Итоговый контроль усвоения модуля 1, опорно-двигательный аппарат — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Итоговый контроль усвоения модуля 1, опорно-двигательный аппарат

2022-10-28 54
Итоговый контроль усвоения модуля 1, опорно-двигательный аппарат 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

    Изучение анатомии человека занимает одно из ведущих мест в программе подготовки врачей любой специальности. В частности, при изучении нормального строения опорно-двигательного аппарата закладываются основы для обучения на последующих кафедрах (топографической анатомии, хирургии, травматологии и др.), а также  позволит будущим специалистам правильно оценивать различные патологические состояния костно-мышечной системы и адекватно назначать меры профилактики и лечения.

Согласно образовательно-профессиональной программе студент должен уметь (цели модуля):

1. Анализировать информацию о строении костей туловища, черепа, конечностей.

2. Анализировать информацию о соединении между костями туловища, черепа, конечностей.

3. Анализировать информацию о строении мышц и фасций туловища, головы, шеи и конечностей.

4. Трактовать закономерности пренатального и раннего постнатального развития опорно-двигательного аппарата, варианты изменчивости, пороки развития.

5. Интерпретировать половые, возрастные и индивидуальные особенности строения опорно-двигательного аппарата.

 

Модуль 1 включает 3 содержательных модуля:

Остеология

Артрология

Миология

Объем изучаемого материала предполагает изучение следующих тем:

ОСТЕОЛОГИЯ

1. Вступительное занятие. Организация учебного процесса на кафедре анатомии человека. Анатомическая терминология. Оси и плоскости тела человека. Классификация костей. Строение типичного позвонка.

2. Отличительные особенности строения позвонков. Позвоночный столб в целом. Грудина, ребра. Грудная клетка в целом. Тестовый контроль.

3. Кости верхней конечности: плечевой, лучевая, локтевая и кости кисти. Лопатка, ключица. Тестовый контроль.

4. Тазовая кость, таз в целом, половые и возрастные отличия. Размеры таза. Кости нижней конечности: бедренная, большеберцовая, малоберцовая, кости стопы. Тестовый контроль.

5. Кости мозгового черепа: лобная, теменная, затылочная и клиновидная кости. Тестовый контроль.

6. Височная и решетчатая кости. Каналы височной кости, их сообщения и содержимое.

7. Кости лицевого черепа: верхняя и нижняя челюсти, скуловая, небная, носовые, слезные, сошник, нижняя носовая раковина, подъязычная кость. Тестовый контроль.

8. Череп в целом: свод и основание черепа. Глазница, полость носа, твердое небо. Ямки черепа: височная, подвисочная, кры-небная их сообщения. Тестовый контроль.

АРТРОЛОГИЯ.

9. Общая артросиндесмология. Височно-нижнечелюстной сустав. Соединения позвонков. Атланто-затылочный и атланто-осевой суставы. Соединение ребер с грудиной и позвонками. Возрасные особенности строения суставов. Тестовый контроль.

10. Соединения костей плечевого пояса и верхней конечности: грудино-ключичный, акромиально-ключичный суставы. Плечевой, локтевой и луче-запястный суставы. Суставы кисти. Тестовый контроль.

11. Соединения костей таза и нижней конечности. Суставы стопы (Шопара и Лисфранка). Тестовый контроль.

12. Контроль практических навыков по усвоению материала по анатомии костей и их соединений

МИОЛОГИЯ

13. Мышцы и фасции грудной клетки и спины (поверхностные и глубокие). Топография грудной клетки. Тестовый контроль.

14. Диафрагма. Мышцы и фасции живота. Брюшной пресс, паховый канал. Слабые места брюшной стенки и диафрагмы. Участки передней стенки живота. Тестовый контроль.

15. Мышцы и фасции шеи. Межфасциальные пространства. Треугольники шеи и их содержимое. Мышцы и фасции головы. Мимические и жевательные мышцы. Тестовый контроль.

16. Мышцы, фасции и топография плечевого пояса и плеча.

17. Мышцы и фасции предплечья и кисти. Топография верхней конечности. Тестовый контроль.

18. Мышцы и фасции таза и нижней конечности. Топография нижней конечности. Тестовый контроль.

19. Контроль практических навыков по усвоению модуля «Опорно-двигательный аппарат»

Итоговый контроль усвоения модуля 1, опорно-двигательный аппарат

 

 

Содержательный модуль 1. Остеология.

Цели.

1. Анализировать информацию о строении костей туловища, черепа, конечностей.

2. Трактовать закономерности пренатального и раннего постнатального развития опорно-двигательного аппарата, варианты изменчивости, пороки развития.

3. Интерпретировать половые, возрастные и индивидуальные особенности строения опорно-двигательного аппарата.

 

ТЕМА №1

Конкретные цели.

Уметь:

1. Определять оси, плоскости в теле человека и правильно ориентировать по отношению к ним типичный позвонок и его части.

2. Определить и показать части скелета.

3. Определить и показать форму костей: трубчатую, плоскую и смешанную.

4. Определить и показать части и анатомические детали типичного позвонка.

Содержание обучения в соответствии с целями

 

Теоретические вопросы.

1. Оси и плоскости тела человека

2. Общий план строения и функции костей скелета

3. Развитие костей скелета (первичные и вторичные кости). Макроскопическое и химическое строение костей.

4. Классификация костей по форме и структуре.

5. Кость как орган. Структурно-функциональная единица кости — остеон.

 

Граф логической структуры темы (см. приложение)

Источники информации

1. Привес М.Г. Анатомия человека.- С-Пб, 2001. - с.34-36, 44-46, 62-63

2. Сапин. М.Р. Анатомия человека, 1997. - Т.1 - с.38-46; 49-50

3. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М., 1981. - т.1

4. Лекция.

Тема № 2

Конкретные цели

Уметь:

1. Определить и показать  позвонки различных отделов позвоночного столба

2. Определить и показать части и анатомические детали крестца и копчика.

3. Определить и показать части, поверхности и анатомические детали, ребер, грудины.

4. Определить и показать кости образующие грудную клетку

Содержание обучения в соответствии с целями

Теоретические вопросы.

1. Общий план строения позвоночника в связи с вертикальным положением тела человека.

2. Особенности анатомии различных позвонков.

3. Формирование изгибов позвоночника в связи с развитием и функцией мышц.

4. Классификация ребер.

5. Формирование грудной клетки, ее типы, связь с прямохождением и функцией мышц груди, типом телосложения.

Граф логической структуры темы (см. приложение)

Источники информации

1. Привес М.Г. Анатомия человека.- С-Пб, 2001. – с 63-66, 73-74, 75-79.

2. Сапин. М.Р. Анатомия человека, 1997. - Т.1 - с.51-59.

3. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М., 1981. - т.1

4. Лекция.

ТЕМА № 3

Кости верхней конечности: плечевой, лучевая, локтевая и кости кисти. Лопатка, ключица.

Актуальность темы. Верхняя конечность человека состоит из плечевого пояса (лопатка, ключица) и свободной конечности, которая последовательно соединяется суставами, обеспечивая свободу движений кисти, как продукта и органа труда.

Свободная верхняя конечность человека состоит из трех сегментов (проксимального, среднего и дистального). По форме это трубчатые кости (за исключением костей запястья), которые имеют типичную для этих костей структуру (диафизы, эпифиз, костномозговую полость, метафизы — зоны роста). Знание особенностей строения костей верхней конечности используют в клинике при лечении переломов, пересадке костного мозга. Верхней конечности, как и другим костям скелета, присущи возрастные, половые и индивидуальные особенности. Возможны аномалии развития.

Знания анатомии, развития и роста верхней конечности необходимо для изучения суставов и мышц на кафедре анатомии, физиологии, лечебной физкультуры, травматологии, детских болезней для определения наличия и локализации патологических процессов.

Цель обучения (общая): уметь оценивать информацию о строении костей плечевого пояса (ключицы и лопатки), плечевой кости, костей предплечья (лучевой и локтевой) и костей кисти для определения на последующих кафедрах отклонений от нормы, наличия и локализации патологических процессов.

Конкретные цели

Уметь:

1. Определить и показать части и анатомические детали лопатки, ключицы.

2. Определить и показать на скелете плечевую, локтевую, лучевую кости, кости кисти и анатомические детали их строения.

Содержание обучения в соответствии с целями

Теоретические вопросы.

1. Общий план строения верхней конечности.

2. Развитие и рост костей верхней конечности. Возрастные особенности.

3. Форма и структура трубчатых костей.

Граф логической структуры темы (см. приложение)

Источники информации

1. Привес М.Г. Анатомия человека.- С-Пб, 2001. – с 111-118, 121-124.

2. Сапин. М.Р. Анатомия человека, 1997. - Т.1 – с.124-133.

3. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М., 1981. - т.1

4. Лекция.

Травмированный получил резкий удар, в область плечевого сустава направленный сверху вниз. Определяется резкая болезненность и колебание костного отломка у латерального конца ключицы. Определите локализацию возможного перелома.

A. Spina scapulae

B. Collum scapulae

C. Аcromion

D. Cavitas glenoidalis

E. Processus coracoideus

 

Перед Вами фрагмент кости. Конец его закруглен и образует головку, верхняя поверхность которой уплощена и слегка вогнута. По краю головки проходит circumferentia articularis. Головка отделяется от остальной части кости шейкой. Определите этот фрагмент кости.

А. Проксимальный эпифиз плечевой

В. Дистальный эпифиз лучевой

С. * Проксимальный эпифиз лучевой

D. Дистальный эпифиз локтевой

Е. Основание пястной

ТЕМА №4

Конкретные цели

Уметь:

1. Определить и показать на скелете тазовую кость и ее части.

2. Определить и показать подвздошную, седалищную, лобковую кости, их  части, анатомические детали строения.

3. Определить и показать  бедренную, большеберцовую, малоберцовую кости, кости и отделы стопы, их части и анатомические детали строения.

4. Интерпретировать половые отличия в строении таза.

Содержание обучения в соответствии с целями

Теоретические вопросы.

1. Общий план строения нижней конечности

2. Строение тазовой кости и ее частей

3. Развитие тазовых костей в процессе эволюции прямохождения

4. Возрастные и половые особенности таза

5. Формы таза и элементы антропологии

6. Общий план строения костей нижней конечности.

7. Развитие и рост костей нижней конечности в эволюции в связи с прямохождением, опорой и ходьбой.

8. Формирование сводов стопы.

9. Возрастные особенности и аномалии развития

Граф логической структуры темы (см. приложение)

Источники информации

1. Привес М.Г. Анатомия человека.- С-Пб, 2001. – с 128-130, 132-142, 146-149.

2. Сапин. М.Р. Анатомия человека, 1997. - Т.1 - с. 133-144, 198-200.

3. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М., 1981. - т. 1

4. Лекция.

ТЕМА № 5

Конкретные цели

Уметь:

1. Определить и показать на черепе и отдельных костях: лобную, затылочную, теменную, клиновидную кости, их границы, части, поверхности и анатомические детали строения.

Содержание обучения в соответствии с целями

 

Теоретические вопросы.

1. Общий план строения черепа.

2. Развитие костей черепа, варианты нормы и аномалии.

3. Строение костей свода черепа.

4. Возрастные особенности.

 

Граф логической структуры темы (см. приложение)

Источники информации

1. Привес М.Г. Анатомия человека.- С-Пб, 2001. – с 82-85,88-89.

2. Сапин. М.Р. Анатомия человека, 1997. - Т.1 - с.63-73.

3. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М., 1981. - т.1

4. Лекция.

Тема № 6

Конкретные цели

Уметь:

1. Определить и показать на черепе и отдельных костях  височную кость, ее части и анатомические детали строения.

2. Определить и показать каналы височной кости.

3. Определить и показать на черепе и отдельных костях решетчатую кость, ее части и анатомические детали строения.

Содержание обучения в соответствии с целями

 

Теоретические вопросы

1. Место височной и решетчатой костей в строении лицевого и мозгового черепа. Развитие черепа, индивидуальная изменчивость и аномалии развития.

2. Каналы височной кости.

3. Части решетчатой кости применительно к формированию костных полостей носа и глазницы.

Граф логической структуры темы (см. приложение)

Источники информации

1. Привес М.Г. Анатомия человека.- С-Пб, 2001. – с 85-87, 90-91.

2. Сапин. М.Р. Анатомия человека, 1997. - Т.1 - с.73-82.

3. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М., 1981. - т.1

4. Лекция.

Тема № 7

Конкретные цели

Уметь:

1. Определить и показать на черепе и отдельных костях верхнюю и нижнюю челюсти, носовые, слезные кости, скуловую кость, нижнюю носовую раковину, сошник, небную и подъязычную кости, их части и детали анатомического строения.

Содержание обучения в соответствии с целями

Теоретические вопросы.

1. Места, занимаемые костями лицевого черепа в конструкции глазниц, полости носа, полости рта.

2. Развитие костей лицевого черепа, их индивидуальная изменчивость и аномалии развития.

3. Сообщения глазниц и полости носа с наружным и внутренним основанием черепа.

Граф логической структуры темы (см. приложение)

Источники информации

1. Привес М.Г. Анатомия человека.- С-Пб, 2001. – с 91-97

2. Сапин. М.Р. Анатомия человека, 1997. - т. 1 - с. 82-92

3. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М., 1981. - т. 1

4. Лекция.

У пострадавшего ранение в области передне-нижнего отдела наружной стенки носа. Обильное кровотечение. На рентгенограмме перелом кости, входящей в состав наружной стенки носа. Определите целостность какой кости нарушена?

A. Processus frontalis os maxilla

B. Concha nasalis inferior

C. Corpus maxillae

D. Concha sphenoidalis

E. Lamina perpendicularis os palatinum

ТЕМА № 8

Конкретные цели

Уметь:

1. Определить и показать свод черепа, кости, формирующие его швы и борозды синусов твердой мозговой оболочки.

2. Определить и показать границы передней, средней и задней черепных ямок, их анатомические образования и сообщающие отверстия.

3. Определить и показать стенки глазницы их топографические взаимоотношения с полостью черепа, носа и с формирующими их костями черепа, сообщающие отверстия.

4. Определить и показать стенки полости носа, обратив внимание на сложную конструкцию латеральной стенки, важное значение верхней – опасная близость передней черепной ямки.

5. Определить и показать части костного неба.

6. На целом черепе определить и показать височную, подвисочную и крылонебную ямки, связывающие их отверстия со смежными областями мозгового и лицевого черепа.

Содержание обучения в соответствии с целями

Теоретические вопросы.

1. Общий план конструкции мозгового и лицевого черепа. Развитие черепа, 

2. Строение свода черепа.

3. Строение внутреннего и наружного основания черепа.

4. Строение глазницы

5. Строение полости носа.

6. Формирование костного неба.

7. Образование височной, подвисочной и крылонебной ямок, сообщающие отверстия.

Граф логической структуры темы (см. приложение)

Источники информации

1. Привес М.Г. Анатомия человека.- С-Пб, 2001. – с 99-102.

2. Сапин. М.Р. Анатомия человека, 1997. - Т.1 - с.92-108.

3. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М., 1981. - т.1

4. Лекция.

У травмированного повреждены носовая часть лобной кости, решетчатая пластинка решетчатой кости, тело клиновидной кости. Укажите, в составе, какой стенки полости носа произошли травматические изменения.  

A. Латеральной

B. Медиальной

C. Верхней

D. Нижней

E. Задней

8. У больного воспаление в области нижнего носового хода. Какая анатомическая структура может быть вовлечена в процесс?

A. Sinus frontalis

B. Celluae ethmoidales anteriores et mediae

C. Sinus maxillaris

D. Sinus sphenoidalis

E. Canalis nosolacrimalis

9. У травмированного повреждение шва, соединяющего теменные кости. Определите этот шов.

A. Sutura sagittalis

B. Sutura squamosa

C. Sutura lambdoidea

D. Sutura coronaris

E. Sutura serrata

10. Врач осматривает родничок, ограниченный чешуей лобной кости и теменными костями. Определите этот родничок.

A. Передний

B. Задний

C. Клиновидный

D. Сосцевидный

11. У ребенка 1,5 лет произошло зарастание переднего родничка. К  какому возрасту  данный процесс происходит в норме?

A. К 2 мес. жизни

B. К 6 мес. жизни

C. К 8мес. жизни

D. К 12 мес. жизни

E. К 24 мес. жизни

Цели.

1. Анализировать информацию о соединении между костями туловища, черепа, конечностей.

2. Трактовать закономерности пренатального и раннего постнатального развития опорно-двигательного аппарата, варианты изменчивости, пороки развития.

3. Интерпретировать половые, возрастные и индивидуальные особенности строения опорно-двигательного аппарата.

Тема № 9

Общая артросиндесмология. Височно-нижнечелюстной сустав. Соединения позвонков. Атланто-затылочный и атланто-осевой суставы. Соединение ребер с грудиной и позвонками. Возрасные особенности строения суставов.

Актуальность темы. Соединения костей между собой у человека отражают процесс эволюции в связи с условиями передвижения и функциональной нагрузкой (прямохождение и вертикальное положение головы). В процессе эмбрио- и филогенеза развились два вида соединений костей: 1) непрерывные (синартрозы) - более ранние по развитию, неподвижные или малоподвижные по функции; 2) прерывные (диартрозы) - более поздние по развитию, подвижные по функции. Существует переходная форма (полусустав) - симфиз.

Аналогично развитию скелета в 3 стадии (соединительнотканная, хрящевая, костная), синартрозы подразделяются на 3 вида: синдесмозы (межкостные перегородки, связки, швы), синхондрозы (временные, постоянные), синостозы.

Прерывные соединения (диартрозы) - суставы, характеризуются наличием 3-х главных анатомических элементов: 1)с уставных поверхностей, покрытых суставным хрящом; 2) суставной капсулы; 3)суставной полости. В суставах имеются вспомогательные элементы (внутрисуставные диски и мениски), которые определяют у человека всю сложность анатомических и функциональных особенностей отдельных частей тела.

Наличие всех видов соединений в позвоночном столбе обеспечивает устойчивость, перенесение больших нагрузок, подвижность. Соединение ребер с позвонками и грудиной формируют грудную клетку в целом, обеспечивая опору и защиту для легких, сердца, сосудов и нервов.

Изучение анатомии соединений позвоночного стола и ребер а также височно-нижнечелюстного сустава необходимо для понимания физиологии дыхания и артикуляции речи, определения аномалий развития, возрастных особенностей физиологии. Эти знания необходимо использовать на клинических кафедрах: травматологии и ортопедии, хирургии, стоматологии, терапии, ЛФК, педиатрии, школьной гигиены, рентгенологии, для диагностики ряда заболеваний опорно-двигательного аппарата и других систем организма, их лечения и оперативных вмешательств.

Цель обучения (общая): Уметь оценивать информацию о строении соединений позвоночного столба и соединений ребер с грудиной и позвонками а также строении  височно-нижнечелюстного сустава для определения на последующих кафедрах отклонений от нормы, наличия и локализации патологических процессов.

Конкретные цели

Уметь:

1. Определить и показать форму суставных поверхностей, изучаемых суставов.

2. Определить и показать главные и вспомогательные элементы изучаемых  суставов и дать данным суставам морфо-функциональную характеристику.

Содержание обучения в соответствии с целями

Теоретические вопросы.

1. Классификация соединений костей.

2. Классификация синартрозов - непрерывных соединений.

3. Анатомические элементы сустава - диартроза.

4. Классификация суставов:

    1) по числу суставных поверхностей;

    2) по форме и функции суставных поверхностей.

5. Возрастные особенности соединений.

 

Граф логической структуры темы (см. приложение)

Источники информации

1.Привес М.Г. Анатомия человека.- С-Пб, 2001. - с. 52-62, 70-74, 76-77, 97-99

2. Сапин. М.Р. Анатомия человека, 1997. - Т. 1 - с. 153-180.

3. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М., 1981. - т. 1

4. Лекция.

Тема № 10

Конкретные цели

Уметь:

1. Определить и показать форму суставных поверхностей изучаемых суставов.

2. Определить и показать главные и вспомогательные элементы изучаемых суставов и дать данным суставам морфо-функциональную характеристику.

Содержание обучения в соответствии с целями

 

Теоретические вопросы.

1. Классификация соединений костей.

2. Классификация суставов.

3. Анатомия костей плечевого пояса, свободной верхней конечности

4. Главные и вспомогательные элементы суставов.

5. Особенности строения суставов и их биомеханика.

6. Возрастные и половые особенности соединений.

Граф логической структуры темы (см. приложение)

Источники информации

 

1. Привес М.Г. Анатомия человека.- С-Пб, 2001. - с. 113-114, 115-117, 118-121, 124-128.

2. Сапин. М.Р. Анатомия человека, 1997. - Т. 1 - с. 180-194.

3. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М., 1981. - т. 1

4. Лекция.

Тема № 11

Соединения костей таза и нижней конечности. Суставы стопы (Шопара и Лисфранка).

Актуальность темы. Соединения костей таза сочетает: прочность и подвижность, связанные с прямохождением. Тазу человека присущи все виды соединений. Форма таза отражает его функциональное назначение - в связи с детородной функцией женщины. Тазобедренный сустав придает одновременно: устойчивость телу человека и допускает движения вокруг трех осей вращения.

Кости свободной нижней конечности соединяются между собой суставами и связками, что обусловлено опорной и двигательной функцией (коленный сустав). Кости голени образуют суставные поверхности для голеностопного сустава. Множество плоских и тугих суставов стопы фиксируют своды стопы - пассивные затяжки. Сводчатая форма стопы присуща только человеку, она создает пружинистость и эластичность при походке.

Изучение анатомии соединений костей таза и свободной нижней конечности необходимо, прежде всего, для понимания физиологии родов, прямохождения, определения аномалий развития, возрастных особенностей. Эти знания необходимо использовать на клинических кафедрах: акушерства и гинекологии, рентгенологии, для диагностики ряда заболеваний, их лечения и оперативных вмешательств.

Цель обучения (общая): Уметь оценивать информацию о строении соединений костей таза и свободной нижней конечности, понимать биомеханику для определения на последующих кафедрах отклонений от нормы, наличия и локализации патологических процессов.

Конкретные цели.

Уметь:

1. Определить и показать форму суставных поверхностей изучаемых суставов.

2. Определить и показать главные и вспомогательные элементы изучаемых суставов и дать данным суставам морфо-функциональную характеристику.

. Содержание обучения в соответствии с целями

Теоретические вопросы.

1. Анатомия костей таза и свободной нижней конечности

2. Главные и вспомогательные элементы суставов.

3. Особенности строения суставов и их биомеханика.

4. Возрастные и половые особенности соединений.

Граф логической структуры темы (см. приложение)

Источники информации

1. Привес М.Г. Анатомия человека.- С-Пб, 2001. - с. 131-132, 137-139, 142-146, 149-153.

2. Сапин. М.Р. Анатомия человека, 1997. - Т. 1 - с. 38-46; 49-50

3. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М., 1981. - т. 1

4. Лекция.

Рабочий на стройке получил травму позвоночника и таза. На рентгенограмме определяется перелом поперечного отростка 5 поясничного позвонка и задней части подвздошного гребня справа. Удерживающая функция какой связки крестцово-подвздошного сустав будет нарушена?

A. Ligg. sacroiliaca interossea

B. Lig. iliolumbale

C. Ligg. sacroiliaca ventralia

D. Ligg. sacroiliaca dorsalia

E. Lig. sacrospinale

Тема № 12

 Контроль практических навыков по анатомии костей и их соединений

Актуальность темы:

Занятие подводит итог изучения костей и их соединений. Способствует обобщению, углублению и закреплению изучаемого материала; учит анализировать и синтезировать знания, полученные на практических и лекциях, что имеет важное значение при изучении следующих разделов анатомии и обучения на других кафедрах.

Цель обучения (общая): Уметь оценивать информацию о строении костей и соединений между ними, их прикладном значении для использования полученных знаний-умений на следующих кафедрах для определения отклонений от нормы, наличия и локализации патологических процессов. Эта цель реализуются на основании конкретных целей тем 1-11

. Содержание обучения в соответствии с целями

 

Теоретические вопросы к теме соответствуют вопросам указанным в темах 1-11.

Граф логической структуры темы (см. приложение) соотвествует графам тем 1-11

Цели.

1. Анализировать информацию о строении мышц и фасций туловища, головы, шеи и конечностей.

2. Трактовать закономерности пренатального и раннего постнатального развития мышц и фасций туловища, головы, шеи и конечностей, варианты изменчивости, пороки развития.

3. Интерпретировать половые, возрастные и индивидуальные особенности строения мышц и фасций туловища, головы, шеи и конечностей.

ТЕМА № 13

Конкретные цели

Уметь:

1. Определить и показать  начало и прикрепление мышц груди и спины согласно их классификации по топографии и развитию, указать функцию каждой из мышц.

2. Определить фасции, топографические образования в области груди и спины, знать их прикладное значение.

Содержание обучения в соответствии с целями

Теоретические вопросы.

1. Классификация мышц туловища по топографии и развитию.

2. Топография, прикрепление поверхностных мышц груди и спины.

3. Фасции груди и спины.

4. Топографические образования в области груди и поясницы, их прикладное значение.

 

Граф логической структуры темы (см. приложение)

Источники информации

                                                                                 

1. Привес М.Г. Анатомия человека.- С-Пб, 2001. – с 162-170, 171

2. Сапин. М.Р. Анатомия человека, 1997. - Т. 1 - с. 237-258, 260-261

3. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М., 1981. - т. 1

 

4. Лекция.

ТЕМА № 14

Конкретные цели

Уметь:

1. Определить и показать  области передней брюшной стенки, диафрагму и ее части.

2. Определить и показать  мышцы живота, согласно их топографической классификации; показать их начало и прикрепление.

3. Анализировать функции брюшного пресса.

4. Определить паховую связку, паховый канал.

5. Находить стенки, поверхностное и глубокие кольца пахового канала; определить его содержимое.

6. Определить переднюю и заднюю стенки влагалищ - прямой мышцы живота.

Содержание обучения в соответствии с целями

 

Теоретические вопросы.

1. Топографические области передней брюшной стенки.

2. Формирование пахового канала

3. Слабые места брюшной стенки и диафрагмы

Граф логической структуры темы (см. приложение)

Источники информации

1. Привес М.Г. Анатомия человека.- С-Пб, 2001. – с 170-178.

2. Сапин. М.Р. Анатомия человека, 1997. - Т. 1 - с. 258-270.

3. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М., 1981. - т. 1

4. Лекция.

A. Передней

B. Верхней

C. Нижней

D. Задней

E. -

12. Больной прооперирован по поводу прямой паховой грыжи. Определите, в каком анатомическом образовании возникла грыжа

A. Медиальной паховой ямке

B. Латеральной паховой ямке

C. Надпузырной ямке

D. Бедренной ямке

E. Белой линии

Конкретные цели

Уметь:

1. Определить и показать  мышцы и фасции  шеи, согласно их топографической классификации; показать их начало и прикрепление, указать функции.

2. Определить и показать  мимические и жевательные мышцы согласно их топографической классификации; показать их начало и прикрепление, указать функции.

3. Определить и показать  области шеи и треугольники шеи, показать и назвать границы треугольников шеи.

Содержание обучения в соответствии с целями

 

Теоретические вопросы.

1. Топографические области шеи.

2. Фасции шеи и межфасциальные пространства.

3. Особенности анатомического строения мимической мускулатуры.

 

Граф логической структуры темы (см. приложение)

Источники информации

1. Привес М.Г. Анатомия человека.- С-Пб, 2001. – с. 178-190.

2. Сапин. М.Р. Анатомия человека, 1997. - Т. 1 - с. 270-295.

3. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М., 1981. - т. 1

4. Лекция.

Конкретные цели

Уметь:

1. Определить и показать мышцы плечевого пояса и плеча, их  начало и прикрепление, указать функции.

 2. Определить и показать на труппе топографические образования плечевого пояса и плеча.

Содержание обучения в соответствии с целями

Теоретические вопросы.

1. Классификация мышц плечевого пояса и плеча по топографии и развитию.

2. Топография, прикрепление мышц плечевого пояса и плеча.

3. Фасции плеча.

4. Топографические образования в области плечевого пояса и плеча, их прикладное значение.

Граф логической структуры темы (см. приложение)

Источники информации

1. Привес М.Г. Анатомия человека.- С-Пб, 2001. – с 190-194

2. Сапин. М.Р. Анатомия человека, 1997. - Т.1 - с.295-300.

3. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – Г., 1981. - т.1

4. Лекция.

Конкретные цели

Уметь:

 1. Определить и показать мышцы предплечья и кисти, их начало и прикрепление, указать функции мышц изучаемых групп.

 2. Определить, показать топографические образования в области верхней конечности.

Содержание обучения в соответствии с целями

Теоретические вопросы.

1. Классификация мышц предплечья и кисти по топографии и развитию.

2. Топография, прикрепление поверхностных и глубоких мышц предплечья и кисти.

3. Фасции предплечья и кисти.

4. Топографические образования в области верхней конечности, их прикладное значение.

Граф логической структуры темы (см. приложение)

Источники информации

1. Привес М.Г. Анатомия человека.- С-Пб, 2001. – с. 194-206.

2. Сапин. М.Р. Анатомия человека, 1997. - Т. 1 - с. 301-324.

3. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – Г., 1981. - т. 1

4. Лекция.

В хирургическое отделение доставлен пострадавший с глубокой резаной раной в верхней трети задней поверхности плеча с нарушением целостности латеральной и медиальной головок трехглавой мышцы плеча. Какой канал при этом может быть травмирован?

A. Canalis carpi radialis

B. Canalis humeromuscularis

C. Canalis carpi ulnaris

D. Foramen quadrilaterum

E. Foramen trilaterum

Конкретные цели

Уметь:

1. Определить и показать  мышцы таза согласно их топографической классификации; показать их начало и прикрепление, указать функции.

 

2. Определить и показать  мышцы бедра, голени, стопы, согласно их топографической классификации; показать их начало и прикрепление, указать функции.

3. Определить и показать топографические образования в области таза и нижней конечности.

Содержание обучения в соответствии с целями

Теоретические вопросы.

1. Топографические области таза, бедра

2. Топографические образования пояса и свободной нижней конечности.

 

Граф логической структуры темы (см. приложение)

Источники информации

1. Привес М.Г. Анатомия человека.- С-Пб, 2001. – с. 194-206.

2. Сапин. М.Р. Анатомия человека, 1997. - Т. 1 - с. 301-324.

3. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – Г., 1981. - т. 1

4. Лекция.

Пострадавший доставлен в хирургическое отделение с глубокой поперечной резаной раной средней трети задней медиальной поверхности бедра с рассечением мышцы. Какую мышцу должен сшить хирург при обработке раны?

A. M. biceps femoris

B. M. semitendinosus

C. M. adductor magnus

D. M. semimembranosus

E. M. gracilis

Тема № 19

 Контроль практических навыков по анатомии опорно-двигательного аппарата.

Актуальность темы:

Занятие подводит итог изучения строения опорно-двигательного аппарата. Способствует обобщению, углублению и закреплению изучаемого материала; учит анализировать и синтезировать знания, полученные на практических и лекциях, что имеет важное значение при изучении следующих разделов анатомии и обучения на других кафедрах.

Цель обучения (общая): Уметь оценивать информацию о строении костей, соединений между костями строении и прикреплении к костям мышц, их функций, фасций, которые покрывают мышцы и топографии разных областей человеческого тела, их прикладном значении для использования полученных знаний-умений на следующих кафедрах для определения отклонений от нормы, наличия и локализации патологических процессов. Эта  цель реализуются на основании конкретных целей тем 1-11,12-18. 

Содержание обучения в соответствии с целями

 

Теоретические вопросы к теме соответствуют вопросам, указанным в темах 1-11,12- 18.

Тема № 20

 Итоговый контроль усвоения модуля № 1, опорно-двигательный аппарат.

Актуальность темы:

Занятие подводит итог изучения строения опорно-двигательного аппарата. Способствует обобщению, углублению и закреплению изучаемого материала; учит анализировать и синтезировать знания, полученные на практических и лекциях, что имеет важное значение при изучении следующих разделов анатомии и обучения на других кафедрах.

Цель обучения (общая): Уметь оценивать информацию о строении костей, соединений между костями строении и прикреплении к костям мышц, их функций, фасций, которые покрывают мышцы и топографии разных областей человеческого тела, их прикладном значении для использования полученных знаний-умений на следующих кафедрах для определения отклонений от нормы, наличия и локализации патологических процессов. Эта  цель реализуется на основании конкретных целей тем 1-11,13-18.

Содержание обучения в соответствии с целями

  Теоретические вопросы к теме соответствуют вопросам к темам 1-11, 13-18

Граф логической структуры темы соответствует графам тем 1-11, 13-18 (см. приложение)

ПР


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.33 с.