Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2022-10-28 | 23 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Я не собирался возвращаться к теме сна за рулем, поскольку мне казалось, что все давным‑давно сказано. Если бы не смерть Александра Дедюшко, водителя‑профессионала. Человека, которого я очень любил. Друга.
Какие у меня есть свидетельства того, что Саша погиб, заснув за рулем и забрав с собою на тот свет всю свою семью? Об этом вы узнаете в конце главы. А сейчас позвольте мне процитировать свои же слова из главы «Забудьте, что такое сон» .
Нет ничего опаснее, коварнее и ужаснее, чем coн за рулем.
Добавлю из опыта последних лет: организмы у людей разные, поэтому и борьба со сном у всех проходит по‑разному. Общее же для всех – это две стадии засыпания.
В первой, начальной стадии слипаются веки и слегка притупляются все чувства: слух, осязание, обоняние, зрение. Если начать делать то, что делает в таком случае большинство – петь, кричать, трясти головой, открывать окно и т. п., – то сон отступает, но потом наваливается с новой силой. Если повторять все свои приемы антисна после каждого его приступа, то время, отпущенное сном до его победы, а водителю и его пассажирам – для жизни, становится все короче. Оно исчисляется минутами.
Если водитель принимает решение более радикальное – останавливается, приседает, отжимается, бегает вокруг машины, умывается холодной водой, – сон, как правило, пропадает. На десятки минут. Некоторым за это время удается волевыми усилиями прогнать сон совсем. Но только в том случае, если скопившаяся усталость была не слишком велика. Волевые усилия – это мысли. О любимой, о детях. Это внутренний и страстный монолог о том, как прекрасна жизнь, как хорошо она сейчас складывается: отличная работа, хорошая зарплата, карьера на подъеме, квартира есть, машина. О том, как ужасно было бы сейчас заснуть и – из‑за чего?! – все это потерять. Тут все зависит от психики водителя, от силы его восприятия и воображения. Со мной такое было в Америке, во время первой кругосветки, вы об этом уже прочитали, но я повторю – ничего не помогало, кроме одного: я представил, как моя семья, вся в черном, получает гроб с моим телом в Шереметьево. Как они плачут. Сон пропал. Совсем. Все это первая стадия наступления сна и борьбы с ним. Иногда и она кончается трагедией: водитель все равно засыпает, у него закрываются глаза.
|
Вторая стадия бывает у людей очень организованных, волевых после длительной, упорной борьбы со сном – сила воли такого человека велика, и она не позволяет векам закрываться, они открыты. Нервная система сигнализирует в мозг, что все в порядке: глаза открыты, дорогу вижу, а значит – ситуация под контролем.
Мозг успокаивается и... отключается! – водитель засыпает с открытыми глазами! И что самое страшное – человек засыпает мгновенно и абсолютно незаметно для себя: та же разделительная полоса летит навстречу, тот же асфальт, те же звуки, те же желания закурить, почесать левый висок, но только водитель и его пассажиры уже почти на том свете: он спит с открытыми глазами и несется в лоб грузовику, не видя стремительно приближающихся фар...
Когда прошло потрясение от смерти Саши и его семьи, я дал слово, что докопаюсь до ее причины. Зная его, зная, как он ездит, я грешил только на летнюю резину: на ней при околонулевых температурах даже из гаража выезжать опасно. И дело не только в специальном протекторе – летняя резина при околонулевых температурах дубеет, она резко теряет сцепление даже с сухим асфальтом. Но потом в газете я увидел крупный снимок того, что осталось от их машины, – там ясно была видна хорошая импортная зимняя резина.
И в тот же день, блуждая в недрах своего компьютера, я наткнулся на статью, о которой совсем забыл: интервью с Дедюшко для какого‑то автомобильного издания. На вопрос: отъездил ли он армию без аварий? – Саша ответил, что однажды ночью заснул, ехал из Лиепае, вез пьяного капитан‑лейтенанта. Тот спит – и Саша кемарит. Изо всех сил сражается со сном и... просыпается от того, что ветки хлещут по лобовому стеклу! Это он уснул, пересек дорогу и съехал в кусты противоположной обочины. «Сегодня бы свечку Богу за спасение поставил», – добавил Дедюшко и уточнил, что в армии он научился засыпать мгновенно, в любом положении...
|
Я его еще раз спрашиваю:
– А еще случаи сна за рулем были?
Саша отвечает, что, к сожалению, тот опыт его ничему не научил. Уже работая во владимирском театре, он подрабатывал перегонкой машин на продажу, и однажды гнал «Форд‑Гранаду» – и заснул. Перевернулся пару раз через крышу и на веревке до дома за грузовиком доехал.
Я Сашу Дедюшко в третий раз спрашиваю:
– Но больше‑то ты за рулем, надеюсь, не засыпал?!
Оказывается, засыпал! Отвечает, засыпал, мол, но на мгновение, не больше. Хлестал себя по щекам, бил по морде и орал: «Не спать, сука! Ты что, козел драный, хочешь здесь навсегда остаться?! Не спать, тварь!!!» Песни орал – приехал, разговаривать не мог, голоса просто не осталось.
Спрашиваю:
– А что за нужда такая была – жизнь на кон ставить?
– Да не было, – говорит, – особой нужды. Какую‑то бумажку дома забыл: туда‑обратно – больше тысячи километров и получилось. Хотелось домой скорее приехать. Глупость, конечно, несусветная. Как пел Высоцкий: «В гости к Богу не бывает опозданий»? Но с тех пор сказал себе раз и навсегда: хочешь спать за рулем – остановись, поспи. Сейчас я не имею право на такие глупости – у меня семья...
Так сказал Александр Дедюшко.
Такой сильный мужик – как же это могло случиться?
Саша был очень уставшим: съемки, спектакли, переезды, перелеты. Только сейчас судьба повернулась к нему лицом: он получил наконец роли, о которых мечтал. Еще года два‑три, и он бы стал настоящей, большой звездой: талант есть, его снимают, он пробьется! Уезжая из гостей во Владимире, он сказал им, что устал и очень хочет спать. Выспаться. Боролся он со сном целый час, до 109‑го километра. Изо всех своих спецназовских, самратовских, суперменских сил боролся. И не верил, что он, Саша Дедюшко, может за рулем уснуть! Да еще если за его спиной сын, рядом – любимая. Он понимал, что уснуть невозможно. Орать, петь, включить на всю громкость музыку не посмел: рядом спали дорогие и любимые. Он боролся со сном изо всех своих сил. Очень мощных сил. И проиграл. Может быть, переоценил себя. Но скорее всего, недооценил ужас под названием «сон за рулем».
|
ПУСТЬ НИКОГО ИЗ ВАС НЕ ПОСТИГНЕТ ТА ЖЕ УЧАСТЬ!
...Когда три гроба поплыли над головами под аплодисменты, как положено на похоронах артистов, я наклонился к жене и сказал тихо:
– Знаешь, почему за много‑много километров и лет я ни разу – ни разу! – не заснул за рулем?
– Почему?
– Потому что еще в испытательской юности мне пришлось хоронить друзей.
Не дай бог такого вам! Учитесь на чужом опыте. У меня есть три способа борьбы со сном: первый – поспать. Второй – чтобы со мной разговаривали. О третьем я уже рассказывал – в стакан с парой ложечек растворимого кофе влить тонкой струйкой пепси или колу, а потом эту коричневую пену выпить. Но не забывайте – сердце при этом!..
ПОЧЕМУ РУЛЬ ВСЕ‑ТАКИ СЛЕВА
Никто не задумывался, почему три четверти человечества сидят за рулем слева, а четверть плюс наша дальневосточная республика – справа? Ну с нашими все понятно – любовь к «праворуким япошкам» у них не от хорошей жизни, а остальные?
Первые двадцать лет с момента появления автомобиля никто не задумывался: а по каким правилам ездить? Ездили, как придется, как хочется. Если помните, и рули, а точнее – поворотные рычаги, у первых автомобилей были по центру – как ямщик на козлах сидел, так и шоферы рулили. И вообще, очень многое в первоначальном автомобиле было заимствовано от конных повозок. Барабанные тормоза, например. Меня сыновья спросили: «Пап, а почему сначала придумали барабанные тормоза, а уже потом дисковые? Ведь дисковые проще, естественнее».
Ну, дисковые тормоза придумали чуть ли не раньше барабанных, в 1902 году. Их запатентовал британский инженер Фредерик Ланчестер, но никому и в голову не пришло поставить их на автомобиль, а поставили барабанные. И только потому, что телегу останавливали так же – прижимали палку к рабочей поверхности колеса.
|
А красные фонари сзади? Откуда они взялись и почему именно красные – сзади, а белые – спереди? Сначала был только один фонарь, красный. Автомобили ездили гораздо медленнее конных повозок, те обгоняли их массово, и для того, чтобы обозначить автомобиль как опасность, стали крепить на него сзади красный фонарь. А спереди белый – не фары, сейчас мы их называем габариты, – белый фонарь нужен был для освещения номерного знака автомобиля.
Но мы отвлеклись от руля и правил, по которым автомобилисты ездили. Как только умные люди поняли, что автомобиль – это всерьез и надолго, они собрались, взялись за головы и стали думать: где должен быть руль – по центру, слева или справа? Пока самого руля – баранки – не придумали, а рулили длинным рычагом, особых споров не возникало – посередине, чтобы место и справа и слева от рулящего оставалось. Но как только появилась баранка, споры и разгорелись.
Одни говорили, что поскольку повозки и люди от машины в основном справа, то и руль должен быть справа, чтобы водитель был ближе к прохожим и безопаснее для них мимо проезжал. Другие не соглашались: но тогда водителю придется все рычаги двигать левой рукой, что крайне неудобно! Руль должен быть слева! Да, до педалей и до автоматической коробки тогда еще не додумались, сцеплением, тормозами, газом управляли только с помощью рычагов – маленьких и больших, их было штук семь, одних только тормозных рычагов было три – для торможения трансмиссионного вала, задних колес и еще «горный упор»: когда машина шла в гору, на дорогу опускали стальную пику, которая не давала автомобилю катиться назад, – ручник, короче. Кстати, о сигнале – би‑би! – никто и не заикался. Какой сигнал, когда от автомобиля лошади шарахаются, его за две версты слыхать?
И мало‑помалу правый руль завоевывал страны одну за другой: Англию, само‑собой, – она до сих пор свою «правоту» неправотой признать не хочет. Все колонии Англии: Индию, Индонезию, Малайзию, Южную Африку и т. д. Венгрия, Чехословакия, Австрия, Швеция, Италия тоже имели поначалу правый руль. Многие из этих стран перешли на левый, привычный нам руль только в тридцатые годы. Швеция захотела руль слева аж в 1967 году. Вся Италия в начале прошлого века ездила по правой стороне, и лишь один гордый город Милан – по левой!
Сейчас все более‑менее утряслось, а внимательный читатель спросит: «В Японии‑то почему руль справа? Она же никогда британской колонией не была?» Точно, не была, я как‑то об этом уже рассказывал. Просто в двадцатые годы император Японии купил себе первый автомобиль – «Роллс‑Ройс». Вот и все.
Но существует теория, по которой леворульный принцип автомобиля берет свое начало из глубины веков. Вот ответьте на вопрос: как вооруженные конные бойцы сходились друг с другом для поединка? Правильно – левыми сторонами! А почему? Да потому что меч держали в правой руке, а щит – в левой. Вот защищенной стороной и сходились с соперником, а там уж – кто с мечом ловчее управится.
Р
РАННЕВЕСЕННИЕ СОВЕТЫ
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!