Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2022-10-10 | 34 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Прагматика
ЕромейчикТатьянаВладимировна
· 10 лекций
· 7 семинаров
· Экзамен
Прагматика изучаетрольотдельныхсловилисинтаксическихконструкцийвдостиженииконкретныхкоммуникативныхцелей и способы,которыминосителиязыкдостигаютсвоихцелейвкоммуникации.
Прагматикакакнаука
1) Прагматикакакчастьсемиотики
2) Предпосылкиразвитиялингвопрагматики
3) Лингвопрагматика: основныеподходыкопределениютермина
4) Основныеподходывразграничениисемантикиипрагматики, широкаяиузкаятрактовкапрагматики
5) Направлениелингвопрагматическихисследованийисферыихприменения
6) Связьлингвопрагматикисдругиминауками
Прагматика, прагмалингвистика, лингвистическаяпрагматика, лингвопрагматика – синонимы.
Pragma от греч. дело,действие «то, чтосделано, чтоделается, чтонужноделать»
Лингвистическаяпрагматика – дисциплина, котораяизучаетязыканесамвсебеидлясебя, акаксредство, котороеиспользуетсячеловекомвегодеятельности
Семиотика –наука, исследующаясвойствазнаковизнаковыхсистем.
- наука окоммуникативныхсистемахизнакахиспользуемыхвпроцессеобщения.
Ученые:
Ø Пирс
Ø Моррис
Ø Соссюр
Ø Ельмслев
Ø Якобсон
Ø Барт
Ø Эко
Ø Лотман
Семиотика – общаятеориязнаков.
Семантика – учебникоботношениизнаковкобъектамдействительности.
Синтактика – учениеоботношениямимеждузнаками.
Прагматика – учениеоботношениизнаковкихинтерпретаторам,тоестьктем,ктопользуетсязнаковымисистемами (изучаетповедениезнаковвреальныхпроцессахкоммуникации).
Объект,предметизадачипрагмалингвистики
Объектомпргагмалингвистикивыступаетвоздействующиефункцииязыка,реализуемыевзависимостиотцелейзадач,намерении,интенций отправителя текста.
|
Предметом прагмалингвистики является выбор отправителем текста оптимальных языковых единицы из набора равнозначных для наилучшего воздействия на получателя текста.
Критерий оценки сделанного выбора – успешность и эффективность речевого общения.
Задачипрагмалингвистики:
Основныезадачипрагмалингвистикисводятсякпопыткамответитьнатривопроса:
o Зачемвступаюткоммуниканты в речевое общение? (= цели и мотивы речевого общения коммуникантов, без которых они не вступают в речевое взаимодействие – категории, изучающиеся в системе психологических наук)
o Почемуречевоеобщение коммуникантов реализуется в данном конкретном виде? (= объяснение истоков речевых действий коммуникантов, т.е. причин, по которым они выбрали в данных конкретных условиях данные конкретные языковые и речевые единицы – категории, изучающиеся с позиций социологии)
o Как действуют коммуниканты в речевом общении? (= выявление норм и принципов, регламентирующих процесс коммуникации)
Широкаяиузкаятрактовкипрагматики
Широкое понимание:
Ø Прагматика - общаякогнитивнаясоциальнаякультурнаяперспективарассмотрениялингвистическихфеноменовотносительноихиспользованиявразличныхформахчеловеческогоповедения.
Ø Прагматикаохватываетвсеслучаиязыковогоупотребленияотбытовогодиалогадонаучноготрактора
Ø Междисциплинарнаяобластьиспользующаяметодыитеорииразныхнаук
Узкое понимание:
Лингвистическаяпрагматика (=лингвопрагматика = коммуникативнаялингвистика): область лингвистики, изучающая функционирование языковых знаков в речи то есть отношения между говорящим субъектом и его речевым произведением.
Направлениелингвопрагматическихисследованийисферыихприменения
Изучениефакторовэффективнойреализациикоммуникативногонамеренияговорящего
|
Проблемавыборалексическихисинтаксическихсредств, стратегийитактик, обеспечивающихдостиженияопределенногоэффектанаадресата
Рекламный текст
Слово должно нести только положительные ассоциации
Если можно обойтись без отрицаний, лучше обойтись без них
Слово должно быть понятным
Выбирая слова для рекламного текста, имейте в виду действие так называемого «закона Мерфи», который в рекламном деле надо понимать так: «Если что-то не может быть понято не так – оно будет понято не так».
Дейктические элементы
1. Первичная прагматическая функция дейктических элементов – указание на координаты коммуникативного акта.
2. Вторичные прагматические функции дейктических единиц – выражением эмоций, оценок и социальных отношений.
Прагматика грамматической категории лица
Лицо | Единственное число | Множественное число |
1 | Я i | Мы we |
2 | Ты you | Вы You |
3 | Он она оно he she it | Они they |
Функции местоимений
Первичная – дейктическая
Вторичная –прагматическая (отражает роль языковой единицы в коммуникации – в процессе взаимодействия Г и С)
Демонстрация социальных отношений
o Выражение эмоционального состояния говорящего
o Отношение говорящего к содержанию высказывания
o Отношение говорящего к адресату или другому лицу
Условия реализации вторичных прагматических функций местоимений:
v Использование одного показателя лица вместо другого
v Употребление местоимения в роли подлежащее и обращения (где нормой является его отсутствие)
v Замена нормативной формы ненормативной
v Функционирование в состава особых синтаксических конструкций
Использование одного показателя лица вместо другого
Инклюзивное МЫ – объединяет говорящего с собеседником
Ну а теперь когда камень у нас – сказал Учитель. – остался всего лишь один, последний шаг.
За мы может скрываться:
Я+ты
Я+он
Я+ты+он
Я+ты+они
Я+вы
Я+они
Я+вы+он
Я+вы+они
Использование мы сокращает дистанцию между коммуникантами, а это может восприниматься не только положительно, но и отрицательно – как вторжение в личную сферу.
Так значит мы уже на МЫ?
1 лицо
Эксклюзивное МЫ – исключает адресата из числа субъектов действия.
|
Ну что ж, для начала позвольте нам (=без тебя, вас) осмотреть дом.
Псевдоинклюзивное МЫ – исключает говорящего из числа субъектов действия.
Случаи, в которых доля Я исчезающее мала и где мы можно определить фактически как ты или вы или он, но этот второй субъект имеет какое-то отношение ко мне.
Как мы себя чувствуем? (При врачебном обходе) = как вы себя чувствуете, будучи моим пациентом?
Шею брить будем? (В парикмахерской) = хотите ли вы, чтобы я побрил вам шею? Здесь вы решаете, а я – лишь исполнитель воли Клиента
Проезд оплачиваем, на линии работают контролеры (объявление через микрофон водителя троллейбуса) = оплачивайте проезд, а то я за это отвечаю
Билетики предъявляем на выходе (объявление в троллейбусе) = предъявите билеты, а я проконтролирую.
Мы ведь любим за красотками побегать, мы такие
Нам песня строить и жить помогает... Мы рождены чтоб сказку сделать былью. = все люди, политизированное значение мы, наш, противопоставленное значению они, их
Замена Я на Мы
· Избегание отвественности за произнесенные слова, языковая демагогия
Ну это мы еще посмотрим кому в отставку идти!
· Выражение солидарности и сочувствия, установление контакта, реализация эмпатии
Как мы себя чувствуем?
· Выражение недовольно-критического отношения (снисходительность, ирония, сарказм)
Нет, голубушка! Знаем мы вас. Нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадемся.
· Носизм (королевское Мы) – для указания на высокое социальное положение субъекта речи. Мы (=премьер министр Великобритании Тэтчер) стали бабушкой.
· Использование в научном дискурсе (мы-скромность) ради объективности изложения
Мы таким образом приходим к определению понятия время в физике.
· Императивное мы когда говорящий указывает на определенный способ выполнения действия и желает чтобы адресат поступил так.
В таких случаях порядок – все, и я думаю, если мы приготовим весь наш материал, и каждая статья будет помещена в хронологическом порядке, то сделаем многое.
· Умоляющее мы – в стилистики окрашенных контекстах, как правило молитвах
|
Благослови Господь наш урожай а мы будем возносить к Тебе наши молитвы.
· Манипулятивное мы (чаще в политическом дискурсе)
Я считаю! Наша партия считает! Мы считаем
Три типа манипулятивного we:
1) Инклюзивный тип с включением потенциальной аудитории (население страны/человечества) мне нравится наш запал: даже когда мы не на гребне волны, мы не аутсайдеры (=включение народа Великобритании)
2) Эксклюзивный тип с невключением адресата в семантику местоимения we Our reformsare already working (= разработаны его командой)
3) Мультииндексальный тип с менее четкими границами между включённостью и невключённостью (=правительство, население страны, человечество)
Использование одного показателя лица вместо другого
Использование 3 лица вместо 2
Ø Прагматические функции:
Ø Ирония
Ø Критика, осуждение
Ø Неодобрение снисхождение
Коллега по работе: я хотел сесть за этот стол, но он видите ли его занял.
Вы только посмотрите на него – Ромео нашелся.
Использование 3 лица вместо 1
Ø Способ вербального поддержания и повышения социального положения
Командир лучше знает (вместо Я лучше знаю)
Общение по телефону
Вас беспокоит Иванов (вместо Вас беспокою я)
С вами говорит Иванов
Употребление местоимения в роли подлежащего и обращения
· Для дейктических элементов нехарактерно употребление в функции обращения
Прагматические функции местоимения 2 лица в роли обращения:
Выражение фамильярности
Выражение эмоций говорящего
Нежелание использовать принятые в данной коммуникативной культуре обращения
Нарушение границ личной сферы
Слушай ты! Нельзя ли поосторожнее?
Местоимения инновации в русском сленге (йа, мну, мя, тбу, тя, тебю, тя, мя, ся)
За девушкой в очереди стоит грузин. Осторожно трогает ее за плечо: Девушка, на вам муха! Не на вам, а на вас! На мну? Не не мну, а на мне. Так я и говорю, что нам вам! | Прагматически насыщенный интернет неологизм. Маркер субкультуры; Принесение в речь элемента привычности Повышение экспрессивности Мну просто пишет мне потому что мну это нравится! В августе у всей страны праблы... Так што на этом фоне – у тя, фсё в порядке.. Не атчаивайся. |
Прагматика
ЕромейчикТатьянаВладимировна
· 10 лекций
· 7 семинаров
· Экзамен
Прагматика изучаетрольотдельныхсловилисинтаксическихконструкцийвдостиженииконкретныхкоммуникативныхцелей и способы,которыминосителиязыкдостигаютсвоихцелейвкоммуникации.
Прагматикакакнаука
1) Прагматикакакчастьсемиотики
2) Предпосылкиразвитиялингвопрагматики
|
3) Лингвопрагматика: основныеподходыкопределениютермина
4) Основныеподходывразграничениисемантикиипрагматики, широкаяиузкаятрактовкапрагматики
5) Направлениелингвопрагматическихисследованийисферыихприменения
6) Связьлингвопрагматикисдругиминауками
Прагматика, прагмалингвистика, лингвистическаяпрагматика, лингвопрагматика – синонимы.
Pragma от греч. дело,действие «то, чтосделано, чтоделается, чтонужноделать»
Лингвистическаяпрагматика – дисциплина, котораяизучаетязыканесамвсебеидлясебя, акаксредство, котороеиспользуетсячеловекомвегодеятельности
Семиотика –наука, исследующаясвойствазнаковизнаковыхсистем.
- наука окоммуникативныхсистемахизнакахиспользуемыхвпроцессеобщения.
Ученые:
Ø Пирс
Ø Моррис
Ø Соссюр
Ø Ельмслев
Ø Якобсон
Ø Барт
Ø Эко
Ø Лотман
Семиотика – общаятеориязнаков.
Семантика – учебникоботношениизнаковкобъектамдействительности.
Синтактика – учениеоботношениямимеждузнаками.
Прагматика – учениеоботношениизнаковкихинтерпретаторам,тоестьктем,ктопользуетсязнаковымисистемами (изучаетповедениезнаковвреальныхпроцессахкоммуникации).
Философскиеистокиразвитиялингвистики
Восновележитфилософскоетечениепрагматизмпоставившеевоглавууглачеловеческоедействие, итрактующеефилософиюкакобщийметодрешенияпроблемкоторыйвстаютпередлюдьмивразличныхжизненныхситуациях.
Критикапрежнейфилософии: отрывотжизни, абстрактность,созерцательность
70-егоды
Ø Опытнеданнамизначальнокакнечтоопределенное,новсеобъектыпознанияформируютсяпознавательнымиусилиямивходерешенияпрактическихзадач
Ø Мышлениесредстводояприспособленияорганизмаксредесцельюуспешногодействия
Истина – практическаяполезность (тоестьнастоящейистинойявляетсятакотораядаетполезныерезультаты)
ПринципПирса – значение (идеи, понятия, теории) сводитсяквозможнымпрактическимпоследствиям.
Язык – типсоциальнойкоммуникацииспомощьюкотороймыболееудачноудовлетворяетсвоипотребности.
Типкоммуникативнойдеятельностисоциальнойпопроисхождениюисущности,спомощьюкоторыйчленысоциальнойгруппыболееуспешноудовлетворяютсвоииндивидуальныеиобщиенужды.
ЛюдвигВитгенштейн
Л. Витгенштейн «Философские исследования» (1953) Учениеоязыковыхиграх (соединениеречиидействия) какформахиспользованииязыкавдействиилюбаяигра – специфическоедействие. Онапредполагаетучатснова, правилаиуспех/неуспех
Согласно определению Витгенштейна «значения как употрбления в языке», интерпретировать высказывание можно только исходя из контекста его употребления.
Язнаючтонужноделатьуроки = неприставайкомне (девочкемамаговоритпроуроки)
Язнаю, чтоэтостул = небеспокойтесь, пожалуйста (дядепредлагаютстул)
Предпосылкивозникновенияпрагматикисточкизрениялингвистическойнауки
Коммуникативнопрагматическоенаправлениевлингвистике
Предпосылкивозникновения:
Антропоцентрическийтенденциипоследнейчетверти 20 – начала 21 века (переключениеинтересовисследователейсобъектовпознаниянасубъекта, тоестьреализуетсячеловекавязыкеиязыквчеловеке (Маслоу)).
Сформировавшийсявобществесоциальныйзаказназнанияезакономерностейчеловеческогообщения
Переключениевниманиялингвистовсвопросовтогокакустроенязыкнатокаконафункционирует
Всестороннийучетчеловеческогофакторавязыкеиречитоестьвсехсоциальныхпсихологическихэтнокультурных(статус, возраст, интроверты/экстраверттд) идрфакторовжизниhomo loquens(говорящего).
Социальныйподход (личностьговорящего)
Предполагаетанализвлиянияразныхсоциальныхограниченийнапроцессформированиявысказываний
Арутюнова: лингвопрагматикаизучаетотношениемеждуговорящимсубъектомиегоречевымпроизведением.
Сусов: лингвопрагматика – областьлингвистки. Изучающаяиспользованиелюдьмиестественногоязыкавкачествеорудиясоциальногодействияивзаимодействиявусловияхконкретных ситуация общения на основные специальной системы правил, постулатов, стратегий.
Когнитивныйподход
Шпербер, Уилсон
Лингвопрагматика – областьлингвистикиизучающаяпроцессинтерпретациивысказываний
Арутюнова: одна из главных задач прагматики – разработка теории интерпретации речевых произведений, появляющихся в тех или иных коммуникативных контекстах.
Объединениедвухподходов (то есть учет роли говорящего и слушающего)
Томас: Лингвопрагматика–изучениезначениявинтеракции. Коммуникациярассматриваетсякакдинамическийпроцессвкоторомзначениявысказываний являются объектом переговоров между говорящим и слушающим с учетом контекста высказывания.
Юл: Лингвопрагматика – изучение значения, коммуницированного говорящим/пишущим и интерпретированного пишущим/читающим.
Кристал: Лингвопрагматика – изучение языка с позиции пользователей, выбора языковых структур, который они осуществляют, ограничений, с которыми они сталкиваются, пользуясь языком в социальных интеракциях, а также того эффекта, который их выбор языковых структур оказывает на других участников коммуникации.
Цельипроблематикалингвопрагматики
Цельюлингвопрагматикипредставляется«изучениеязыкавконтексте»социальном,ситуативномит.д.тоестьисследованиеязыкакаксредствакоммуникации.
2 типапроблем:
v Определениеречевыхактов (проблемазаданиянеобходимых и достаточных условий успешного выполнения речевых актов)
v Изучение того, каким образом речевой контекст влияет на значение высказывания
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!