Оцените правильность и полноту перечисления средств создания доступной речи. При необходимости откорректируйте предложенный перечень. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Оцените правильность и полноту перечисления средств создания доступной речи. При необходимости откорректируйте предложенный перечень.

2022-11-27 32
Оцените правильность и полноту перечисления средств создания доступной речи. При необходимости откорректируйте предложенный перечень. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стремясь к максимальной доступности, говорящий или пишущий использует:

· преимущественно те слова, значение которых известно адресату и составляет основу его активной лексики;

· схемы, логические цепочки, которые «обнажают» структуру текста, особенно — его логику;

· средства образности, то есть словесно-изобразительные или изобразительно-выразительные;

· несловесные средства: интонационные (выделения, подчеркивания), жестово-мимические и др.

· примеры как средства словесной иллюстрации речи;

· доступные средства наглядности — карты, схемы, картины, фотографии, рисунки и пр.

 

Выберите сложную для студентов вашей группы область знаний и сделай те сообщение по одной из ее наиболее интересных проблем, стараясь макси мально доступно изложить нужный материал.

 

14. Определите, какие средства выразительности использованы в приведённых ниже примерах:

1. И зал встаёт, и зал поёт, и в зале дышится легко. (К. Симонов)

2. Как без цемента не может быть построено здание, так нельзя сейчас руководить государственным или хозяйственным делом без науки. (А.В. Луначарский)

3. Яркокрасочный изумруд, то густой, почти тёмный, прорезанный трещинами, то сверкающий яркою ослепительною зеленью, сравнимый лишь с камнями Колумбии… (А.Е. Ферсман)

4. Мужественный пеняет на себя, малодушный – на товарища.

5. Он был страстно влюблён не просто в действительность, а в действительность постоянно развивающуюся, в действительность вечно новую и необычную.

6. Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации. Мой освобождённый народ высоко оценил благородный гнев «Горе от ума» и, отправляясь в дальний и трудный путь, взял эту книгу с собою… (Л.И. Леонов)

7. Это особенно вредно для поэтов нашего времени: теперь все поэты, даже великие, должны быть вместе и мыслителями, иначе не поможет и талант.. Наука, живая, современная наука, сделалась таперь пестуном искусства, и без неё – немощно вдохновение, бессилен талант!

8. На голове густо, да в голове пусто.

9. Ежегодно всё новые волны молодёжи приходят с разных концов в университет на смену предшественникам.

10. Золото и серебро получили наши спортсмены, бронза досталась французам.

11. Я этому до смерти рад.

12. Прекрасен Царскосельский сад,

Где льва сразив, почил орёл России мощной

На лоне мира и отрад. (А.С., Пушкин)

13. О, как мучительно тобою счастлив я! (А.С. Пушкин)

14. При одном предположении подобного случая вы бы должны были … испустить ручьи… что я говорю! Реки, озёра, океаны слёз!

15. В смертельном обмороке бедная река

Чуть шевелит засохшими устами…

 

Согласны ли вы с мнением Л.К. Граудиной о том, что снижение морального и этического стандарта в обществе проявляется прежде всего в снижении уровня языковой культуры? Обоснуйте свою точку зрения.

Литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов -на -Дону: «Феникс», 1999.

2. Головин Б.Н Основы культуры речи. – М: Высшая школа, 1988.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.,1996.

 

Тема 5: Литературный язык – основа культуры речи

Вопросы:

1. Формы существования литературного языка.

2. Литературный язык – основа культуры речи.

3. Понятие о языковой норме, ее признаках, условиях формирования и изменения.

4. Разновидности языковых норм.

5. Лингвистические словари русского языка.

 

Задания:

1. Раскройте значения терминов и понятий: национальный язык, диалект, говор, жаргон, сленг, арго, просторечие, литературный язык, разговорная речь, норма, кодификация нормы, императивная норма, диспозитивная норма, вариант, равноправный вариант, неравноправный вариант, семантический вариант, стилистический вариант, нормативно-хронологический вариант, орфоэпический словарь, толковый словарь, этимологический словарь, фразеологический словарь.

 

2. Расскажите об особенностях построения словарных статей в орфоэпическом словаре, толковом словаре, этимологическом словаре, фразеологическом словаре. Выпишите в рабочую тетрадь в качестве примеров образцы словарных статей из указанных типов словарей (не забудьте указать автора, точное название словаря, библиографические сведения).

3. Заполните в рабочей тетради таблицу примерами, иллюстрирующими разновидности норм современного русского языка (не менее 5 примеров на каждый случай). При выполнении задания пользуйтесь материалами орфоэпического словаря.

Обязательная норма

Вариантная норма

Равноправ-

Ные вариан

Ты

Неравноправные варианты

Семанти- ческие варианты Синтакси- ческие варианты Нормативно- хронологические варианты
         

 

 

Литература:

1. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2002.

2. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 14-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика: Учебное пособие для вузов. – Ростов н / Д: Изд-во «Феникс», 2005.

4. Голуб И.Б.Русский язык и культура речи: Учеб.пособие / И. Б. Голуб. - М.: Логос, 2002. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – 2-е изд. – М., 1988.

Тема 6 (1): Структурно-языковые типы норм: акцентологические и орфоэпические нормы

Вопросы:

1. Понятие о норме, разновидностях норм.

2.. Понятие об акцентологических нормах. Свойства словесного ударения.

3. Понятие об орфоэпических нормах. Произношение согласных звуков и их сочетаний.

4. Произношение гласных звуков.

5. Произношение иноязычных слов.

 

Задания:

1. Раскройте значения терминов: язык, литературный язык, национальный язык, разговорная лексика, диалект, диалектизм, жаргон, жаргонизм, профессионализм, просторечная лексика, общенародная лексика, норма литературного языка, кодификация нормы, императивная норма, диспозитивная норма, семантический вариант, синтаксический вариант, нормативно-хронологический вариант, равноправныеварианты,неравноправные варианты, акцентологические нормы, орфоэпия, орфоэпические нормы.

 

2. Расставьте ударения в следующих словах, правильно произнесите их. Запомните верное произношение (чтобы не ошибиться, проверяйте себя по словарям: Орфоэпический словарь, Словарь ударений русского языка, Словарь трудностей русского языка).

Авансирование, аналог, баловать, валовой, вероисповедание, газопровод, гербовый, диспансер, договор, досуг, догмат, завидно, задолго, знамение, избаловать, избалованный, изобретение, индустрия, искра, исчерпать, жалюзи, каталог, квартал, кладовая, комбайнер, костюмированный, кухонный, мизерный, мусоропровод, мышление, назвала, намерение, обеспечение, одновременный, оптовый, рассредоточение, сабо, столяр, свекла, таможня, ходатайство, феномен, фетиш, форзац, щавель, эксперт.

 

3. Расставьте ударения в словах, запомните их произношение. Особо отметьте слова, имеющие вариантные ударения. Составьте с ними словосочетания.

Делящий, закупорить, запломбировать, запломбированный, искриться, маркировать, маркированный, премировать, усугубить, маркетинг, индустрия, облегчить, новорожденный, вероисповедание, кулинария, асимметрия, агрономия, зоотехния, ветеринария, украинский, предвосхитить, петля, втридорога, донельзя, мастерски, кремень, туфля, танцовщица, пригоршня, флюорография, арахис.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.