Почему погибли Саша Дедюшко и его семья — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Почему погибли Саша Дедюшко и его семья

2022-10-28 23
Почему погибли Саша Дедюшко и его семья 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Я не собирался возвращаться к теме сна за рулем, поскольку мне казалось, что все давным‑давно сказано. Если бы не смерть Александра Дедюшко, водителя‑профессионала. Человека, которого я очень любил. Друга.

Какие у меня есть свидетельства того, что Саша погиб, заснув за рулем и забрав с собою на тот свет всю свою семью? Об этом вы узнаете в конце главы. А сейчас позвольте мне процитировать свои же слова из главы «Забудьте, что такое сон»  .

 

Нет ничего опаснее, коварнее и ужаснее, чем coн за рулем.

 

Добавлю из опыта последних лет: организмы у людей разные, поэтому и борьба со сном у всех проходит по‑разному. Общее же для всех – это две стадии засыпания.

 

В первой, начальной стадии слипаются веки и слегка притупляются все чувства: слух, осязание, обоняние, зрение. Если начать делать то, что делает в таком случае большинство – петь, кричать, трясти головой, открывать окно и т. п., – то сон отступает, но потом наваливается с новой силой. Если повторять все свои приемы антисна после каждого его приступа, то время, отпущенное сном до его победы, а водителю и его пассажирам – для жизни, становится все короче. Оно исчисляется минутами.

Если водитель принимает решение более радикальное – останавливается, приседает, отжимается, бегает вокруг машины, умывается холодной водой, – сон, как правило, пропадает. На десятки минут. Некоторым за это время удается волевыми усилиями прогнать сон совсем. Но только в том случае, если скопившаяся усталость была не слишком велика. Волевые усилия – это мысли. О любимой, о детях. Это внутренний и страстный монолог о том, как прекрасна жизнь, как хорошо она сейчас складывается: отличная работа, хорошая зарплата, карьера на подъеме, квартира есть, машина. О том, как ужасно было бы сейчас заснуть и – из‑за чего?! – все это потерять. Тут все зависит от психики водителя, от силы его восприятия и воображения. Со мной такое было в Америке, во время первой кругосветки, вы об этом уже прочитали, но я повторю – ничего не помогало, кроме одного: я представил, как моя семья, вся в черном, получает гроб с моим телом в Шереметьево. Как они плачут. Сон пропал. Совсем. Все это первая стадия наступления сна и борьбы с ним. Иногда и она кончается трагедией: водитель все равно засыпает, у него закрываются глаза.

Вторая стадия бывает у людей очень организованных, волевых после длительной, упорной борьбы со сном – сила воли такого человека велика, и она не позволяет векам закрываться, они открыты. Нервная система сигнализирует в мозг, что все в порядке: глаза открыты, дорогу вижу, а значит – ситуация под контролем.

Мозг успокаивается и... отключается! – водитель засыпает с открытыми глазами! И что самое страшное – человек засыпает мгновенно и абсолютно незаметно для себя: та же разделительная полоса летит навстречу, тот же асфальт, те же звуки, те же желания закурить, почесать левый висок, но только водитель и его пассажиры уже почти на том свете: он спит с открытыми глазами и несется в лоб грузовику, не видя стремительно приближающихся фар...

 

Когда прошло потрясение от смерти Саши и его семьи, я дал слово, что докопаюсь до ее причины. Зная его, зная, как он ездит, я грешил только на летнюю резину: на ней при околонулевых температурах даже из гаража выезжать опасно. И дело не только в специальном протекторе – летняя резина при околонулевых температурах дубеет, она резко теряет сцепление даже с сухим асфальтом. Но потом в газете я увидел крупный снимок того, что осталось от их машины, – там ясно была видна хорошая импортная зимняя резина.

И в тот же день, блуждая в недрах своего компьютера, я наткнулся на статью, о которой совсем забыл: интервью с Дедюшко для какого‑то автомобильного издания. На вопрос: отъездил ли он армию без аварий? – Саша ответил, что однажды ночью заснул, ехал из Лиепае, вез пьяного капитан‑лейтенанта. Тот спит – и Саша кемарит. Изо всех сил сражается со сном и... просыпается от того, что ветки хлещут по лобовому стеклу! Это он уснул, пересек дорогу и съехал в кусты противоположной обочины. «Сегодня бы свечку Богу за спасение поставил», – добавил Дедюшко и уточнил, что в армии он научился засыпать мгновенно, в любом положении...

Я его еще раз спрашиваю:

– А еще случаи сна за рулем были?

Саша отвечает, что, к сожалению, тот опыт его ничему не научил. Уже работая во владимирском театре, он подрабатывал перегонкой машин на продажу, и однажды гнал «Форд‑Гранаду» – и заснул. Перевернулся пару раз через крышу и на веревке до дома за грузовиком доехал.

Я Сашу Дедюшко в третий раз спрашиваю:

– Но больше‑то ты за рулем, надеюсь, не засыпал?!

Оказывается, засыпал! Отвечает, засыпал, мол, но на мгновение, не больше. Хлестал себя по щекам, бил по морде и орал: «Не спать, сука! Ты что, козел драный, хочешь здесь навсегда остаться?! Не спать, тварь!!!» Песни орал – приехал, разговаривать не мог, голоса просто не осталось.

Спрашиваю:

– А что за нужда такая была – жизнь на кон ставить?

– Да не было, – говорит, – особой нужды. Какую‑то бумажку дома забыл: туда‑обратно – больше тысячи километров и получилось. Хотелось домой скорее приехать. Глупость, конечно, несусветная. Как пел Высоцкий: «В гости к Богу не бывает опозданий»? Но с тех пор сказал себе раз и навсегда: хочешь спать за рулем – остановись, поспи. Сейчас я не имею право на такие глупости – у меня семья...

Так сказал Александр Дедюшко.

Такой сильный мужик – как же это могло случиться?

Саша был очень уставшим: съемки, спектакли, переезды, перелеты. Только сейчас судьба повернулась к нему лицом: он получил наконец роли, о которых мечтал. Еще года два‑три, и он бы стал настоящей, большой звездой: талант есть, его снимают, он пробьется! Уезжая из гостей во Владимире, он сказал им, что устал и очень хочет спать. Выспаться. Боролся он со сном целый час, до 109‑го километра. Изо всех своих спецназовских, самратовских, суперменских сил боролся. И не верил, что он, Саша Дедюшко, может за рулем уснуть! Да еще если за его спиной сын, рядом – любимая. Он понимал, что уснуть невозможно. Орать, петь, включить на всю громкость музыку не посмел: рядом спали дорогие и любимые. Он боролся со сном изо всех своих сил. Очень мощных сил. И проиграл. Может быть, переоценил себя. Но скорее всего, недооценил ужас под названием «сон за рулем».

ПУСТЬ НИКОГО ИЗ ВАС НЕ ПОСТИГНЕТ ТА ЖЕ УЧАСТЬ!

...Когда три гроба поплыли над головами под аплодисменты, как положено на похоронах артистов, я наклонился к жене и сказал тихо:

– Знаешь, почему за много‑много километров и лет я ни разу – ни разу! – не заснул за рулем?

– Почему?

– Потому что еще в испытательской юности мне пришлось хоронить друзей.

Не дай бог такого вам! Учитесь на чужом опыте. У меня есть три способа борьбы со сном: первый – поспать. Второй – чтобы со мной разговаривали. О третьем я уже рассказывал – в стакан с парой ложечек растворимого кофе влить тонкой струйкой пепси или колу, а потом эту коричневую пену выпить. Но не забывайте – сердце при этом!..

 

ПОЧЕМУ РУЛЬ ВСЕ‑ТАКИ СЛЕВА

 

Никто не задумывался, почему три четверти человечества сидят за рулем слева, а четверть плюс наша дальневосточная республика – справа? Ну с нашими все понятно – любовь к «праворуким япошкам» у них не от хорошей жизни, а остальные?

Первые двадцать лет с момента появления автомобиля никто не задумывался: а по каким правилам ездить? Ездили, как придется, как хочется. Если помните, и рули, а точнее – поворотные рычаги, у первых автомобилей были по центру – как ямщик на козлах сидел, так и шоферы рулили. И вообще, очень многое в первоначальном автомобиле было заимствовано от конных повозок. Барабанные тормоза, например. Меня сыновья спросили: «Пап, а почему сначала придумали барабанные тормоза, а уже потом дисковые? Ведь дисковые проще, естественнее».

Ну, дисковые тормоза придумали чуть ли не раньше барабанных, в 1902 году. Их запатентовал британский инженер Фредерик Ланчестер, но никому и в голову не пришло поставить их на автомобиль, а поставили барабанные. И только потому, что телегу останавливали так же – прижимали палку к рабочей поверхности колеса.

А красные фонари сзади? Откуда они взялись и почему именно красные – сзади, а белые – спереди? Сначала был только один фонарь, красный. Автомобили ездили гораздо медленнее конных повозок, те обгоняли их массово, и для того, чтобы обозначить автомобиль как опасность, стали крепить на него сзади красный фонарь. А спереди белый – не фары, сейчас мы их называем габариты, – белый фонарь нужен был для освещения номерного знака автомобиля.

Но мы отвлеклись от руля и правил, по которым автомобилисты ездили. Как только умные люди поняли, что автомобиль – это всерьез и надолго, они собрались, взялись за головы и стали думать: где должен быть руль – по центру, слева или справа? Пока самого руля – баранки – не придумали, а рулили длинным рычагом, особых споров не возникало – посередине, чтобы место и справа и слева от рулящего оставалось. Но как только появилась баранка, споры и разгорелись.

Одни говорили, что поскольку повозки и люди от машины в основном справа, то и руль должен быть справа, чтобы водитель был ближе к прохожим и безопаснее для них мимо проезжал. Другие не соглашались: но тогда водителю придется все рычаги двигать левой рукой, что крайне неудобно! Руль должен быть слева! Да, до педалей и до автоматической коробки тогда еще не додумались, сцеплением, тормозами, газом управляли только с помощью рычагов – маленьких и больших, их было штук семь, одних только тормозных рычагов было три – для торможения трансмиссионного вала, задних колес и еще «горный упор»: когда машина шла в гору, на дорогу опускали стальную пику, которая не давала автомобилю катиться назад, – ручник, короче. Кстати, о сигнале – би‑би! – никто и не заикался. Какой сигнал, когда от автомобиля лошади шарахаются, его за две версты слыхать?

И мало‑помалу правый руль завоевывал страны одну за другой: Англию, само‑собой, – она до сих пор свою «правоту» неправотой признать не хочет. Все колонии Англии: Индию, Индонезию, Малайзию, Южную Африку и т. д. Венгрия, Чехословакия, Австрия, Швеция, Италия тоже имели поначалу правый руль. Многие из этих стран перешли на левый, привычный нам руль только в тридцатые годы. Швеция захотела руль слева аж в 1967 году. Вся Италия в начале прошлого века ездила по правой стороне, и лишь один гордый город Милан – по левой!

Сейчас все более‑менее утряслось, а внимательный читатель спросит: «В Японии‑то почему руль справа? Она же никогда британской колонией не была?» Точно, не была, я как‑то об этом уже рассказывал. Просто в двадцатые годы император Японии купил себе первый автомобиль – «Роллс‑Ройс». Вот и все.

Но существует теория, по которой леворульный принцип автомобиля берет свое начало из глубины веков. Вот ответьте на вопрос: как вооруженные конные бойцы сходились друг с другом для поединка? Правильно – левыми сторонами! А почему? Да потому что меч держали в правой руке, а щит – в левой. Вот защищенной стороной и сходились с соперником, а там уж – кто с мечом ловчее управится.

 

 

Р

 

 

 

 

РАННЕВЕСЕННИЕ СОВЕТЫ

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.