессами. Однако уже к концуXIXв. планирование все чаще становилось достоянием практики решения экономических проблем. Правда, плановость рассматривали преимущественно в рамках управления крупными производственными образованиями – трестами, концернами, фирмами.

Термин "социальное планирование" впервые употреблен в "Новом курсе" Ф. Рузвельта, который был выработан как путь выхода США из жесточайшего социально-экономического кризиса 30-х годов XXв. В дальнейшем в социологии США это понятие анализировали в тесной связи с формами и методами реализации социальной политики, в частности с обеспечением социальной защиты населения.

Теория и практика планирования экономических и социальных процессов была апробирована в бывшем СССР. Наиболее яркий пример – программа ликвидации неграмотности в стране, когда комплекс мероприятий позволил в короткий исторический срок мобилизовать все силы общества на решение этой задачи перспективного значения.

Объектами социального планирования являются все уровни социальной организации – от общества в целом и каждой из сфер общественной жизни до конкретных социальных процес­сов, которые происходят как в территориальном (область, район, город, село, трудовой коллектив), так и в функциональном аспекте (в сфере экономики, политики, культуры, науки, образования, бытового обслуживания и т. п.).

Что касается общества в целом, то в нем разрабатываются перспективные технологии планового решения значимых социальных проблем, которые определяют его жизненность и устойчивость.

На региональном (или территориальном) уровне технологии социального планирования представляют собой особую форму целенаправленного регулирования социальных процессов в регионе, области, городе и других административных единицах. Для эффективного функционирования общества огромное значение приобретает выравнивание уровней социального развития в территориальном аспекте, особенно регулирование миграционных потоков, рациональное использование трудовых ресурсов, развитие национальных отношений, распределение и потребление культурных ценностей. Как показывает опыт, главной целевой установкой для технологий регионального социального планирования является создание благоприятных условий для трудовой и повседневной жизни людей.

И, наконец, технологии социального планирования на уровне производственных организаций или трудовых коллективов предполагают реализацию ведущей целевой установки – побуждения человека к творческой работе, обеспечения максимума благоприятных условий для его трудовой и повседневной жизни. Накопленный опыт свидетельствует, что на этом уровне наиболее действенными оказались технологии социального планирования, которые базировались на трех подходах. Первый из них состоит в учете того, что и в какой степени работник способен сделать для успешного развития своей организации и как он сам будет изменяться под влиянием происходящих глобальных и локальных социальных изменений.

 

Тема 16. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Игровые технологии – это разновидность социальных праксеологических, предназначенных для оптимизации социально­го поведения и деятельности людей посредством их обучения. Эти технологии базируются, как правило, на теории игр, изучающей закономерности различных событий или ситуаций (прежде всего, конфликтных) и разрабатывающей методы оптимизации социального поведения людей. Ключевая категория этой теории – понятие "игра", которое в социологии имеет несколько значений. Во-первых, под игрой понимают непринужденную, свободную деятельность (в противоположность утилитарно-практической), которая является особой формой самовыражения личности человека, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, а также на развитие определенных знаний, умений и навыков. Во-вторых, игра – это, по мнению американского социолога Дж. Мида, социальная деятельность, в процессе которой ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности, установки и учится таким образом исполнять определенные социальные роли.

Наряду с этим, сущность игры (или игровой деятельности) наиболее рельефно можно представить посредством ее функционального анализа с целью выделить совокупность функций игры и их характеристики, которые показывают роль и предназначение игровой деятельности в современном обществе.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.