Назначение, состав и функции системы. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Назначение, состав и функции системы.

2022-11-27 49
Назначение, состав и функции системы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Назначение. Судовая система для предупреждения столкновений (СПС) служит для решения следующих задач:

• обнаружения судов-целей,

• определения элементов движения целей,

• предупреждения об опасности столкновения,

• облегчения выбора маневров для расхождения с судами,

• и других.

СПС представляет собой средство поддержки принятия решений для предотвращения столкновений с судами. Оно не освобождает штурманский состав от принятия решений и действий по обеспечению безопасности судна, а также от ответственности за эти решения.

Ввиду того, что радиолокационное оборудование, составляющее основу СПС, и методы его использования в судовождении изучаются в специальных курсах, ниже дается лишь краткая характеристика рассматриваемой системы. Состав. СПС включает: процессор для обработки радиолокационной информации и данных АИС; средства для хранения и отображения информации; органы для управления (трекбол и ряд других);

интерфейсные устройства для подключения датчиков информации и для связи с другими системами ИСМ; программное обеспечение; - информационные ресурсы.

СПС строится на базе персонального компьютера. Для выполнения своих задач она использует данные PJ1C, АИС, курсоуказателя и лага. К ней могут подключаться и другие источники информации. В памяти многих СПС хранится картографическая информация, по которой на экране дисплея СПС воспроизводятся электронные карты.

До недавнего времени основным датчиком информации СПС являлся радиолокатор. В настоящее время к нему добавляется транспондер ЛИС. Он предоставляет информацию о целях, оборудованных аппаратурой АИС.

РЛС служит для получения сведений об объектах, находящихся в зоне обзора. Задача СПС состоит в том, чтобы, получив видеосигналы из приемника РЛС и/или данные от АИС-транспондера, записать их в памяти, произвести необходимую обработку, а затем обеспечить воспроизведение обработанной информации на экране в удобной для судоводителя форме.

В настоящее время в эксплуатации находится довольно много типов СПС, изготавливаемых различными фирмами. Они имеют определенные отличия по дизайну, конструкции и объему решаемых задач. Внешний вид модуля СПС интегрированного мостика фирмы JRCприведен на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Радиолокационный модуль ИСМ.


 

Функции. При отображении радиолокационной обстановки СПС позволяет выбирать различные диапазоны дальности и ориентировать изображение по разным направлениям (по курсу, по стабилизированному курсу, по норду, по фарватеру). Информация системы может представляться в режимах истинного и относительного движения. Совместно с первичной радиолокационной информацией на экране монитора СПС могут отображаться вектора и следы сопровождаемых целей, радарные электронные карты и навигационные линии. Возможно отображение параллельных индексных линий, а также охранных зон и областей авто захвата. СПС имеет функции:

- ручного и автоматического захвата целей на сопровождение;

- автосопровождения целей;

- изменения времени экстраполяции движения; отображения траекторий прошлого движения целей;

- представления цифровых значений элементов движения целей;

- обнаружения маневров сопровождаемых целей;

- предупреждения об опасности столкновения по заложенному в СПС критерию;

проигрывания задаваемых или рекомендуемых маневров на расхождение. По каждой цели, передающей АИС-информацию, в СПС могут быть представлены подробные данные: MMSIномер, позывной сигнал, название и тип судна, навигационный статус и другие сведения.

5.2. Перечень требований к оборудованию СПС.

Минимальные эксплуатационные требования к оборудованию

СПСизложены в следующих документах ИМО:

• Эксплуатационные требования к РЛС - Резолюция MSC.64(67), 1996, Приложение;

• Эксплуатационные требования к САРП - Резолюция А.823(19), 1995;

• Эксплуатационные требования к РЛС для скоростных судов - Резолюция А.820(19), 1995.

• Временное руководство для представления и отображения информации о АИС-целях - ИМО циркуляр SN/Circ/217 от 11.07.01.

Технические стандарты на радиолокационные приборы и аппаратуру АИС установлены Международной электротехнической комиссией. Они содержатся в следующих публикациях этой организации:

■ 60872-1 - стандарты для САРП;

■ 60872-2 - стандарты для радиолокационных средств автосопровождения;

• 60936-1 - стандарты для судовых РЛС;

■ 60936-2 - стандарты для РЛС высокоскоростных судов;

■ 61993-2 - тестовые стандарты для АИС транспондеров класса А;

■ 62287 - тестовые стандарты для АИС транспондеров класса В. Перечисленные стандарты включают методы испытаний

радиолокационного оборудования, рекомендации по применяемым символам и терминам для отображаемой информации, обозначения для органов управления и ряд других данных.

Требования к радиолокационному оборудованию судов.

Стандарты, которым должны соответствовать РЛС обычных судов, устанавливаются Резолюцией ИМО MSC.64(67),1996 (Приложение 4) - «Эксплуатационные требования к РЛС». Действие этого документа распространяется на суда, построенные 1 января 1999 г. и после этой даты. Осветим эти требования.

Радиолокационное оборудование предназначено для

отображения относительно своего судна положения надводных объектов (других судов, препятствий, буев, берега, навигационных знаков) в виде, оказывающем помощь при навигации и предупреждении столкновений.

Требования к дальности. При нормальных условиях распространения радиоволн, когда высота антенны над уровнем моря равна 15 м. и нет помех, РЛС должна давать четкое изображение:

• берега - на расстоянии 20 миль, когда он возвышается над уровнем моря до 60 м.; и на расстоянии 7 миль, когда он поднимается до 6 м;

• судов вместимостью 5000 брт независимо от ракурса - на расстоянии не менее 7 миль;

• малых судов длиной порядка Юм, - на расстоянии не менее 3 миль;

• объектов, таких как навигационные буи, имеющих эффективную отражающую поверхность порядка 10 кв.м. - на расстоянии не менее 2-х миль.

Надводные объекты должны быть четко отображены, начиная с минимальной горизонтальной дистанции 50 м. от позиции антенны.

Индикация. Радиолокатор должен иметь дисплей для пользования при дневном свете без внешнего увеличения с эффективным минимальным диаметром в пределах шкалы пеленгов не меньшим, чем:

- 180 мм для судов вместимостью 150-1000 брт.; 250 мм для судов вместимостью 1000-10000 брт.; 340 мм для судов вместимостью 10000 брт. и выше. Разрешается применение цветных мониторов. Обязательны для РЛС шкалы дальности. 0.25, 0.5, 0.75, 1.5, 3, 6, 12 и 24 мили. Шкапы дальности с другими номиналами допускаются.

В пределах эффективной площади экрана должна содержаться только информация, которая используется для навигации или предупреждения столкновений, а также элементы, которые имеют отношение к целям (например, символ цели, ее вектор) или к изображению.

Требуется, чтобы шкалы дальности были линейными с началом в месте своего судна. Изображаемая на экране информация должна быть легко читаемой при всех условиях освещенности.

Выбранные элементы системной электронной навигационной карты (СЭК) могут быть представлены на дисплее РЛС, но таким образом, чтобы информация РЛС не маскировалась, не затемнялась и не искажалась. Информация СЭК, показываемая на экране радиолокационной системы, должна, по крайней мере, включать безопасную изобату собственного судна, навигационные препятствия, стационарные и плавучие средства навигации. При представлении элементов СЭК совместно с информацией РЛС/САРП требуется, чтобы:

информация РЛС/САРП и элементы СЭК были в одной и той же системе координат;

вся эффективная площадь дисплея содержала данные РЛС и СЭК;

- информации РЛС отдавался приоритет;

- обеспечивалась устойчивость изображения, векторов САРП, элементов СЭК;

- четко указывался активный режим работы,

обеспечивалась независимость РЛС/САРП и СЭК (информация СЭК не должна оказывать неблагоприятный эффект на данные РЛС, данные РЛС/САРП и СЭК должны легко узнаваться, нарушение нормального функционирования одной из компонент не должно влиять на функции второй).

Измерение расстояний и пеленгов. Предписывается иметь на экране дисплея электронные НКД для оценки расстояний, причем на шкалах 0.25, 0.5, 0.75М должно быть, по крайней мере, два, но не свыше шести НКД. На шкалах большего номинала следует иметь шесть НКД. При смещении центра развертки должны отображаться дополнительные кольца дальности с интервалом, равным интервалу между основными НКД.

Радиолокационное изображение необходимо снабжать подвижным маркером дальности в виде кольца (ПКД) с индивидуальным цифровым индикатором. Допускаются добавочные ПКД. Требуется, чтобы точность измерения дистанций с помощью НКД и ПКД как при несмещенном, так и смещенном центре развертки была не хуже ±1% от значения используемой шкалы, или 30 метров, если 1% от дистанции шкалы больше этой цифры. Предписывается иметь толщину НКД не больше максимальной разрешенной толщины курсовой линии. На всех шкалах дальности наведение ПКД на объект должно производиться с требуемой точностью в течение 5 с. Установленное с помощью ПКД расстояние не должно изменяться при переключении шкал дальности.

Курсовая линия на экране дисплея должна отображаться сплошной линией от начала развертки до края дисплея с ошибкой, не более ±1°. Требуется, чтобы ее толщина не превышала 0.5° на максимальном расстоянии шкалы. На шкале пеленгов дисплея РЛС предписано иметь указатель курса.

В радиолокационной системе должна быть ЭЛН - электронная линия для снятия направлений (пеленгов и курсовых углов), с индивидуальным цифровым индикатором. Она должна позволять получать в течение 5 с. направление на любой объект, где бы он ни находился на экране. Направление на цель на границе экрана должно измеряться с погрешностью, не большей ±1°.

ЭЛН должна быть не толще курсовой линии и отличаться от нее. Предписывается иметь возможность изменения яркости и выключения ЭЛН. Требуется, чтобы ЭЛН поворачивалась в обоих направлениях непрерывно или с шагом, не большим 0.2°.

Направление ЭЛН должно индицироваться в градусах, а отсчет состоять, по крайней мере, из четырех знаков, один из которых после десятичной точки. Предписывается иметь возможность измерения, как пеленгов, так и курсовых углов, отсчеты которых должны отличаться.

Требуется, чтобы шкала направлений была на краю экрана и разделена через 5°, с 5 и 10-градусными отличными друг от друга делениями. Числа у делений должны быть, по крайней мере, через 30°.

Начало ЭЛН должно перемещаться с места судна в любую точку экрана и обеспечиваться возможность относительно нового начала измерять направления. Рекомендуется на ЭЛН иметь ПК Д.

Для параллельной индексации необходимо иметь, по крайней мере, две линии.

Разное. РЛС должна иметь такую разрешающую способность по дистанции, чтобы обеспечивать отдельную индикации на шкале 1.5 мили двух точечных целей, расположенных на одном пеленге в пределах пространства 50-100% номинала шкапы, и на расстоянии не более 40 м друг от друга.

Разрешение по пеленгу на этой шкале для двух точечных целей, расположенных на одном расстоянии от центра в пределах 50-400% номинала шкалы, должно быть не более 2.5°.

Радиолокационное оборудование должно нормально работать при килевой и бортовой качке до ±10°.

Предписано, чтобы антенна вращалась почасовой стрелке, равномерно, автоматически, со скоростью не меньшей 20 об/мин при относительной скорости ветра до 100 узлов. Допускается к такой работе использовать дополнительные режимы сканирования антенны по азимуту.

Следует иметь возможность ориентации изображения по норду и по курсу. Курс должен вводиться от ГК либо другого эквивалентного курсоуказателя. Погрешность согласования с компасом должна быть не больше ±0.5° при повороте судна со скоростью до 12°/с. Требуется, чтобы переключение с одного режима на другой с установкой заданной ориентации выполнялось в пределах 5 с.

Обязательными для РЛС являются устройства подавления нежелательных эхосигналов от волнения моря, дождя и других форм осадков, облаков, грозы. Эти средства должны подстраиваться вручную. Допускается иметь и автоматическое подавление помех с возможностью его отключения.

Когда антенна расположена на высоте 15 м над уровнем моря, то даже в условиях помех от моря оборудование должно давать четкую отметку стандартного радиолокационного отражателя на расстоянии до 3.5 мили.

РЛС должна быть полностью в рабочем состоянии в пределах 4 минут после ее включения. Необходимо предусмотреть положение предварительной готовности РЛС - «Подготовка». Переход из этого положения в режим "Работа" должен осуществляться в пределах 15 с.

Предписано обеспечивать возможность независимого изменения яркости НКД, ПКД, ЭЛН и полного их выключения. Для РЛС, отображающих на экране вторичную информацию (символы целей, вектора, и др.), должна быть возможность отключения ее показа на экране.

Требуется в РЛС иметь режимы относительного и истинного движения, а также допускать смещение начала развертки не менее чем на 50% и не более чем на 75% номинала шкалы дальности. В режиме истинного движения следует обеспечивать стабилизацию изображения относительно воды (моря) и грунта.

Используемые в радиолокационной системе относительные лаги должны позволять измерять скорость на переднем и заднем ходу. При стабилизации относительно грунта необходимо обеспечивать двух координатный вход данных скорости и проходимого расстояния. Это могут быть данные от допплерлага, электронной позиционной системы, либо от самой РЛС при сопровождении неподвижных объектов. Следует иметь возможность ручного ввода скорости своего судна (от 0 до 30 узлов с шагом, не большим 0.2 узла) и данных течения и дрейфа.

Оборудование должно сопрягаться со средствами счисления, электронной позиционной системой в соответствии с международным стандартом к интерфейсу. Название источника получения информации должно отображаться. Дополнительно к радиолокационному изображению требуется иметь возможность представления на экране в графической форме точек, навигационных линий и карт.

Средства прокладки. В радиолокационной системе должны быть следующие устройства радиолокационной прокладки:

• на судах от 300 до 500 брт - средства электронной прокладки (СЭП) с ручным вводом засечек целей (Electronicplottingaid- ЕРА);

• на судах от 500 до 1600 брт - средства автосопровождения - САС (Autotrackingaid- ATA);

• на судах от 1600 до 10000 брт - САРП (Automaticradarplottingaid) с минимальным эффективным диаметром дисплея не менее 250 мм;

• на судах от 10000 брт и больше - САРП с минимальным эффективным диаметром монитора не менее 340 мм.

5.4. Требования к РЛС высокоскоростных судов.

К высокоскоростным относятся суда, скорость полного переднего хода которых больше 30 узлов. Условия, которым должно удовлетворять радиолокационное оборудование таких судов, определены Резолюцией ИМО А.820(19), 1995 - «Эксплуатационные требования к РЛС высокоскоростных судов». Действие этого документа распространяется на суда, построенные 1 января 1996 и после этой даты.

Ниже приведены основные из этих требований. Назначение. Радиолокационное оборудование необходимо уста­навливать на высокоскоростных судах со следующими характе­ристиками:

■ максимальная скорость - до 70 узлов;

■ максимальная скорость поворота - до 20%;

■ район плавания - между 70°Nи 70°S.

Оно предназначено для отображения относительно своего судна положения надводных объектов (других судов, препятствий, буев, береговой черты, навигационных знаков) в виде, способствующем навигации и предупреждению столкновений.

Требования к дальности. Когда антенна радиолокатора расположена на высоте 7,5 м над уровнем моря, то при отсутствии помех оборудование должно обеспечивать четкую индикацию надводных объектов, таких как навигационные буи (эффективная поверхность отражения приблизительно 10 м2), на расстоянии не менее 2,5 мили.

Надводные объекты, должны быть четко видны, начиная с минимального расстояния 35 м от позиции антенны.

Индикация. Требуется, чтобы обеспечивалось четкое цветное радиолокационное изображение надводной обстановки на экране с эффективным диаметром не менее чем 250 мм.в условиях дневного освещения, без применения внешних увеличительных устройств.

Должны быть предусмотрены цвета, характерные для дня и ночи с возможностью регулировки яркости.

Обязательными являются шкалы дальности: 0.25, 0.5, 0.75, 1.5, 3, 6, 12 и 24 морские мили. Дополнительные шкалы дальности с другими номиналами допускаются. Необходимо обеспечить четкую индикацию номинала используемой шкалы дальности и расстояния между НКД, когда они отображаются.

Требуется иметь возможность смещения центра развертки, по меньшей мере, на 50% и не более 75% от номинала шкалы дальности.

Оборудование должно позволять в дополнение к информации радиолокатора представлять на экране графические элементы, например, точки поворота и линию пути между ними. Источник графической информации должен быть четко указан.

Измерение расстояний и пеленгов. Предписывается для измерения расстояний иметь ПКД с индивидуальным цифровым индикатором значений дальности и неподвижные электронные кольца дальности:

• на шкалах 0,25, 0,5 и 0,75 морских мили — по крайней мере, два НКД; ■ на шкалах дальности большего номинала — но шесть НКД.

НКД и ПКД должны обеспечивать измерение расстояния до объекта с погрешностью, не превышающей 1% от максимального значения используемой шкалы или 30 м, в зависимости оттого, что больше. Необходимо предусмотреть возможность изменения яркости НКД и ПКД до полного их удаления с экрана.

Курс судна должен указываться на экране линией с максимальной погрешностью не более ±1°. Ширину отметки курса предписывается иметь не более 0,5° у края экрана. Следует предусмотреть выключение линии курса.

Требуется обеспечить быстрое измерение направлений на любой объект, отметка которого появляется на экране. Предназначенные для этого средства должны измерять направление на объект, отметка которого расположена на краю экрана, с погрешностью, не превышающей ±1°.

Для параллельной индексации необходимо иметь, по крайней мере, две линии.

Разное. Необходимо, чтобы разрешающая способность по дистанции обеспечивала раздельное отображение на экране двух целей (поверхность порядка 10 м2), лежащих на одном азимуте, на дистанции 50-400% шкалы 1 морская миля или меньшей, если нет засветки от моря, и, если расстояние между целями не превышает 35 метров.

Разрешающая способность по пеленгу должна обеспечивать раздельное отображение на экране двух целей (площадь 10 м2), находящихся на одном расстоянии между 50-400% шкалы 1,5 мили, если их угловом положение различается не более чем на 2,5° (X-band) и 4° (S-band).

Параметры оборудования должны быть такими, чтобы при бортовой и килевой качках ±10° эксплуатационные требования к дальности были удовлетворены.

Антенна должна вращаться по часовой стрелке, автоматически, с частотой не менее 40 оборотов в минуту. Требуется, чтобы оборудование было работоспособно при относительной скорости ветра до 100 узлов.

РЛС должна сопрягаться с одобренным датчиком направления и обеспечивать по его данным азимутальную стабилизацию дисплея. Точность согласования с одобренным датчиком направления должна быть в пределах 0,5° при скорости поворота судна до 20%.

Требуется обеспечивать также удовлетворительную работу в режиме без стабилизации, когда связь с основным одобренным датчиком направления отсутствует.

Необходимо предусмотреть средства для быстрого определения значительного ухудшения работоспособности оборудования относительно калиброванного значения, а также средства для правильной настройки в случае отсутствия целей.

Обязательными являются устройства помехозащиты от, нежелательных отражений от моря, дождя и других осадков, облаков и песчаных бурь. Они должны иметь органы для ручной плавной регулировки.

Работа оборудования. Включение оборудования и управление им должно выполняться с рабочего места судоводителя на мостике судна. Органы управления должны быть доступны, легко различимы и удобны в эксплуатации. Необходимо, чтобы применяемые символы соответствовали рекомендациям «Организации органов управления морского навигационного радиолокационного оборудования».

Система должна быть полностью в рабочем состоянии в течение 4 минут после ее включения. Предписано иметь положение предва­рительной готовности, из которого оборудование может быть приведено в рабочее состояние за 15 секунд.

После установки и регулировки на судне, точность пеленгования, указанная в настоящих эксплуатационных требованиях, должна сохраняться без последующих регулировок, независимо от движения судна в магнитных полях Земли.

Оборудование должно иметь режимы относительного и истинного движения.

Необходимо обеспечить возможность смещения начала развертки на расстояние не менее 50% и не более 75% от радиуса экрана.

Предписано при стабилизации изображения относительно воды или фунта иметь точность и разрешающая способность, соответствующую настоящим эксплуатационным требованиям.

Антенна должна быть спроектирована таким образом, чтобы противостоять внешним воздействиям, которым подвергается судно.

Требуется, чтобы все радиолокаторы, работающие в диапазоне 3 см, имели горизонтально поляризованное излучение.

Необходимо предусмотреть возможность выключения тех устройств обработки сигналов, которые могут исключить изображение сигналов маяка на экране радиолокатора.

Там, где требуется две РЛС, они должны быть установлены таким образом, чтобы каждая могла работать самостоятельно, независимо друг от друга.

Интерфейс. Радиолокационная система должна быть способной в соответствии с требованиями протокола МЭК 61162 получать информацию от гирокомпаса, лага, а также от электронных систем определения местоположения.

Об отсутствии информации внешних датчиков РЛС должна сообщать с помощью индикации. Необходима аварийно- предупредительная сигнализация об ухудшениях качества информации внешних датчиков, которое может повлиять на работу РЛС.

Проигрывание. Проигрывание целей требуется представлять на экране в виде синтезированного послесвечения. Проигрывание может быть в истинном или в относительном движении. В истинном движении изображение может быть стабилизировано относительно воды или грунта.

5.5. Требования к САРП.

Стандарты, которым должны соответствовать средства радиолокационной прокладки, определены резолюцией ИМО А. 823(19), 1995 - «Эксплуатационные требования к САРП». Действие этого документа распространяется на САРП, установленные на суда 1 января 1997 г и после этой даты.

Назначение. САРП должны в соответствии с требованиями предупреждения столкновений на море:

уменьшать рабочую нагрузку на судоводителей путем замены трудоемкой ручной прокладки на автоматическую; - предоставлять возможность получения информации по всем целям; обеспечивать точную непрерывную и быструю оценку ситуации. Захват и сопровождение объектов. Необходимо иметь ручной или автоматический захват целей на сопровождение при их относительных скоростях до 100 узл. В любом случае следует предусмотреть устройство для ручного захвата и сброса целей с сопровождения. В САРП с автоматическим взятием целей на сопровождение должна быть возможность запрета захвата в определенных зонах обзора. На любой шкале дальности, на которой существует такой запрет, зона захвата должна быть указана на экране индикатора.

Режим "автосопровождения" должен обеспечивать сопровождение, обработку информации и непрерывную выдачу данных, по крайней мере, по 20 целям, независимо от вида захвата.

Примечание. Под сопровождением объекта понимается процесс наблюдения за последовательными изменениями его позиции. Отбор объекта, который необходимо взять на автосопровождение, называется захватом. Захват объектов на сопровождение бывает ручным и автоматическим. Автоматический захват снимает часть нагрузки с оператора, но может привести к избытку информации на экране при большом количестве целей. Ручной захват, несмотря на потерю оператором определенного времени для "захвата" и сброса целей с сопровождения, обеспечивает отбор именно тех объектов, которые представляют интерес.

Когда предусмотрен автоматический захват, то критерий выбора целей для сопровождения должен указываться в технической документации. Сопровождаемые цели должны быть четко обозначены на экране соответствующим символом. Необходимо, чтобы надёжность сопровождения была не хуже, чем при использовании ручного отслеживания целей с записью их последовательных положений.

САРП должно продолжать сопровождение захваченного объекта, четко различимого на экране в 5 из 10 последовательных обзоров, не допуская при этом «обмена объектов».

Примечание. Под обменом объектов понимается ситуация, когда данные одного объекта по ошибке используются при вычислении ЭДЦ другого. Такая ситуация может возникать, когда два сопровождаемых объекта находятся на близком расстоянии друг от друга.

Возможность появления ошибок в системе сопровождения объектов, включая обмен объектов, должна быть сведена к минимуму самой конструкцией САРП. Для штурманского состава требуется иметь качественное описание влияния источников ошибок на сопровождение целей. В это описание необходимо включить влияние шума приемника, помех от волнения моря, дождя, снега, низкой облачности, а также несинхронных помех.

Индикация. Индикатор (дисплей) САРП может быть отдельным устройством или общей частью РЛС. Требуется, чтобы в любом случае индикатор САРП отображал информацию в соответствии с требованиями ИМО к радиолокационному оборудованию. Конструкция индикаторов САРП должна быть такой, чтобы выход из строя любого узла, выдающего дополнительную информацию к данным РЛС, не нарушал бы изображения на экране основного радиолокатора.

Обязательными для САРП являются шкалы дальности 3, 6, 12 миль. Дополнительно они могут иметь шкалы дальности с другими номиналами. Необходимо обеспечивать четкую индикацию номинала используемой шкалы.

Требуется, чтобы у САРП был режим относительного движения с ориентацией изображения "север", "курс" и "курс стабилизированный". Дополнительно может быть режим истинного движения. Оператор должен иметь возможность переключения этих режимов. Необходима индикация на экране названия активного режима движения.

Информация о курсе и скорости должна отображаться в векторной или графической форме, четко указывающей ожидаемое перемещение сопровождаемого объекта.

У САРП, отображающих прогноз развития ситуации только в векторной форме, должен быть выбор векторов истинного или относительного движения. При выборе истинных векторов на экране должен указываться вид стабилизации изображения (относительно грунта или воды).

САРП, способные отображать информацию о курсе и скорости объекта в графической форме, должны, по возможности, предоставлять такие данные в виде истинного или относительного векторов.

Векторная информация должна экстраполироваться по времени или иметь фиксированную временную шкалу. Такая шкала должна быть ясно обозначена метками на самом векторе.

Если для получения элементов движения относительно фунта используются стационарные объекты, то они должны обозначаться соответствующими символами. В этом режиме относительные вектора сопровождаемых целей, включая вектора упомянутых стационарных объектов, должны отображаться по требованию.

Необходимо, чтобы информация САРП не затеняла данные PJ1Cи не ухудшала способности обнаружения объектов. Работа индикатора САРП должна контролироваться оператором РЛС. Требуется предусмотреть возможность выключения нежелательных данных САРП за время, не превышающее 3 с.

Должны быть предусмотрены раздельные регулировки яркости изображений САРП и РЛС, включая возможность выключения данных, предоставляемых САРП.

Аппаратура САРП должна обеспечивать возможность надежного наблюдение не менее, чем одним оператором, в условиях нормальной освещенности в дневное и ночное время. Допускается использование различных светозащитных устройств, не мешающих наблюдению. Необходимо иметь устройства для регулировки яркости.

В САРП должны обеспечиваться условия для быстрого определения пеленга и расстояния любого объекта в зоне обзора.

Требуется, чтобы режим автосопровождения позволял за период времени, не превышающий одной минуты после захвата цели, представить данные о направлении движения объекта, и в течении трех минут с начала сопровождения вывести на экран прогноз движения в соответствии с предъявляемыми требованиями.

При переключении шкал дальности векторная или графическая информация должна четко наблюдаться на экране через четыре оборота антенны РЛС и не затеняться изображением предыдущей шкалы дальности.

Предупредительная сигнализация. В САРП необходимо предусматривать предупредительную звуковую и световую сигнализацию. Она должна включаться, когда любой объект сблизится с нашим судном на заданное расстояние или пересечет охранную зону, установленную судоводителем. Объект, вызвавший включение сигнализации, должен быть четко выделен на экране.

Требуется, чтобы САРП предупреждали оператора с помощью визуального или звукового сигнала о любом сопровождаемом объекте, который имеет вычисленные значенияDKpиТкр, меньшие безопасных пределов, установленных судоводителем.

Сигнализация должна также включаться в случае сброса объекта с автоматического сопровождения по любой причине, кроме выхода за пределы шкалы дальности. Следует выделять такой объект на экране.

Система предупредительной сигнализации должна иметь возможность включения и отключения ее по усмотрению судоводителя.

Выдача данных. Требуется, чтобы наблюдатель мог выбрать любую сопровождаемую цель для получения информации. Выбранные цели должны быть обозначены соответствующим символом на экране.

Если требуется информация более чем по одной цели в одно и то же время, то их символы должны быть идентифицированы, например, номером. По требованию оператора оборудование должно немедленно по любому сопровождаемому объекту выдавать в буквенно-цифровом виде текущие значения:

■ дистанции и пеленга - Д Я;

■ истинного курса и скорости-К, У;

■ дистанции кратчайшего сближения и времени следования до точки

кратчайшего сближения -DKp>Ткр.

Для истинного курса и скорости должно быть указано, даны они относительно моря или грунта.

Если представляются цифровые данные нескольких целей сразу, то не менее двух параметров каждой цели следует показывать одновременно. Эти данные должны быть сгруппированы следующим образом:Dи П; DKpиТкр\ К и К,

Имитация маневра. В САРП должна быть предусмотрена возможность имитации маневра своего судна на расхождение со всеми сопровождаемыми целями с упреждением по времени или без него. При этом обработка и отображение буквенно-цифровой информации по сопровождаемым целям не должны прерываться. Название режима имитации, если он применяется, должно показываться на экране.

В Наставлении по эксплуатации следует приводить объяснение основополагающих принципов алгоритма имитации маневрирования, включая характеристику моделирования движения своего судна, если оно предусмотрено.

Необходимо иметь возможность в любой момент прервать имитацию маневра.

Обеспечение точности. При рассмотрении требований к точности САРП считается, что различного рода погрешности его датчиков информации (радиолокатора, ГК, лага) находятся в пределах, допускаемых ИМО.

Стандарты точности вычисления элементов движения целей определены для четырех контрольных ситуаций, параметры которых приведены в табл. 5.1.

В пределах 3 мин после начала автосопровождения погрешности расчета элементов цели с вероятностью 0.95 не должны превышать значений, указанных в табл. 5.2.

Таблица 5.1.

Контрольные ситуации движения судов                               

  Параметры ситуации 1 2 3 4
1. Курс своего судна, град. 0 0 0 0
2. Скорость своего судна, уз 10 10 5 25
3. Дистанция до цели, мили 8 1 8 8
4. Пеленг цели,град 0 0 45 45
5. Относительный курс цели, гр. 180 90 225 225
6. Относит.скоросгь цели, уз 20 10 20 20
7. Расчетный курс цели, град. 180 45 238 310
8. Расчетная скорость цели, уз. 10 14.1 17.5 17.5
9. DKI„мили 0 1 0 0
10. Тт мин 26 6 24 24

 

 

Таблица 5.2.

Требуемая ИМО точность расчетных параметров

~----- -^^Параметр^ Ситуация сближения Отн. курс, град. Отн. скор., узлы окр, мили Т мин Ист. курс, град. Ист. скор., узлы
1 3.0 0.8 0.5 1.0 7,4 1.2
2 2.3 0,3     2.8 0,8
3 4.4 0.9 0.7 1.0 3,3 1.0
4 4.6 0,8 0.7 1.0 2,6 1.2

 

Когда сопровождаемое или собственное судно выполнило маневр, САРП должны за время не более 1 мин. дать информацию о новых параметрах движения, а в пределах 3 мин. рассчитать прогноз движения с точностью, соответствующей данным табл. 5.2. Конструкция САРП должна быть такой, чтобы его ошибки были незначительны по сравнению с ошибками входных данных.

Связь с другим оборудованием. САРП не должно ухудшать свои рабочие характеристики при совместной работе с различной судовой аппаратурой и периферийными приборами. Необходимо, чтобы эффективность этих приборов также не снижалась из-за работы САРП.

С САРП должны быть сопряжены приборы измерения курса и скорости. Следует обеспечивать ввод скорости относительно воды и дополнительно - относительно грунта. Название измерительных устройств, информация от которых вводится в САРП, требуется показывать на экране.

Лаг, от которого данные поступают в САРП, должен иметь возможность измерения скорости на переднем и заднем ходу.

Название используемого источника данных о скорости относительно фунта (доплерлаг, электронная система определения места или сопровождение стационарных объектов) необходимо отображать на экране.

Контроль работоспособности. В САРП следует иметь сигнализацию, которая оповещала бы оператора о неисправностях аппаратуры. В системе контроля должна быть предусмотрена возможность периодической проверки соответствия всех параметров САРП техническим требованиям. Данныйконфоль требуется осуществлять с помощью специальных тестовых программ. На работу тестовой программы должен указывать соответствующий символ на экране.

Требования к представлению АИС- информации в радиолокационных системах и в

ECDIS.

Требования к графическому представлению и отображению данных АИС-целей в автономных и в интегрированных навигационных средствах и системах определены в циркуляре ИМО SN/Circ/217 от 11.07.01 - «Временное руководство для


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.