Философскиеистокиразвитиялингвистики — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Философскиеистокиразвитиялингвистики

2022-10-10 34
Философскиеистокиразвитиялингвистики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прагматика

 

ЕромейчикТатьянаВладимировна

 

· 10 лекций

· 7 семинаров

· Экзамен

 

Прагматика изучаетрольотдельныхсловилисинтаксическихконструкцийвдостиженииконкретныхкоммуникативныхцелей и способы,которыминосителиязыкдостигаютсвоихцелейвкоммуникации.

 

Прагматикакакнаука

 

1) Прагматикакакчастьсемиотики

2) Предпосылкиразвитиялингвопрагматики

3) Лингвопрагматика: основныеподходыкопределениютермина

4) Основныеподходывразграничениисемантикиипрагматики, широкаяиузкаятрактовкапрагматики

5) Направлениелингвопрагматическихисследованийисферыихприменения

6) Связьлингвопрагматикисдругиминауками

 

Прагматика, прагмалингвистика, лингвистическаяпрагматика, лингвопрагматика – синонимы.

 

Pragma от греч. дело,действие «то, чтосделано, чтоделается, чтонужноделать»

 

Лингвистическаяпрагматика – дисциплина, котораяизучаетязыканесамвсебеидлясебя, акаксредство, котороеиспользуетсячеловекомвегодеятельности

 

Семиотика –наука, исследующаясвойствазнаковизнаковыхсистем.

               - наука окоммуникативныхсистемахизнакахиспользуемыхвпроцессеобщения.

 

Ученые:

Ø Пирс

Ø Моррис

Ø Соссюр

Ø Ельмслев

Ø Якобсон

Ø Барт

Ø Эко

Ø Лотман

 

Семиотика – общаятеориязнаков.

 

Семантика – учебникоботношениизнаковкобъектамдействительности.

Синтактика – учениеоботношениямимеждузнаками.

Прагматика – учениеоботношениизнаковкихинтерпретаторам,тоестьктем,ктопользуетсязнаковымисистемами (изучаетповедениезнаковвреальныхпроцессахкоммуникации).

 

Объект,предметизадачипрагмалингвистики

 

Объектомпргагмалингвистикивыступаетвоздействующиефункцииязыка,реализуемыевзависимостиотцелейзадач,намерении,интенций отправителя текста.

 

Предметом прагмалингвистики является выбор отправителем текста оптимальных языковых единицы из набора равнозначных для наилучшего воздействия на получателя текста.

 

Критерий оценки сделанного выбора – успешность и эффективность речевого общения.

 

Задачипрагмалингвистики:

 

Основныезадачипрагмалингвистикисводятсякпопыткамответитьнатривопроса:

 

o Зачемвступаюткоммуниканты в речевое общение? (= цели и мотивы речевого общения коммуникантов, без которых они не вступают в речевое взаимодействие – категории, изучающиеся в системе психологических наук)

 

o Почемуречевоеобщение коммуникантов реализуется в данном конкретном виде? (= объяснение истоков речевых действий коммуникантов, т.е. причин, по которым они выбрали в данных конкретных условиях данные конкретные языковые и речевые единицы – категории, изучающиеся с позиций социологии)

 

o Как действуют коммуниканты в речевом общении? (= выявление норм и принципов, регламентирующих процесс коммуникации)

 

Широкаяиузкаятрактовкипрагматики

 

Широкое понимание:

 

Ø Прагматика - общаякогнитивнаясоциальнаякультурнаяперспективарассмотрениялингвистическихфеноменовотносительноихиспользованиявразличныхформахчеловеческогоповедения.

 

Ø Прагматикаохватываетвсеслучаиязыковогоупотребленияотбытовогодиалогадонаучноготрактора

 

Ø Междисциплинарнаяобластьиспользующаяметодыитеорииразныхнаук

 

Узкое понимание:

 

Лингвистическаяпрагматика (=лингвопрагматика = коммуникативнаялингвистика): область лингвистики, изучающая функционирование языковых знаков в речи то есть отношения между говорящим субъектом и его речевым произведением.

 

Направлениелингвопрагматическихисследованийисферыихприменения

 

Изучениефакторовэффективнойреализациикоммуникативногонамеренияговорящего

Проблемавыборалексическихисинтаксическихсредств, стратегийитактик, обеспечивающихдостиженияопределенногоэффектанаадресата

 

Рекламный текст

 

Слово должно нести только положительные ассоциации

Если можно обойтись без отрицаний, лучше обойтись без них

Слово должно быть понятным

Выбирая слова для рекламного текста, имейте в виду действие так называемого «закона Мерфи», который в рекламном деле надо понимать так: «Если что-то не может быть понято не так – оно будет понято не так».

 

Дейктические элементы

 

1. Первичная прагматическая функция дейктических элементов – указание на координаты коммуникативного акта.

2. Вторичные прагматические функции дейктических единиц – выражением эмоций, оценок и социальных отношений.

 

Прагматика грамматической категории лица

Лицо Единственное число Множественное число
1 Я i Мы we
2 Ты you Вы You
3 Он она оно he she it Они they

 

 

Функции местоимений

 

Первичная – дейктическая

Вторичная –прагматическая (отражает роль языковой единицы в коммуникации – в процессе взаимодействия Г и С)

 

Демонстрация социальных отношений

o Выражение эмоционального состояния говорящего

o Отношение говорящего к содержанию высказывания

o Отношение говорящего к адресату или другому лицу

 

Условия реализации вторичных прагматических функций местоимений:

 

v Использование одного показателя лица вместо другого

v Употребление местоимения в роли подлежащее и обращения (где нормой является его отсутствие)

v Замена нормативной формы ненормативной

v Функционирование в состава особых синтаксических конструкций

 

Использование одного показателя лица вместо другого

 

Инклюзивное МЫ – объединяет говорящего с собеседником

 

Ну а теперь когда камень у нас – сказал Учитель. – остался всего лишь один, последний шаг.

 

За мы может скрываться:

Я+ты

Я+он

Я+ты+он

Я+ты+они

Я+вы

Я+они

Я+вы+он

Я+вы+они

 

Использование мы сокращает дистанцию между коммуникантами, а это может восприниматься не только положительно, но и отрицательно – как вторжение в личную сферу.

 

Так значит мы уже на МЫ?

 

1 лицо

Эксклюзивное МЫ – исключает адресата из числа субъектов действия.

 

Ну что ж, для начала позвольте нам (=без тебя, вас) осмотреть дом.

Псевдоинклюзивное МЫ – исключает говорящего из числа субъектов действия.

 

Случаи, в которых доля Я исчезающее мала и где мы можно определить фактически как ты или вы или он, но этот второй субъект имеет какое-то отношение ко мне.

 

Как мы себя чувствуем? (При врачебном обходе) = как вы себя чувствуете, будучи моим пациентом?

Шею брить будем? (В парикмахерской) = хотите ли вы, чтобы я побрил вам шею? Здесь вы решаете, а я – лишь исполнитель воли Клиента

Проезд оплачиваем, на линии работают контролеры (объявление через микрофон водителя троллейбуса) = оплачивайте проезд, а то я за это отвечаю

Билетики предъявляем на выходе (объявление в троллейбусе) = предъявите билеты, а я проконтролирую.

Мы ведь любим за красотками побегать, мы такие

Нам песня строить и жить помогает... Мы рождены чтоб сказку сделать былью. = все люди, политизированное значение мы, наш, противопоставленное значению они, их

 

Замена Я на Мы

 

· Избегание отвественности за произнесенные слова, языковая демагогия

 

Ну это мы еще посмотрим кому в отставку идти!

 

· Выражение солидарности и сочувствия, установление контакта, реализация эмпатии

 

Как мы себя чувствуем?

 

· Выражение недовольно-критического отношения (снисходительность, ирония, сарказм)

 

Нет, голубушка! Знаем мы вас. Нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадемся.

 

· Носизм (королевское Мы) – для указания на высокое социальное положение субъекта речи. Мы (=премьер министр Великобритании Тэтчер) стали бабушкой.

 

· Использование в научном дискурсе (мы-скромность) ради объективности изложения

Мы таким образом приходим к определению понятия время в физике.

 

· Императивное мы когда говорящий указывает на определенный способ выполнения действия и желает чтобы адресат поступил так.

 

В таких случаях порядок – все, и я думаю, если мы приготовим весь наш материал, и каждая статья будет помещена в хронологическом порядке, то сделаем многое.

 

· Умоляющее мы – в стилистики окрашенных контекстах, как правило молитвах

 

Благослови Господь наш урожай а мы будем возносить к Тебе наши молитвы.

 

· Манипулятивное мы (чаще в политическом дискурсе)

 

Я считаю! Наша партия считает! Мы считаем

 

Три типа манипулятивного we:

1) Инклюзивный тип с включением потенциальной аудитории (население страны/человечества) мне нравится наш запал: даже когда мы не на гребне волны, мы не аутсайдеры (=включение народа Великобритании)

2) Эксклюзивный тип с невключением адресата в семантику местоимения we Our reformsare already working (= разработаны его командой)

3) Мультииндексальный тип с менее четкими границами между включённостью и невключённостью (=правительство, население страны, человечество)

 

Использование одного показателя лица вместо другого

 

Использование 3 лица вместо 2

 

Ø Прагматические функции:

Ø Ирония

Ø Критика, осуждение

Ø Неодобрение снисхождение

 

Коллега по работе: я хотел сесть за этот стол, но он видите ли его занял.

Вы только посмотрите на него – Ромео нашелся.

 

Использование 3 лица вместо 1

 

Ø Способ вербального поддержания и повышения социального положения

 

Командир лучше знает (вместо Я лучше знаю)

 

Общение по телефону

Вас беспокоит Иванов (вместо Вас беспокою я)

С вами говорит Иванов

 

Употребление местоимения в роли подлежащего и обращения

 

· Для дейктических элементов нехарактерно употребление в функции обращения

 

Прагматические функции местоимения 2 лица в роли обращения:

Выражение фамильярности

Выражение эмоций говорящего

Нежелание использовать принятые в данной коммуникативной культуре обращения

Нарушение границ личной сферы

 

Слушай ты! Нельзя ли поосторожнее?

 

Местоимения инновации в русском сленге (йа, мну, мя, тбу, тя, тебю, тя, мя, ся)

 

За девушкой в очереди стоит грузин. Осторожно трогает ее за плечо: Девушка, на вам муха! Не на вам, а на вас! На мну? Не не мну, а на мне. Так я и говорю, что нам вам! Прагматически насыщенный интернет неологизм. Маркер субкультуры; Принесение в речь элемента привычности Повышение экспрессивности   Мну просто пишет мне потому что мну это нравится!   В августе у всей страны праблы... Так што на этом фоне – у тя, фсё в порядке.. Не атчаивайся.

 

Прагматика

 

ЕромейчикТатьянаВладимировна

 

· 10 лекций

· 7 семинаров

· Экзамен

 

Прагматика изучаетрольотдельныхсловилисинтаксическихконструкцийвдостиженииконкретныхкоммуникативныхцелей и способы,которыминосителиязыкдостигаютсвоихцелейвкоммуникации.

 

Прагматикакакнаука

 

1) Прагматикакакчастьсемиотики

2) Предпосылкиразвитиялингвопрагматики

3) Лингвопрагматика: основныеподходыкопределениютермина

4) Основныеподходывразграничениисемантикиипрагматики, широкаяиузкаятрактовкапрагматики

5) Направлениелингвопрагматическихисследованийисферыихприменения

6) Связьлингвопрагматикисдругиминауками

 

Прагматика, прагмалингвистика, лингвистическаяпрагматика, лингвопрагматика – синонимы.

 

Pragma от греч. дело,действие «то, чтосделано, чтоделается, чтонужноделать»

 

Лингвистическаяпрагматика – дисциплина, котораяизучаетязыканесамвсебеидлясебя, акаксредство, котороеиспользуетсячеловекомвегодеятельности

 

Семиотика –наука, исследующаясвойствазнаковизнаковыхсистем.

               - наука окоммуникативныхсистемахизнакахиспользуемыхвпроцессеобщения.

 

Ученые:

Ø Пирс

Ø Моррис

Ø Соссюр

Ø Ельмслев

Ø Якобсон

Ø Барт

Ø Эко

Ø Лотман

 

Семиотика – общаятеориязнаков.

 

Семантика – учебникоботношениизнаковкобъектамдействительности.

Синтактика – учениеоботношениямимеждузнаками.

Прагматика – учениеоботношениизнаковкихинтерпретаторам,тоестьктем,ктопользуетсязнаковымисистемами (изучаетповедениезнаковвреальныхпроцессахкоммуникации).

 

Философскиеистокиразвитиялингвистики

 

Восновележитфилософскоетечениепрагматизмпоставившеевоглавууглачеловеческоедействие, итрактующеефилософиюкакобщийметодрешенияпроблемкоторыйвстаютпередлюдьмивразличныхжизненныхситуациях.

 

Критикапрежнейфилософии: отрывотжизни, абстрактность,созерцательность

 

70-егоды

 

Ø Опытнеданнамизначальнокакнечтоопределенное,новсеобъектыпознанияформируютсяпознавательнымиусилиямивходерешенияпрактическихзадач

Ø Мышлениесредстводояприспособленияорганизмаксредесцельюуспешногодействия

 

Истина – практическаяполезность (тоестьнастоящейистинойявляетсятакотораядаетполезныерезультаты)

 

ПринципПирса – значение (идеи, понятия, теории) сводитсяквозможнымпрактическимпоследствиям.

 

Язык – типсоциальнойкоммуникацииспомощьюкотороймыболееудачноудовлетворяетсвоипотребности.

 

Типкоммуникативнойдеятельностисоциальнойпопроисхождениюисущности,спомощьюкоторыйчленысоциальнойгруппыболееуспешноудовлетворяютсвоииндивидуальныеиобщиенужды.

 

ЛюдвигВитгенштейн

 

Л. Витгенштейн «Философские исследования» (1953) Учениеоязыковыхиграх (соединениеречиидействия) какформахиспользованииязыкавдействиилюбаяигра – специфическоедействие. Онапредполагаетучатснова, правилаиуспех/неуспех

 

Согласно определению Витгенштейна «значения как употрбления в языке», интерпретировать высказывание можно только исходя из контекста его употребления.

 

Язнаючтонужноделатьуроки = неприставайкомне (девочкемамаговоритпроуроки)

Язнаю, чтоэтостул = небеспокойтесь, пожалуйста (дядепредлагаютстул)

 

Предпосылкивозникновенияпрагматикисточкизрениялингвистическойнауки

 

Коммуникативнопрагматическоенаправлениевлингвистике

 

Предпосылкивозникновения:

 Антропоцентрическийтенденциипоследнейчетверти 20 – начала 21 века (переключениеинтересовисследователейсобъектовпознаниянасубъекта, тоестьреализуетсячеловекавязыкеиязыквчеловеке (Маслоу)).

 Сформировавшийсявобществесоциальныйзаказназнанияезакономерностейчеловеческогообщения

 Переключениевниманиялингвистовсвопросовтогокакустроенязыкнатокаконафункционирует

 Всестороннийучетчеловеческогофакторавязыкеиречитоестьвсехсоциальныхпсихологическихэтнокультурных(статус, возраст, интроверты/экстраверттд) идрфакторовжизниhomo loquens(говорящего).

 

Социальныйподход (личностьговорящего)

 

Предполагаетанализвлиянияразныхсоциальныхограниченийнапроцессформированиявысказываний

 

Арутюнова: лингвопрагматикаизучаетотношениемеждуговорящимсубъектомиегоречевымпроизведением.

 

Сусов: лингвопрагматика – областьлингвистки. Изучающаяиспользованиелюдьмиестественногоязыкавкачествеорудиясоциальногодействияивзаимодействиявусловияхконкретных ситуация общения на основные специальной системы правил, постулатов, стратегий.

 

 

Когнитивныйподход

 

Шпербер, Уилсон

 

Лингвопрагматика – областьлингвистикиизучающаяпроцессинтерпретациивысказываний

 

Арутюнова: одна из главных задач прагматики – разработка теории интерпретации речевых произведений, появляющихся в тех или иных коммуникативных контекстах. 

 

Объединениедвухподходов (то есть учет роли говорящего и слушающего)

 

Томас: Лингвопрагматика–изучениезначениявинтеракции. Коммуникациярассматриваетсякакдинамическийпроцессвкоторомзначениявысказываний являются объектом переговоров между говорящим и слушающим с учетом контекста высказывания.

 

Юл: Лингвопрагматика – изучение значения, коммуницированного говорящим/пишущим и интерпретированного пишущим/читающим.

 

Кристал: Лингвопрагматика – изучение языка с позиции пользователей, выбора языковых структур, который они осуществляют, ограничений, с которыми они сталкиваются, пользуясь языком в социальных интеракциях, а также того эффекта, который их выбор языковых структур оказывает на других участников коммуникации.

 

Цельипроблематикалингвопрагматики

 

Цельюлингвопрагматикипредставляется«изучениеязыкавконтексте»социальном,ситуативномит.д.тоестьисследованиеязыкакаксредствакоммуникации.

 

2 типапроблем:

v Определениеречевыхактов (проблемазаданиянеобходимых и достаточных условий успешного выполнения речевых актов)

v Изучение того, каким образом речевой контекст влияет на значение высказывания

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.