Регулирование бухгалтерского учета — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Регулирование бухгалтерского учета

2022-10-28 32
Регулирование бухгалтерского учета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Значительная часть нового Федерального закона N 402-ФЗ посвящена вопросам регулирования бухгалтерского учета. Сразу скажем, что в действующем сегодня Федеральном законе N 129-ФЗ такие положения отсутствуют.

Статьей 20 Федерального закона N 402-ФЗ установлены основные принципы регулирования бухгалтерского учета:

¾ соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

¾ единство системы требований к бухгалтерскому учету;

¾ упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;

¾ применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;

¾ обеспечение условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;

¾ недопустимость совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.

Отметим, что теперь в качестве приоритета провозглашаются интересы пользователей бухгалтерской отчетности, что и должно улучшить в том числе инвестиционный климат в РФ. При этом единство требований к бухгалтерскому учету должно обеспечить сопоставимость бухгалтерской отчетности.

Субъектов малого бизнеса не может не радовать то, что предусмотрено упрощение способов ведения бухгалтерского учета, в том числе и бухгалтерской отчетности для них. В настоящее время Минфин уже делает определенные шаги в этом направлении. В качестве конкретного примера можно привести Информацию Минфина РФ N ПЗ-3/2010 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства". В этом документе даны конкретные рекомендации по ведению бухгалтерского учета субъектами малого бизнеса по упрощенному варианту в соответствии с действующими нормативными документами. Таким образом, у малого бизнеса остается надежда, что они смогут вести бухгалтерский учет в более простом варианте, принцип рациональности будет работать.

Особое внимание хотелось бы обратить на новый принципиальный подход к разработке федеральных и отраслевых стандартов - в качестве основы будут применяться международные стандарты (МСФО). Таким образом, сегодня принципы МСФО будут непосредственно изменять основные принципы привычного нам бухгалтерского учета. В новом законе появился новый термин "федеральные стандарты". Сегодня можно провести аналогию с действующими ПБУ. Но в дальнейшем ПБУ будут приводиться в соответствие с МСФО. Заметим, что новые ПБУ, которые сегодня выходят, уже написаны на основе международных стандартов бухгалтерского учета. Например, новое Положение по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010)", утв. Приказом Минфина РФ от 13.12.2010 N 167н, принято на основе международного стандарта "Оценочные резервы и условные обязательства - МСБУ (IAS) 37". Таким образом, через несколько лет бухгалтерский учет кардинально изменится.

И принцип недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю в сфере бухгалтерского учета является принципом разделения законодательных и контрольных функций.

Особое внимание хотелось бы обратить на новые документы в области регулирования бухгалтерского учета:

- федеральные стандарты;

- отраслевые стандарты;

- рекомендации в области бухгалтерского учета;

- стандарты экономического субъекта.

Для практикующих бухгалтеров это совершенно новые понятия, но, как мы уже сказали выше, это все понятия из МСФО.

Под федеральными стандартами сегодня понимаются наши ПБУ;

под рекомендациями - действующие методические рекомендации,

под стандартами экономического субъекта, по всей видимости, - внутренние положения (политики, стандарты), утвержденные приказами руководителей экономического субъекта.

При этом однозначно устанавливается, что федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами.

Планируется разработать специальную программу по разработке и утверждению федеральных стандартов. Разработка федеральных стандартов будет открытой, она станет освещаться в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет. Законодатель ограничил минимальный срок публичного обсуждения проекта федерального стандарта - не менее трех месяцев со дня опубликования указанного проекта в печатном издании. Все заинтересованные лица могут вносить свои предложения и участвовать в обсуждении проекта.

Обратите внимание! До утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Федеральным законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ до дня вступления в силу данного закона.

Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в РФ являются уполномоченный федеральный орган (Минфин*(1)) и ЦБ РФ. То есть утверждать федеральные стандарты, как и сегодня, будет Минфин.

Кроме этих органов регулирование бухгалтерского учета в РФ могут осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета.

Отдельно прописаны функции субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Указанные субъекты могут, как разрабатывать проекты федеральных стандартов, проводить их публичное обсуждение, так и представлять их в Минфин.

Появится совершенно новый орган - совет по стандартам бухгалтерского учета. Он создается при Минфине для проведения экспертизы проектов федеральных стандартов на предмет:

- соответствия законодательству РФ о бухгалтерском учете;

- соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

- обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету;

- обеспечения условий для единообразного применения федеральных стандартов.

В состав совета по стандартам бухгалтерского учета входят:

- десять представителей субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета и научной общественности, из которых не менее трех членов подлежат ротации один раз в три года;

- пять представителей органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Определены требования к кандидатам в члены совета: они должны иметь высшее профессиональное образование, безупречную деловую (профессиональную) репутацию и опыт профессиональной деятельности в сфере финансов, бухгалтерского учета или аудита.

В заключение хотелось бы сказать, что это не первая попытка реформирования бухгалтерского учета в соответствии с требованиями МСФО. Еще в 1998 году было принято Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности" на основании Указа Президента РФ от 03.04.1997 N 278 "О первоочередных мерах по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики РФ)". Тогда это было вызвано следующими факторами: система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. Именно в целях изменения такого положения дел разработана программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

В качестве основной цели реформирования тогда было заявлено приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

Прошло 14 лет, результаты всем известны: на МСФО мы перейти не сумели, а может быть, в этом не было потребности. Сегодня инициаторы такого реформирования настроены более решительно, принят новый закон о бухгалтерском учете и во исполнение приведения действующей системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями МСФО разработан План Минфина, о котором мы сказали выше.

На приведение в соответствие с МСФО нормативной базы Минфин отводит четыре года:

с 2012-го по 2015-й.

Во-первых, надо признать стандарты МСФО и разъяснения. Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории РФ утверждено Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 N 107.

Во-вторых, будет определен перечень МСФО, непосредственно применяемых для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица, это предполагается сделать уже в 2012 году.

В 2013 году Минфин планирует принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих непосредственное применение МСФО (по установленному перечню) для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица.

До 2015 года предполагается завершить приведение ранее принятых нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица в соответствие с МСФО и утвердить новые нормативные правовые акты по бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица на основе МСФО. При этом разработку предложений по осуществлению дифференцированного подхода к ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности хозяйствующими субъектами планируется завершить к 2014 году.

На протяжении всего этого переходного периода будет осуществляться обобщение и распространение опыта применения МСФО с целью последовательного и единообразного их использования.

В Плане Минфина отводится целый раздел на совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности. В рамках этой деятельности предполагается:

¾ обеспечение постоянного участия делового и профессионального сообщества в разработке нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета и отчетности, аудита;

¾ приведение действующих федеральных стандартов аудиторской деятельности в соответствие с международными стандартами аудита;

¾ уточнение федеральных стандартов аудиторской деятельности в связи с изменениями в международных стандартах аудита;

¾ разработка предложений по усилению государственного надзора за своевременностью и полнотой раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующими субъектами;

¾ разработка рекомендаций для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

¾ разработка предложений по внесению изменений и дополнений в законодательство по вопросам административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности хозяйствующих субъектов, их руководителей и иных должностных лиц за нарушение сроков раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее недостоверность.

И все это планируется завершить до 2015 года.

Также в Плане Минфина большое внимание уделено развитию профессии:

¾ в 2012-2013 годах планируется разработка предложений по развитию саморегулирования в сфере оказания бухгалтерских услуг, по консолидации профессиональной деятельности в сфере бухгалтерского учета и аудита;

¾ в 2013 году будет проводиться разработка предложений по внесению изменений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (в части должностей, связанных с бухгалтерским учетом и аудиторской деятельностью), направленных на отражение современных требований в отношении применения МСФО;

¾ в 2013-2014 годах планируется разработка предложений по дальнейшему развитию саморегулируемых организаций аудиторов и расширению подготовки и повышению квалификации специалистов, занятых составлением, аудитом, использованием, контролем, надзором бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО;

¾ в 2014 году предполагается проведение разработки предложений по развитию системы профессиональной аттестации бухгалтеров на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров и введению системы ежегодного повышения квалификации специалистов в области бухгалтерского учета на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров.

Таким образом, к 2015 году профессиональные бухгалтерские и аудиторские кадры должны быть готовы к полноценному переходу на МСФО.

В Плане Минфина большое значение уделено и международному сотрудничеству, что неизбежно, если мы действительно хотим перейти на МСФО. Предполагается и участие в деятельности Фонда МСФО, и сотрудничество с органами Европейской комиссии в области бухгалтерского учета и аудита (в рамках диалога Россия - ЕС по финансовой и макроэкономической политике), и участие в Межправительственной рабочей группе экспертов по международным стандартам учета и отчетности (Комиссия по инвестициям, технологии и смежным финансовым вопросам Совета по торговле и развитию ЮНКТАД). Также предполагается постоянное сотрудничество с зарубежными национальными органами регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита.

Хватит ли инициаторам перехода на стандарты МСФО сил довести начатое дело до конца, покажет время. Первый важный шаг - принятие нового закона о бухгалтерском учете - уже сделан. Напомним, что этот закон не могли принять несколько лет. При этом и разработчикам новых федеральных стандартов, и бухгалтерам предстоит проделать колоссальную работу. Но самой большой проблемой станет изменение менталитета всех заинтересованных лиц.

М.Р. Гаврилов, эксперт журнала "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, 5, апрель, май 2012 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации".

 

 

Новый закон "О бухгалтерском учете": что было и что будет?

Система регулирования бухгалтерского учета в России претерпевает серьезные изменения. Причин для этого много, выделим основные. В процессе развития рыночных отношений появляются новые виды и формы хозяйственных операций. Их становится все труднее учитывать в соответствии с требованиями действующего Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ): его положения не в достаточной степени удовлетворяют требованиям к формированию прозрачной, достоверной и полной информации о финансовом состоянии экономических субъектов. В России ускоренными темпами идет внедрение МСФО, что обусловливает необходимость создания системы бухгалтерского учета, приближенной к требованиям Международных стандартов финансовой отчетности. Минфин Приказом от 25.11.2011 N 160н уже ввел в действие МСФО и разъяснения этих стандартов на территории РФ.

Кроме того, Приказом Минфина РФ от 30.11.2011 N 440 в целях повышения качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, а также совершенствования системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности утвержден План Министерства финансов РФ на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности. Одним из первых шагов в реализации данного плана стало принятие нового Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), который вступает в силу 01.01.2013.

Сравним основные положения двух федеральных законов (действующего и нового) и проанализируем изменения.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.