Методика проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Методика проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста

2022-11-24 31
Методика проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Теория и методика утренней гимнастики были разработаны Н.А. Метловым совместно с ленинградскими физиологами в 30-е гг. XX столетия.

Утренняя гимнастика включает в себя выполнение специально подобранных физических упражнений, постепенно вовлекающих весь организм ребенка в деятельное состояние.

Задачами утренней гимнастики являются подготовка организма к предстоящей деятельности, разностороннее влияние на мышечную систему, активизирование деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, стимулирование работы внутренних органов и органов чувств, формирование правильной осанки, предупреждение возникновения плоскостопия.

Цель утренней гимнастики — создать у детей хорошее настроение и поднять мышечный тонус.

Систематическое проведение утренней гимнастики требует предварительного отбора упражнений из числа ранее разученных с детьми на физкультурных занятиях. Из отобранных упражнений для ежедневного использования составляются комплексы. Содержание каждого комплекса составляют упражнения, расположенные в определенном порядке, предусматривающем вовлечение в интенсивную работу различных групп мышц. При этом устанавливается такая последовательность упражнений:

1) для развития и укрепления мышц плечевого пояса, шеи, кистей, рук;

2) для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника;

3) для развития мышц брюшного пресса и ног.

При подборе упражнений нужно руководствоваться следующими требованиями: упражнения должны быть интересны, известны и хорошо освоены детьми; наиболее просты по структуре и координации; должны быть для всех групп мышц; выполняться из разных исходных положений; разной интенсивности, темпа, направлены на формирование осанки и свода стопы; должны включать дыхательные упражнения и подскоки. Комплекс постепенно дополняют упражнения с предметами на развитие выносливости, ловкости, координации, гибкости, силы, которыми дети уже овладели.

Продолжительность комплекса общеразвивающих упражнений 1 - 2 недели. В течение этого времени в комплекс могут быть включены аналогичные по задачам варианты упражнений, изменены используемые предметы.

Начиная с первой младшей группы ежедневно в течение 4 - 5 мин; во второй младшей группе – 5 - 6 мин; в средней – 6 - 8 мин; в старшей – 8 - 10 мин; в подготовительной группе до 10 - 12 мин проводится утренняя гимнастика. Она включает в себя упражнения, уже разученные на физкультурных занятиях, и состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть утренней гимнастики включает разные виды ходьбы, бега, прыжки и подскоки, как на месте, так и с продвижением, общеразвивающие упражнения и танцевальные движения, упражнения на внимание, перестроение, ориентировку в пространстве, а также упражнения, способствующие формированию правильной осанки, укреплению свода стопы.

В основную часть включаются общеразвивающие упражнения (в количестве от 3 - 4 до 7 - 8 в зависимости от возраста детей) или другие виды физических упражнений: танцевально-ритмические, хороводные и подвижные игры и т.д. В конце основной части даются интенсивные упражнения для нагрузки (прыжки, бег) с постепенным переходом сначала на интенсивную, а затем замедляющую ходьбу, которая заканчивается шагом на месте и остановкой.

В заключительной части гимнастики проводится ходьба с дыхательным упражнением или игра малой подвижности, чтобы восстановить пульс и дыхание.

В младших группах и в первой половине года в средней воспитатель предлагает детям выполнять упражнения одновременно с ним, применяя игровые приемы. В дальнейшем в средней группе (вторая половина года), старшей и подготовительной группах он кратко называет упражнение, дает команду для исходного положения. После этого дети выполняют упражнение вместе с воспитателем. Однако воспитатель не всегда делает все упражнения. Если, например, выполняется наклон вперед с опусканием головы вниз или вращение туловища, при котором воспитатель не видит детей, то ему целесообразнее наблюдать за выполнением упражнения детьми, регулировать их темп и, если нужно, помогать краткими указаниями.

В старших группах в известной мере утрачивают значение занимательность и образность утренней гимнастики. Дети ответственно относятся к ней, стараются выполнить упражнения красиво и четко. Объяснение упражнений на утренней гимнастике в старших группах должно быть кратким, ориентирующим детей на исходное положение и вид движения (повороты, приседания, махи ногами, вращения рук и т.п.). Увеличиваются требования к его качеству. Воспитатель следит за дыханием детей, требует фиксации выдоха словом («Вниз», «Хлопок») или звуком («Ух», «С-с-с-с»), В старшем дошкольном возрасте возможно использование на утренней гимнастике простейших тренажеров.

В дошкольной образовательной организации используются разные формы проведения утренней гимнастики:

1. Традиционная (с использованием общеразвивающих упражнений);

2. Ритмическая гимнастика (построена на танцевальных движения, упражнениях игрового стретчинга, с использованием элементов ритмической гимнастики, хороводов). Ее комплекс содержит разминку из циклических движений, серии танцевальных движений или знакомых детям хороводов. Основная часть состоит из 4 - 8 (в зависимости от возраста) ритмических упражнений. Нагрузка на организм ребенка в таких упражнениях очень высокая, так как он выполняет одновременно два сопутствующих движения, например, поднимает руки и делает полуприсед или наклоняет голову в сторону и делает шаг вперед. Заключительная часть утренней ритмической гимнастики («партерная») включает в себя упражнения средней интенсивности, выполняемые сидя и лежа на полу. Утренняя ритмическая гимнастика несет большую физическую и эмоциональную нагрузку, проводится всегда под музыку;

3. В основе игровой утренней гимнастики подвижные игры (хорошо знакомые детям) разной интенсивности и с разными образовательными задачами. Во вводной части — по одной подвижной игре средней или малой («Зеркало», «Ниточка-иголочка») и высокой («Ловишки», «Чье звено быстрее соберется») интенсивности. В основной — проводится игра высокой интенсивности, направленная на совершенствование различных видов основных движений («Хитрая лиса» «Волк во рву»), В заключительной части утренней гимнастики планируется игра малой интенсивности на восстановление дыхания и приведение всех функциональных систем организма в норму;

4. Сюжетная утренняя гимнастика строится на обыгрывании какого-либо сюжета, например, «На прогулке», «Космос», «В цирке», «В лесу», «Лесные звери». В такие комплексы подбираются общеразвивающие упражнения, объединенные одной сюжетной линией;

5. Утренняя гимнастика в форме оздоровительно-беговой пробежкипроводится в основном в теплое время года во время приема детей в течение 3 - 5 мин с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени. Вначале детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3 - 4 упражнений общеразвивающего воздействия. Затем делается пробежка со средней скоростью на определенное расстояние в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения;

6. Утренняя гимнастика с использованием простейших тренажеров.В нее могут быть включены упражнения общеразвивающего воздействия с использованием простейших тренажеров (детский эспандер,гимнастический ролик и др.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля» и др.). Вводная часть планируется как подводящие упражнения к работе на определенном тренажере. Например, подводящими упражнениями к работе на велотренажере будет разминка мышц ног, голеностопного сустава. Для данного типа утренней гимнастики важно правильно подобрать формы организации деятельности детей, предусмотреть достаточное количество тренажеров для всей группы;

7. Утренняя гимнастика — круговая тренировка строится в основном на циклических и основных видах движений. Дошкольник выполняет задания, двигаясь по кругу, от одной станции к другой. Такой вид гимнастики требует от ребенка высокого уровня самостоятельности и проводится в основном в старшем дошкольном возрасте. Можно создавать различные полосы препятствий с использованием разнообразных модулей;

8. Утренняя гимнастика с использованием нетрадиционного оборудования. Это хорошо знакомые детям общеразвивающие упражнения, которые проводятся с нетрадиционным оборудованием, изготовленным руками педагогов (пластиковые бутылки с разными видами наполнителей, эспандерами, изготовленными из футляров от киндер-сюрпризов);

9. Мультгимнастика комплекс упражнений утренней гимнастики, который записывается в видеоформате как подборка из мультфильмов, включающая движения мультгероев под музыку. Ее комплексы могут строиться на видеозаписи упражнений, выполняемых детьми из данной возрастной группы;

10. Утренняя гимнастика с использованием карточек-заданий, или «самостоятельная», итоговая форма работы, проделанной за определенный период времени самими детьми. Она проводится с использованием карточек с символьными рисунками определенных упражнений;

11. Комбинированная (по формам организации детской деятельности) утренняя гимнастика включает в себя подвижные и хороводные игры, танцевальные и ритмические движения, упражнения игрового стретчинга, общеразвивающие упражнения и т.д. Такие комплексы, как правило, имеют характер итоговых, обобщающих и завершающих работу какого-то определенного периода.

Местом проведения утренней гимнастики может быть спортивный зал, физкультурно-музыкальный зал, групповая комната, участок дошкольной образовательной организации. В течение всей утренней гимнастики, проводимой в зале, форточки и фрамуги остаются открытыми. Температура воздуха в помещении в течение всей утренней гимнастики поддерживается в пределах +16 - 18 °С.

Если утренняя гимнастика проводится в групповой комнате, не рекомендуется до гимнастики или в момент ее проведения готовить столы к завтраку.

Утренняя гимнастика проводится на воздухе в теплое время года, а при соответствующих условиях — в течение всего года.

Детям особенно нравится заниматься утренней гимнастикой под музыку. Музыкальное сопровождение вводится, когда весь комплекс и отдельные его упражнения хорошо освоены детьми. Выбор музыкальных произведений для утренней гимнастики определяется характером включаемых в нее упражнений. Так, бодрая ходьба, с которой начинается утренняя гимнастика, согласуется с музыкой марша. Наоборот, в конце утренней гимнастики ходьба дается для того, чтобы снизить возбуждение и привести организм в норму, в соответствии с этим и заключительный марш должен быть спокойным и исполняться в умеренном темпе. В старших группах рекомендуется начинать гимнастику с ходьбы под песню. Для ритмичного сопровождения используются бубен, счет, хлопки, аудиозапись. Однако постоянное выполнение упражнений с музыкальным сопровождением может привести к снижению внимания детей к качественной стороне действий, несколько механическому, недостаточно обдуманному их выполнению. Поэтому желательно чередовать проведение утренней гимнастики с музыкальным сопровождением и без него.

Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Комплекс гимнастики после дневного сна не должен дублировать утреннюю гимнастику. Проводится гимнастика после дневного сна регулярно в сочетании с контрастными воздушными ваннами при открытых фрамугах в течение 7—15 мин.

Выделяют следующие варианты гимнастики после дневного сна:

• разминка в постели и самомассаж (дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, вызывающей приятные, положительные эмоции. Затем, лежа в постели на спине поверх одеяла, дети выполняют 5 - 6 упражнений общеразвивающего воздействия. После выполнения упражнений в постели дети по указанию воспитателя встают и выполняют в разном темпе несколько движений: ходьба на месте, ходьба обычным, скрестным, гимнастическим шагом, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег. Затем все переходят из спальни в групповую комнату, которая должна быть хорошо проветрена и иметь температуру 17—19°С. В групповой комнате дети под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально-ритмические и другие движения. Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями);

• гимнастика игрового характера (состоит из 3—6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы: «лыжник», «конькобежец», «гимнаст», «петрушка», «цветок» и т.д.);

• гимнастика с использованием тренажеров или спортивного комплекса проводится в группе, спальне или в физкультурных, тренажерных залах.

Комплекс гимнастики после дневного сна начинается с небольшой разминки, которая включает разные виды ходьбы, бега, прыжков, упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Дети занимаются подгруппами по 7—10 человек. Одна подгруппа может лазать по канату, подвесной и наклонной веревочной лестницам и выполнять другие действия. Другая подгруппа произвольно выполняет различные упражнения с простейшими тренажерами (диском «Здоровье», с детским эспандером, с гантелями) и на более сложных тренажерах («Бегущая дорожка», «Велосипед»), Подгруппы меняются местами через 5 - 6 мин;

• пробежки по массажным дорожкам желательно сочетать с контрастными воздушными ваннами и проводить не менее двух раз в неделю по 5 - 7 мин. Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая доска, резиновые коврики и кольца с шипами и др.). Вначале дети идут в быстром темпе по дорожке, и плавно переходят на бег, бегут в среднем темпе 1 — 1,5 мин, и переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. После этого детям предлагается непрерывный бег в течение 2 - 3 мин, который заканчивается спокойной ходьбой по массажной дорожке. Дети занимаются в одних трусиках, босиком.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.