Глава 40. Преступления против мира — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глава 40. Преступления против мира

2022-11-24 26
Глава 40. Преступления против мира 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

§ 1. Общая характеристика преступлений

против мира и безопасности человечества

 

В разд. XII Уголовного кодекса РФ включены преступления, посягающие на мир и безопасность человечества. Данная группа преступлений, объединенных общими родовым и видовым объектами, предусмотрена гл. 34 УК РФ.

Особенностью преступлений, включенных в указанную главу, прежде всего является их исключительная общественная опасность. Она обусловлена тем, что совершение преступлений против мира и безопасности человечества способно повлечь за собой нарушение мирного сосуществования народов и наций, отдельных групп населения, привести народы к состоянию войны, поставить под угрозу безопасность человечества, само его существование, повлечь за собой необратимые, катастрофические последствия. Пожалуй, никакие преступления иного характера не способны причинить столь глобального вреда, как преступления рассматриваемой группы. В этой связи нормы, устанавливающие ответственность за преступления против мира и безопасности человечества, и включены в Уголовный кодекс РФ с целью обеспечения эффективной уголовно-правовой охраны наиболее значимых общественных отношений - мира и безопасности человечества. О важности этих объектов, в частности, свидетельствует и то обстоятельство, что только в отношении лиц, совершивших посягательства на указанные объекты, не распространяются сроки давности освобождения от уголовной ответственности. Так, в ч. 5 ст. 78 УК РФ содержится положение, согласно которому к лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные ст. ст. 353, 356 - 358 УК РФ, сроки давности не применяются.

Преступления, посягающие на мир и безопасность человечества, представляют опасность не только для какого-либо одного государства, страны или народа. Они способны повлечь за собой причинение вреда интересам ряда государств, спровоцировать мировую войну, повлечь негативные последствия для всего человечества. В этой связи все мировое сообщество крайне заинтересовано в предотвращении, пресечении преступлений рассматриваемого характера и наказании лиц, совершивших такие преступления. В этих целях на международном уровне разрабатываются и принимаются различного рода документы, предусматривающие меры противодействия посягательствам на мир и безопасность человечества. Выработанные мировым сообществом меры, направленные на охрану интересов человечества, несомненно, должны быть учтены всеми заинтересованными государствами, а в целом ряде случаев и найти свое обязательное отражение в национальном законодательстве. Поэтому нормы, устанавливающие ответственность за преступления против мира и безопасности человечества, разработаны с учетом и на основе положений не только национального, но и международного права, заключенных Россией международных договоров, ратифицированных конвенций.

Большинство конвенций, говорящих о преступлениях международного характера, включают в себя положения, обязывающие государства, ратифицировавшие их, включать в национальное уголовное законодательство нормы об ответственности лиц, совершивших преступления против мира и безопасности человечества. К указанным конвенциям, к примеру, можно отнести Гаагские конвенции о законах и обычаях войны (1899 и 1907 гг.), Женевские конвенции о защите жертв войны (1949 г.). Источниками международного права в рассматриваемой сфере, помимо конвенций, являются также Уставы Нюрнбергского и Токийского военных трибуналов, Устав Международного военного трибунала (1994 г.) и целый ряд иных международных документов.

Так, в Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (9 декабря 1948 г.) включена ст. V, согласно которой для введения в силу положений Конвенции договаривающиеся стороны обязуются провести необходимое законодательство, каждая в соответствии со своей конституционной процедурой, и, в частности, предусмотреть эффективные меры наказания лиц, виновных в совершении геноцида или других упомянутых в ст. III Конвенции преступлений. Подобного рода положения этой и других конвенций имеют целью не только обеспечение реального участия каждого присоединившегося к конвенции государства в борьбе с преступлениями международного характера, но и обеспечение единого направления этой борьбы, создание правовых условий для необходимого взаимодействия, сотрудничества, объединения усилий. Этот аспект представляется чрезвычайно важным, поскольку, как показывает практика, во многих случаях возможностей только одного какого-либо государства, даже самого развитого и мощного, недостаточно для эффективного противодействия преступлениям против мира и безопасности человечества.

Таким образом, можно сказать, что группа преступлений против мира и безопасности человечества во многом определена с учетом выработанных мировым сообществом положений.

Родовым объектом преступлений, помещенных в разд. XII, гл. 34 УК РФ, являются мир и безопасность человечества.

В зависимости от видового объекта посягательства преступления рассматриваемой группы можно разделить на две категории: преступления, посягающие на мир, и преступления, посягающие на безопасность человечества.

К числу преступлений, посягающих на мир, следует отнести планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 УК РФ), публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК РФ), наемничество (ст. 359 УК РФ), а также нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ).

Сам приведенный перечень преступлений, посягающих на мир, показывает, что под миром следует понимать такое сосуществование государств, народов и наций, при котором отсутствует ведение между ними военных действий. Данный подход к определению понятия "мир" соответствует и позиции, заложенной в Конвенции о мирном решении международных столкновений (Гаага, 18 октября 1907 г.) <1>. В ст. 1 разд. I "О сохранении всеобщего мира" говорится о наличии цели предупредить, по возможности, обращение к силе в отношениях между государствами при решении международных несогласий. А ст. 2 разд. II "О добрых услугах и посредничестве" предлагает договаривающимся державам в случае важного разногласия или столкновения, прежде чем прибегнуть к оружию, обращаться, насколько позволят обстоятельства, к добрым услугам или посредничеству одной или нескольких дружественных держав.

--------------------------------

<1> Международное публичное право: Сб. документов. М., 1996. Т. 1. С. 414 - 419.

 

Поэтому можно сделать вывод о том, что неприменение силы, отсутствие вооруженного конфликта между государствами означает состояние мира.

Перечисленные же выше деяния непосредственно направлены на то, чтобы привести к состоянию войны (ст. ст. 353, 354 УК РФ) или создать условия, способствующие развязыванию и ведению войны (ст. ст. 359, 360 УК РФ). В этой связи их следует отнести к преступлениям, посягающим на мир. В частности, объектом последнего из указанных преступлений также является мир, так как причинение вреда в сфере нормального сотрудничества между государствами способствует переводу их отношений в иную плоскость, в плоскость решения вопросов с помощью силы, и может явиться поводом для войны.

Во вторую группу преступлений входят разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения (ст. 355 УК РФ), применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК РФ), геноцид (ст. 357 УК РФ) и экоцид (ст. 358 УК РФ). Эти преступления причиняют вред или ставят под угрозу причинения вреда безопасность человечества, т.е. такое состояние, при котором обеспечивается развитие или само существование всего человечества, отдельных народов или наций. Так, например, производство и сбыт оружия массового поражения создают условия, при которых становится реальным как уничтожение отдельных групп, так и всего человечества. Применение же запрещенных средств и методов ведения войны может означать непосредственное наступление этих последствий.

Преступления против мира и безопасности человечества характеризуются и тем, что все они совершаются только путем действия. С учетом той опасности, которую они представляют, многие нормы, устанавливающие ответственность за совершение данных преступлений, не включают в себя последствия в качестве обязательного для оконченного состава преступления признака. Все рассматриваемые преступления могут быть совершены только умышленно.

Как и за иные преступления, предусмотренные УК РФ, за совершение преступлений против мира и безопасности человечества установлена личная индивидуальная ответственность.

Такова общая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества. Теперь перейдем к рассмотрению составов конкретных преступлений, входящих в эту группу.

 

§ 2. Преступления против мира

 

Планирование, подготовка, развязывание или

ведение агрессивной войны (ст. 353 УК РФ)

 

Ответственность за планирование, подготовку или развязывание агрессивной войны установлена ч. 1 ст. 353 УК РФ.

Объектом этого преступления является мир, поскольку все указанные выше действия ведут к разрушению нормальных отношений между народами, суверенными государствами. Их результатом могут быть многочисленные человеческие жертвы, страдания населения, разрушение экономики государств, невосполнимые материальные потери, причинение значительного вреда национальной и мировой культуре и т.п.

Объективная сторона преступления заключается в совершении одного или нескольких действий, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 353 УК РФ. При этом состав преступления будет оконченным с момента совершения любого из них. Поскольку для наличия оконченного состава преступления закон не требует наступления общественно опасных последствий, состав рассматриваемого преступления относится к числу формальных составов.

Война - это противостояние, борьба между государствами или народами с использованием вооружения. При этом использоваться может как все имеющееся у сторон вооружение, так и его часть. Так, например, держава, обладающая ядерным оружием, при проведении военных действий использует только обычное вооружение.

При определении понятия "агрессия" следует учитывать целый ряд позиций: целевую направленность военных действий, их характер, а также временной фактор, т.е. установление государства, первым совершившего нападение.

Содержание понятия "агрессивная война" в Уголовном кодексе РФ не раскрывается. Понятие агрессии сформулировано в ст. 1 приложения к Резолюции XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. В соответствии с указанной статьей агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, не совместимым с Уставом Организации Объединенных Наций <1>. Согласно этому же документу к агрессивной войне не относятся действия, вытекающие из реализации права на самоопределение, свободу и независимость народов, которые насильственно лишены этого права, и, в частности, борьбы народов, находящихся под господством колониальных и расистских режимов или под другими формами иностранного господства.

--------------------------------

<1> См.: Действующее международное право. М., 1997. Т. 2. С. 199 - 202.

 

Под планированием агрессивной войны понимается разработка системы мер, включающей в себя составление перечня действий, перечня необходимых материальных, финансовых и людских ресурсов, определение порядка и сроков выполнения подготовительных и военных действий, их последовательности, составление схем и т.д. Поэтому к планированию агрессивной войны можно, например, отнести такие действия, как составление мобилизационных планов, планирование передислокации войск, планирование перепрофилирования промышленности для военных нужд, составление стратегических и тактических планов проведения боевых операций и др.

Подготовка войны представляет собой совершение действий, направленных на обеспечение реальной готовности к ведению агрессивной войны. Это могут быть и отдельные действия, и комплекс разработанных мероприятий: проведение мобилизации населения, перевод дополнительных воинских соединений к границе проведения боевых операций, увеличение выпуска продукции военного назначения наступательного характера, проведение пропагандистских кампаний, оправдывающих агрессивную войну, создание резервов материальных ресурсов, необходимых для ведения войны. Подготовка войны во многом означает непосредственную реализацию запланированных действий.

Под развязыванием войны следует понимать объявление войны, начало ведения широкомасштабных или локального значения военных операций. Этим действиям могут предшествовать и другие действия, создающие повод для начала проведения военных акций: действия дипломатического характера (например, разрыв дипломатических отношений, предъявление ультиматума), провокации пограничных конфликтов и т.п.

С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом. При этом умыслом виновного должен охватываться не только тот факт, что им осуществляются действия по планированию, подготовке или развязыванию войны, но и то обстоятельство, что война носит агрессивный характер.

Мотивация преступных действий не имеет значения для решения вопроса о наличии состава преступления, но учитывается при назначении наказания. Мотивы могут быть самыми различными: стремление к власти или ее укреплению, корыстные мотивы, ложно понятые интересы государства, общества и другие.

Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 353 УК РФ, специальный. Субъектами планирования, подготовки или развязывания агрессивной войны могут быть только лица, занимающие высшие государственные должности (в результате выборов или по назначению), к компетенции которых относятся вопросы военного характера.

Частью 2 ст. 353 УК РФ предусмотрена ответственность за ведение агрессивной войны.

К ведению агрессивной войны следует отнести осуществление военных операций (при наличии рассмотренных выше условий) против другого государства, а также совершение некоторых иных действий. Ряд из них перечислен в ст. 3 приложения к Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. (вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее, бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства, блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства и т.д.).

Ведение агрессивной войны относится к числу длящихся преступлений, которое начинается с момента совершения преступных действий (вторжение на территорию другого государства, проведение войсковой операции и др.) и заканчивается с их прекращением в результате мер, принятых виновным, или наступления событий, делающих невозможным их продолжение (капитуляция, заключение мирного договора, уничтожение вооруженных сил и др.).

Субъективная сторона преступления выражается в прямом умысле. Мотивы, как и в предыдущем случае, не играют роли для определения наличия состава преступления. Обязательным для наличия субъективной стороны является осознание виновным характера ведущейся войны.

Субъект рассматриваемого преступления специальный. Им могут быть как лица, в функции которых в соответствии с Конституцией РФ входит решение вопросов войны и мира, так и лица, непосредственно руководящие проведением военных операций.

Тот факт, что виновный действовал по распоряжению правительства или приказу начальника, не освобождает его от ответственности, но может рассматриваться как довод для смягчения наказания.

 

Публичные призывы к развязыванию

агрессивной войны (ст. 354 УК РФ)

 

Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны также относятся к числу преступлений, непосредственным объектом которых является мир. Общественная опасность этого преступления состоит в том, что оно способствует формированию в обществе милитаристских тенденций, росту агрессивных настроений по отношению к другим государствам или народам, создает основу для политического, морального и нравственного оправдания агрессивных войн и, наконец, провоцирует или создает условия лицам, занимающим высшие государственные должности, для принятия решения о развязывании агрессивной войны. Призывы к войне являются одной из форм пропагандистской деятельности, способствующей формированию в обществе ее идеологических основ, причем эти основы создаются не только по отношению к народу страны, готовящейся к войне, но и являются способом влияния на позиции других стран. Пропаганда войны - это мощное оружие, используемое для обеспечения поддержки агрессии и ее оправдания.

Именно поэтому она осуждается всем мировым сообществом. В частности, осуждение пропаганды войны содержится в Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. (СССР подписал пакт 18 марта 1968 г.). В ст. 20 этого документа говорится о том, что всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом <1>.

--------------------------------

<1> Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М., 1990. С. 32 - 53.

 

Объективная сторона публичных призывов к развязыванию агрессивной войны выражается в письменных призывах или устных обращениях, доводимых до сведения более чем одного лица. Формы совершения деяния могут быть разнообразны: выпуск листовок, распространение писем, распространение и воспроизведение аудио- и видеозаписей, развешивание плакатов, выступления на собраниях, митингах, лекциях и т.п.

При этом призывы могут сопровождаться обоснованием необходимости или целесообразности проведения военных действий против другого государства (государств), обращением к представителям власти с призывом объявления войны. Вместе с тем призывы к развязыванию агрессивной войны могут и не содержать в себе обоснований, аргументации развязывания войны. Их формой могут быть лозунги, плакаты, иная наглядная агитация.

Для установления факта наличия призыва важно лишь то, что обращения в той или иной форме к аудитории по своему содержанию прямо направлены на возбуждение или укрепление желания у субъектов к развязыванию агрессивной войны. Таким образом, призывы должны носить открытый характер. Завуалированное, подспудное воздействие на сознание населения, его отдельных групп не могут расцениваться как рассматриваемые призывы к развязыванию агрессивной войны именно потому, что последние должны иметь открытый и явный характер. Например, выпуск кинофильма, где противная сторона показана в негативном плане, с правовых позиций не может быть квалифицирована как призыв к войне, хотя и способствует формированию у населения отрицательного отношения к какому-либо государству, национальности и т.п.

Публичность призывов означает их направленность, оказание воздействия как минимум на двух лиц. Но с позиции практики публичность зачастую характеризуется оказанием воздействия на неопределенно большой круг лиц.

Под развязыванием войны, как отмечалось выше, следует понимать совершение конкретных действий, таких как объявление войны, начало ведения военных операций, разрыв дипломатических отношений, провокация пограничных конфликтов и т.п. Таким образом, призывы к развязыванию войны означают совершение действий, ведущих к изменению мирных отношений между государствами или народами и решению вопросов с позиции военной силы.

Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны будут считаться оконченным преступлением с момента совершения любого из указанных выше действий. С позиции объективной стороны состав этого преступления является формальным. Приготовительные действия к совершению рассматриваемого преступления (изготовление листовок, тиражирование писем, видеозапись и др.) не влекут за собой уголовной ответственности, поскольку преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 354 УК РФ, относятся к категории преступлений средней тяжести.

Субъективная сторона преступления заключается в прямом умысле. Мотивы преступления на квалификацию не влияют. Они могут быть самыми различными: расистские убеждения, религиозная неприязнь, корысть и т.д. Вместе с тем для наличия состава преступления необходимо осознание виновным, во-первых, того факта, что его деяние направлено на возбуждение или укрепление желания развязывания агрессивной войны, и, во-вторых, сознанием виновного должно охватываться то обстоятельство, что война, к развязыванию которой он призывает, будет носить агрессивный характер. Поэтому, если призывы направлены, например, на ведение освободительной войны, состав рассматриваемого преступления будет отсутствовать.

Субъектом преступления (субъект общий) является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Часть 2 ст. 354 УК РФ устанавливает ответственность за совершение преступления при квалифицирующих обстоятельствах. Применительно к публичным призывам к развязыванию агрессивной войны квалифицирующими обстоятельствами являются использование средств массовой информации, а также совершение преступления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации.

Понятие массовой информации дано в ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации".

В соответствии с этой статьей под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Как средство массовой информации при определенных условиях может рассматриваться и Интернет. Так, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" установило, что в случае, если не соответствующие действительности порочащие сведения были размещены в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации <1>. Если кино-, видео-, аудио-, печатная продукция либо информационный ресурс в сети Интернет не носит периодического характера и не зарегистрирована в качестве средства массовой информации, вменение рассматриваемого признака невозможно; при наличии соответствующих оснований в данном случае содеянное может быть квалифицировано лишь с учетом признака публичности.

--------------------------------

<1> БВС РФ. 2005. N 4.

 

Средства массовой информации не должны быть использованы как средства совершения преступлений. Прямое указание об этом содержится в ст. 4 Закона РФ "О средствах массовой информации", в которой говорится о запрете использования средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Использование средств массовой информации для призывов к развязыванию агрессивной войны придает этому преступлению повышенную общественную опасность, поскольку в этом случае негативному воздействию подвергается значительное число лиц, воздействие носит интенсивный, нередко регулярный характер.

Рассматриваемый состав преступления будет иметь место как в действиях лица, подготовившего материалы, содержащие призывы к развязыванию агрессивной войны, так и в действиях лица, принявшего решение о публикации или ином распространении таких материалов. Их авторство не влияет на наличие состава преступления.

Квалифицированный состав преступления будет иметь место и в случае, если призывы к развязыванию агрессивной войны осуществлены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ (см. комментарий к ст. 353 УК РФ).

Статьей 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" к лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, отнесены лица, замещающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, а к лицам, замещающим государственные должности субъектов РФ, - лица, замещающие должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Отнесение должностного положения субъекта к числу квалифицирующих обстоятельств обусловлено тем, что, во-первых, они наносят больший ущерб государственным интересам, поскольку дискредитируют те или иные государственные органы. Это объясняется тем, что авторитет государственной должности обусловливает восприятие действий субъекта не только как его собственную позицию, но и позицию соответствующей государственной структуры. Во-вторых, призывы лиц, занимающих государственные должности, могут оказать более сильное воздействие на общественное мнение, чем призывы со стороны лиц, неизвестных или малоизвестных населению. Именно в этой связи совершение преступления лицом, занимающим государственную должность, влечет за собой более строгую уголовную ответственность.

При наличии соответствующих признаков действия субъекта, занимающего государственную должность и осуществляющего публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, следует квалифицировать и как злоупотребление должностными полномочиями, т.е. по совокупности преступлений.

 

Наемничество (ст. 359 УК РФ)

 

Объектом наемничества, так же как и выше рассмотренных преступлений, является мир. Общественная опасность наемничества состоит в том, что оно является средством, способствующим разжиганию и поддержанию вооруженных конфликтов, созданию нестабильности в мире. Для достижения этих целей используются лица, основным источником существования которых становится путь профессиональных убийц. Наемники принимают участие в военных действиях, вооруженных конфликтах в странах, гражданами которых они не являются и на территории которых не проживают. Они убивают людей, совершают иные акты насилия над ними, разрушают социально-экономические, культурные объекты, присваивают национальные ценности, личное имущество граждан. Весьма велик и моральный вред наемничества. Следует также отметить, что в ряде случаев ведение военных действий, развязывание вооруженных конфликтов было бы невозможно или весьма затруднено без использования наемников. Кроме того, события последних лет показывают, что наемничество широко используется различного рода террористическими организациями и бандформированиями.

Международная конвенция от 4 декабря 1989 г. о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников <1> признает преступными не только действия самих наемников, но и лиц, их вербующих, использующих и обучающих. Запрещение наемничества содержится и в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН "О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций" 1970 г. <2>.

--------------------------------

<1> См.: Действующее международное право. Т. 2. С. 812 - 819.

<2> См.: Международное публичное право: Сб. документов. Т. 1. С. 2 - 8.

 

Понятие наемника дано и в примечании к ст. 359 УК РФ. Это обусловлено тем, что Россия не принимает участия в Конвенции о борьбе с наемничеством. В соответствии с российским уголовным законодательством наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Данное определение понятия наемника разработано на основе Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (протокол 1) от 8 июня 1977 г., где дано понятие наемника, тождественное конвенционному понятию, приведенному выше.

С объективной стороны наемничество может заключаться в совершении следующих действий: вербовке, обучении, финансировании или ином материальном обеспечении наемника, использовании его в вооруженном конфликте или военных действиях. Ответственность за перечисленные действия предусмотрена ч. 1 ст. 359 УК РФ. Для наличия состава наемничества достаточно совершения любого из перечисленных действий или любой их совокупности.

Вербовка означает наем людей для военной службы. Условия такого найма определяются сторонами. Соглашение может быть заключено как в письменной, так и в устной форме.

Обучение наемников состоит в организации и проведении с ними занятий по физической и психологической подготовке к проведению военных действий, обучению обращению с оружием, взрывчатыми, отравляющими веществами, проведению диверсий, тактике военных действий и иным дисциплинам, необходимым для обеспечения эффективных действий наемников в военных действиях или вооруженных конфликтах.

Финансирование наемников заключается в обеспечении их денежными средствами, которыми оплачивается работа наемников, или направляемых на иные нужды (оплату работы инструкторов, покупку оружия, обмундирования, аренду помещений, зданий и т.п.).

Под иным материальным обеспечением наемников понимается их снабжение продовольствием, обмундированием, оружием, боеприпасами, техникой и иной продукцией.

Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях состоит в привлечении его к непосредственному участию в военных акциях. При этом наемник может быть использован не только для ведения боевых действий, но и в карательных, диверсионных и иных акциях.

Рассматриваемое преступление относится к формальным составам и будет окончено с момента совершения хотя бы одного из вышеперечисленных действий.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что совершает действия, составляющие наемничество, и желает их совершения.

Субъектом преступления (субъект общий) является вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Часть 2 ст. 359 УК РФ предусматривает квалифицированный состав наемничества, за совершение которого устанавливается более строгая ответственность. Квалифицирующими признаками являются совершение наемничества с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего.

Под использованием своего служебного положения понимается реализация полномочий или возможностей, которые связаны с занятием лицом должности в государственных организациях или руководящей должности в коммерческой или иной организации.

Для данного квалифицированного состава наемничества необходим специальный субъект. При этом действия виновного должны квалифицироваться по совокупности со статьями, устанавливающими ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 286 УК РФ и др.).

Совершение наемничества в отношении несовершеннолетнего состоит в вербовке, обучении, финансировании, ином материальном обеспечении и использовании наемника в вооруженном конфликте или военных действиях в случае, если наемнику не исполнилось 18 лет (лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а начиная со следующих суток).

Частью 3 ст. 359 УК РФ установлена ответственность за участие самого наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Объективная сторона этого преступления заключается в личном непосредственном участии наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Состав преступления относится к категории формальных и считается оконченным с момента начала военной акции с участием наемника или присоединения наемника к участию в такой акции.

Субъективная сторона рассматриваемого состава преступления характеризуется прямым умыслом. В диспозиции ч. 3 ст. 359 УК РФ отсутствует указание на мотив совершения преступления, но из содержания понятия наемника следует, что мотив преступления является корыстным.

Субъект преступления общий. Им является любое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Примечанием к ст. 359 УК РФ установлены признаки, необходимые для определения наемника. К ним прежде всего относится наличие цели получения вознаграждения. Отсутствие этой цели будет свидетельствовать об отсутствии субъекта преступления. Лицо, не преследующее цель получения вознаграждения, наемником не является. Чаще всего вознаграждение представляет собой денежные средства, выплачиваемые наемнику. Однако закон не ограничивает форму вознаграждения. Поэтому к вознаграждению следует относить и иные имущественные виды получаемой выгоды (например, оплата долгов наемника, получение каких-либо ценных предметов, земельного участка и т.п.). Вторым необходимым признаком наемника является факт отсутствия гражданства любой из сторон, участвующих в военных действиях. Наемником может быть лишь лицо, имеющее гражданство другого государства, или лицо без гражданства. Третий признак - непроживание постоянно на территории государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях. Постоянное проживание на территории такого государства означает, что лицо не может быть признано наемником. К числу наемников не могут быть отнесены и лица, направленные для исполнения официальных обязанностей (например, военные советники, консультанты и др.).

Нормами международного права определено, что наемник не может признаваться комбатантом, т.е. лицом, входящим в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала), и, следовательно, имеющим право принимать непосредственное участие в военных действиях. Не признаются наемники и военнопленными.

 

Нападение на лиц или учреждения, которые

пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ)

 

Рассматриваемое преступление посягает на интересы мира. Дополнительными объектами являются личность, нормальная деятельность учреждений, пользующихся международной защитой, собственность.

Общественная опасность нападения на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, состоит в том, что нападение посягает на безопасность указанных лиц, нарушает нормальную деятельность учреждений, затрудняет выполнение их функций и в конечном итоге ведет к нарушению нормального международного сотрудничества, необходимого для мирного существования государств.

Обеспечение безопасности лиц и учреждений, пользующихся международной защитой, является необходимым условием жизнедеятельности международных представителей в стране пребывания. Такое требование содержится во многих международных документа


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.