Бухгалтерский учет по-новому с 2013 года — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Бухгалтерский учет по-новому с 2013 года

2022-10-28 41
Бухгалтерский учет по-новому с 2013 года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бухгалтерский учет по-новому с 2013 года

В настоящее время порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ). Как видно, этот закон был принят 16 лет назад. Учитывая, что экономическая ситуация в стране не стоит на месте, законодатели пришли к выводу о необходимости приведения норм бухгалтерского учета в соответствие современным условиям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ) целью нового закона является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

 

Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) вступил в силу 28.11.1996 и будет действовать до 31.12.2012, то есть в общей сложности - более 16 лет. За этот период времени полностью изменились экономические реалии. Многие нормы и положения действующего закона устарели. Пришло время обновить законодательство о бухгалтерском учете и привести его в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов для формирования и раскрытия надежной и полезной информации о финансовом положении этих субъектов, изменениях в их финансовом положении и финансовом результате их деятельности.

С 1 января 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ). По мнению разработчиков, его действие позволит повысить качество и эффективность регулирования бухгалтерского учета, будет способствовать улучшению инвестиционного климата в РФ, развитию саморегулирования, укреплению профессий бухгалтера и аудитора.

Действующий Федеральный закон N 129-ФЗ хорошо знаком бухгалтерам. Сегодня мы сравним его с Федеральным законом N 402-ФЗ. Времени на изучение и осмысление положений нового законодательства о бухгалтерском учете у бухгалтеров еще достаточно.

Цель нового закона о бухучете

Итак, целью Федерального закона N 402-ФЗ являются:

- установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Новым законом введено новое определение понятия "бухгалтерский учет", сравним его с действующим сегодня.

Федеральный закон N 402-ФЗ (с 2013) Федеральный закон N 129-ФЗ
Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности Бухгалтерский учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций

Новые понятия в области бухучета

Федеральным законом N 402-ФЗ введен ряд новых понятий. Приведем некоторые из них:

- стандарт бухгалтерского учета - документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета;

- международный стандарт - стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта;

- факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

В новом законе более четко сформулировано понятие "бухгалтерская (финансовая) отчетность" - это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом N 402-ФЗ.

Учетная политика

Особое внимание в новом законе уделено понятию "учетная политика".

Во-первых, дано определение этого понятия, чего не было в Федеральном законе N 129-ФЗ. Учетная политика - это совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета.

Во-вторых, положения об учетной политике выделены в отдельную статью закона - ст.8, в которой прописан порядок формирования, применения и изменения учетной политики экономического субъекта.

В-третьих, в действующем законе о бухгалтерском учете понятие "учетная политика" появляется в рамках ст.6 "Организация бухгалтерского учета в организации", при этом дан конкретный перечень документов, которые должны быть утверждены в рамках приказа об учетной политике: рабочий план счетов, формы первичных документов, порядок проведения инвентаризации и др.

В Федеральном законе N 402-ФЗ законодатели ушли от данного принципа и установили следующие правила формирования учетной политики:

- учетная политика формируется экономическим субъектом самостоятельно на основе законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и отраслевых стандартов;

- при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами;

- в случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

При этом остались неизменными основополагающие принципы применения и изменения учетной политики экономического субъекта:

- учетная политика должна применяться последовательно из года в год;

- определены условия, при которых может производиться изменение учетной политики;

- изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет.

Условия, при которых учетная политика может быть изменена, определены Федеральным законом N 402-ФЗ, они не стали новыми:

- изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

- разработка или выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

- существенное изменение условий деятельности экономического субъекта.

Первичные учетные документы

Как известно, бухгалтерия - это прежде всего документы. В Федеральном законе N 402-ФЗ, как и в действующем, особое внимание уделено первичным учетным документам - им посвящена ст. 9 "Первичные учетные документы".

Незыблемыми остались следующие постулаты:

- каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом;

- первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.

Но теперь первичный учетный документ может быть представлен не только на бумажном носителе, но и в электронном виде с электронной подписью. На пути перехода к массовому использованию электронных документов много трудностей, в том числе отсутствие электронных подписей, но вектор задан, а проблемы постепенно будут решаться. Видимо, для переходного периода и предусмотрено следующее положение: в случае, если законодательством РФ или договором установлено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в электронном виде.

Принципиальным отличием от действующего закона является положение о первичных учетных документах, согласно которому формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Напомним, что согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Исключение сделано только для организаций государственного сектора: формы применяемых ими первичных учетных документов устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Законодатель установил только обязательные реквизиты первичного учетного документа. Перечень обязательных реквизитов совпадает с перечнем реквизитов, которые были предусмотрены Федеральным законом N 129-ФЗ в случае отсутствия унифицированных форм.

Итак, обязательными реквизитами первичных учетных документов с 1 января 2013 года будут:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных п. 6, с указанием фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Возможность утверждения первичных учетных документов самостоятельно является, конечно, дополнительной степенью свободы для субъектов хозяйственной деятельности, но для малого и среднего бизнеса разработка первичных учетных документов может стать проблемой. Будут ли они сами разрабатывать данные формы? Скорее всего, нет. Решением этой проблемы может стать вариант, при котором за основу будут взяты унифицированные формы первичных учетных документов с добавлением необходимых или убиранием лишних реквизитов. В любом случае формы первичных учетных документов, применяемые экономическим субъектом, должны быть утверждены.

Порядок внесения исправлений в первичные учетные документы не изменился. В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. В данном случае речь может идти, например, о кассовых документах, исправления в которых не допускаются Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, утв. ЦБ РФ от 12.10.2011 N 373-П.

Как и сегодня, в случае внесения исправлений обязательно должна быть проставлена дата исправления, а также должны стоять подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Законодатель в Федеральном законе N 402-ФЗ прописал и порядок изъятия первичных учетных документов: в случае, если в соответствии с законодательством РФ первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством РФ, включаются в документы бухгалтерского учета.

Федеральным законом N 129-ФЗ предусмотрен несколько иной порядок изъятия первичных учетных документов: главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия. Статус данных копий первичных документов определен не был.

Объект бухгалтерского учета

Сегодня под объектом бухгалтерского учета понимается имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе их деятельности (ст.1 Федерального закона N 129-ФЗ).

Новый Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ) более четко формулирует понятие объекта бухгалтерского учета:

¾ факты хозяйственной жизни;

¾ активы;

¾ обязательства;

¾ источники финансирования его деятельности;

¾ доходы;

¾ расходы;

¾ иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Таким образом, все, что может оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, является объектом бухгалтерского учета.

При этом объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению, которое производится в валюте РФ. Стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту РФ, если иное не установлено законодательством РФ.

Если сравнивать данные положения с действующими сегодня, принципиально ничего не изменилось: объекты бухгалтерского учета учитываются в денежном измерении, а именно в рублях.

Бухгалтерская отчетность

Годовая и промежуточная бухгалтерская отчетность. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом), как и сегодня, будет являться календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.

В случае создания экономического субъекта до 30 сентября первым отчетным годом будет период с даты государственной регистрации по 31 декабря того же календарного года включительно. При регистрации после 30 сентября - период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом его государственной регистрации, включительно.

В Федеральном законе N 129-ФЗ сказано, что месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.

В новом законе есть понятие промежуточной бухгалтерской отчетности, отчетным периодом для которой является период с 1 января по отчетную дату периода, за который она составляется, включительно, а вот о месячной и квартальной отчетности ничего не сказано. Но это не означает, что теперь мы будем составлять бухгалтерскую отчетность в другие сроки, просто конкретные даты представления промежуточной бухгалтерской отчетности будут устанавливаться другими нормативными документами: промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Таким образом, годовая бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год, промежуточная - за отчетный период менее отчетного года. При этом бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться с учетом следующих правил:

¾ она составляется в валюте РФ;

¾ она включает показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта вместе с его филиалами и представительствами независимо от их места нахождения;

¾ она считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта;

¾ ее утверждение и опубликование осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. В случае опубликования бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, это производится вместе с аудиторским заключением.

В Федеральном законе N 402-ФЗ отдельно прописано, что в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны. Соответственно, бухгалтерская отчетность должна будет предоставляться всем заинтересованным пользователям.

Состав бухгалтерской отчетности. В действующем сегодня Федеральном законе N 129-ФЗ прописан следующий состав бухгалтерской отчетности коммерческих организаций:

¾ бухгалтерский баланс;

¾ отчет о прибылях и убытках;

¾ приложения, предусмотренные нормативными актами;

¾ аудиторское заключение;

¾ пояснительная записка.

Федеральный закон N 402-ФЗ предусматривает только состав годовой бухгалтерской отчетности:

¾ бухгалтерский баланс;

¾ отчет о финансовых результатах;

¾ приложения.

Состав промежуточной бухгалтерской отчетности устанавливается федеральными стандартами. Каким он будет, сегодня понять сложно, можно только однозначно сказать, что по составу промежуточная отчетность будет отличаться от годовой.

Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица. Федеральный закон N 402-ФЗ содержит необходимые для обеспечения гарантий пользователям информации в получении надежной и полезной финансовой информации нормы, которые отсутствуют в Федеральном законе N 129-ФЗ, а именно особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица.

Отсутствие норм по составлению бухгалтерской отчетности при ликвидации и особенно реорганизации юридического лица вызывало много вопросов. Введение данных норм должно урегулировать ситуацию.

Например, при реорганизации последним отчетным годом для реорганизуемого юридического лица, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, является период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация последнего из возникших юридических лиц, до даты такой государственной регистрации.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения последним отчетным годом для юридического лица, которое присоединяется к другому юридическому лицу, является период с 1 января года, в котором внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения.

Реорганизуемое юридическое лицо составляет последнюю бухгалтерскую отчетность на дату, предшествующую дате государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (дате внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица). Последняя бухгалтерская отчетность должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

Первым отчетным годом для возникшего в результате реорганизации юридического лица, за исключением организаций государственного сектора, является период с даты его государственной регистрации по 31 декабря года, в котором произошла реорганизация, включительно, если иное не установлено федеральными стандартами.

Возникшее в результате реорганизации юридическое лицо, за исключением организаций бюджетной сферы, должно составить первую бухгалтерскую отчетность по состоянию на дату его государственной регистрации, если иное не установлено федеральными стандартами. При этом первая бухгалтерская отчетность составляется на основе утвержденного передаточного акта (разделительного баланса) и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации возникших в результате реорганизации юридических лиц, за исключением организаций государственного сектора (даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности. Как и сегодня, обязанные составлять бухгалтерскую отчетность экономические субъекты должны будут и впредь представлять по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации. Отметим, что сегодня нет понятия "обязательный экземпляр" годовой отчетности, но в органы статистики все организации и сегодня обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность.

С 2013 года обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

Как сказано в новом законе, обязательные экземпляры бухгалтерской отчетности составляют государственный информационный ресурс. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к указанному государственному информационному ресурсу, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен.

Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности, а также правила пользования (включая плату за пользование) данным государственным информационным ресурсом, будут утверждены Росстатом.

Хранение документов бухгалтерского учета. Принципиально вопросы хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности не претерпели изменений, они должны будут храниться экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Отдельно прописаны сроки хранения учетной политики, стандартов экономического субъекта, других документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средств, обеспечивающих воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи - не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

Ответственность за выполнение данных требований лежит на экономическом субъекте.

Внутренний контроль

На данное новшество бухгалтерам надо обратить особое внимание, так как действующий сегодня закон о бухгалтерском учете не содержит данного требования.

Согласно Федеральному закону N 402-ФЗ экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Экономический субъект, бухгалтерская отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

Таким образом, все экономические субъекты должны осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а те, кто подлежит обязательному аудиту, - еще и внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Как это будет выглядеть на практике, сегодня сказать затруднительно. Согласно Плану Минфина РФ на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности, утв. Приказом Минфина РФ от 30.11.2011 N 440 (далее - План Минфина), разработать рекомендации для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности планируется сразу после принятия Федерального закона N 402-ФЗ. На сегодняшний день таких рекомендаций Минфин еще не представил.

Требования к главным бухгалтерам

Теперь в ряде экономических субъектов смогут работать только высококвалифицированные бухгалтеры, соответствующие определенным требованиям. Они должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности или в сфере аудиторской деятельности не менее трех из последних пяти лет, а при отсутствии высшего профессионального образования - не менее пяти лет из последних семи. Также они не могут иметь неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики (п.4 ст.7 Закона N 402-ФЗ). Перечисленные критерии касаются и лиц, оказывающих бухгалтерские услуги по договорам гражданско-правового характера. А в случае оказания бухгалтерских услуг аутсорсинговой компанией в ее штате должен быть как минимум один работник, соответствующий данным требованиям.

Главные бухгалтеры, квалификация которых не соответствует указанным требованиям, не смогут устроиться на работу в такие экономические субъекты, как ОАО (за исключением кредитных организаций), страховые организации и НПФ, инвестиционные фонды, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж, в органы управления государственных внебюджетных фондов и государственных территориальных внебюджетных фондов.

В соответствии с п.2 ст.30 Закона N 402-ФЗ вышеуказанные требования не распространяются на главных бухгалтеров, принятых в штат до 2013 года.

Несомненно, в связи с введением нового закона повысится потребность в профессиональных и высококвалифицированных бухгалтерах, что приведет к дальнейшему развитию и повышению престижности данной профессии. Как раз эту цель и указал МФ в своем Приказе от 30.11.2011 N 440 (п.18-21).

Формы первичных документов

Новым Законом N 402-ФЗ отменены унифицированные формы первичных документов. С 2013 года формы первичных документов будут утверждаться руководителем экономического субъекта. При этом перечень обязательных реквизитов остался неизменным (п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ):

- наименование и дата составления документа;

- наименование экономического субъекта, составившего документ;

- содержание факта хозяйственной жизни;

- величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

- наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, а также за правильность оформления свершившегося события;

- подписи лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Отмена унифицированных форм бухгалтерских документов наконец-то поставит точку в многочисленных спорах с налоговыми органами по поводу принятия в учете расходов по "первичке", составленной не по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм. Тем не менее экономическим субъектам необходимо учесть, что отсутствие обязательных реквизитов в первичном документе наряду с иными нарушениями в порядке оформления хозяйственных операций может стать основанием для исключения налоговиками из состава расходов затрат, оформленных данным документом.

Правила исправления ошибок и неточностей в "первичке" остались прежними: на документе необходимо проставить дату исправления, подпись ответственного лица с расшифровкой. Причем новый закон не запрещает вносить исправления в кассовые и банковские документы (в отличие от действующего закона). Но Положение о порядке ведения кассовых операций*(6) никто не отменял - а его п.2.1 как раз и установлено, что внесение исправлений в кассовые документы не допускается.

Кроме этого, в связи с развитием электронного документооборота законодательно закреплена возможность составления первичного документа в электронном виде, заверенного электронной цифровой подписью (п.5 ст.9 Закона N 402-ФЗ), с обязательным предоставлением бумажной копии другому лицу или в государственный орган в случаях, когда это предусмотрено законодательством РФ или договором (п.6 ст.9 Закона N 402-ФЗ).

Новые положения

Законодатели привели нормы Федерального закона, регулирующего систему бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов.

В Законе N 402-ФЗ совершенно иначе, чем в Законе N 129-ФЗ, сформулированы определение бухгалтерского учета, цели, предмет, сфера действия Закона "О бухгалтерском учете", объекты бухгалтерского учета и другие понятия. Так, в соответствии с Законом N 402-ФЗ его целью является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности; создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. В соответствии с Законом N 129-ФЗ его целью является обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Расширен круг лиц, которые обязаны вести бухгалтерский учет.

Определен порядок передачи руководителям функций по ведению бухгалтерского учета, а также установлены требования по образованию и стажу работы для главных бухгалтеров и других лиц, на которых возложено ведение бухгалтерского учета.

Для оформления первичных учетных документов унифицированные формы больше применяться не будут. Руководители экономических субъектов должны утвердить формы первичных учетных документов и регистры бухгалтерского учета самостоятельно.

В Законе N 402-ФЗ представлены новые статьи об особенностях бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица.

Отдельная статья Закона N 402-ФЗ посвящена внутреннему контролю: экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной деятельности, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Впервые Законом N 402-ФЗ предложена система регулирования бухгалтерского учета, основанная на сочетании деятельности органов государственной власти и негосударственных организаций, а также определены принципы регулирования бухгалтерского учета.

Предусмотрена четырехуровневая структура нормативных актов, регламентирующих ведение бухгалтерского учета:

федеральные стандарты;

отраслевые стандарты;

рекомендации по ведению бухгалтерского учета;

Простое товарищество.

Все экономические субъекты обязаны вести бухгалтерский учет непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации (п. 3 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).

Российские организации. Закон N 402-ФЗ распространяется на:

все коммерческие и некоммерческие организации;

государственные органы;

органы местного самоуправления;

органы управления государственных внебюджетный фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

Банк России.

Сказанное означает, что ведение бухгалтерского учета обязательно для:

бюджетных организаций;

организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения в соответствии с гл.26.2 НК РФ;

организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 08.09.10 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".

Бухгалтерский учет должен применяться при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также при составлении бюджетной отчетности (п. 2 ст. 2 Закона N 402-ФЗ).

Напомним, что, согласно п. 3 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, организации-"упрощенцы" освобождены от ведения бухгалтерского учета в целом по организации. Бухгалтерский учет они ведут только по основным средствам и нематериальным активам.

Организации, участвующие в реализации проекта "Сколково", в настоящее время могут не вести бухгалтерский учет в случае, если годовой объем выручки от реализации товаров, работ, услуг не превышает 1 млрд. руб. В этом случае они учитывают доходы и расходы в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.

Начиная с 1 января 2013 г. организации - участницы проекта "Сколково" обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме вне зависимости от размера выручки от реализации. При этом они вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства (подп. 2 п. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).

Индивидуальные предприниматели. В настоящее время Закон N 129-ФЗ на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, не распространяется.

В отличие от Закона N 129-ФЗ, Закон N 402-ФЗ предусматривает ведение бухгалтерского учета для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой. Указанные лица могут не вести бухгалтерский учет в случае, если в соответствии с налоговым законодательством они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения (пп. 1 п. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).

Иностранные организации. Как и прежде, вести бухгалтерский учет обязаны:

находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств;

Основные понятия, используемые в Федеральном законе

Ст. 3   1) бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом;   2) уполномоченный федеральный орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;   3) стандарт бухгалтерского учета - документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета;   4) международный стандарт - стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта;   5) план счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета;   6) отчетный период - период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность;   7) руководитель экономического субъекта - лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа; 8) факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать в

Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.