Проанализируйте данный ниже текст. О каких проблемах слушания в нем говорится? Актуальны ли эти проблемы в наше время? Докажите свои выводы. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Проанализируйте данный ниже текст. О каких проблемах слушания в нем говорится? Актуальны ли эти проблемы в наше время? Докажите свои выводы.

2022-11-27 36
Проанализируйте данный ниже текст. О каких проблемах слушания в нем говорится? Актуальны ли эти проблемы в наше время? Докажите свои выводы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Многие приклоняют к нам ухо свое, но отнюдь не слух. Выражение «в одно ухо вошло, в другое вышло» — сущая нелепица. Не только, как мы знаем, ничего не может выйти из второго уха, но иногда ничто не может войти в первое. Нас не слушают ни «вполуха», ни даже «в четверть уха». Не случайно в разговоре то и дело повторяются словечки вроде «послу­шай», «слышишь» — люди испытывают панический страх, что обращаются к тугоухому.

Итак, они слушают как бог на душу положит и время от времени вставляют: «Очень любопытно!» «Неужели?», «Чрезвычайно интересно!», давая понять, что им это совершенно неинтересно. Они также говорят в открытую: «И не говорите!» — что в данном случае означает именно то, что оно означает.

Немудрено, что персонажи сказок и легенд вверяли свои тайны ямкам в песке или дуплистым вербам. Те по крайней мере молчали. Они не владели разговорными стереотипами и унизительными штампами.

(Я. Карваш)

 

Проанализируйте сцену из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Слушают ли герои Гоголя друг друга? Если нет, то почему? Попадали ли вы в подобную ситуацию?

Городничий. Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никакого притеснения...

Хлестаков. Да что же делать?.. Я не виноват... Я, право, заплачу... Мне пришлют из деревни. Он больше виноват: говядину мне подает такую твердую, как бревно; а суп — он черт знает чего плеснул туда, я должен был выбросить его за окно. Он меня морил голодом по целым дням... За что же я... Вот новость!

Городничий. Извините, я, право, не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая... Я уж не знаю, откуда он берет такую. Я если что не так, то... Позвольте мне предложить вам переехать со мной на другую квартиру.

Хлестаков. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть — в тюрьму. Да какое вы имеете право? Да как вы смеете?.. Да вот я... Я служу в Петербурге. Я, я, я... Да вот вы хоть тут со всей своей командой — не пойду! Я прямо к министру! Что вы? Что вы?

Городничий. Помилуйте! Не погубите! Жена, дети маленькие... не сделайте несчастным человека.

Хлестаков. Нет, я не хочу! Вот еще! Мне какое дело? Оттого, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно! Нет, благодарю покорно, не хочу.

Городничий. По неопытности, ей-богу по неопытности. Недостаточность состояния... Сами извольте посудить: казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья. Что ж до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета, ей-богу клевета. Это выдумали злодеи мои; это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься.

Хлестаков. Да что? Мне нет никакого дела до них. Я не знаю, однако ж, зачем вы говорите о злодеях или о какой-то унтер-офицерской вдове... Унтер-офицерская жена совсем другое, а меня вы не смеете высечь, до этого вам далеко... Вот еще! Смотри ты какой!.. Я заплачу, заплачу деньги, но у меня теперь нет. Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни ко­пейки.

Городничий, (в сторону). О, тонкая штука! Эк куда метнул! какого туману напустил! разбери, кто хочет! Не знаешь, с какой стороны и приняться. Ну уж попробовать не куды пошло! Что будет, то будет, попробовать на авось. (Вслух). Если вы точно имеете нужду в деньгах или в чем другом, то я готов служить сию минуту. Моя обязанность помогать проезжающим.

Хлестаков. Дайте, дайте мне взаймы! Я сейчас же расплачусь с трактирщиком. Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше.

Городничий. Ровно двести рублей, хоть и не трудитесь считать.

Хлестаков. Покорнейше благодарю. Я вам тотчас пришлю их из деревни... У меня это вдруг... Я вижу, вы человек благородный. Теперь другое дело.

Городничий. Ну, слава богу! деньги взял. Дело, кажется, пойдет теперь на лад. Я таки ему вместо двухсот четыреста ввернул.

 

Умение слушать является обязательным и необходимым в таких ситуациях общения, как спор, дискуссия, полемика и т.п. Проанализируйте телевизионные передачи подобного характера («К барьеру», «Культурная революция» и т.п.): умеют ли слушать друг друга участники этих передач?

 

Проверьте себя: оцените своё умение говорить и слушать.

Умеете ли вы говорить?

1. Когда говорите сами, внимательно ли следите за тем, чтобы слушатель правильно вас понял?

2. Какие приемы используете, чтобы уточнить, правильно ли вас понял собеседник?

3. Подбираете ли точные слова?

4. Ясно ли выражаетесь?

5. Увязываете ли свои мысли прежде, чем их высказать, чтобы не говорить бессвязно?

6. Стараетесь ли, чтобы слушатель во всем соглашался с вами?

7. Говорите ли четко, полно, правильно и вежливо?

8. Следите ли за тем, какое впечатление производят ваши слова на слушателя, внимателен ли он?

Если вы, не задумываясь, ответите «да» (кроме 5-го вопро са), то вам присуще умение ясно и хорошо говорить. Эту самооценку проверьте у коллег. Что они скажут о вашем умении го ворить, ответив на эти же вопросы?

 

Как развивать умение слушать?

(вопросы-памятка В. Маклени)

1. Не ждете ли вы нетерпеливо, пока другой кончит говорить и даст возможность высказаться вам?

2. Не спешите ли вы принять решение до того, как поймете проблему?

3. Не слышите ли лишь то, что вам нравится?

4. Не мешают ли вам слушать эмоциональные блокировки?

5. Не запоминаете ли вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?

6. Не отвлекаетесь ли вы, когда говорят другие?

7. Не мешают ли вам слушать предубеждения?

8. Прекращаете ли вы слушать, когда встречаете трудности?

9. Занимаете ли негативную позицию, когда слушаете?

10. Может быть, вы только притворяетесь, когда слушаете?

11. Ставите ли вы себя на место говорящего, чтобы понять, что его заставило говорить это?

12. Принимаете ли в расчет, что вы и говорящий можете обсуждать не один и тот же вопрос?

13. Следите ли вы за тем, что для вас и для говорящего слова могут иметь разный смысл?

14. Пытаетесь ли выяснить, действительно ли спор вызван различием точек зрения или разной постановкой вопроса?

15. Избегаете ли вы взгляда собеседника, не смотрите ли в угол или по сторонам, когда слушаете другого?

16. Возникает ли в вас непреодолимое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему, опередить его вывод?

Эти вопросы помогут вам оценить умение слушать и воспри нимать собеседника. Если на все вопросы, кроме 11—14, вы искренне и с полной уверенностью ответили «нет», то это значит, что вы открыты для собеседника, способны воспринимать его самого и его проблемы.

Те, кто не уверен в своем умении воспринимать собеседника, могут воспользоваться этими вопросами как памяткой с советами, как нужно слушать, чтобы слышать.

14. Одна из американских методик слушания рекомендует: «Слушайте,что человек может сказать, не может сказать, не хочет сказать». Как вы понимаете этот совет?

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.