Об исследовании Климовского озера — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Об исследовании Климовского озера

2022-11-24 82
Об исследовании Климовского озера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(из доклада на Шестых Угрюмовских чтениях)

Изучение Климовского озера проводилось в 1996 году сотрудниками Вологодской лаборатории Государственного НИИ озерного и речного рыбного хозяйства (ГосНИОРХ) под руководством доктора наук профессора Н. Л. Болотовой. Исследование этого водоема, как и других малых озер Кирилловского, Вашкинского, Белозерского и Вытегорского районов, проводилось с целью определения его пригодности для вселения ценных видов рыб. Для этого на озере Климовском изучались физико-химические характеристики воды, степень ее загрязненности, а также определялся качественный и количественный состав организмов, которые могли бы служить пищей вселяемым рыбам.

Климовское озеро, площадью около 13 га, имеет вытянутую по направлению с запада на восток форму. Водоем имеет воронкообразную конфигурацию ложа со значительными, до 27 м, глубинами в центральной части и подземным питанием за счет двух родников. Высокая (до 4,5 м) прозрачность и сравнительно низкая цветность воды озepa свидетельствуют об относительно небольшом содержании взвешенных в толще воды веществ. Изучение гидрохимических характеристик показало, что по содержанию соединений азота и фосфора воды озера Климовского являются умеренно загрязненными органическими веществами. В воде были практически не обнаружены такие опасные загрязнители водоемов, как нефтепродукты, фенолы, ртуть, свинец и медь. Однако концентрации некоторых токсических веществ из класса тяжелых металлов, например кобальта, довольно высокие, а для двух металлов - цинка и марганца наблюдается превышение предельно допустимой нормы в 1,5-2,5 раза.

Видовой состав обитающих в толще воды и на поверхности дна организмов Климовского озера относительно небогат. Так, водную толщу населяет шесть видов ракообразных и коловраток, а донную поверхность - всего четыре вида хирономид. Причем количество организмов этих видов, приходящееся на единицу объема воды или площади дна, очень невелико. Поэтому Климовское озеро относится к группе так называемых низкокормных для рыб водоемов. Фауна рыб в озере представлена тремя видами - плотвой, окунем и щукой. Бедный видовой состав и низкие количественные характеристики кормовых организмов в водоеме, к сожалению, не позволяют рекомендовать вселение в него любых других видов рыб.

А. Ф. КОНОВАЛОВ,

Научный сотрудник

Вологодской лаборатории ГосНИОРХ

 

КУЛЬТ «СВЯЩЕННОГО ДЕРЕВА»

В ТАРНОГСКОМ РАЙОНЕ

Изучение культа дерева в России было начато в трудах ученых XIX столетия. Интерес к культу дерева возобновлялся в 30, 60-е, а также последующие годы XX века как в научных, так и в общественных кругах.

В ходе археологических, разведочных работ в северо-восточных районах Вологодской области, проводимых автором статьи в 1990-1997 годах, фиксировался этнографический материал по вопросам культа «священного дерева».

Культ дерева - понятие сложное, многогранное, корни которого уходят в народное мировоззрение. Некоторые стороны этой проблемы можно освещать с помощью полевых этнографических материалов. Полевые материалы являются той первичной основой, на которой впоследствии строятся сложные философские построения. Сведения, сохранившиеся в народной памяти, расширят и дополнят знания для создания целостной картины по вопросам культа.

Цель настоящей работы: введение в научный оборот новых полевых материалов, попытка некоторой систематизации и картографирование полученных нами данных.

Одним из составных культа является почитание крупных, одиноко стоящих деревьев, отмеченных каким-либо событием или имеющих необычные формы, ярко выраженные особенности, такие, как высота, цвет хвои, размеры кроны, причудливые изгибы ствола.

Автором были зафиксированы деревья двух видов: хвойные и лиственные. Их можно разделить на три типа: одноствольное дерево с густой кроной, одноствольное искривленное дерево, дерево с несколькими сросшимися стволами - ветками. Возможно более детальное деление типов на варианты.

В Тарногском районе сведения собраны о четырех крупных соснах-одиночках. «Сосна удивительной формы высится на холме над Веригиным». Дерево известно не только жителям этой деревни, но и райцентра, который находится в трех километрах от нее. Сосна носит звучное название - «Красава». Считается, что ей триста лет. Легенд, связанных с деревом, собрать не удалось, но до настоящего времени оно выполняет функции ориентира. Женщины, уходя в лес, назначают сбор «у Красавы». В настоящее время сосна находится на выпасе, в 1994 году рядом с ней поставили водонапорную башню и дерево начинает сохнуть. Такие подробности вовсе не случайны. Это яркий пример того, что сила запретов, которая столетия защищала и сохраняла деревья до наших дней, начинает исчезать.

В поле, за деревней Дубрава (Лохотский сельсовет) находится сосна, которая считается «старой» и не поддается человеческому воздействию. Подтверждение этому мы находим на самом дереве. На высоте одного метра от корней дерева вбито около сорока гвоздей, некоторые из них кованые. Ни один гвоздь не вбит полностью, что очевидно зависело от плотности древесины. Легенд, связанных с деревом, не выявлено, поскольку Лохта до настоящего времени является старообрядческим краем, где существует негласный запрет на передачу информации чужим. В данной местности существуют, очевидно, и другие особенные деревья. Примером тому является упоминание о «Баском кусте», которое мы услышали в деревне.

В ходе обследования Якинского могильника собраны сведения о сосне, которая находится на краю поля, к югу от деревни Якинская (Илезский сельсовет). По словам информатора, сосну знают во всей округе - это пять деревьев. По легенде сосну не раз пытались сжечь, но она не поддавалась огню, нарушившие запрет неприкосновенности вскоре умирали.

Сосна у деревни Баклановская - Задняя (Маркушевский сельсовет) находилась в поле у деревни, рядом с дорогой Тарнога - Вологда. По словам информаторов, сосна известна всему сельсовету. По воспоминаниям, первоначально было три сосны, две из которых срубил мужчина, умерший раньше времени. Понятие «раньше времени» подразумевает, что умерли не своей смертью или при нелепых обстоятельствах, при легкой простуде и т. д. До нашего времени сохранилась сосна с четырьмя ветками, ориентированными по сторонам света. В 1993 году от сильного ветра одна из веток обломилась и, несмотря на то, что находится на используемом поле, она не убрана. Сосна считалась ритуальной. К ней приходили во время похорон - родственники, свадьбы - невеста, проводов в армию - рекруты, провожающие. При этом исполнялась песня, которая называлась «Воленка». Текст записать не удалось. На сосне крепилась икона. В самой деревне была часовня, где все собирались на Иванов день, когда поспевала рожь. У сосны ставили иконы, угощение. С попом шли вокруг поля, молясь о хорошем урожае. В засушливые годы с иконой из часовни обходили вокруг сосны, прося дождя.

По нашим сведениям, аналогичные деревья были и у других деревень района.

Среди культовых деревьев предпочтение отдается хвойным деревьям - соснам. Все они занимают в ситуационном плане приоритетные высотные отметки, сами сосны выделяются своим долголетием, массивностью, высотой, густой кроной с иссиня-зеленой окраской. Цвет хвое придает избыток кремня. Возможно, деревья растут на кремнеземных песках. Это также придает и твердость древесине, благодаря чему появилось мнение, что деревья не поддаются воздействию со стороны человека.

Есть сообщения, что в стволах деревьев находили кремневые орудия, но я не думаю, что эти предметы могли повлиять на изменение цвета хвои и твердость древесины. В действительности это, скорее всего, связано с охотничьей магией.

Кроме почитания отдельных деревьев, в Тарногском районе собраны сведения о кустах-рощах, которые также считались священными. В книге Э. Б. Тейлора «Первобытная культура» мы находим: «Для приверженцев культа дерева не существует никакой разницы между святым деревом и святой рощей». Возможно, отчасти с этим можно согласиться, так как верования, связанные с тем и другим, подобны. Это и существующие запреты на нарушение деревьев, кара за непослушание. Более поздние христианские легенды свидетельствуют о связи деревьев, икон, часовен.

Есть мнение, что одинокие деревья - это остатки от кустов-рощ, хотя подтверждений этому мы не встречаем. Есть сведения о чудодейственной силе, которая распространяется на оставшиеся от деревьев пни. Здесь происходит контаминация образов. Поэтому нельзя отрицать цепочку «роща-дерево-пень». Понятие «куст-роща» несет в себе дополнительные аспекты. Святые кусты-рощи - это вторая составная культа дерева.

В настоящее время в Тарногском районе зафиксированы сведения о шестнадцати кустах: Илезский сельсовет - Ярасенков куст; Шебеньгский сельсовет - Тиуновский, Жуковский, Ярыгинский; Маркушевский сельсовет - Маркушевский, Лондушский; Шевденицкий сельсовет - Семеновский, Сенное, Долговицкие - 1, 2, Самойловский - Алферовский; Ромашевский сельсовет - Ромашевский, Березник; Верховский сельсовет - Игнатовский; Раменский сельсовет - Раменский. Автором зафиксирован куст в Раменском сельсовете у деревни Великая, на левом берегу реки Сухоны. Есть непроверенные сообщения «о баском» кусте в Лохте и на берегу реки Печеньги в Озерецком сельсовете. Высказано мнение о связи святых рощ и грунтовых могильников. Данные подтвердились лишь в четырех случаях. Дальнейшая шурфовка кустов положительных результатов не дала.

Очень интересный материал нами получен в ходе исследования местечка в Тарногском районе, которое известно коренным жителям как «за ручьем Еберзино». Выявлен памятник, который соответствует всем признакам природно-культового характера. Место представляет собой ровную площадку размерами 16x30 метров, на которой обнаружено дерево с дуплом в виде антропоморфной фигуры. Дупло выжигалось и выдалбливалось, судя по следам работы. Рядом с деревом, подо мхом, обнаружено кострище, которое использовалось неоднократно. Также яма-землянка размером 2x2,2 м с кустами вереска у входа с восточной стороны. По периметру площадки выложены камни со следами подправки и следами огня. Среди них выделяется камень в виде плоской плиты размером 1,5x8 м. Современная поверхность площадки поросла молодым сосняком 30-50 лет, среди которого старые деревья выделяются своими размерами. Они образуют круг. Легенд, связанных с данным местом, не выявлено, так как существовавший рядом хутор из двух домов покинут в период войны.

Очевидно, языческие обряды на Русском Севере доживают до наших дней. По сведениям краеведа-тарножанина А. А. Угрюмова, две семьи на Тарноге, в частности - дед в семье Сипиных, соблюдали языческие обряды. Умер он перед войной - после войны. Примерное время бытования памятника Еберзино можно отнести к XVIII - первой половине XX века.

Нужно отметить, что известное Тиуновское святилище, где на большом камне найден образ Мирового дерева, находится в трех-пяти километрах от данного места.

Очевидно, культовое почитание деревьев было присуще как финно-угорскому населению этих территорий, так и славянам-язычникам, что позволяет говорить о едином мироощущении, миропонимании и объяснить живучесть культа дерева. С приходом русских поселенцев этот образ не отрицается, но, возможно, трансформируется.

Интересные сведения нами получены в деревне Новгородская Тарногского района от А. Ф. Силинской (род. в 1907 году) о существовавшей в деревне системе трехполья и стоявшем при входе в деревню столбе с крышечкой, на котором крепилась икона. В фондах музея-заповедника удалось найти рисунок художника Ф. Вахрушева с изображением такого столба. Если мы присмотримся к рисунку, а в оригинале он выполнен в цвете, то увидим, что основой столба служили два росших рядом дерева. Весь облик столба напоминает дерево.

Сведения о культовых деревьях встречаются и в других районах Вологодской области. Сведения о них неполны и ограниченны. Очевидно, имеет смысл обозначить эти объекты как памятники природы и истории и как можно полнее зафиксировать и запаспортизировать их. Актуально более подробно сопоставить сведения по культу дерева с археологическими данными. Возможно, сбор и тщательная фиксация сведений помогут в решении более крупных этнокультурных вопросов.

Предлагается примерное содержание паспорта:

1) адрес;

2) план памятника, месторасположение;

3) информаторы;

4) тип дерева;

5) вид дерева, варианты;

6) легенды;

7) описание дерева: наплывов, дупел и т. д., наличие рядом камней и пр.

8) фотография и рисунок;

9) дополнительная информация.

Как показывает опыт работы, со сбором сведений надо поспешить, так как все меньше остается в деревнях людей, хранящих в памяти сведения, уходящие к корням народной культуры, все чаще уничтожаются деревья, которым поклонялось не одно поколение наших предков.

Н. Г. НЕДОМОЛКИНА,

Старший научный сотрудник


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.