Глава IV. Деятельность некоммерческой организации — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Глава IV. Деятельность некоммерческой организации

2022-10-28 40
Глава IV. Деятельность некоммерческой организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 24. Виды деятельности некоммерческой организации

1. В качестве общего правила в п. 1 ст. 49 части первой ГК РФ закреплено, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, согласно указанному пункту могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Указанные организации обладают общей (универсальной) правоспособностью. Соответствующие разъяснения даны в п. 18 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации": при разрешении споров необходимо учитывать, что коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью (ст. 49 ГК РФ) и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.

В развитие положений п. 1 ст. 49 ГК РФ п. 1 комментируемой статьи установлено, что НКО может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности НКО, которые предусмотрены ее учредительными документами. Соответственно, НКО обладает специальной (целевой) правоспособностью. В частности, такое разъяснение дано в п. 1 Постановления Пленума ВАС России от 22 июня 2006 г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации"*(140) в отношении правоспособности такой формы НКО, как учреждение, причем в отношении государственного (муниципального) учреждения. Очевидно, что специальной (целевой) правоспособностью обладают как и иные учреждения (т.е. частные учреждения), так и НКО иных форм, нежели учреждение.

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ, которым изменено правовое положение существующих бюджетных учреждений и создан новый тип государственных (муниципальных) учреждений - казенное учреждение, в п. 4 комментируемой статьи включены положения, регламентирующие деятельность НКО указанных типов: основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы; исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.

Как предусмотрено в п. 1 комментируемой статьи, законодательством РФ могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься НКО отдельных видов, а в части учреждений, в т.ч., отдельных типов. Указание на тип НКО включено в данный пункт упомянутым Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ и подразумевает тип государственного (муниципального) учреждения - автономное, бюджетное или казенное. Примером такого ограничения является положение п. 10 ст. 161 БК РФ (в ред. того же Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ), согласно которому казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Там же установлено, что субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

В качестве примера установления ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься НКО отдельных видов, можно упомянуть статью 6 Федерального закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", согласно которой запрещаются организация и деятельность общин малочисленных народов в других целях, кроме целей, обозначенных названным Законом, законами субъектов РФ, учредительными документами соответствующей общины малочисленных народов.

В качестве другого примера можно отметить, что согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 14-ФЗ) негосударственный пенсионный фонд в целях охраны интересов вкладчиков, участников и застрахованных лиц не вправе принимать на себя поручительство за исполнение обязательств третьими лицами, отдавать в залог средства пенсионных резервов и средства пенсионных накоплений, выступать в качестве учредителя в организациях, организационно-правовая форма которых предполагает полную имущественную ответственность учредителей (учредителя), выпускать ценные бумаги. Сделки, совершенные с нарушением указанных требований, являются ничтожными.

В пункте 1 комментируемой статьи воспроизведено положение п. 1 ст. 49 части первой ГК РФ, устанавливающее, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Согласно пункту 3 указанной статьи право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В пункте 19 названного выше Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 1 июля 1996 г. N 6/8 обращено внимание на то, что после введения в действие части первой ГК РФ виды деятельности, подлежащие лицензированию, могут устанавливаться только законом. Отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулирует Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", однако следует учитывать, что названный Закон не охватывает целый ряд сфер деятельности.

Федеральным законом от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ, внесшим изменения в отдельные законодательные акты РФ в части регулирования деятельности НКО, выполняющих функции иностранного агента, в пункт 1 комментируемой статьи включено положение, устанавливающее, что материалы, издаваемые НКО, выполняющей функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в т.ч. через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены НКО, выполняющей функции иностранного агента.

2. Как установлено в п. 3 ст. 50 части первой ГК РФ, НКО могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, соответствующую этим целям. Данное положение было воспроизведено в п. 2 комментируемой статьи в первоначальной редакции. При этом в данном пункте непосредственно определено, что такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания НКО, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Однако в пункте 1 ст. 2 части первой ГК РФ дано иное определение понятия предпринимательской деятельности: предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В целях устранения данного несоответствия Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ внесены изменения в рассматриваемый пункт, в результате чего в нем установлено, что НКО может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Соответственно, определение понятия деятельности сохранено, но как предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Пунктом 2 комментируемой статьи также предусмотрено, что законодательством РФ могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность НКО отдельных видов, а в части учреждений, в т.ч., отдельных типов. Указание на иную приносящую доход деятельность включено тем же Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ, которым также включено указание на отдельные типы НКО. При этом имеются в виду типы государственного (муниципального) учреждения - автономное, бюджетное или казенное. Примером такого ограничения является положение п. 3 ст. 161 БК РФ (в ред. того же Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ), согласно которому казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе.

В качестве примера установления ограничений на предпринимательскую деятельность можно привести положение п. 4 ст. 31 Федерального закона "О политических партиях", в соответствии с которым политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения не вправе осуществлять виды предпринимательской деятельности, не указанные в п. 3 данной статьи. Положениями же указанного п. 3 данной статьи предусмотрено, что в целях создания финансовых и материальных условий для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии, политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе осуществлять следующие виды предпринимательской деятельности: а) информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность для пропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своей деятельности; б) изготовление и продажа сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии, а также изготовление и продажа издательской и полиграфической продукции; в) продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества.

3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что НКО ведет учет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности (указание на иную приносящую доходы деятельность введено Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ). Как представляется, данное положение охватывается более общим положением п. 1 ст. 32 комментируемого Закона, согласно которому НКО ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ. На НКО распространяется действие Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"*(141), что непосредственно указано в п. 1 ч. 1 его ст. 2. В соответствии с п. 1 ст. 54 части первой НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Законодательством о налогах и сборах устанавливаются особенности ведения налогового учета доходов и расходов, в т.ч. и по предпринимательской деятельности НКО различных форм.

3.1. В пункте 3.1 комментируемой статьи указано на возможность установления законодательством РФ ограничений на осуществление НКО пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума.

Данный пункт введен Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 274-ФЗ, которым внесены изменения в акты законодательства РФ о выборах и референдуме в части установления таких ограничений. В частности, в пункт 3 ст. 30 Федерального закона "О политических партиях" включен подпункт "о", в соответствии с которым не допускаются пожертвования политической партии и ее региональным отделениям от НКО, получавших в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования политической партии, ее региональным отделениям, денежные средства либо иное имущество от:

- иностранных государств, а также от указанных в подп. "а"-"г", "е"-"з", "к"-"н" данного пункта органов, организаций или физических лиц;

- российских юридических лиц с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышала (превышал) 30% на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

- юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) России, субъектов РФ и (или) муниципальных образований превышала (превышал) 30% на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);

- организаций, учрежденных государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации);

- организаций, учрежденных юридическими лицами, указанными в абз. 3 и 4 данного подпункта;

- организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) юридических лиц, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего подпункта, превышала (превышал) 30% на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год).

Кроме того, Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 274-ФЗ в ст. 30 Федерального закона "О политических партиях" включен пункт 3.1, согласно которому НКО, указанные в изложенном подпункте "о" п. 3 указанной статьи, не вправе вносить пожертвования политической партии, ее региональным отделениям только в случае, если полученные этими НКО денежные средства либо иное имущество не были возвращены ими перечислившим эти денежные средства либо передавшим иное имущество иностранным государствам, органам, организациям или физическим лицам, указанным в абз. 2-7 подп. "о" п. 3 данной статьи (в случае невозможности возврата не были перечислены (переданы) в доход России), до дня внесения пожертвования политической партии, ее региональным отделениям.

4. Пункт 4 комментируемой статьи указывает на право НКО в интересах достижения целей, предусмотренных ее уставом, создавать другие НКО и вступать в ассоциации и союзы. Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 11), согласно п. 1 ст. 121 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 11 февраля 2013 г. N 8-ФЗ) в организационно-правовой форме ассоциаций (союзов) создаются, в частности, объединения юридических лиц и (или) граждан, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан независимо от наличия или отсутствия у них трудовых отношений с работодателями (объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие), объединения саморегулируемых организаций.

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ, которым изменено правовое положение существующих бюджетных учреждений и создан новый тип государственных (муниципальных) учреждений - казенное учреждение, в п. 4 комментируемой статьи включены положения, регламентирующие деятельность НКО указанных типов:

- бюджетное учреждение с согласия собственника вправе передавать НКО в качестве их учредителя (участника) денежные средства (если иное не установлено условиями предоставления денежных средств) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет денежных средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества;

- в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, бюджетное учреждение вправе вносить указанное имущество в уставный капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя (участника);

- казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.

В основе данных правил лежит положение п. 4 ст. 66 части первой ГК РФ, согласно которому (в ред. Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ) учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом.

Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 15 Закона), федеральными органами исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, разрабатывается и утверждается порядок согласования передачи НКО в качестве их учредителя или участника денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления) и иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением собственником или приобретенного федеральным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества. В качестве примера следует упомянуть, что Приказом Минфина России от 29 сентября 2010 г. N 112н утвержден Порядок согласования передачи некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления) и иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением собственником или приобретенного федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству финансов Российской Федерации, за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества*(142).

Федеральным законом от 6 ноября 2011 г. N 291-ФЗ, направленным на обеспечение деятельности государственных академий наук и подведомственных им организаций, в п. 4 комментируемой статьи включено положение, предусматривающее право государственных бюджетных учреждений, являющихся государственными академиями наук, осуществлять от имени России полномочия учредителей государственных унитарных предприятий, государственных учреждений и собственников закрепленного за ними федерального имущества в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (в ред. Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 202-ФЗ)*(143) государственные академии наук вправе осуществлять от имени России полномочия учредителей подведомственных им федеральных государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, включая научные организации, организации научного обслуживания и организации социальной сферы, и собственников федерального имущества, принадлежащего этим организациям, в том числе следующие полномочия:

- принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и государственных учреждений;

- изменение типа государственных учреждений;

- утверждение уставов подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, уставов государственных учреждений и внесение изменений в указанные уставы;

- закрепление федерального имущества за подведомственными организациями;

- назначение руководителей подведомственных организаций, заключение с данными руководителями трудовых договоров, изменение и расторжение указанных договоров.

 

Статья 25. Имущество некоммерческой организации

1. Комментируемая статья посвящена имуществу НКО. Согласно пункту 1 ст. 3 комментируемого Закона наличие в собственности или в оперативном управлении обособленного имущества является одним из признаков НКО как юридического лица.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи НКО может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.

Право собственности юридических лиц (как и граждан) регламентировано положениями ст. 213 части первой ГК РФ, согласно которым в собственности юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать юридическим лицам (п. 1); количество и стоимость имущества, находящегося в собственности юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях, предусмотренных пунктом 2 ст. 1 данного Кодекса (п. 2).

Как следует из п. 3 указанной ст. 213 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ), НКО, кроме учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Право оперативного управления регламентировано положениями ст. 296 части первой ГК РФ, согласно которым (в ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ): учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п. 1); собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества; имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (п. 2).

В пункте 1 комментируемой статьи также указано, что НКО может иметь земельные участки в собственности или на ином праве в соответствии с законодательством РФ. Исходя из положений п. 3 ст. 5 ЗК РФ НКО могут быть: собственниками земельных участков - лицами, являющимися собственниками земельных участков; землепользователями - лицами, владеющими и пользующимися земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; арендаторами земельных участков - лицами, владеющими и пользующимися земельными участками по договору аренды, договору субаренды; обладателями сервитута - лицами, имеющими право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут). До приведения п. 1 комментируемой статьи в соответствие с данным Кодексом, т.е. до внесения изменения Федеральным законом от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ предусматривалось, что НКО может иметь в собственности или в бессрочном пользовании земельные участки.

Пункт 1 комментируемой статьи также предусматривает, что Федеральным законом могут быть установлены право НКО формировать в составе имущества целевой капитал, а также особенности правового положения НКО, формирующих целевой капитал. Данное положение введено Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 276-ФЗ в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций"*(144), который согласно ч. 1 его ст. 1 (в ред. Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 328-ФЗ*(145)) регулирует отношения, возникающие при формировании, пополнении и расформировании целевого капитала НКО, при доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал НКО, при использовании доходов, полученных от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал НКО, а также определяет особенности правового положения НКО, формирующих целевой капитал.

Как определено в п. 1 ст. 2 Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций", целевой капитал некоммерческой организации - это часть имущества НКО, которая формируется и пополняется за счет пожертвований, внесенных в порядке и в целях, которые предусмотрены названным Законом, и (или) за счет имущества, полученного по завещанию, а также за счет неиспользованного дохода от доверительного управления указанным имуществом и передана НКО в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности такой НКО или иных некоммерческих организаций, в порядке, установленном названным Законом.

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ, которым создан новый тип государственных (муниципальных) учреждений - казенное учреждение, в рассматриваемое положение п. 1 комментируемой статьи включено указание на то, что федеральным законом не может быть установлено право казенного учреждения формировать в составе имущества целевой капитал.

2. В пункте 2 комментируемой статьи установлено, что НКО отвечает по своим обязательствам только тем своим имуществом, на которое по законодательству РФ может быть обращено взыскание. В соответствии с ч. 2 ст. 446 ГПК РФ перечень имущества организаций, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, определяется федеральным законом. Как видно, обе нормы являются бланкетными.

В качестве примера соответствующего акта федерального законодателя можно указать Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", согласно п. 5 ст. 21 которого на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Как предусмотрено там же, перечень видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, устанавливается Правительством РФ по предложениям религиозных организаций.

 

Статья 26. Источники формирования имущества некоммерческой организации

1. В пункте 1 комментируемой статьи перечислены виды источников формирования имущества НКО. Данный перечень является открытым: имущество НКО может формироваться и за счет иных источников, нежели непосредственно указанные в данном пункте, но только в случае, если это не запрещено законом.

Этот перечень может быть детализирован в федеральных законах, регламентирующих деятельность НКО отдельных форм. В качестве примера можно упомянуть Федеральный закон "О саморегулируемых организациях", в соответствии с ч. 1 ст. 12 которого (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ) источниками формирования имущества саморегулируемой организации являются:

1) регулярные и единовременные поступления от членов саморегулируемой организации (вступительные, членские и целевые взносы);

2) добровольные имущественные взносы и пожертвования;

3) средства, полученные от оказания услуг по предоставлению информации, раскрытие которой может осуществляться на платной основе;

4) средства, полученные от оказания образовательных услуг, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации;

5) средства, полученные от продажи информационных материалов, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов саморегулируемой организации;

6) доходы, полученные от размещения денежных средств на банковских депозитах;

7) другие не запрещенные законом источники.

Среди источников формирования денежных средств политической партии, которые законом запрещены, следует назвать прежде всего доходы, полученные преступным путем. На защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, направлен Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в ст. 3 которого (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ*(146)) даны следующие определения: доходы, полученные преступным путем, - это денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления; легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ.

В пункте 1 комментируемой статьи также предусмотрено, что законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов НКО отдельных видов. Примером тому могут служить положения п. 3 ст. 30 Федерального закона "О политических партиях", в которых перечислены субъекты, от которых не допускаются пожертвования политической партии и ее региональным отделениям.

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ, которым изменено правовое положение существующих бюджетных учреждений и создан новый тип государственных (муниципальных) учреждений - казенное учреждение, данное положение дополнено указанием на то, что законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов отдельных типов. Такие ограничения установлены в ст. 9.2 комментируемого Закона и ст. 161 БК РФ, определяющих правовое положение бюджетного учреждения и казенного учреждения соответственно.

Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 179-ФЗ в п. 1 комментируемой статьи включено положение, предусматривающее, что источниками формирования имущества государственной корпорации могут являться регулярные и (или) единовременные поступления (взносы) от юридических лиц, для которых обязанность осуществлять эти взносы определена федеральным законом. При этом подразумевалось формирование имущества государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций", статус, цель деятельности, функции и полномочия которой определяются Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Как предусмотрено в ч. 1 ст. 16 названного Закона имущество данного Агентства формируется за счет имущественного взноса в соответствии со ст. 50 названного Закона, страховых взносов, а также за счет доходов, получаемых Агентством от размещения денежных средств, средств от выпуска эмиссионных ценных бумаг и других законных поступлений.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации. Данное правило не является абсолютным. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ) порядок регулярных и единовременных поступлений от членов саморегулируемой организации определяется внутренними документами саморегулируемой организации, утвержденными общим собранием членов саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или уставом некоммерческой организации.

3. В пункте 3 комментируемой статьи установлено, что полученная НКО прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) организации. Как говорилось выше, отсутствие в качестве основной цели деятельности извлечения прибыли в совокупности с отсутствием распределения полученной прибыли между участниками являются сущностными признаками НКО, отличающими ее от коммерческой организации (см. коммент. к ст. 2 Закона).

Исключение составляет лишь такая форма НКО, как потребительский кооператив: согласно п. 5 ст. 116 части первой ГК РФ доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами. Однако, как говорилось выше, комментируемый Закон на потребительские кооперативы не распространяется (см. коммент. к ст. 1 Закона).

4. Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает, что положения данной статьи применяются в отношении казенных и бюджетных учреждений с учетом особенностей, установленных комментируемым Законом для данных типов. Данный пункт введен упомянутым выше Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ. Правовое положение бюджетного учреждения определено статьей 9.2 комментируемого Закона, а правовое положение казенного учреждения - статьей 161 БК РФ (обе статьи введены тем же Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ).

 

Статья 27. Конфликт интересов

1. Комментируемая статья, определяя заинтересованность в совершении НКО тех или иных действий, в т.ч. в совершении сделок, закрепляет комплекс мер, направленных на защиту имущественных интересов НКО и, соответственно, на обеспечение достижения целей деятельности НКО. В этих целях в данной статье введены и определены такие понятия, как "заинтересованные лица" - лица, заинтересованные в совершении НКО тех или иных действий, в т.ч. сделок, с другими организациями или гражданами, и "конфликт интересов" - последствия наличия заинтересованности в совершении НКО тех или иных действий, в т.ч. сделок.

В пункте 1 комментируемой статьи указаны две категории лиц, признаваемых заинтересованными: во-первых, руководитель (заместитель руководителя) НКО, и, во-вторых, лица, входящие в состав органов управления НКО или органов надзора за ее деятельностью.

При этом для второй категории лиц для признания их заинтересованными необходимо выполнение одного из условий: 1) данные лица состоят с организациями или гражданами - контрагентами НКО в трудовых отношениях; 2) данные лица являются участниками, кредиторами организаций - контрагентов НКО; 3) данные лица состоят в близких родственных отношениях с гражданами, состоящими с организациями или гражданами - контрагентами НКО в трудовых отношениях, или гражданами, являющимися участниками, кредиторами организаций - контрагентов НКО; 4) данные лица являются кредиторами граждан, состоящих с организациями или гражданами - контрагентами НКО в трудовых отношениях, или граждан, являющихся участниками, кредиторами организаций - контрагентов НКО.

Заинтересованность в совершении НКО тех или иных действий, в т.ч. в совершении сделок, возникает в случае, если организации или граждане - контрагенты НКО: 1) либо являются поставщиками товаров (услуг) для НКО; 2) либо являются крупными потребителями товаров (услуг), производимых НКО; 3) либо владеют имуществом, которое полностью или частично образовано НКО; 4) либо могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом НКО.

Следует обратить внимание на то, что в пункте 1 комментируемой статьи говорится именно о крупных потребителях товаров (услуг), производимых НКО. Соответственно, приобретение в процессе обычной хозяйственной деятельности НКО лицом, подпадающим под предусмотренные в данном пункте признаки, товаров (услуг), производимых НКО, заинтересованность не возникает. Заинтересованность будет иметь место только в случае, если условия такой сделки существенно отличаются (прежде всего по объемам товаров, услуг) от условий аналогичных сделок, совершаемых в процессе осуществления НКО обычной хозяйственной деятельности.

Как установлено в пункте 1 комментируемой статьи, заинтересован<


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.