Методика проведения физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Методика проведения физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста

2022-11-24 25
Методика проведения физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Контрольная работа

по дисциплине «Теория и методика физического развития и здоровьесбережения»

 

на тему: «Формы организации физического воспитания и развития детей дошкольного возраста»

 

 Выполнил:

 студент группы ПФЗ - 20219                                      М. С. Кузнецова

 Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

 Направленность «Психология и педагогика дошкольного образования»

 

 Проверил:

 канд. пед. наук, доцент                                                А. С. Рылеева

 

Курган, 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  
I. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Методика проведения физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста 5
1.2. Методика проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста 21
1.3. Методика проведения физкультурных минуток и физкультурных пауз 28
II. КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Комплекс упражнений физкультурных минуток 34
2.2. Комплекс двигательно – речевых физминуток 37
2.3. Подборка физкультминуток по темам 39
2.4. Физкультминутки, направленные на формирование правильной осанки 46
2.5. Комплекс упражнений для физкультурных пауз 49
2.6.  Упражнения для утренней гимнастики 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60

ВВЕДЕНИЕ

 

«Движение — это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с малых лет приучать наших детей вести активный образ жизни.

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных — малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают занять ребенка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем – просмотром телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а «ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит — спокойнее будет».

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребенка. Важно поощрять различные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползанье, лазанье, метание, упражнения в равновесии).

Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ являются физкультурные занятия.

Помимо физкультурных занятий в ДОУ двигательную активность детей необходимо развивать за счет увеличения динамического компонента различных видов деятельности: введение физкультурных пауз во время занятий, сопровождение бытовых моментов различными потешками и движениями, двигательных разрядок во время игр, динамических пауз между занятиями и т. д.

Двигательный и игровой компонент физкультминуток и динамических пауз должен способствовать не только повышению двигательной активности, но и физическому, психическому и речевому развитию в целом. Поэтому подбор упражнений необходимо соотносить не только с воспитательно-образовательными задачами занятий, прогулок и других режимных моментов, но и с возрастом и уровнем развития детей.

 

 

I. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

II. КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Комплекс упражнений физкультурных минуток

             

Физкультминутка «Большой — маленький».

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим, До лампы дотянусь.

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

 

Физкультминутка «Раз-два».

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

Раз-два — поднялись,

Раз-два — руки вниз.

Физкультминутка «Клен».

Ветер тихо клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз — наклон

И два наклон.

Зашумел листвою клен.

Руки подняты вверх, движения по тексту.

Физкультминутка «Зайка».

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки. (Движения по тексту стихотворения)

Физкультминутка «Аист».

(И.п. Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают.)

—Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)

—Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова — правою ногою,

Снова — левою ногою.

После — правою ногою,

После — левою ногою. И тогда придешь домой. (Движения по тексту стихотворения)

9.Физкультминутка «А над морем — мы с тобою!».

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями) Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками)

 

Физкультминутка «Ракета».

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз..

Раз, два, три, четыре – Вот летит ракета ввысь!

(1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка).

 

Тема «Наш детский сад»

Физкультминутка «Зарядка»

Мы ногами – топ-топ,

Мы руками – хлоп-хлоп,

Мы глазами – миг-миг,

Мы плечами – чик-чик.

 Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли. (Топать ногами)

Сели – встали, сели – встали, (Хлопать руками)

Ванькой - встанькой словно стали. (Руки поставить на пояс, моргать глазами)

Руки к телу все прижали (Плечи вверх - вниз)

И подскоки делать стали, (Глубокие повороты вправо – влево)

А потом пустились вскачь, (Покружиться)

Будто мой упругий мяч. (Выполнять движения по содержанию текста)

Раз – два, раз – два, (Стоя на месте поднять руки через стороны вверх и опустить вниз)

Заниматься нам пора!

Физкультминутка «Овощи»

В огород пойдем, (Маршировать на месте)

Урожай соберем. (Имитировать выдёргивание моркови)

Мы морковки натаскаем, (Имитировать выкапывание картошки)

И картошки накопаем, («Срезать» кочан капусты)

Срежем мы кочан капусты (Описать двумя руками круг перед собой)

Круглый, сочный, очень вкусный, («Рвать» щавель)

Щавеля нарвем немножко, (Маршировать на месте)

И вернемся по дорожке.

Тема «Осень золотая»

Тема «Сезонная одежда»

Физкультминутка «Обуваемся»

Я умею обуваться,

Если только захочу, (Топать ногами)

Я и маленького братца (Руки перед грудью, показать «маленького братца»)

Обуваться научу.

Вот они, сапожки, (Наклоны вперёд)

Этот с правой ножки, (Погладить правую ногу)

Этот с левой ножки. (Погладить левую ногу).

Физкультминутка «Машина»

Би – би – би –гудит машина,

Тук – тук – тук – мотор стучит.

«Едем, едем, едем, едем» - (Постукивать кулачком одной руки о ладонь другой)

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу. (Хлопать в ладоши)

Шу – шу – шу –они шуршат. (Хлопать, потопывая ногами)

Быстро крутятся колеса, (Хлопать, потирая ладоши)

Та – та – та –они спешат. (Хлопать, делая «вертушку» руками).

Тема «Защитники Отечества»

Физкультминутка «На параде»

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой — раз, левой — раз,

Посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладошки —

Дружно, веселей! (Ходьба на месте)

Застучали наши ножки (Хлопки в ладоши)

Громче и быстрей! (Притопы двумя ногами).

 

Тема «Подводный мир. Рыбы»

Физкультминутка «Рыбаки»

В синем небе облака, (Встать на носочки, поднять руки вверх)

Под горой бежит река. (Присесть, руки выставить вперед)

Рано утром из реки (Встать)

Тянут сети рыбаки. (Перебирать сеть (имитировать движения))

Много рыбы наловили. (Развести руки в стороны)

Вкусную уху сварили. («Помешать уху в котелке» (выполнить круговые движения рукой)

Ах!

Тема «Моя семья»

Тема «Мир насекомых»

Вводная часть

С троевые упражнения, разновидности ходьбы и бега, упражнения на внимание, динамические дыхательные упражнения. Завершается перестроение на ОРУ.   Исключить длительные бесцельные движения и прыжки, давать четкие распоряжения, команды, продумать ритмическое сопровождение Ранний возраст – 1-1,5 мин; Младший дошкольный – 1.5-2 мин; Средний - 2-2,5 мин; Старший – 2,5-3мин.  

Основная часть

Комплекс ОРУ на разные мышечные группы, с разных и.п. Подвижная игра средней интенсивности. Продумать комплекс общеразвивающих упражнений и методику его проведения (раздачу пособий, размещение детей). При выборе ОРУ и подвижной игры ориентироваться на рекомендации руководителя физического воспитания. Ранний возраст – 2,5-3 мин; Младший дошкольный – 3-3,5 мин; Средний - 3,5-4 мин; Старший – 4-5 мин.  

Заключительная часть

Медленная ходьба, динамические и статические дыхательные упражнения, подвижная игра малой интенсивности, упражнения в расслаблении. Исключить интенсивные движения. Ранний возраст – 1 мин; Младший дошкольный – 1 мин; Средний - 1,5-2 мин; Старший – 1,5-2мин.  

 

Наряду с традиционной формой проведения утренней гимнастики можно использовать и другие варианты.

Варианты проведения утренней гимнастики:

Варианты утренней гимнастики Характеристики
Игрового характера Вводная часть – подвижные игры малой и средней интенсивности (2 игры), динамические дыхательные упражнения. Основная часть - комплекс ОРУ игрового или имитационного характера и игра средней интенсивности. Заключительная часть – подвижная игра малой интенсивности.
С использованием полосы препятствий Вводная часть – ходьба, бег динамические дыхательные упражнения. Основная часть – полоса препятствий с включением разных видов движений (ходьбы, бега, прыжков, лазания), усложнением двигательных заданий, чередованием темпа и ритма движений. Можно создавать различные полосы препятствий с применением разнообразных модулей. Заключительная часть – уборка оборудования, ходьба.
С включением оздоровительных пробежек (проводится на улице с детьми средней и старшей групп). Продолжительность такого варианта утренней гимнастики будет меньше, чем традиционной (4-5 мин). Вводная часть – ходьба, общеразвивающие упражнения в ходьбе. Основная часть –пробежка в медленном темпе 100-200 м (педагог бежит впереди колонны), затем ходьба в выполнением дыхательных упражнений. Заключительная часть – ходьба, динамические дыхательные упражнения.

 

Упражнения для рук и плеч:

 

«Тянемся к солнышку» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки вытянуты вдоль тела. На вдох руки поднимаются вверх, ребенок становится на цыпочки. На выдохе руки опускаются вниз, ноги встают полностью на ступню.

«Поздороваемся с пальчиками ног» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки в стороны. Поочередно на выдохе ребенок наклоняется к носкам ног, стараясь дотянуться руками как можно дальше. «Мельница» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч. Наклон вперед, руки в стороны. Поочередно одна рука тянется к полу, вторая поднимается вверх.

«Аплодисменты» — ребенок ходит по комнате, хлопает в ладоши, максимально разводя руки, чтобы потренировать плечевой пояс. Поочередно совершает хлопок спереди, над головой, за спиной.

Упражнения для ног:

 

«Невидимый стул» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки перед собой. Делаем медленные приседания. В зависимости от возраста, выбирайте «глубину» присяда.

«Топотушки» — ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ходьба на носках, пятках, на тыльной и внутренней стороне стопы.

«Шагающая цапля» — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ходьба с высоким поднятием колен. Можно сопроводить веселыми криками цапли и других птиц.

«Лабиринт» — выставляется несколько предметов в ряд, по очереди, попарно «воротами». Ребенок передвигается между предметами, стараясь не задевать и не пропускать «ворота».

 

Упражнения для туловища:

 

«Старт пловца» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки сомкнуты за спиной. На вдохе наклон вперед, руки приподнимаются. На выдохе возврат в исходное положение. Для малышей упражнение можно переименовать в «Грача» или «Пингвинчика», при наклонах делая вид, что ищем червяков или разглядывая следы на снегу.

«Спиралька» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки на поясе. Поочередный поворот туловища в разные стороны, не отрывая ног от пола. Можно усложнить упражнение, добавив руку, тянущуюся в сторону поворота.

«Тюлень» — ребенок лежит на спине, руки вытянуты над головой. На вдох переворот на живот. На выдохе — возврат обратно. Поочередно выполнять через левое и правое плечо. Посмотрите вместе с ребенком видео National Geographic, чтобы потом смело ползать и хлопать «ручками-ластами», как настоящие тюлени!

«Зайка» — положение, стоя, пятки вместе, носки врозь. Руки скрещены на плечах. Прыгаем на месте. Усложняем упражнение, прыгая вокруг предметов.

 

Растягиваемся:

 

«Кошечка» — ребенок становится на четвереньки, голова опущена вниз. На вдох голова поднимается, тело максимально выгибается. На выдох возврат в исходное положение. Мяукать разрешается!

«Прятки» — ребенок садится на пол, ягодицы должны касаться пяток. Наклоняемся вперед, стараясь животом коснуться коленей, не забываем вытягивать руки. Можно сыграть в игру: за нами следят вредные птицы, а мы — супергерои-Мимимишки. Нужно так прижаться к земле, чтобы никто не заметил.

«Гибкий кустик» — ребенок стоит прямо, ноги вместе. Поднимаем руки и соединяем ладони над головой. Прогибаемся в грудном отделе и откидываем корпус назад. Необходимо исключить сильный прогиб в пояснице.

«Березка на ветру» — ребенок стоит прямо, руки подняты вверх над головой, пальцы сцеплены в замок. Тянемся вверх и наклоняемся сначала в одну, а потом в другую сторону.

ВАЖНО: если у ребенка есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура — комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие. Для выбора подходящих упражнений, свяжитесь со своим терапевтом или воспиитателем.

Ежедневная зарядка для вашего ребенка станет отличным помощником в самоорганизации и самодисциплине, поможет увеличить сопротивляемость организма к атакам вирусов, а повысить настроение и увеличить заряд энергии.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент здоровья, физического развития и культуры движений. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения.

Действительно, невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общее – воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни.

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится, и любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника – это не просто воспоминание о каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатления ребенка.

Сложившаяся социально-экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же, здоровья. В то же время отсутствие эмоционально-психологического благополучия в дошкольном учреждении может вести к деформации личности ребенка, к уменьшению возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастанию трудностей в установлении новых социальных отношений.

Поэтому в современных условиях особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Баландин В. А. Использование подвижных игр для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.- Краснодар, 1999. – 104с.

2. Воротилкина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие.- Москва.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004. -144с.

3. Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам. Программа и программные требования: методическое пособие.- Москва.: ВЛАДОС, 1999. -144с.

4. Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- Москва.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 264с.

5. Кенеман А.В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста (Текст).Учебное пособие.- Москва.: Просвещение, 1985. -272с.

6. Лыкова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М. Б. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Сценарии. Младший и средний дошкольный возраст.- Москва.: АРКТИ, 2000 -52с.

7.Миляева Н.В. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. Методическое пособие.- Москва.: УЦ «Перспектива», 2011.- 152с.

8. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду.- Москва.: Просвещение, 1986. – 304с.

9. Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). 6 изд. Москва., МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 208с.

10. Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания.- Москва.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. – 96с.

Контрольная работа

по дисциплине «Теория и методика физического развития и здоровьесбережения»

 

на тему: «Формы организации физического воспитания и развития детей дошкольного возраста»

 

 Выполнил:

 студент группы ПФЗ - 20219                                      М. С. Кузнецова

 Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

 Направленность «Психология и педагогика дошкольного образования»

 

 Проверил:

 канд. пед. наук, доцент                                                А. С. Рылеева

 

Курган, 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  
I. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Методика проведения физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста 5
1.2. Методика проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста 21
1.3. Методика проведения физкультурных минуток и физкультурных пауз 28
II. КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Комплекс упражнений физкультурных минуток 34
2.2. Комплекс двигательно – речевых физминуток 37
2.3. Подборка физкультминуток по темам 39
2.4. Физкультминутки, направленные на формирование правильной осанки 46
2.5. Комплекс упражнений для физкультурных пауз 49
2.6.  Упражнения для утренней гимнастики 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60

ВВЕДЕНИЕ

 

«Движение — это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с малых лет приучать наших детей вести активный образ жизни.

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных — малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают занять ребенка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем – просмотром телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а «ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит — спокойнее будет».

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребенка. Важно поощрять различные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползанье, лазанье, метание, упражнения в равновесии).

Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ являются физкультурные занятия.

Помимо физкультурных занятий в ДОУ двигательную активность детей необходимо развивать за счет увеличения динамического компонента различных видов деятельности: введение физкультурных пауз во время занятий, сопровождение бытовых моментов различными потешками и движениями, двигательных разрядок во время игр, динамических пауз между занятиями и т. д.

Двигательный и игровой компонент физкультминуток и динамических пауз должен способствовать не только повышению двигательной активности, но и физическому, психическому и речевому развитию в целом. Поэтому подбор упражнений необходимо соотносить не только с воспитательно-образовательными задачами занятий, прогулок и других режимных моментов, но и с возрастом и уровнем развития детей.

 

 

I. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Методика проведения физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста

 

  Физкультурные занятия занимают особое место в физическом воспитании дошкольников. Физкультурные занятия были введены в дошкольные учреждения в 50-е гг. XX в. Первоначально занятия с использованием физических упражнений получили название занятия гимнастикой и подвижными играми. Это название определило содержание двигательных действий, которые включались в занятия, оно ограничивалось подвижными играми и использованием физических упражнений, входящих в основную гимнастику (основные движения, общеразвивающие и строевые упражнения).

В дальнейшем, благодаря исследованиям ряда ученых, круг физических упражнений для дошкольников расширился. Была доказана целесообразность и полезность включения в работу с детьми спортивных видов физических упражнений: плавания (Т.И. Осокина), ходьбы на лыжах (М.П. Голощекина), катания на коньках (Л. Н. Пустынникова); предусматривалось включение в обучение элементов спортивных игр: баскетбола, тенниса, бадминтона (Э. Й. Адашкявичене, В.Г. Гришин и др.). Это содержание было значительно шире названия занятия по обучению движениям, оно стало именоваться занятием физическими упражнениями.

В 70-е гг. XX столетия исследования А.В. Кенеман и Г.П. Лесковой убедительно доказали, что в ходе обучения физическим упражнениям важно давать детям знания о технике выполнения движений, чтобы формирование двигательных умений и навыков осуществлялось не только через большое количество повторений, а влияло на быстроту усвоения движений через реализацию принципа осознанности в обучении. Тем самым был поставлен вопрос не только о формировании двигательных навыков, но и о приобщении дошкольников к физической культуре общества. В связи с этим данные занятия получили название физкультурных, предусматривающих передачу дошкольникам общественно-исторического опыта, культуры выполнения движений, выработанной человечеством.

Физкультурные занятия основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям.

Основное назначение данной формы работы — содействовать формированию правильных двигательных навыков, приучать детей к точному и экономному выполнению движений. На занятиях дошкольники приобретают умение двигаться координировано, изящно, усваивают знания о взаимосвязи отдельных элементов движений, о целесообразном применении двигательных действий в разных ситуациях.

Занятия способствуют образованию понятий о направлении, амплитуде, силе, согласованности, скорости, темпе двигательных актов. Все это в дальнейшем помогает детям проявлять самостоятельность в двигательной деятельности, быстро приспосабливаться к непривычным ситуациям, произвольно контролировать свои движения и движения товарищей.

Многие авторы (В.В. Белинович, Л.П. Матвеев, А.В. Кенеман, Т.И. Осокина и др.) подчеркивают, что сведение специально подобранных разнообразных упражнений и игр в один сложный процесс действий, в соответствии с требованиями физиологии и гигиены физических упражнений и закономерностей работоспособности и утомляемости организма ребенка, определяет основу построения занятия, т.е. его структуру.

Структура занятий физической культурой в дошкольной образовательной организации претерпевала с течением времени некоторые изменения. В первых опубликованных методических пособиях (Ю.Н. Жаворонков, Е.А. Аркин) предусматривалось условное деление занятия на четыре органически связанные части. В схеме занятия выделялись вводная, подготовительная, основная и заключительная части. В основной части Жаворонков, и Аркин предлагали двигательные навыки основных движений (ходьбы, бега, прыжков, метания) формировать только при помощи подвижных игр. Выбор игр определялся интересами и уровнем двигательного развития детей. Однако исследования Н.В. Потехиной, Е.А. Тимофеевой и опыт работы воспитателей в детском саду показывают, что во время игры не всегда возможно усвоение детьми правильных способов выполнения движений. Если во время игр требовать выполнения основных движений, она потеряет свое назначение. В 1952 г. коллективом авторов — А.И. Быковой, М.М. Конторович, Л.И. Михайловой — было подготовлено учебное пособие под редакцией Е.Г. Леви-Гориневской для учащихся дошкольных педучилищ и воспитателей детских садов.

В этом пособии впервые было подчёркнуто что, что в большинстве случаев занятия по физической культуре состоят из 3 частей: вводной, основной, заключительной. Однако в 70-х гг. Д.В. Хухлаева в учебном пособии для учащихся педучилищ предлагает в структуре физкультурных занятий выделять 4 части: вводную, подготовительную, задачей которой является общая и специальная подготовка организма ребенка к выполнению сложных физических упражнений, которые планируются в основной части, и заключительную. Но уже через год, в 1972 г., в учебнике для студентов педагогических институтов А.В. Кенеман предлагается трехчастная структура занятия, состоящая из вводно-подготовительной части, основной и заключительной. Она объединяет первые две части предложенной Хухлаевой структуры физкультурного занятия. Изменения в структуре связано с тем, что готовить к усвоению техники выполнения основных движений можно не только через общеразвивающие упражнения. Оживить мышечные ощущения, необходимые для овладения новыми движениями, можно и через упражнения, включенные во вводную часть занятия.

Таким образом, по литературным материалам выясняется, что по поводу структурных компонентов физкультурного занятия существуют различные точки зрения, однако в последнее время общепринятой стала трехчастная структура, включающая в себя вводную (вводно-подготовительную), основную и заключительную части. Каждая часть занятия характеризуется определенным кругом задач, которые она решает.

Рассмотрим задачи, и содержание каждой части занятия.

Вводная часть должна подготавливать организм ребенка к предстоящей физической нагрузке, активизировать его внимание, повышать эмоциональное состояние. Эти задачи осуществляются разнообразными средствами (строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега с заданиями, танцевальные элементы, игры на внимание и координацию движений и т.п.). Желательно проводить упражнения, укрепляющие мышцы спины и формирующие правильную осанку, содействующие профилактике плоскостопия. Завершается эта часть обычно построением (в круг, звенья, пары), удобным для выполнения общеразвивающих упражнений, с которых начинается основная часть занятия. Продолжительность первой части может изменяться в зависимости от подготовленности детей, от условий занятия и характера предстоящей нагрузки во второй части занятия. В среднем она может колебаться от 3—4 до 5-6 мин.

Основная часть включает общеразвивающие упражнения, которые помогают подготовить двигательный аппарат, центральную нервную систему и вегетативные функции организма ребенка к выполнению более сложных физических упражнений. Общеразвивающие упражнения проводятся с предметами и без них. С помощью этих упражнений укрепляются крупные мышечные группы, формируется правильная осанка, развиваются физические качества (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость). В основной части решаются задачи по формированию двигательных навыков, поэтому упор делается на основные движения (метание, прыжки, лазание и др.). На каждом занятии совмещаются от 2—3 в младшей группе до 4—6 в старших группах разных движений (одно из них новое, разучивается, другие закрепляются). Сначала целесообразно проводить упражнения, требующие большой точности (например, метание), а затем упражнения с большой физической нагрузкой (например, лазание). В основную часть включают одну из подвижных игр. По данным Н.В. Потехиной и Е.А. Тимофеевой, в игре не должен повторяться тот вид движений, в котором только что упражнялись дети; кроме того, во избежание чрезмерной нагрузки после упражнений в прыжках не следует давать не только игры, включающие прыжки, но и игры с быстрым бегом. В таких случаях целесообразнее проведение игр с легким бегом врассыпную, без ловли («Совушка»), нельзя включать в занятие игры, требующие от детей действий поочередно («Перемени предмет»), так как в таких играх каждый ребенок в течение определенного времени, отведенного на игру, больше стоит, чем бегает, и не получает нагрузки, которая предполагается при проведении игр с быстрым бегом. В связи с этим снижается и плотность занятия. Продолжительность основной части занятия с обучением общеразвивающим упражнениям в младших группах 10 мин, в средней - 15 мин, в старших - 20 мин.

Задача заключительной части- снижение эмоциональной и физической нагрузки, т.е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному. В этой части занятия рекомендуется проводить спокойную ходьбу в сочетании с дыхательными упражнениями или спокойную игру, которые, имея успокаивающее воздействие на центральную нервную систему, приводят к более быстрой нормализации пульса и дыхания. Вместо игры могут быть проведены упражнения на расслабление (Л.В. Карманова). Продолжительность заключительной части занятия в младших группах от 2 - 3 мин, в старших - от 3 до 5 мин.

Общая длительность физкультурного занятия составляет: в младшей группе — 15 мин; в средней группе — 20 мин; в старшей группе — 25 мин; в подготовительной группе — 30 мин.

Наиболее правильный подход к систематизации и подбору упражнений для детей дошкольного возраста предложил Ю.Ю. Рауцкис. Все движения детей-дошкольников он распределил в группы по следующим признакам:

1) анатомическому — согласно ему не только общеразвивающие упражнения должны подбираться на различные мышечные группы,но и основные движения должны сочетаться по преимущественному воздействию на различные части тела. К движениям, оказывающим преимущественную нагрузку на мышцы ног, относятся ходьба, бег, прыжки, упражнения на развитие функции равновесия. К основным движениям, дающим преимущественную нагрузку на руки, относятся метание и его разновидности, ползание с подтягиванием на руках. Преимущественно на мышцы туловища и рук воздействуют все виды ползания и лазания, подлезания и их разновидности. Целесообразное сочетание физических упражнений будет достигнуто в том случае, если педагог одновременно использует движения, входящие в одну группу. Это объясняется тем, что для правильного выполнения сложных двигательных действий следует обеспечить хорошую работоспособность мышц. Если последующее упражнение снова требует напряжения только что работающих мышц, то это приведет к снижению точности передачи параметров движения, а также к травматизму. Вместе с тем будет происходить одностороннее физическое развитие;

2) физиологическому т.е. учет меры воздействия на органы и системы. Одни физические упражнения при выполнении дают высокую физическую нагрузку (бег, прыжки, лазание), другие — относятся к движениям средней интенсивности (метание, подлезание, пролезание, часть упражнений в равновесии), третьи — упражнения низкой интенсивности (ходьба, большинство упражнений в равновесии, действия с мячом на месте и т.д.). Нередко нагрузка связана не только с видом движения, но и со степенью его усвоения и местом проведения. Так, если разучиваются прыжки, то ребенок выполняет их медленно, а поэтому за отведенное время получается незначительное число повторений. Когда они будут освоены, то время, потраченное каждым ребенком на одно выполнение, значительно сокра


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.146 с.