Глава 38. Преступления против порядка управления — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Глава 38. Преступления против порядка управления

2022-11-24 29
Глава 38. Преступления против порядка управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

§ 1. Общая характеристика преступлений

против порядка управления

 

Управлением является деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по организации, упорядочению и эффективному функционированию всех властных и исполнительных структур государства, а также органов местного самоуправления, направленная на решение стоящих перед ними задач. Эта деятельность основана на предписаниях законов и других нормативных правовых актов. В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Статьей 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

На этой основе в государстве организована система органов управления - от федерального до местного уровня, которая призвана обеспечить нормальную жизнедеятельность государства и общества, создать условия для достойной жизни и свободного развития человека.

Посягательства на порядок управления подрывают основы деятельности органов управления, вносят элементы дезорганизации в их работу, снижают ее эффективность. Это обусловливает высокую общественную опасность преступлений рассматриваемой группы.

Преступления против порядка управления могут затрагивать любую сферу деятельности органов управления, нанося тем самым ущерб и отдельным интересам государственной власти, органов местного самоуправления. Но все эти преступления объединяет то обстоятельство, что вред ими причиняется в первую очередь в сфере управления. Именно поэтому все преступления, которые будут рассмотрены ниже, объединены в гл. 32 УК РФ о преступлениях против порядка управления.

Видовым объектом этих преступлений является нормальная деятельность органов государственного и местного самоуправления, а непосредственным - нормальная деятельность их конкретных структур.

Дополнительным объектом ряда составов преступлений являются интересы личности, в том числе жизнь, здоровье, честь, достоинство.

Объективная сторона преступлений против порядка управления характеризуется активным поведением и выражается только в действии. Исключение составляет уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК РФ), которое может быть совершено и путем бездействия.

Субъективная сторона преступлений против порядка управления характеризуется только умышленной формой вины. Некоторые из преступлений в качестве обязательного признака содержат специальную цель, например цель воспрепятствования служебной деятельности (ст. 320 УК РФ).

Для преступлений против порядка управления характерно наличие общего субъекта - вменяемого лица, достигшего 16-летнего возраста.

На основе непосредственного объекта преступлений среди преступлений рассматриваемой группы можно выделить:

- преступления против порядка управления, сопряженные с посягательством на личность (ст. ст. 317 - 321 УК РФ);

- преступления, посягающие на неприкосновенность государственной границы (ст. ст. 322, 322.1, 323 УК РФ);

- преступления, посягающие на закрепленный государством порядок ведения официальной регистрации и документации (ст. ст. 322.2, 322.3, 324, 325, 326, 327, 327.1, 330, 330.1 УК РФ);

- преступления, посягающие на авторитет государственной власти (ст. ст. 328, 329 УК РФ).

 

§ 2. Преступления против порядка управления,

сопряженные с посягательством на личность

 

Посягательство на жизнь сотрудника

правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ)

 

Основным объектом преступления является нормальная деятельность правоохранительных органов. Дополнительным объектом является жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких.

Данный состав преступления является двухобъектным.

В отличие от состава преступления, предусмотренного ст. 295 УК РФ, рассматриваемая норма обеспечивает защиту жизни указанных выше субъектов не в связи с деятельностью по осуществлению правосудия или предварительного расследования, а в связи с деятельностью по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Правоохранительными органами применительно к ст. 317 УК РФ являются органы МВД, органы безопасности, системы исполнения наказаний и т.д. Для установления статуса потерпевшего необходимо обращение к конкретным законодательным актам. Так, в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

 

Военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

 

Понятие близких лиц рассмотрено применительно к составу преступления, предусмотренному ст. 295 УК РФ.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ, выражается в активных действиях, направленных на лишение жизни сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а также их близких.

Ответственность по ст. 317 УК РФ наступает, если посягательство на жизнь названных в ней лиц осуществлено в целях воспрепятствования деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность.

Деятельность по охране общественного порядка предполагает предупреждение, пресечение и раскрытие правонарушений, совершаемых в общественных местах и нарушающих права и законные интересы неопределенно большого круга лиц. Обеспечение общественной безопасности заключается в охране жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (например, обеспечение безопасности воздушных полетов, пресечение массовых беспорядков, предупреждение актов терроризма, оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий и т.д.).

Посягательство на жизнь кого-либо из лиц, перечисленных в ст. 317 УК РФ, не связанное с указанной деятельностью, следует квалифицировать как преступление против личности.

В теории уголовного права под "посягательством на жизнь" понимается убийство либо покушение на убийство <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 22 сентября 1989 г. N 9 "О применении судами законодательства об ответственности за посягательства на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников, а также военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Посягательство на жизнь лиц, перечисленных в рассматриваемой статье УК РФ, а равно их близких должно квалифицироваться по ст. 317 УК РФ независимо от того, была ли причинена смерть потерпевшему либо она не наступила в силу причин, не зависящих от воли виновного. По конструкции объективной стороны данный состав преступления является усеченным. Преступление считается оконченным в момент посягательства на жизнь лица, указанного в диспозиции рассматриваемой статьи, поэтому при квалификации таких действий ссылка на ст. 30 УК РФ (покушение на преступление) не требуется. В то же время факт причинения смерти не требует дополнительной квалификации по п. "б" ч. 2 ст. 105 УК РФ, так как данное преступление является специальным составом убийства при отягчающих обстоятельствах.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется умышленной формой вины. Умыслом виновного охватывается, что он посягает на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего.

Обязательным признаком преступления является наличие специальной цели - воспрепятствование деятельности указанных в ст. 317 УК РФ лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности или мести за такую деятельность.

Следовательно, при прямом законодательном указании на цель преступления субъективная сторона выражается в виде прямого умысла.

Посягательство на жизнь нескольких сотрудников правоохранительных органов или военнослужащих, объединенное едиными умыслом и целью, могут образовывать единое преступление <1>.

--------------------------------

<1>Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 18 июня 2008 г. N 163п08.

 

Субъектом преступления может быть вменяемое лицо, достигшее 16 лет (субъект общий). Если посягательство на указанных выше лиц осуществлено несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет, то оно должно квалифицироваться по п. "б" ч. 2 ст. 105 УК РФ.

 

Применение насилия в отношении

представителя власти (ст. 318 УК РФ)

 

Основным объектом преступления является нормальная деятельность органов власти (государственных и муниципальных). Дополнительный объект - здоровье человека.

Общественная опасность преступления заключается в том, что применение насилия в отношении представителя власти нарушает нормальную служебную деятельность этих лиц, создает атмосферу неуверенности в собственной безопасности и безопасности своих близких.

В соответствии с примечанием к рассматриваемой статье представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Понятие "близкие" было рассмотрено выше (см. ст. 295 УК РФ).

Объективная сторона преступления выражается в альтернативных действиях: угрозе или насильственных действиях.

Применительно к ст. 318 УК РФ угроза - это информационное воздействие на психику лиц, указанных в рассматриваемой статье, содержанием которого является высказанное вовне намерение применить насилие в связи с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей. Угроза может служить средством для того, чтобы представитель власти изменил свое решение, отказался от какой-либо деятельности, изменил ее направление. Месть за действия представителей власти также охватывается рассматриваемым составом преступления.

Таким образом, путем угрозы потерпевшего принуждают пренебречь своими обязанностями, совершить в интересах угрожающего или иного лица требуемое действие (бездействие), стать исполнителем воли виновного лица.

Способ выражения угрозы может быть любым: устным, письменным, по телефону и т.п., а также в виде демонстрационных действий: угрожающих жестов, показа оружия и др.

Форма выражения угрозы для квалификации значения не имеет.

В ст. 318 УК РФ законодатель не конкретизировал тяжесть возможного вреда здоровью при угрозе применения насилия. Это может быть угроза причинения легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью. Отсутствует указание в законе и на признак реальности угрозы. Так же как и применительно к преступлению, предусмотренному ст. 296 УК РФ, это сделано с учетом важности объекта уголовной защиты - нормальной деятельности органов управления.

Угроза наказуема по ст. 318 УК РФ, если она имеет место в связи с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей. В иных случаях при наличии соответствующих признаков деяние может быть квалифицировано по нормам, предусматривающим ответственность за преступления против личности.

Объективная сторона рассматриваемого состава преступления может быть выполнена и путем применения в отношении представителя власти или его близких насилия, не опасного для жизни или здоровья.

Характеристика этого вида насилия дается в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое" <1>. Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, понимаются побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.).

--------------------------------

<1> БВС РФ. 2003. N 2.

 

Состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 318 УК РФ, является формальным. Деяние будет оконченным с момента совершения действий (высказывания угрозы или применения насилия). Общественно опасные последствия не включены в конструкцию данного состава преступления.

Частью 2 ст. 318 УК РФ предусмотрена ответственность за применение в отношении представителя власти или его близких насилия, опасного для жизни или здоровья.

В соответствии с разъяснениями указанного п. 21 Постановления Пленума ВС РФ под ним следует понимать такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности. К данному виду относится и насилие, хотя и не причинившее вред здоровью потерпевшего, однако в момент применения создававшее реальную опасность для его жизни или здоровья.

Применением насилия следует считать и действия, совершенные не в полном объеме по сравнению с задуманным виновным. К примеру, как применение насилия, опасного для жизни или здоровья, следует квалифицировать действия лица, попытавшегося ударить ножом сотрудника милиции, но обезоруженного последним.

Дополнительной оценки требуют причинение тяжкого вреда здоровью, квалифицируемого по ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК РФ. Не охватывается рассматриваемым составом преступления и причинение смерти по неосторожности при применении насилия в отношении представителя власти.

Хулиганские действия, связанные с сопротивлением представителю власти, в ходе которого применено насилие, как неопасное, так и опасное для жизни и здоровья, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 213 УК РФ и соответствующей частью ст. 318 УК РФ.

В тех случаях, когда сопротивление представителю власти оказано лицом после прекращения хулиганских действий, в частности в связи с последующим задержанием, его действия подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 213 УК РФ и соответствующей статьей Особенной части УК РФ, предусматривающей ответственность за совершенное преступление (например, по ст. 317 или ст. 318 УК РФ).

По конструкции объективной стороны квалифицированный состав преступления является формально-материальным и будет окончен как с момента наступления вреда здоровью, так и с момента применения насилия, опасного для жизни и здоровья в момент применения.

С субъективной стороны деяния, описываемые диспозицией ст. 318 УК РФ, совершаются только умышленно. Виновный сознает, что угрожает применением насилия или применяет насилие к представителю власти или его близким, и желает совершить эти действия. В зависимости от отношения к последствиям в виде причинения вреда здоровью умысел может быть прямым или косвенным.

Обязательным признаком субъективной стороны состава преступления является мотив поведения виновного. Он должен быть связан с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей.

Субъект преступления общий - вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

 

Оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ)

 

Основным объектом преступления является нормальная деятельность органов власти, их авторитет. Дополнительный объект - честь и достоинство представителя власти.

Общественная опасность оскорбления представителя власти состоит в том, что данное преступление подрывает авторитет органов управления, создает обстановку нервозности в деятельности их сотрудников, затрагивает их честь и достоинство, тем самым внося дезорганизацию в работу органов управления.

Объективная сторона состоит в публичном оскорблении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.

Оскорбление представляет собой унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

Под честью понимается общественная оценка личности, относящаяся к ее моральным, нравственным, духовным, социальным качествам. Достоинство - это внутренняя самооценка личности с позиции своей значимости в обществе, конкретном коллективе, самооценка своих умственных, деловых, моральных качеств.

Оскорбление может быть осуществлено любыми способами: словесно, жестами, письменно и т.д. Способ совершения преступления не влияет на наличие состава преступления.

Для рассматриваемого состава преступления необходимо наличие нескольких условий. Во-первых, оскорбление должно быть осуществлено публично. Это означает, что факт оскорбления становится достоянием третьих лиц или хотя бы одного лица и виновным данное обстоятельство осознается. Например, оскорбление наносится с использованием внутреннего радиовещания. Оскорбление может быть совершено как в присутствии потерпевшего, так и в его отсутствие.

Во-вторых, оскорбление должно быть осуществлено в период исполнения представителем власти своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Если деяние осуществляется за пределами указанных обстоятельств, оно подлежит квалификации по статьям УК РФ, устанавливающим ответственность за преступления против личности. Вместе с тем для состава оскорбления представителя власти не будет иметь значения мотивация оскорбления, если оно нанесено в период исполнения должностных обязанностей. Оскорбление в связи с исполнением должностных обязанностей означает наличие субъективной связи между действиями потерпевшего как представителя власти и нанесенным оскорблением. Такое оскорбление может быть, к примеру, местью за деятельность представителя власти, выражением недовольства такой деятельностью.

В-третьих, оскорбление должно быть выражено в неприличной форме. Неприличная форма означает не только нецензурную брань или непристойные жесты в адрес представителя власти, но и иные формы, которые находятся в противоречии с принятыми в обществе нормами поведения, например плевок в лицо, пощечина, уничижительная кличка и др.

По конструкции объективной стороны данное преступление является преступлением с формальным составом и считается оконченным с момента совершения оскорбления.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что унижает честь и достоинство представителя власти, и желает этого. При нанесении оскорбления не в период исполнения потерпевшим должностных обязанностей обязательным признаком субъективной стороны состава преступления является его мотивация - связь с исполнением должностных обязанностей.

Субъект преступления общий - вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

 

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых

в отношении должностного лица правоохранительного

или контролирующего органа (ст. 320 УК РФ)

 

Основным объектом преступления являются нормальная деятельность органов управления. Дополнительный объект - безопасность должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также их близких.

Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что в результате разглашения применяемые меры безопасности утрачивают эффективность, указанные выше субъекты становятся уязвимыми для любого воздействия на них. Это может негативно отразиться на деятельности представителей власти, повлечь тяжкие последствия.

Государственная защита судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также их близких установлена Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" <1>. Перечень лиц, подлежащих защите, приведен в ст. 2 названного Закона. К ним, в частности, относятся: лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники федеральных органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; работники контрольных органов Президента РФ, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений; сотрудники федеральных органов государственной охраны; работники таможенных и налоговых органов, федеральных органов государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты РФ, а также иные категории государственных и муниципальных служащих.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455.

 

Понятие "близкие" было рассмотрено выше.

Объективная сторона преступления характеризуется действием и состоит в разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении указанных в диспозиции рассматриваемой нормы лиц. Разглашение представляет собой противоправное предание огласке сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа или их близких. Способ разглашения сведений не имеет значения для квалификации преступления.

Разглашение информации может быть совершено в форме действия при беседе, передаче документов, демонстрации аудио- или видеозаписи, сообщении в средствах массовой информации, по телефону, электронной почте и т.п.

По конструкции объективной стороны состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 320 УК РФ, является формальным. Разглашение сведений о мерах безопасности считается оконченным преступлением с момента, когда эти сведения стали известны хотя бы одному лицу, не допущенному к информации о соответствующих мерах безопасности. При этом необходимо, чтобы такое лицо понимало смысл полученной им информации. Если указанное лицо не понимает разглашаемую информацию, например в силу невменяемости, имеет место покушение на совершение преступления (ч. 3 ст. 30 и ст. 320 УК РФ).

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Для наличия состава преступления обязательным признаком субъективной стороны является цель - воспрепятствовать служебной деятельности.

Мотивы разглашения могут быть различными: отомстить сотруднику правоохранительного органа, похвастаться своей осведомленностью, получить материальную выгоду и т.п.

Субъект преступления общий - вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Квалифицирующим признаком рассматриваемого состава преступления (ч. 2 ст. 320 УК РФ) является совершение деяния, повлекшего тяжкие последствия (например, покушение на жизнь должностного лица контролирующего органа, причинение вреда здоровью, серьезного материального ущерба). Понятие тяжкого последствия в законе не определено, оно является оценочным, подлежит установлению в каждом конкретном случае.

Наступившее тяжкое последствие должно находиться в причинной связи с разглашением виновным сведений о применяемых мерах безопасности в отношении того или иного защищаемого.

Квалифицированный состав преступления является материальным. Преступление будет окончено с момента наступления общественно опасных последствий. Субъективная сторона этого состава может характеризоваться виной в виде прямого или косвенного умысла, а также двумя формами вины.

 

Дезорганизация деятельности учреждений,

обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ)

 

Основным объектом преступления является нормальная деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества. Дополнительный объект - здоровье человека.

К учреждениям, обеспечивающим изоляцию от общества, прежде всего относятся учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст. 16 УИК РФ такими учреждениями являются: колония-поселение, воспитательная колония, лечебное исправительное учреждение, исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьма. В отношении военнослужащих наказания исполняются: содержание в дисциплинарной воинской части - специально предназначенными для этого дисциплинарными воинскими частями; арест - командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт. Указанные наказания также сопряжены с изоляцией осужденных от общества.

Обеспечивают изоляцию от общества также:

- следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы;

- изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;

- изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности.

Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы.

В случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей <1>.

--------------------------------

<1> См.: статья 7 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2759.

 

Объективная сторона преступления выражается в действии. Частью 1 ст. 321 УК РФ установлена ответственность за применение насилия, не опасного для жизни или здоровья осужденного, или за угрозу применения насилия в отношении его с целью воспрепятствовать исправлению осужденного или из мести за оказанное им содействие администрации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.

Потерпевшим является осужденный, т.е. лицо, в отношении которого состоялся обвинительный приговор суда. В ч. 1 ст. 321 УК РФ не устанавливается, какие категории осужденных подлежат защите в соответствии с рассматриваемой нормой. Закон не определяет и вид наказания, к которому был осужден потерпевший. Однако, поскольку ответственность установлена за дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, речь может идти только об осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы (на определенный срок или пожизненное лишение свободы).

Следует отметить, что ст. 321 УК РФ не установлена ответственность за применение насилия в отношении иных категорий лиц, которые находятся в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества, например подозреваемых, обвиняемых, задержанных.

Частью 1 ст. 321 УК РФ охватывается применение насилия, не опасного для жизни или здоровья. Понятие этого вида насилия дано в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое". Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, понимаются побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.).

Состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 321 УК РФ, является формальным. Деяние будет оконченным с момента совершения действий, указанных в законе. Общественно опасные последствия не включены в конструкцию данного состава преступления.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны состава преступления является цель воспрепятствования исправлению осужденного, т.е. ведения им правопослушного образа жизни, или месть за содействие, оказанное осужденным администрации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.

Субъект преступления общий - вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Однако, как правило, субъектом преступления является осужденный, отбывающий лишение свободы.

Частью 2 ст. 321 УК РФ установлена ответственность за те же деяния, совершенные в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей в связи с осуществлением им служебной деятельности либо его близких.

Отличие данного состава преступления от предыдущего состоит в личности потерпевшего и мотиве совершения преступления. Потерпевшим в данном случае является сотрудник места лишения свободы или места содержания под стражей либо его близкие. Последнее понятие рассматривалось ранее.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" к сотрудникам мест содержания под стражей относятся лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащие органов федеральной службы безопасности и Вооруженных Сил РФ, исполняющие обязанности по обеспечению режима содержания под стражей.

Статьей 24 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" определено, что сотрудниками уголовно-исполнительной системы являются лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы <1>.

--------------------------------

<1> ВСНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1316.

 

Субъективная сторона состава преступления характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив совершения деяния - связь с осуществлением сотрудником его служебной деятельности.

Квалифицированный состав преступления предусмотрен ч. 3 ст. 321 УК РФ. Квалифицирующими признаками являются совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1 или 2 этой статьи организованной группой (ст. 35 УК РФ) или с применением насилия, опасного для жизни или здоровья (насилие, повлекшее причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, а также насилие, хотя и не причинившее вреда здоровью, но в момент причинения создававшее реальную опасность для жизни или здоровья).

 

§ 3. Преступления, посягающие

на неприкосновенность государственной границы

 

Незаконное пересечение Государственной границы

Российской Федерации (ст. 322 УК РФ)

 

Основным объектом преступления является неприкосновенность Государственной границы Российской Федерации, нормальный режим ее функционирования. Дополнительный объект - здоровье человека.

Понятие Государственной границы Российской Федерации приведено в ст. 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" <1>. Под Государственной границей Российской Федерации понимается линия и проходящая под этой линией вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

--------------------------------

<1> ВСНД и ВС РФ. 1993. 29 апреля. N 17. Ст. 594.

 

Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается:

а) на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

б) на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации;

в) на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водоема. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;

г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах - в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;

д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, - по середине этих объектов.

Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.

Объективная сторона состоит в действии - незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации.

Порядок пересечения Государственной границы, выезда из Российской Федерации или въезда в нее установлен Федеральным законом 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.

 

Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Лица без гражданства осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными для иностранных граждан, если иное не предусмотрено законом или международным договором Российской Федерации.

Незаконным будет являться пересечение Государственной границы с н


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.