Департамент по работе с малым бизнесом — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Департамент по работе с малым бизнесом

2022-11-24 29
Департамент по работе с малым бизнесом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Департамент по работе с малым бизнесом

ПРОГРАММА КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО

 И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Методические указания по сбору необходимой информации и проведению оценки финансового состояния потенциального заемщика предприятия малого и среднего бизнеса

 

Москва, 2005 год


СОДЕРЖАНИЕ:

1.  Введение.. 3

2.  Базовые подходы... 4

3.  Инструменты финансового анализа бизнеса потенциального заемщика. 6

Баланс. 6

Принципы составления баланса. 7

Источники и принципы формирования статей баланса. 9

Оценка ликвидных средств. 14

Оценка дебиторской задолженности. 15

Оценка товарно-материальных запасов – ТМЗ. 17

Оценка постоянных активов. 17

Оценка прочих постоянных активов. 18

Оценка заемных средств. 19

3.1.9  Оценка условных обязательств – гарантий (забалансовые обязательства). 22

Учет имущества полученного в лизинг. 23

Отчет о прибылях и убытках (ОПиУ). 24

Принципы составления ОПиУ. 26

Источники и принципы формирования статей ОПиУ. 26

Доходы от реализации. 29

Стоимость проданных товаров, себестоимость продукции. 30

Расходы и их классификация. 32

Отчет о движении денежных средств. 33

Принципы составления отчета о движении денежных средств. 34

Схема движения денежных средств предприятия. 35

Источники и принципы формирования статей отчета о движении денежных средств. 35

4.  Анализ бизнеса потенциального заемщика на основании индивидуального подхода. 39

Интерпретация финансовых отчетов. 39

Анализ бухгалтерской отчетности компании. 39

Анализ финансовых отчетов клиента, составленных кредитным экспертом, 41

СВЯЗЬ ФИНАНСОВЫХ ОТЧЕТОВ: Баланса, Отчет о прибылях и убытках и Отчет о движении денежных средств. 43

Анализ коэффициентов. 44

Основные группы финансовых коэффициентов. 45

5.  Анализ бизнеса потенциального заемщика на основании группового подхода. 48

Консолидация финансовых отчетов. 48

Консолидация в «вертикальной» группе. 49

Консолидация в «горизонтальной» группе. 49

Консолидация ОПиУ и Отчета о движении денежных средств. 50

Проведение анализа консолидированной отчетности. 50

6.  Основные индикаторы принятия решений по предоставлению кредитов. 51

Признаки платежеспособности клиента. 51

Определение максимально возможной суммы кредита. 51

Определение оптимальной схемы погашения кредита. 51

7.  Обеспечение - описание подходов к формированию концепции обеспечения кредитов по программе кредитования малого и среднего бизнеса. 53

8.  Мониторинг общие подходы к формированию концепции оперативного контроля качества текущего кредитного портфеля по малому и среднему бизнесу. 56

Введение

Данный документ содержит описание одного из основных элементов кредитной технологии - проведения финансового анализа потенциального заемщика - предприятия малого и среднего бизнеса. Основной целью финансового анализа является получение информации, дающей объективную и точную картину финансового состояния предприятия, для определения потребности предприятия в дополнительных источниках финансирования, а также возможности предприятия в полном объеме выполнить обязательства перед Банком. Финансовый анализ содержит ряд основных этапов и включает в себя:

§ аналитическую обработку информации о бизнесе клиента и его финансовых данных (трансформация полученной информации в финансовые отчеты по форме банка): Баланс, Отчет о прибылях и убытках (далее по тексту ОПиУ), Отчет о движении денежных средств (Cash-flow);[1]

§ интерпретация полученных результатов (расчет необходимых показателей, анализ взаимосвязи отчетов, анализ коэффициентов);

§ выводы и рекомендации.

Базовые подходы

Независимо от вида кредитуемого бизнеса и цели кредита цель финансового анализа в исследовании финансового равновесия бизнеса клиента, информация о котором содержится в основных финансовых отчетах:

§ Баланс;

§ Отчет о прибылях и убытках;

§ Отчет о движении денежных средств (cash-flow).

 

Среди основных задач такого исследования - получение представления:

§ о структуре активов и пассивов предприятия, характеризующих имущественное положение последнего;

§ об объемах выручки, размерах прибылей (убытков) предприятия для оценки рентабельности и эффективности его деятельности;

§ о различных направлениях деятельности заемщика, их месте и вкладе в общую структуру бизнеса;

§ о перспективах развития деятельности предприятия;

§ о динамических характеристиках кредитуемого бизнеса;

§ о потенциально возможных рисках.

Основой для принятия решения о выдаче кредита является текущее состояние бизнеса потенциального заемщика.

Учитывая специфику функционирования бизнеса малого предприятия (относительно быстрая – от одного до полутора месяцев – оборачиваемость рабочего капитала; оперативная реакция на изменение потребностей рынка; сезонность; комбинирование в бизнесе различных сфер деятельности и т.п.), залогом качества финансового анализа является исследование динамических характеристик и тенденций бизнеса потенциального заемщика.

Составить наиболее адекватную картину динамических тенденций развития бизнеса возможно только на основе анализа ежемесячных показателей, которые максимально полно содержатся в управленческой отчетности предприятия.

Важно:

Принципы построения финансового анализа одинаковы для всех предприятий малого и среднего бизнеса независимо от того, является ли заемщик юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (индивидуальный предприниматель – гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ПБОЮЛ) и зарегистрированный в соответствии с действующим законодательством).

Таким образом, принимая во внимание тот факт, что бухгалтерская отчетность предприятий малого и среднего бизнеса не дает полной информации для анализа, методика:

§ основывается на изучении факторов, влияющих на финансовое равновесие бизнеса заемщика, на основании анализа ежемесячных показателей управленческой отчетности;

§ в качестве инструментов проведения финансового анализа используется аналитический формуляр[2], содержащий управленческий баланс, отчет о прибылях и убытках за последние месяцы, отчет о движении денежных средств (период охвата по времени зависит от параметров анализируемого бизнеса и кредита).

Важно:

Баланс

Баланс всегда составляется по состоянию на определенную дату и отражает состояние анализируемого бизнеса в определенный момент времени, а именно, - на дату посещения заемщика и проведения анализа.

Важно:

Составление и исследование такого баланса проводится в каждом кредитном случае независимо от организационно-правовой формы заемщика:

- индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, работающие по упрощенной системе налогообложения, не обязаны формировать бухгалтерскую отчетность и отчитываться по ней в органах налоговой службы. Кредитный эксперт составляет баланс такого предприятия экспертным путем на основе данных управленческого учета, полученных в процессе сбора информации;

- юридические лица, работающие по стандартной системе налогообложения, обязаны формировать бухгалтерскую отчетность и ежеквартально представлять ее в органы налоговой службы. Однако данные, отраженные в бухгалтерских отчетах предприятия не дают полной картины о финансовом положении предприятия.

 


Источники и принципы формирования статей баланса.

Возможные источники информации для построения баланса:

Наименование статьи

Описание Возможные источники информации

АКТИВ

1.

Ликвидные средства

1.1. Касса

Обобщает информацию о наличных денежных средствах в кассе.

§ Наличные денежные средства в кассе предприятия; § Кассовая книга; § Х/Z-отчеты ККМ; § Регистры 50 счета; § Данные управленческого учета.
1.2. Банковский счет

Обобщает информацию о безналичных денежных средствах.

§ Выписки по счетам банков; § Регистры 51, 52 счетов; § Данные управленческого учета;
1.3 Финансовые вложения

Обобщает информацию о краткосрочных инвестициях в ценные бумаги.

§ Ценные бумаги компаний (векселя, акции, облигации и пр.); § Государственные и муниципальные ценные бумаги; § Сертификаты, выписки, расписки со счетов депо; § Регистры 58 счета; § Данные управленческого учета.
1.4 Прочие краткосрочные активы

Обобщает информацию о краткосрочных активах.

§ Выписки с депозитных счетов банков; § Регистры 55, 57 счета; § Подтверждающие расписки; § Косвенно - договор аренды банковской ячейки; § Данные управленческого учета.
2.

Дебиторская задолженность

2.1. Счета к получению

Обобщает информацию по расчетам с покупателями и заказчиками по отгруженным, но неоплаченным товарам/услугам/продукции.

§ Реестр/журнал выставленных счетов, отгрузочных накладных, счетов-фактур; § Регистры 45, 62, 76 счета; § Договоры с покупателями и заказчиками; § Данные управленческого учета. § Долговые расписки; § Договоры займа.
2.2. Предоплата поставщикам

Обобщает информацию о средствах перечисленных поставщикам в качестве предоплаты.

§ Договоры с поставщиками; § Платежные поручения; § Регистры 60, 76 счета; § Данные управленческого учета; § Расписки от поставщиков.
2.3. Товары в пути

Обобщает информацию, о стоимости ТМЗ отгруженных поставщиком, но неоприходованных на склад предприятия.

 

§ Договоры с поставщиками; § Платежные поручения; § Регистры счетов § Коносаменты, инвойсы, погрузочные ордера; § Таможенные извещения, складские расписки; § Данные управленческого учета.
3.

Товарно-материальные запасы

3.1. Сырье и полуфабрикаты.

Обобщает информацию о стоимости находящегося в наличии сырья и полуфабрикатов.

 

§ Накладные, Счета-фактуры, ГТД; § Инвентарные книги; § Складские карточки; § Платежные поручения; § Регистры 10, 20, 21 счета; § Договоры на поставку сырья; § Данные управленческого учета; § Сертификаты соответствия; § Инспекция складских и производственных помещений.
3.2. Готовая продукция.

Обобщает информацию о наличии готовой продукции.

§ Инвентарные книги склада готовой продукции; § Ордера прихода продукции на склад; § Регистры 43 счета; § Данные управленческого учета; § Сертификаты соответствия; § Инспекция склада готовой продукции; § Косвенно - сведения о производительности оборудования.
3.3. Товары.

Обобщает информацию о стоимости товарных запасов имеющихся в наличии.

§ Инвентарные ведомости; § Складские карточки; § Накладные, Счета-фактуры, ГТД; § Договоры с поставщиками; § Платежные поручения; § Регистры 41, 004 счета; § Данные управленческого учета; § Инспекция складских и торговых помещений; § Договоры на поставку товара; § Сертификаты соответствия; § Косвенно – объем складских помещений и объем товарной массы.
4

Всего текущих активов = 1 + 2 + 3

5.

Постоянные активы

5.1. Оборудование

Обобщает информацию о стоимости оборудования используемого в бизнесе.

§ Договоры с поставщиками; § Платежные поручения; § Регистры 01, 001 счета; § Инвентарные карточки; § Инвентарные ведомости; § Кассовые, товарные чеки; § Публичные источники информации о стоимости; § Счета-фактуры.
5.2. Транспорт

Обобщает информацию о стоимости транспортных средств, используемых в бизнесе.

§ Паспорта транспортных средств § Свидетельство о регистрации ТС; § Договоры с поставщиками; § Документы, подтверждающие оплату; § Публичные источники информации о стоимости; § Регистры 01, 001 счета § Для ТС иностранного производства копия ГТД.
5.3. Недвижимость (в том числе и водные/воздушные суда)

Обобщает информацию о стоимости объектов недвижимого имущества.

§ Договоры купли-продажи; § Документы, подтверждающие оплату; § Свидетельство о праве собственности установленного образца; § Публичные источники информации о стоимости; § Паспорт помещения; § Регистры 01, 001 счета; § Заключение независимого оценщика.
5.4. Прочие постоянные активы

Обобщает информацию о стоимости прочих постоянных активов, неучтенных в статьях 2.1-2.3., т.е. инвестициях в бизнес, которые еще невозможно квалифицировать и оценить как основные средства (объект незавершенного строительства, право аренды, объекты благоустройства, предоплаты инвестиционного характера, инвестиции в другие компании, патенты, ноу-хау, товарные знаки).

§ Договоры с контрагентами на приобретение активов; § Свидетельства, сертификаты установленного образца; § Документы, подтверждающие оплату; § Регистры 03, 04, 07, 08 счета § Инвентарные ведомости; § Выписки из реестров акционеров; § Учредительные документы компаний; § Акты приема-сдачи; § Данные управленческого учета; § Сметы на выполненные работы; § Публичные источники информации о стоимости; § Заключение независимого оценщика.
6.

ВСЕГО: = 4 + 5

ПАССИВ

7.

Краткосрочная задолженность

7.1. Расчеты с бюджетом

Обобщает информацию о задолженности перед бюджетом.

§ Выписка из налоговой инспекции; § Регистры 19, 68, 69 счета § Платежные поручения, квитанции об уплате налогов и сборов; § Данные бухгалтерского учета.
7.2. Задолженность по зарплате

Обобщает информацию о начисленной, но невыплаченной заработной плате предприятия своим сотрудникам.

§ Ведомости по выплате заработной платы, премиальных и вознаграждений; § Регистры 70 счета; § Данные управленческого учета; § Опрос сотрудников предприятия; § Штатное расписание § Косвенно – сравнение окладов со средними ставками на рынке труда на аналогичные должности.
7.3.  Аренда, коммунальные платежи и т.п.

Обобщает информацию о полученных, но неоплаченных услугах.

§ Договоры на услуги; § Документы, подтверждающие оплату; § Счета, накладные, счета-фактуры на предоставленные услуги, § Расшифровки с АТС; § Данные управленческого учета; § Регистры 23, 25, 26, 29, 60 счета; § Опрос поставщиков услуг; § Косвенно – информация о стоимости аналогичных услуг на рынке.
7.4.  Прочие краткосрочные пассивы

Обобщает информацию о срочной задолженности, которую невозможно отнести или классифицировать к статьям 3.1.1.-3.1.3.

§ Данные управленческой отчетности; § Регистры 76 счета.
8.

Среднесрочная задолженность

8.1. Счета к оплате

Обобщает информацию о среднесрочной задолженности по неоплаченным счетам. 

§ Реестр неоплаченных счетов; § Договоры с контрагентами; § Товарные накладные; § Счета, на поставленные товары; § Данные управленческого учета; § Регистры 60, 76, счета; § Опрос поставщиков.
8.2. Товарный кредит

Обобщает информацию о ТМЗ, предоставленных на условиях товарного кредита.

§ Договоры с поставщиками; § Товарные накладные; § Счета, на поставленные товары; § Данные управленческого учета; § Регистры 60, 76, 003, 004 счета; § Опрос поставщиков; § Реестр неоплаченных счетов.
8.3. Предоплата клиентами

Обобщает информацию о полученной предоплате от покупателей и заказчиков. 

§ Реестр средств перечисленных на предоплату; § Счета-фактуры; § Договоры; § Товарные накладные; § Данные управленческого учета; § Регистры 50, 51, 60, 76, счета; § Опрос поставщиков.
9.

Краткосрочные кредиты

9.1. Займы

Обобщает информацию о полученных краткосрочных займах. 

§ Договоры займа; § Обеспечительные договоры (залог, поручительство, гарантии) § Регистры 50, 51, 52, 76, 66 счета; § Расписки; § Данные управленческого учета.
9.2.  Банковские кредиты

Обобщает информацию о полученных краткосрочных кредитах. 

§ Кредитные договоры и обеспечительные договоры; § Регистры 50, 51, 52, 66 счета § Документы, подтверждающие расчеты по кредитной сделке; § Выписки банков по счетам; § Данные управленческого учета.
10

Всего текущие задолженности = 7 + 8 + 9

11.

Долгосрочная задолженность

11.1.  Долгосрочные кредиты

Обобщает информацию о полученных долгосрочных кредитах. 

§ Кредитные и обеспечительные договоры; § Регистры 50, 51, 52, 67 счета § Документы, подтверждающие расчеты по кредитной сделке; § Выписки банков по счетам.
11.2.  Прочие долгосрочные пассивы

Обобщает информацию о прочих долгосрочных пассивах.  

§ Договоры займа § Обеспечительные договоры (залог, поручительства, гарантии) § Регистры 50, 51, 52, 55, 60, 67 счета; § Расписки; § Данные управленческого учета.
         

Оценка ликвидных средств.

Ликвидные средства (п.1. Баланса «Рисунок 1») включают в себя денежные средства в кассе, средства на всех банковских счетах, прочие краткосрочные активы (как правило, сбережения), а также финансовые вложения (ликвидные ценные бумаги).

ü При формировании статей «касса» и «банковский счет» необходимо:

§ вносить в баланс средства, существование которых не вызывает сомнения (поэтому необходимо досконально проверить все документы, доказывающие их наличие - последние выписки со счетов, сберкнижки и/или пересчитать наличные деньги);

§ Проверить адекватность денежного остатка условиям бизнеса заемщика.

С этой целью, например, у предприятия, работающего в сфере торговли, важно выяснить:

§ Когда снимается/снималась в последний раз выручка с розничных точек?

§ Какова среднедневная выручка в этом сезоне?

§ На какое время суток приходится основной поток клиентов?

§ Какова периодичность закупок?

§ Когда была последняя оплата за товар?

§ Когда производится/производилась в последний раз оплата текущих расходов?

 

Полученные ответы необходимо сопоставить с данными баланса.

ü При формировании статьи «Прочие краткосрочные активы» необходимо учитывать, что это, как правило, средства, временно изъятые из оборота заемщика. Иногда они накоплены для покрытия непредвиденных расходов или аккумулируются для определенных целей бизнеса. Такими целями могут быть планируемые инвестиции или текущие расходы, производимые в необычном ритме, не регулярно, как то предоплата за аренду за полгода, или оплата налогов, начисленных за год.

ü В статью «Ценные бумаги» включают в себя либо акции других компаний, либо ценные бумаги с фиксированным процентным доходом, выпущенные различными учреждениями (например, правительством или банками), по большей части, в форме векселей. При принятии решения об учете этих активов в балансе следует помнить, что:

§ стоимость и ликвидность ценных бумаг зависит от кредитоспособности эмитента (в любом случае держатели ценных бумаг несут значительный риск: если можно определить стоимость таких ценных бумаг на момент анализа, то очень сложно прогнозировать, как она поведет себя в период кредита);

§ практически невозможно продать ценные бумаги, если они не котируются на организованном рынке ценных бумаг (если у клиента имеются бумаги неизвестного на рынке эмитента, следует воздержаться от включения таких активов в баланс); 

§ акции, выпущенные закрытыми акционерными обществами, можно считать неликвидными, поскольку они не могут быть проданы без решения общего собрания акционеров (следовательно, их не следует включать в баланс); в то же время следует взять на заметку существование таких бумаг, поскольку это является свидетельством наличия связанной компании.

 

 

Оценка постоянных активов.

Основными (постоянными) активами (п. 5. Баланса «Рисунок 1») называются средства, которые приобретены компанией для использования в бизнесе в течение ряда лет. По-другому, их еще называют долгосрочными активами. Постоянные активы менее ликвидны, нежели оборотные, однако, также могут быть использованы для погашения срочных обязательств, в том числе и как обеспечение банковского кредита. Поэтому информация о реальной продажной стоимости этого имущества также способствует более точной оценке степени жизнеспособности предприятия в краткосрочном периоде.

ü Основные активы подразделяются на нематериальные, материальные и прочие постоянные активы.

§ К нематериальным активам относятся: цена фирмы (goodwill), права, торговые марки. Такие активы здесь вообще не учитываются из соображений консерватизма.

§ Типичными материальными основными активами являются недвижимое имущество, оборудование и транспортные средства, мебель.

§ К прочим постоянным активам относятся объекты незавершенного строительства, право аренды, объекты благоустройства, портфельные вложения в акции иных предприятий; пакеты акций других предприятий, дающие право контроля; паи или долевые участия в других предприятиях и т.п.

ü В балансе учитывается имущество, которое принадлежит предприятию (предпринимателю) и используется или планируется к использованию в бизнесе.

Формально право собственности на это имущество может быть оформлено на родственников, на самого предпринимателя как физическое лицо, на работника компании, на связанную компанию. Однако, если оно:

§ - было приобретено на средства бизнеса и/или для целей бизнеса,

§ - имеет на сегодняшний день реальную рыночную ценность и при этом

§ - используется и/или планируется к использованию в бизнесе,

 его необходимо отразить в балансе.

Важно:

Чтобы право собственности на постоянные активы, (так же как и на ТМЗ) было подтверждено правоустанавливающими документами (накладные, счета-фактуры, договоры, соглашения, платежные поручения, чеки, выписки с банковского счета).

В ряде случаев стоимость постоянных активов, взятая из официальной отчетности, даст искаженную картину. Поэтому при оценке основных средств следует исходить из их реальной рыночной стоимости, то есть стоимости, по которой это имущество может быть продано при имеющемся спросе и предложении на рынке. При этом с целью определения текущей рыночной стоимости предложенного имущества, используются следующие источники:

§ Консультации с компетентными фирмами/лицами;

§ Цены на аналогичное имущество, публикуемые в различных печатных изданиях;

§ Информация о сделках с аналогичным имуществом на аукционах и открытых торгах;

§ Сведения о покупке и продаже аналогичного имущества в сети Интернет и т.п.

Неправильно оценивать основные средства по стоимости приобретения. Однако в некоторых случаях рыночная стоимость соответствует стоимости приобретения, особенно, если имущество приобретено незадолго до проведения финансового анализа.

 

 

Оценка заемных средств.

Обязательства (Баланс п.п.7 - 11 «Рисунок 1») - это финансовая задолженность, которая должна быть погашена компанией. Они подразделяются на текущие (п.10) и долгосрочные (п.11), в зависимости от времени, определенного для погашения. Текущие обязательства должны погашаться в течение следующих двенадцати месяцев, долгосрочные же обязательства представляют собой долги, подлежащие погашению через 12 месяцев и более.

Важно:

Если сомнительную дебиторскую задолженность не следует включать в актив баланса, то любая кредиторская задолженность, даже если формальные сроки ее выплаты больше, чем срок кредита, должна быть учтена в пассиве баланса. Это позволяет определить реальный размер собственного капитала и объективно подойти к принятию решения о сумме кредита.

ü Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами - это начисленные, подлежащие уплате налоги и другие обязательные платежи. 

Хотя объем этих обязательств в общей структуре пассивов обычно невелик, не стоит пренебрегать их оценкой. Если заемщик сам еще не начислил налоги, это не означает, что их не надо ставить в пассив нашего баланса. В анализе фигурируют 2 или 3 месяца текущего квартала, соответственно в ОПиУ необходимо учесть начисленные налоги (иначе будет завышена прибыль). Это можно сделать хотя бы приблизительно, исходя из результатов прошлых месяцев. Точно также можно рассчитать начисленные налоги для баланса. В противном случае, собственный капитал будет завышен на сумму начисленных налогов.

Важно:

С целью снижения кредитных рисков следует внимательно отнестись к наличию просроченной задолженности по налогам. Причем, проверять наличие такой задолженности необходимо не только по бухгалтерским балансам фирмы- заемщика, но и по бухгалтерским балансам всех связанных фирм и/или фирм, не ликвидированных согласно действующего законодательства, но фактически не работающих и не формирующих стоимость бизнеса. В истории бизнеса часто существует несколько не ликвидированных, как это полагается по закону, фирм. Ликвидируют фирмы чаще всего именно из-за долгов, которыми они обременены. Поэтому, обязательно надо затребовать для ознакомления последние бухгалтерские балансы этих фирм. Если задолженность по налогам или фондам не выплачивается своевременно, есть риск потери бизнеса заемщиком: расчетный счет может попасть на картотеку, могут быть накоплены пени, размер которых может превышать саму задолженность, и, наконец, в случае застарелых долгов, налоговыми органами даже могут быть заведены уголовные дела на владельцев бизнеса. Если таковая задолженность имеется, необходимо либо отказать заемщику в получении кредита, либо потребовать оплаты просроченной задолженности до получения кредита.

  ü «Задолженность по аренде, заработной плате сотрудников и другим текущим платежам» - начисленная, но не оплаченная задолженность по текущим расходам бизнеса.

Важность этой позиции баланса также часто недооценивается. Просроченная задолженность учитывается, а текущая нет. Зарплата и аренда часто оплачиваются предпринимателями в начале следующего месяца за предыдущий. Если анализ проводится в начале следующего месяца, в ОПиУ расходы по этим позициям за предыдущий месяц уже начислены, а оплата в этом месяце еще не последовала, необходимо отразить задолженность в балансе.

ü «Предоплата клиентами»

В этой статье отражается сумма денежных средств, поступивших от покупателей за товар, когда товар/готовая продукция еще не отгружен.

 

ü «Счета поставщиков сырья/товара/основных средств, подлежащие оплате».

Если заемщик работает со своими поставщиками на условиях отсрочки платежа, обычно следует ожидать в его балансе наличия счетов к оплате за товар. Обязательство перед поставщиками возникает в момент перехода права собственности на товар от поставщика к заемщику. Согласно условиям контракта, это может быть момент отгрузки товара от поставщика или момент получения товара заемщиком.

Комментируя эту позицию баланса, необходимо указать наиболее крупных кредиторов и их доли, сумму задолженности по каждому из них, дату образования и срок погашения кредиторской задолженности. Для полного понимания ситуации, целесообразно разделить кредиторов на группы по разным видам деятельности. Необходимо сравнить выполнение обязательств перед поставщиками товаров или услуг с условиями, указанными в контрактах.

 

ü «Товарный кредит»

Эта позиция касается общих соглашений с поставщиками товаров, дающими право заемщику заказывать товары в пределах определенной суммы. Отдельные договоры по каждой отдельной поставке не заключаются. Такие общие соглашения, как правило, являются средне- и долгосрочными, подразумевают отношения доверия между заемщиком и его поставщиком и содержат особые условия. Товарный кредит может быть ограничен сроком оплаты или совокупной стоимостью неоплаченных товаров, находящихся у заемщика.

В этой строке также указывается задолженность за товар, поставленный на полную реализацию, то есть сроки оплаты не оговорены и оплата должна происходить после того, когда товар будет продан. Если заемщик уже продал товар, взятый на реализацию, но за него не рассчитался, то существующая задолженность должна быть показана в статье «Счета к оплате».

Важно:

В российском бухучете, товар, взятый на реализацию, также как и товар на комиссии, в балансе не учитывается, а учитывается на забалансовых счетах. Связано это с тем, что право собственности на этот товар остается у поставщика. Заемщик, принимая товар, обязуется его возвратить или оплатить его стоимость. Однако, для оценки бизнеса с точки зрения кредитных рисков, следует включать такой товар, а также задолженность за него в баланс предприятия, в случае если в ОПиУ отражаются не комиссионные доходы, а выручка от реализации комиссионного товара по продажной цене и соответствующие расходы. В случае если в ОПиУ учитываются только доходы от комиссии, то в баланс не следует включать стоимость товара и задолженность за него, т.е. не увеличивать валюту баланса, а ограничиться комментариями к забалансовым счетам.

За предоставление любого товарного кредита заемщик обычно должен уплатить вознаграждение. На первый взгляд такой кредит выглядит беспроцентным, хотя на деле это не так. Проценты за его пользование обычно заложены в стоимость товара. Кроме того, в условия товарного кредита может быть заранее заложена система скидок.

 

Пример:

Если долг за товар в размере 100 долл. США погашен вовремя, то предоставляется 2%-ная скидка. Если платеж задерживается на два месяца, то стоимость пользования кредитом в размере 100 долл. США обойдется в 2 долл. США. Причем совокупная годовая ставка по займу составляет около 13%. 

ü «Кредиты банков, юридических лиц и частные займы».

Важно:

Анализируя кредиты банков, следует выяснить, что они собой представляют. Информация о кредите и его условиях должна быть взята из кредитного договора и его приложений и подробно изложена в комментариях к балансу. Граница между краткосрочными и долгосрочными кредитами иногда бывает размыта. Если предприятие получает банковские кредиты в форме долгосрочной кредитной линии, внутри которой постоянно выбирает и гасит определенные суммы, то это формально долгосрочное финансирование, по сути, является краткосрочным. Такое кредитование может рассматриваться как надлежащий источник финансирования оборотного капитала. Кредиты с жесткой схемой погашения разбиваются на краткосрочную задолженность (часть, погашаемая в течение ближайшего года) и долгосрочную.

 ü Типичными для предприятий малого и среднего бизнеса являются частные займы.

Отследить их сложно, поскольку они официально никак не оформлены и не подкреплены никакими формальными договорами. В то же время, займы, полученные через неформальный сектор, представляют серьёзную угрозу бизнесу потому, что процент по ним очень высок, оплата может быть потребована в любой момент, в случае неоплаты долга заемщик рискует бизнесом. В случае если клиент не сообщает кредитному эксперту о наличии частных долгов, выявить их возможно путем сопоставления данных отчета о движении денежных средств и отдельных статей баланса и ОПиУ (см. п.4.1.3.).

Встречаются случаи завышения обязательств предприятия, когда в бухгалтерских балансах часто встречаются займы от учредителей или связанных юридических лиц, которые существуют только на бумаге.

По сути, это метод введения дополнительных ресурсов в бизнес. Такие займы можно в пассиве баланса не учитывать, однако предварительно следует понять сущность такого займа, для этого, как минимум, ознакомиться с документами, которыми он оформлен.

ü Долгосрочные обязательства представляют собой задолженности (как правило, кредиты и займы) со сроком погашения более чем через 12 месяцев от момента проведения анализа бизнеса заемщика и формируются в балансе аналогично краткосрочным задолженностям.

3.1.9 Оценка условных обязательств – гарантий (забалансовые обязательства).

Анализируемый клиент может выступать в качества поручителя или залогодателя по договору третьего лица, например, в связи с полученным этим лицом банковским кредитом. К сожалению, такие условные обязательства трудно выявить, так как компании, входящие в целевую группу, не обязаны включать такие обязательства в бухгалтерскую отчетность. Если вдруг обнаружено, что клиент имеет гарантийные обязательства, кредитор должен это отметить в своем резюме, так как этот факт является дополнительным риском для банка, зависящим не от финансового положения заемщика, а от бизнеса третьей стороны, стабильность и кредитоспособность которого банк не в силах проверить. У заемщика не возникнет финансовых обязательств до тех пор, пока такое третье лицо будет должным образом выполнять свои обязательства. При изучении таких случаев, кредитор должен обратить особое внимание на условия договора: когда и при каких условиях гарантийное обязательство вступает в силу.

Кроме того, забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации (арендованных основных средств, материальных ценностей на ответственном хранении, в переработке и т.п.), условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями. Бухгалтерский учет указанных объектов ведется по простой системе.

 

Важно:

Анализ прибыльности позволяет сделать выводы о способности анализируемого бизнеса к самоокупаемости, степени его рентабельности и дает возможность определить сумму, которую предприятие способно ежемесячно выплачивать, не отвлекая денежных средств из оборотного капитала.

В отличие от баланса, который отражает состояние бизнеса на определенную дату, ОПиУ несет в себе информацию о бизнесе в динамике за определенный период времени. Рекомендуется анализировать рентабельность бизнеса помесячно, за период не менее 3 месяцев.

Если анализируемый бизне


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.132 с.