Исследовательская деятельность учащихся в условиях сельской школы — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Исследовательская деятельность учащихся в условиях сельской школы

2022-11-24 29
Исследовательская деятельность учащихся в условиях сельской школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Человек неразумен... умом обладает окружающая его среда» - афоризм, принадлежащий древнегреческому мыслителю Гераклиту.

Чтобы приобщиться к этому источнику мудрости, необходимо, прежде всего, овладеть языком Природы. Каким образом? В философской притче португальского писателя Паэло Коэльо старый алхимик говорит своему ученику: «Есть только один путь постижения - действовать!».

Перед учителями биологии и географии Тарногской средней школы одной из важнейших задач является - научить школьников действовать, действовать во благо нашей малой Родины.

Организуя экологически ориентированную деятельность школьников, мы рассматриваем обучение и воспитание в качестве модели реальной деятельности, позволяющей обеспечить возможность познания и усвоения детьми системы знаний, ценностей, нравственно-этических и правовых форм поведения в окружающей среде. Воспитывать новое отношение к окружающему миру можно и нужно через общение с природой. Детские исследования, как способ организации образовательного и воспитательного процессов, действительно позволяют достичь впечатляющих результатов. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением творческой, исследовательской задач и предполагающая наличие основных этапов:

- определение проблемы, выбор темы исследования, постановка цели и задач;

- обзор состояния проблемы, степени ее изученности, выбор или разработка методики исследования, сбор материала;

- обработка материалов, оформление результатов, формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Первые исследования мы начали проводить в 1996 году. В течение двух лет экологический отряд школы занимался изучением малых рек района. Выбор объектов изучения не случаен. Все реки нашего района относятся к числу малых. Сведений о них нет ни в одном из источников. Гидрографическая характеристика района отсутствует. Поэтому мы и решили провести комплексное исследование главной реки района Кокшеньги.

В книге «Кокшеньга» Андрей Андреевич Угрюмов писал: «Кокшеньга - это река. Чтобы найти ее на карте, надо сначала отыскать треугольник, образованный реками Сухоной, Северной Двиной и Вагой. Внутри этого треугольника и пробивает она себе путь на север, пока не отдаст свои воды реке Устье, правому притоку Ваги. Это и местность, прилегающая к реке, давшей ей название. Местность таежная, но давно обжитая нашими предками. Неширокая долина реки Кокшеньги и ее многочисленных притоков с весны до осени благоухает душистым разнотравьем. Чист и прозрачен здесь воздух, не замутненный еще дымами большой индустрии».

«Кокшеньгу питают ее притоки Тарнога, Уфтюга, Кортюга, Айга, Майга и другие».

Организуя экспедицию, мы хотели показать всю красоту природы, которая нас окружает.

Перед участниками экспедиции была поставлена цель: выявить особенности природно-экологических условий реки Кокшеньги и ее бассейна, составить экологический паспорт на реку.

Чтобы достигнуть данной цели, в ходе экспедиции были решены следующие задачи:

1. Провели экспедиционное исследование на реке от места ее образования (слияние рек Уфтюги и Илезы) до границы с Архангельской областью.

2. Во время экспедиции исследовали природные условия реки, ее долины и прилегающих территорий бассейна.

3. Выявили источники загрязнения воды в реке Кокшеньга.

Основным методом при выполнении данной работы был полевой. Он является первоисточником всех сведений о реке Кокшеньге и ее долине. Главными путями при реализации этого метода были:

- наблюдение, т. е. получение первичной информации об особенностях реки и ее долины;

- измерение, т. е. получение количественных показателей по длине, ширине, глубине реки, скорости течения и т. д.

Использовался метод ключей, т. е. выборочное изучение отдельных объектов. Таким методом изучались почвы, растительность лугов, лесов, животный мир.

Из общегеографических методов использовали метод научного описания. С его помощью составлена комплексная характеристика реки и ее долины.

Подводя итоги своей работы по изучению реки Кокшеньги, мы составили экологический паспорт реки, предложили присвоить ей статус реки I категории.

Параллельно учениками проводилась работа по изучению видового разнообразия напочвенных насекомых на лугах и в лесах долины реки Кокшеньги.

И ребята были в восторге, когда получили ответ на письмо от научных сотрудников Дарвинского заповедника, в котором было сказано, что на территории района нами было обнаружено два вида жужелиц: жужелица блестящая и птеростих мелкоточечный, которые не значатся в списках Дарвинского заповедника.

Ребята поняли, что их труд необходим, что их работа - это серьезное научное исследование, они уже сумели внести свой вклад в изучение природы родного края.

С каждым годом увеличивается количество желающих работать в экологическом отряде. У ребят появилось желание изучить состояние охраняемых территорий.

Ученики школы под руководством педагогов провели большую работу по геоботаническому и флористическому исследованию памятника природы «Малахов Бор», который расположен на землях Тарногского гослесхоза, занимает площадь 182 га. Эту работу проводили в течение трех лет.

На основании анализа полученных данных установили: квартал 26 находится на территории памятника природы «Малахов Бор», имеет I стадию деградации лесной системы, возобновляемость леса хорошая.

В растительном покрове преобладают высокобонитетные сосняки, имеющие возраст древостоя 140-160 лет. Наличие во флоре редких и подлежащих охране растений: плаун булавовидный, плаун сплюснутый, любка двулистная, зимолюбка зонтичная и др.

Определили и составили аннотированный список флоры памятника природы «Малахов Бор», гистограмму генетических элементов флоры, которая показывает, что на территории «Малахова Бора» в основном произрастают растения циркум-бореального и бореального вида таежной зоны.

Многолетние наблюдения за природным объектом помогли собрать фактический материал. Обобщив его, был создан проект «Биомониторинг памятника природы «Малахов Бор». «Малахов Бор» - это коренной старовозрастной лес, которых сохранилось совсем немного на севере Европы.

Вторым направлением исследовательской деятельности является изучение озер района.

В течение двух лет (2000, 2001 годов) изучали озеро Монастырское (Баклановское), летом 2002 года проделали большой объем работ по изучению озера Максимовского (Ромашеского).

Почему ребят заинтересовали озера района? Побывав в библиотеках, они поняли, что в источниках, посвященных региональным исследованиям, какая-либо информация о тарногских озерах отсутствует. А ведь озера довольно многочисленны, хотя и небольшие по площади. Например: Семчугское, Максимовское, Бобровское, четыре озера, на речке Яхреньге, много старинных озер р. Кокшеньги и Уфтюги.

К наиболее загадочным относится озеро Монастырское, которое находится на территории Верхнекокшеньгского сельсовета, в 17 км от д. Погост.

Много легенд связано с историей местности вокруг озера, познакомившись с ними, у ребят появилось желание побывать в этих уникальных местах. Чем лучше учащиеся будут знать историю своей малой Родины, тем больше будет у них возможностей в ее развитии и совершенствовании.

Казалось бы, не так далеко оно расположено от населенного пункта, но добраться до него в летний период мы смогли только по узкоколейной железной дороге. И на весь путь ушло около 4 часов.

В результате исследований мы установили, что озеро расположено в непосредственной близости от реки Печеньги, на ее правом берегу, в полузамкнутой котловине. Форма озера оваловидная, размеры с севера на юг 340 метров, с запада на восток 250 метров, отметка уреза воды 109,0 м.

В северо-западной части озера находится устье впадающего в него ручья Удавиха. Устье заболочено, обнаруживается с трудом. В южной части находится исток ручья, впадающего в реку Печеньгу, берущего начало из озера. По результатам тахеометрической съемки был составлен план озера.

Нас поразила глубина его. Сделав промеры, мы установили, что глубина быстро увеличивается, на расстоянии 40 метров (в северо-восточной оконечности) уже достигает 20 метров, затем увеличение глубины идет медленнее - 30 метров глубина достигает на расстоянии 120 метров от берега. По данным выборочных промеров, примерно в центре озера находится углубление до 33 метров.

С чем связана такая необычная глубина? Проработав соответствующую литературу, учащиеся высказали предположение о карстовом происхождении озера, для таких озер при малых плановых размерах характерна большая глубина.

По окончании работы мы пришли к: выводу, что озеро Монастырское - одно из самых глубоких, в Вологодской области. А берега его богаты лекарственными растениями. Это вахта трехлистная, сабельник болотный, встречаются редкие растения: росянка круглолистая, кувшинка чисто-белая и другие.

Такие, казалось бы, незначительные открытия, но они дополняют сведения о природной характеристике района. А ребята приобретают новые знания в области экологии и охраны окружающей среды.

Ежегодно по итогам учебно-исследовательской деятельности оформляются творческие работы, с которыми наши ученики успешно выступают на районных, областных научно-практических конференциях. Выступления неоднократно были отмечены дипломами I, II степени.

В чем ценность научно-исследовательской работы? Она состоит в том, что школьники получают возможность посмотреть на проблемы с позиции ученого, ощутить спектр требований к научному исследованию еще до поступления в вуз.

Это означает овладение теоретическим и практическим материалом по выбранной проблематике, анализ различных, нередко противоречивых точек зрения на данную проблему, разработку на основе проведенного анализа научной гипотезы, имеющей у каждого свою специфику, свое смысловое значение.

Каждый человек, который создает что-либо, независимо от того, в какой области знаний он работает, привносит в эту работу свое субъективное знание, некоторую эмоциональную составляющую. Эмоциональный компонент обуславливает специфику видения определенной проблемы самим исследователем.

Представляется важным тот факт, что ученики, испытав ситуацию успеха, «поняли себя», они почувствовали себя не только востребованными как личности, но и состоятельными в научном плане.

Активная творческая деятельность наших учеников, их трудолюбие и усердие, неравнодушное отношение к малой Родине и ее богатствам будут способствовать выработке у них правильного экологического мировоззрения.

С. А. ПОПОВА,

учитель биологии

Тарногской средней школы

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.