Глава III. Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческой организации — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Глава III. Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческой организации

2022-10-28 31
Глава III. Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческой организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статья 13. Создание некоммерческой организации

1. Пункт 1 комментируемой статьи называет три способа создания НКО: 1) путем учреждения НКО; 2) путем реорганизации другой НКО такой же организационно-правовой формы; 3) в случаях, предусмотренных федеральными законами, - путем реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.

При учреждении вновь НКО приобретает гражданские права и несет обязанности, которые к моменту создания организации не существовали. При реорганизации существующего юридического лица происходит правопреемство, т.е. переход прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица (реорганизуемых юридических лиц). В п. 1 ст. 57 части первой ГК РФ предусмотрены пять возможных форм реорганизации общества - слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. При реорганизации юридического лица в форме присоединения новое юридическое лицо не образуется. Соответственно, создание НКО путем реорганизации существующего юридического лица возможно в форме слияния, разделения, выделения и преобразования. Реорганизация НКО регламентирована положениями ст. 16 комментируемого Закона, а такая форма реорганизации НКО, как преобразование - положениями ст. 17 данного Закона.

В прежней редакции п. 1 комментируемой статьи предусматривалось лишь то, что НКО может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей НКО. Данный пункт изложен полностью в новой редакции Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 220-ФЗ, урегулировавшим порядок преобразования унитарных предприятий в автономные НКО. Соответственно, в рассматриваемом пункте при указании на создание НКО путем реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы подразумевается, прежде всего, преобразование унитарных предприятий в автономные НКО, что предусмотрено статьей 32 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (см. коммент. к ст. 10 Закона).

Возможность создания НКО путем реорганизации коммерческой организации предусмотрена и иными федеральными законами. В частности, согласно п. 2 ст. 104 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 138-ФЗ*(87)) акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а также в НКО в соответствии с законом. Как предусмотрено в п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ)*(88), акционерное общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство.

2. В пункте 2 комментируемой статьи регламентировано принятие решения о создании НКО в результате ее учреждения. Прежняя редакция данного пункта предусматривала лишь то, что создание НКО в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). В действующей редакции пункта установлено, что решение о создании НКО в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем).

Данный пункт изложен полностью в новой редакции Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ, которым изменено правовое положение существующих бюджетных учреждений и создан новый тип государственных (муниципальных) учреждений - казенное учреждение. Соответственно, внесенными изменениями предусмотрено, что решение о создании бюджетного или казенного учреждения принимается в установленном порядке.

Полномочиями на установление такого порядка наделены следующие органы государственной власти и органы местного самоуправления:

1) Правительство РФ - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;

2) высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ - в отношении бюджетных или казенных учреждений субъектов РФ;

3) местная администрация муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

В отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений соответствующим актом является Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539*(89).

Названным Порядком наряду с прочим предусмотрено, что решение о создании федерального учреждения путем его учреждения принимается Правительством РФ в форме распоряжения. Распоряжение Правительства РФ о создании федерального учреждения должно содержать: а) наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа; б) основные цели деятельности создаваемого федерального учреждения, определенные в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; в) наименование федерального органа исполнительной власти, который будет осуществлять функции и полномочия учредителя создаваемого федерального учреждения; г) сведения о недвижимом имуществе (в т.ч. земельных участках), которое планируется закрепить (предоставить в постоянное (бессрочное) пользование) за создаваемым федеральным учреждением; д) предельную штатную численность работников (для казенного учреждения); е) перечень мероприятий по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения.

 

Статья 13.1. Государственная регистрация некоммерческих организаций

1. В комментируемой статье предусмотрена и регламентирована государственная регистрация НКО. Данная статья (как и следующая) введена Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ, которым осуществлена комплексная корректировка подходов к правовому регулированию порядка государственной регистрации НКО.

Открывает комментируемую статью положение, предусматривающее необходимость государственной регистрации НКО, а также указывающее, что данная регистрация осуществляется в соответствии с Законом о госрегистрации юридических лиц с учетом установленного комментируемым Законом порядка государственной регистрации НКО.

Это положение основано на пункте 1 ст. 51 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ), которым установлено следующее: юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц; данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления.

Закон о госрегистрации юридических лиц согласно ч. 1 его ст. 1 в т.ч. регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ. Как следует из ч. 2 указанной статьи, государственная регистрация юридических лиц - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с названным Законом.

В статье 10 Закона о госрегистрации юридических лиц предусмотрено, что федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. Такой специальный порядок регистрации НКО предусмотрен комментируемым Законом, а также иными актами федерального законодательства, в т.ч. Федеральными законами "Об общественных объединениях", "О политических партиях" и "О свободе совести и о религиозных объединениях".

2-3. Положения п. 2 и 3 комментируемой статьи предусматривают два этапа государственной регистрации НКО:

- на первом этапе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации НКО (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "уполномоченный орган"), или его территориальный орган согласно п. 2 статьи принимает решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) НКО;

- на втором этапе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со ст. 2 Закона о госрегистрации юридических лиц (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "регистрирующий орган"), на основании решения о государственной регистрации вносит в ЕГРЮЛ сведения о создании НКО.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и ИННО, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, согласно п. 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (в ред. Указа Президента РФ от 19 мая 2011 г. N 653)*(90), является Минюст России. Ранее федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации некоммерческих организаций, в т.ч. политических партий, в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной регистрационной службе, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы"*(91), являлась Росрегистрация. Функции Росрегистрации по регистрации некоммерческих организаций, в т.ч. политических партий переданы Минюсту России Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти"*(92).

Территориальными органами Минюста России являются Главные управления Минюста России по субъектам РФ и Управления Минюста России по субъектам РФ. Приказом Минюста России от 21 мая 2009 г. N 146*(93) утверждены Положение о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечень главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации. Приказом Минюста России от 21 мая 2009 г. N 147*(94) (в последующем вносились изменения) утверждены Положение об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечень управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Закона о госрегистрации юридических лиц государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". Таким федеральным органом исполнительной власти (регистрирующим органом) согласно п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506*(95), является ФНС России.

В пункте 3 комментируемой статьи предусмотрено, что формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Однако, до внесения Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ изменения говорилось, что формы таких документов определяются Правительством РФ. Соответственно, формы документов, необходимых для государственной регистрации НКО, утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций"*(96). Приказом Росрегистрации от 21 мая 2007 г. N 89 утверждены Методические рекомендации по заполнению форм документов, представляемых в Федеральную регистрационную службу и ее территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций.

4. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи документы, необходимые для государственной регистрации НКО, подлежат представлению в уполномоченный орган или его территориальный орган. При этом установлен срок представления данных документов - не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации. Однако, статья 23.1, регламентирующая отказ в государственной регистрации НКО, такое основание для отказа в государственной регистрации НКО, как нарушение установленного пунктом 4 комментируемой статьи срока представления документов по не вполне понятной причине не предусматривает.

5. Положения п. 5 комментируемой статьи определяют перечень документов, которые подлежат представлению в уполномоченный орган или его территориальный орган для государственной регистрации НКО при ее создании.

Названным выше Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212 утверждены формы заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании (форма N РН0001) и заявления о государственной регистрации некоммерческой организации, создаваемой путем реорганизации (форма N РН0002).

Заявление о государственной регистрации по утвержденной форме подписывается заявителем, подпись которого нотариально удостоверяется в порядке, предусмотренном Законом о госрегистрации юридических лиц для государственной регистрации юридических лиц.

В заявлении о государственной регистрации НКО при ее создании подтверждается, что:

- представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам НКО данной организационно-правовой формы;

- сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны;

- при создании НКО соблюдены установленный для НКО данной организационно-правовой формы порядок учреждения, а также требования, предъявляемые законом к учредителям, участникам, членам НКО;

- в установленных законом случаях вопросы создания НКО согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Бланк заявления о включении НКО в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, приведен в Приложении N 1 к Порядку введения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного Приказом Минюста России от 30 ноября 2012 г. N 223 (о названном Приказе см. ниже).

В случае, если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные комментируемой статьей, представлены не полностью, либо представлены в ненадлежащий орган, то согласно подп. 4 п. 1 ст. 23.1 комментируемого Закона следует отказ в государственной регистрации НКО. В случае, если представленные для государственной регистрации документы, предусмотренные комментируемой статьей, оформлены в ненадлежащем порядке, уполномоченный орган или его территориальный орган в соответствии с п. 1.1 указанной статьи вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации НКО до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца.

5.1. В пункте 5.1 комментируемой статьи, введенном Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 170-ФЗ, установлен запрет требования уполномоченным органом или его территориальным органом представления для государственной регистрации НКО других документов, кроме документов, указанных в п. 5 данной статьи. Это положение закреплено аналогично тому, как в п. 4 ст. 9 Закона о госрегистрации юридических лиц установлено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов при государственной регистрации кроме документов, установленных названным Законом.

6. В соответствии с п. 5 ст. 2 комментируемого Закона ИННО осуществляет свою деятельность на территории РФ через свои структурные подразделения - отделения, филиалы и представительства. Там же установлено, что отделения ИННО признаются формой НКО и подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном комментируемой статьей. В отношении же филиалов и представительств ИННО в ст. 13.2 комментируемого Закона предусмотрен уведомительный порядок их государственной регистрации.

Как установлено в п. 6 комментируемой статьи, решение о государственной регистрации отделения ИННО принимается уполномоченным органом. Следует подчеркнуть, что принятие такого решения территориальным органом уполномоченного органа не предусмотрено.

Для государственной регистрации отделения ИННО представляются следующие документы: документы, представляемые для государственной регистрации НКО при ее создании, по перечню, установленному в п. 5 данной статьи (документы должны быть заверены уполномоченным органом ИНП НКО); копии учредительных документов, свидетельства о регистрации или иные правоустанавливающие документы ИННО.

7. Пункт 7 комментируемой статьи устанавливает требования к представляемым в уполномоченный орган документам иностранных организаций. Такие документы должны быть: представлены на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык; надлежащим образом удостоверены.

Как предусмотрено в п. 46 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России от 30 декабря 2011 г. N 455 (см. ниже):

- официальные документы и акты, представленные организациями и учреждениями иностранных государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г., отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, если иное не установлено действующими договорами и соглашениями РФ с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при наличии консульской легализации, которую совершают консульские учреждения РФ за границей и Консульское управление МИД России;

- официальные документы и акты, представленные организациями и учреждениями иностранных государств - участников Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г., отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, если иное не предусмотрено договорами и соглашениями РФ с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при принятии решения о государственной регистрации НКО без консульской легализации документов, при наличии на них апостиля, удостоверяющего подлинность подписи, должность лица, подписавшего документ, и подлинность оттиска печати или штампа, которым заверен этот документ;

- официальные документы, полученные из стран СНГ, принимаются к рассмотрению без какого-либо специального удостоверения, если такие документы изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и заверенных оттиском печати с воспроизведением государственного герба.

8. Положения п. 8 комментируемой статьи регламентируют порядок действий уполномоченного органа (его территориального органа) и регистрирующего органа по государственной регистрации НКО при получении необходимых документов и при отсутствии установленных статьей 23.1 комментируемого Закона оснований для отказа в государственной регистрации НКО или приостановления государственной регистрации НКО.

Уполномоченный орган или его территориальный орган обязан: принять решение о государственной регистрации НКО; направить в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению ЕГРЮЛ. Данные действия должны быть совершены не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения необходимых документов. Согласно пункту 1.1 ст. 23.1 комментируемого Закона, течение этого срока прерывается при принятии решения о приостановлении государственной регистрации НКО. Часть такого срока, истекшая до принятия решения о приостановлении государственной регистрации НКО, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня представления документов, оформленных в надлежащем порядке.

Регистрирующий орган обязан на основании указанного решения и представленных уполномоченным органом или его территориальным органом сведений и документов: в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов внести в ЕГРЮЛ соответствующую запись (указанный срок соответствует общему сроку государственной регистрации, предусмотренному в п. 1 ст. 8 Закона о госрегистрации юридических лиц); не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщить об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации НКО.

Уполномоченный орган или его территориальный орган, принявший решение о государственной регистрации НКО, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в ЕГРЮЛ записи о НКО выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации. Форма свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации утверждена приказом Минюста России от 3 августа 2009 г. N 244*(97).

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 170-ФЗ в п. 8 комментируемой статьи включено положение, предусматривающее установление уполномоченным органом по согласованию с регистрирующим органом порядка осуществления взаимодействия уполномоченного органа или его территориального органа с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации НКО. На основании данной нормы издан Приказ Минюста России от 12 ноября 2010 г. N 343, которым утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций*(98). Названный Порядок определяет основные принципы и формы взаимодействия Минюста России, его территориальных органов с ФНС России и ее территориальными органами по вопросам государственной регистрации НКО.

Приказом Минюста России от 30 декабря 2011 г. N 455 утвержден Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций*(99), который устанавливает стандарт и порядок предоставления центральным аппаратом Минюста России и его территориальными органами государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации НКО при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в ЕГРЮЛ сведений (изменений в сведения) о НКО.

Приказом Минюста России от 14 ноября 2011 г. N 380 утвержден Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по предоставлению информации физическим и юридическим лицам о зарегистрированных организациях*(100), который устанавливает порядок предоставления информации центральным аппаратом Минюста России и его территориальными органами физическим и юридическим лицам о НКО, филиалах и представительствах ИННО, сведения о которых содержатся в: ведомственном реестре зарегистрированных НКО; реестре национально-культурных автономий; реестре филиалов и представительств международных организаций и ИННО; реестре представительств иностранных религиозных организаций, открытых в России; государственном реестре казачьих обществ в России.

9. Пункт 9 комментируемой статьи предусматривает взимание государственной пошлины за государственную регистрацию НКО, отсылая в части порядка и размера ее взимания к законодательству РФ о налогах и сборах.

Порядок и размеры взимания государственной пошлины регулируются положениями гл. 25.3 "Государственная пошлина" части второй НК РФ, в соответствии с подп. 1-2.1 п. 1 ст. 333.33 (в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 235-ФЗ*(101)) которой государственная пошлина уплачивается в размере:

- за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц, государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, государственной регистрации общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, - 4 000 рублей (подп. 1);

- за государственную регистрацию политической партии, а также каждого регионального отделения политической партии - 2 000 рублей (подп. 2);

- за государственную регистрацию общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, - 1 000 рублей (подп. 2.1).

Документ об уплате государственной пошлины прилагается к заявлению о государственной регистрации НКО.

10. В пункте 10 комментируемой статьи предусмотрено ведение уполномоченным органом реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента. Согласно данному пункту указанный реестр составляют сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации документах НКО, выполняющей функции иностранного агента.

Порядок ведения указанного реестра в соответствии с п. 10 комментируемой статьи устанавливается уполномоченным органом. На основании данной нормы Приказом Минюста России от 30 ноября 2012 г. N 223 утвержден Порядок введения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента*(102).

 

Статья 13.2. Уведомление о создании на территории российской Федерации филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации

1. Комментируемая статья предусматривает и регламентирует осуществление уведомления о создании на территории РФ филиала или представительства ИННО. Данная статья (как и предыдущая) введена Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ, которым осуществлена комплексная корректировка подходов к правовому регулированию порядка государственной регистрации НКО.

Как установлено в п. 5 ст. 2 комментируемого Закона, ИННО осуществляет свою деятельность на территории РФ через свои структурные подразделения - отделения, филиалы и представительства. Отделения ИННО признаются формой НКО и подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном ст. 13.1 данного Закона. В отношении же филиалов и представительств ИННО комментируемая статья устанавливает уведомительный порядок их легитимации.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи ИННО обязана уведомить о создании на территории РФ своего филиала или представительства уполномоченный орган, т.е. Минюст России (об уполномоченном органе см. коммент. к ст. 13.1 Закона). При этом установлен срок, в течение которого должно быть осуществлено уведомление: три месяца со дня принятия решения о создании соответствующего филиала или представительства. Однако, пункт 7 комментируемой статьи такое основание для отказа во внесении в реестр сведений о филиале или представительстве, как нарушение установленного пунктом 1 комментируемой статьи срока уведомления по не вполне понятной причине не предусматривает.

2-3. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает требования к оформлению уведомления о создании на территории РФ филиала или представительства ИННО (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "уведомление"): уведомление подлежит заверению уполномоченным органом ИННО и должно содержать содержит сведения об учредителях и адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа.

В данном пункте также предусмотрено, что форма уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции. Таким федеральным органом исполнительной власти в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", является Минюст России.

Приказом Минюста России от 28 июня 2012 г. N 122 утвержден Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о регистрации представительств иностранных религиозных организаций и внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций*(103). В Приложении N 3 к названному Административному регламенту и приведена форма уведомления о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации и иностранной некоммерческой неправительственной организации. В уведомлении подтверждается, что: уведомление и прилагаемые к нему документы содержат достоверную информацию; при создании филиала или представительства соблюден установленный законодательством РФ порядок создания структурного подразделения международной организации, ИННО.

В положениях п. 3 комментируемой статьи определен перечень документов, которые должны быть приложены к уведомлению. За осуществление уведомления о создании на территории РФ филиала или представительства ИННО взимание государственной пошлины законодательством РФ о налогах и сборах не предусмотрено. Соответственно, данный перечень документов документ об уплате государственной пошлины не называет.

4. В пункте 4 комментируемой статьи установлены требования к представляемым в уполномоченный орган уведомлении и прилагаемым к нему документам. Такие документы должны быть: представлены на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык; надлежащим образом удостоверены. Речь идет о тех же требованиях, которые предъявляются положением п. 7 ст. 13.1 комментируемого Закона к представляемым в уполномоченный орган документам иностранных организаций.

5. Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает ведение уполномоченным органом реестра филиалов и представительств международных организаций и ИННО (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "реестр"). Согласно данному пункту указанный реестр составляют сведения, содержащиеся в уведомлении и прилагаемых к нему документах.

Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 13.1 Закона), Приказом Минюста России от 14 ноября 2011 г. N 380 утвержден Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по предоставлению информации физическим и юридическим лицам о зарегистрированных организациях, который устанавливает порядок предоставления информации центральным аппаратом Минюста России и его территориальными органами физическим и юридическим лицам о НКО, филиалах и представительствах ИННО, сведения о которых содержатся в т.ч.: реестре филиалов и представительств международных организаций и ИННО; реестре представительств иностранных религиозных организаций, открытых в России.

6. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи уполномоченный орган при отсутствии оснований для отказа во внесении в реестр сведений о филиале или представительстве обязан не позднее 30 дней со дня получения уведомления выдать руководителю соответствующего филиала или представительства ИННО выписку из реестра.

При этом предусмотрено, что форму выписки из реестра устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, т.е. Минюст России (см. выше). Форма выписки из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций приведена в Приложении N 4 к названному выше Административному регламенту (данный документ содержит два приложения под N 4), утвержденному Приказом Минюста России от 28 июня 2012 г. N 122. Выписка из реестра заполняется на официальном бланке Минюста России на русском языке. В качестве даты выдачи выписки указывается дата ее подписания.

7-8. Положения п. 7 комментируемой статьи устанавливают исчерпывающий перечень оснований для отказа ИННО во внесении в реестр сведений о филиале или представительстве данной организации. Необходимо обратить внимание на то, что в отличие от статьи 23.1 комментируемого Закона, устанавливающей основания отказа в государственной регистрации НКО, в комментируемой статье возможность приостановления внесения в реестр сведений о филиале или представительстве ИННО не предусмотрена.

Об отказе во внесении в реестр сведений о филиале или представительстве ИННО уполномоченный орган в соответствии с п. 8 комментируемой статьи обязан сообщить об этом заявителю в письменной форме. Как представляется, об отказе должно быть сообщено в тот же срок, что установлен в п. 6 данной статьи для выдачи выписки из реестра, т.е. не позднее 30 дней со дня получения уведомления.

Пункт 8 комментируемой статьи также устанавливает обязательность мотивирования отказа во внесении в реестр сведений о филиале или представительстве ИННО. Так, в сообщении об отказе во внесении в реестр сведений должны быть указаны конкретные положения Конституции РФ и законодательства РФ, нарушение которых повлекло за собой данный отказ, при отказе по основаниям, предусмотренным подпунктами 1-3, 5 п. 7 данной статьи:

- если сведения и документы, предусмотренные настоящей статьей, представлены не полностью либо данные документы оформлены в ненадлежащем порядке;

- если установлено, что в представленных учредительных документах ИННО содержится недостоверная информация;

- если цели и задачи создания филиала или представительства ИННО противоречат Конституции РФ и законодательству РФ;

- если ранее внесенные в реестр филиал или представительство ИННО были исключены из реестра в связи с грубым нарушением Конституции РФ и законодательства РФ.

В случае отказа во внесении в реестр сведений по основанию, предусмотренному подпунктом 4 п. 7 комментируемой статьи, т.е. если цели и задачи создания филиала или представительства ИННО создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности (следует отметить, что Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 170-ФЗ исключено указание на угрозу национальному единству и самобытности, культурному наследию и национальным интересам России), заявителю сообщаются мотивы отказа.

9. В пункте 9 комментируемой статьи предусмотрена возможность обжалования отказа во внесении в реестр сведений о филиале или представительстве ИННО в вышестоящий орган или в суд. Однако, учитывая то, что решение о таком отказе принимается Минюстом России, т.е. органом, не имеющим вышестоящего органа, приходится говорить о возможности лишь оспаривания в суде отказа во внесении в реестр сведений о филиале или представительстве ИННО. При этом применяется общий порядок оспаривания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (см. коммент. к ст. 32 Закона).

10. На тот случай, если основания, вызвавшие отказ во внесении в реестр сведений о филиале или представительстве ИННО, носят устранимый характер, пункт 10 комментируемой статьи предусматривает возможность повторной подачи уведомления, разумеется, при условии устранения оснований, вызвавших отказ. Поскольку иное комментируемой статьей не установлено, повторная подача уведомления и вынесение по этому уведомлению решения осуществляются в том же порядке, что предусмотрен для первичной подачи уведомления.

11. По общему правилу п. 3 ст. 49 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 2 июля 2005 г. N 83-ФЗ*(104)) правоспособность юридического лица возникает в момент его создания. Согласно пункту 2 ст. 51 данного Кодекса юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Данные положения распространяются на отделения ИННО, т.к. такие подразделения в силу п. 5 ст. 2 комментируемого Закона признаются формой НКО и подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотрен<


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.