Семинар № 1. Дислалия: определение, история, статистика, терминология, классификация — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семинар № 1. Дислалия: определение, история, статистика, терминология, классификация

2022-10-10 41
Семинар № 1. Дислалия: определение, история, статистика, терминология, классификация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раздел II. Дислалия.

Каппацизмы

Недостатки произношения заднеязычных звуков к, к' объединяются общим названием — каппацизмы. К каппацизмам относятся отсутствие звуков к, к’ их искажения

Если фонемы к, к’ заменяются другими фонемами, например: к — г (ког — «тот») такие нарушения называются паракаппацизмами.

Исправление звуков к, к'

Твердые звуки к, г нарушаются чаще, чем х, так как при артикуляции х не происходит полного смыкания задней части спинки языка с мягким нёбом. Мягкие звуки к', г', х' обычно нарушаются все вместе, поскольку их произношение обусловлено дополнительной артикуляцией — подъемом средней части спинки языка, что и может вызывать затруднения.

Если ребенок не произносит заднеязычные звуки, его речь становится некрасивой, малопонятной, например: «Ена атался на оньа» (Гена катался на коньках). Ребенок понимает, что говорит неправильно, стесняется этого, но самостоятельно исправить свой недостаток не может. Воспитатель легко определит это нарушение, если внимательно прислушается к речи ребенка.

Звук к

Подготовительный этап. Чтобы добиться подъема задней части спинки языка к нёбу и дать ребенку возможность почувствовать эти движения, ему предлагают ряд упражнений.

«Кто сильнее?»: у ребенка губы в улыбке, рот открыт. Воспитатель кладет чисто вымытый и обернутый марлей палец на кончик языка, находящийся за нижними резцами, и отодвигает весь язык назад. Ребенок старается языком вытолкнуть палец воспитателя, при этом у него высоко поднимается задняя часть языка. Повторяя упражнение, воспитатель кладет палец на переднюю часть спинки языка и постепенно все дальше отодвигает по дну рта язык назад (при этом надо стараться не доставлять ребенку неприятных ощущений). Когда ребенок привыкнет к новому ощущению подъема задней части спинки языка, он сможет сам чистым указательным пальцем нажимать на язык и отодвигать его назад, тем самым поднимая заднюю часть спинки языка.

Далее можно провести упражнение «Сделаем горку»: губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних резцов, а задняя часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого нёба. Воспитатель, показывая перед зеркалом образец выполнения этого упражнения, говорит ребенку: «Смотри, как высоко поднялся у меня сзади язык, какая крутая горка получилась. Сделай и ты так». Потом он просит ребенка при широко открытом рте высоко поднять заднюю часть языка, прижать ее к нёбу, подержать так и опустить. Путем неоднократного повторения этих движений у ребенка воспитывают умения чувствовать, как «хвостик» языка — его задняя часть — сильно выгибается вверх глубоко во рту. Далее можно переходить к следующему этапу.

Постановка звука. Сначала пробуют вызвать звук к по подражанию. Воспитатель показывает перед зеркалом, как круто выгибается задняя часть спинки языка, но не дает образец произношения звука, так как, услышав его, ребенок может вернуться к привычной дефектной артикуляции. Затем он предлагает ребенку выгнуть язык «горкой», прижать к нёбу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту («Ветер сдувает снежинки с горки»). У ребенка при этом должен получиться звук к. Многократно повторяя упражнение, можно закрепить изолированное произношение этого звука.

Если вызвать звук к по подражанию не удается, его ставят с механической помощью. Ребенку предлагают, достаточно широко открывая рот, произносить слог та (та-та-та...). Кончик языка поднимается при этом вверх. Потом взрослый нажимает на переднюю часть спинки языка деревянным шпателем или чистым пальцем самого ребенка (рот остается открытым). Удерживая язык в таком положении, просит малыша произносить слог та (та-та-та...). Во время многократного повторения ребенком этого слога воспитатель медленно отодвигает язык назад, равномерно нажимая на его переднюю часть. Сначала будут слышаться звуки тя-тя-тя, потом кя-кя-кя и, наконец, ка-ка-ка.

Нельзя стремиться за один раз получить слог ка, это может вызвать у ребенка неприятные ощущения, нежелание выполнять упражнение. Произнесения слога ка добиваются постепенно, от занятия к занятию, все дальше отодвигая язык назад. Когда ребенок начнет легко и быстро произносить ка, механическая помощь постепенно устраняется. Воспитатель, нажимая пальцем ребенка на переднюю часть спинки языка, отодвигает его назад и предлагает говорить слоги ка-ка-ка. После двух-трех повторений он убирает палец изо рта, и ребенок продолжает говорить эти звуки уже самостоятельно.

Затем можно предложить ребенку «Сдуть снежинки с горки», т. е. правильно сказать изолированный звук к, давая ему при этом возможность ощутить тыльной стороной руки толчок воздуха. Когда звук к будет постоянно легко произноситься при сдувании ватного шарика с руки, воспитатель может сказать: «Воздух сдувает снежинки с горки так, как мы говорим звук к. Подними язык горкой, скажи к; к-к-к». Соотнеся правильно произносимое звукоподражание с соответствующим звуком, переходят к следующему этапу.

Автоматизация звука. Одним детям легче начинать автоматизацию с прямых слогов: ка, кы, ко, ку, другим — с обратных: ак, ык, ок, ук. Для многократного их повторения воспитатель подбирает соответствующие звукоподражания и картинки-образы, например: ко-ко-ко — кудахчет курица: ку-ку, ку-ку — кукует кукушка и т. п.

Для автоматизации звука к в словах взрослый рисует в тетради ребенка изображения предметов, животных, в названиях которых звук к находится:

- в начале слова: кабина, канава, качели, кабан, камень, калач, калоши, капюшон, колесо, ком, конь, колос, кочан, колодец, кольцо, колбаса, копье, комбинезон, компас, клумба, клоун;

- в середине: акула, локон, юбка, елка, собака, яблоко, облако, сумка, булка, полка, маска, миска, лейка, мойка, булавка, насекомое, одеколон, великан, балкон, флакон, фикус, окунь, окно, заколка, скамейка;

- в начале и середине: копейка, клубника, кнопка, коляска, колокол, кукла, клюква; в конце: бак, мак, бык, сок, лук, жук, сук, паук, маяк, язык, венок, веник, совок, замок, цыпленок, василек, пенек, звонок, бублик, волк, козырек;- в начале и конце: колобок, конек, кулек, колпак, кубик, клубок.

С отработанными словами воспитатель вместе с ребенком придумывает предложения и записывает под соответствующей картинкой в его тетради. Например: Колесо скатилось в канаву. Капли капали на камень. Клава купила вкусную колбасу.

Звук к'

После автоматизации к можно вызвать к' сразу в сочетании с гласными и, е, я. Например, подражая пению различных птиц, ребенок говорит: ки-ки..., ке-ке... (при этом воспитатель следит, чтобы губы растягивались в улыбку).

Если по подражанию вызвать звук к' не удается, его ставят с механической помощью от звука т. Во время многократного повторения ребенком слога та, воспитатель медленно отодвигает язык назад, нажимая на его переднюю часть. Сначала будут слышаться звуки тя-тя-тя, потом кя-кя-кя. Когда будет усвоено произношение этих слогов, следует переходить к автоматизации к' в словах. В тетрадь ребенка зарисовываются соответствующие картинки.

В первую очередь берут слова, в которых звук к' стоит:

- в начале: кисель, кино, кизил, киоск, Ким, кит, кисть, кирпич, кеды, кекс, кепка, клей, клен;

- потом в середине: маки, елки, санки, носки, ветки, утки, веки, яблоки, валенки, дольки, пауки, очки, спички, сосиски, чулки, носилки, нитки, ботинки, таблетки, финики, плавники, бубенчики, варежки, часики, ползунки, эскимо, океан, Аким, пакет, букет, этикетка, накидка, коньки, клыки.

Употребление звука к’ в конце слов не характерно для русского языка.

С отработанными словами ребенок с помощью взрослых составляет предложения. Например: Никита ел кислый кизиловый кисель. Киму купили кеды и кепку. В кино показывали, как кит плыл в океане. Затем воспитатель подбирает стихи, потешки, рассказы для закрепления звука к' в речи ребенка.

5. Гаммацизм - недостаток произношения звука г. Г. чаще всего выражается в замене смычного г щелевым, характерным для южнорусского произношения, или щелевым гортанным звуком, присущим украинскому языку

Недостатки произношения звука [г] проявляются в заменах его звуком [д] — парагаммацизм. Истинный гаммацизм бывает нескольких видов. В одних случаях вместо [г] слышится гортанный щелчок; в других — звук [г] представляет собой озвонченный [х]; в третьих — в результате сильного сближения и вибрации голосовых складок звук [г] приобретает фарингальный, звонкий фрикативный призвук.

Отсутствие звука [г]. Вместо «голова» слышится «олова», «нога» – «но а».

Вместо [г] слышится гортанный щелчок, к шуму добавляется голос. Звук образуется смыканием голосовых складок, которые резко расходятся в момент прохождения через них воздушной струи повышенного давления. Воздух с шумом прорывается через голосовую щель.

Звук [г] произносится проторно и представляет собой озвонченный [х](как украинское [г]);

Звук [г] приобретает фарингальный, звонкий фрикативный призвук в результате сильного сближения и вибрации голосовых складок.

Нарушения произношения [г’] аналогичны, но в отдельных случаях наблюдается боковое произношение, причиной которого является недостаточная работа мышц одной половины языка, неплотно прижимающейся к коренным зубам и пропускающей воздух. В результате такого произношения слышится характерный хлюпающий звук.

Парагаммацизм. Наиболее часто заднеязычный [г] заменяется переднеязычным [д]. Вместо «гиря» слышится «диря», вместо «нога» –«нода». Можно легко увидеть неправильную артикуляцию, попросив ребёнка произнести например, словогамак. В начале и в конце слова кончик языка поднимается и прижимается к нёбу за верхними зубами (в норме кончик языка должен находится внизу, а подниматься должна задняя часть языка). Этот недостаток может сказаться и на письменной речи, если не будет своевременно проведена работа по исправлению и дифференциации этих звуков.

Коррекция

На первом этапе важно подготовить необходимый для свистящих артикуляционный уклад. С этой целью используют упражнения, помогающие выработать подъём задней части языка к нёбу и положение кончика языка вниз к нижним резцам: «Горка» - кончик языка упереть в нижние резцы, при открытом рте и оттянутых углах рта, спинка языка выгнута в направлении неба. Кончик языка опущен, спинка языка выгнута и касается границы твердого и мягкого неба, на язык необходимо сильно подуть. «Катушка» - кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. «Прятки» - кончик языка поочерёдно прячется то за верхние, то за нижние резцы. «Почистим нижние зубы».

При исправлении бокового произношения [гь] даются упражнения для укрепления мышц языка, равномерной работы обеих его половинок.

и исправлении бокового произношения [гь] даются упражнения для укрепления мышц языка, равномерной работы обеих его половинок.

случае парагаммацизма кроме упражнений, помогающих выработать подъём задней части языка к нёбу, следует проводить работу по дифференциации на слух звуков [г], [гь] и их заменителей. Для этого используются картинки-символы. Для дифференциации звуков [г] - [д] можно подобрать такие картинки: гусь вытянул шею, раскрыл клюв (он кричит: г-г-г), барабан с палочками (барабанная дробь: д-д-д).

6. Хитизм- Недостатки произношения звука

могут проявляться либо в нарушении нормального его звучания (хитизм), либо в замене его звуком к (парахитизм). В первом случае обычно слышится ослабленный гортанный шум, который возникает вследствие того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути щель, образуемую не языком и нёбом, а сближенными голосовыми складками. Вместо халва, муха, мох слышится тогда «Налва», «мула», «моп». Такое образование х, вполне нормальное для многих языков (в том числе украинского), несвойственно русскому языку. Во втором случае язык активно участвует в артикуляции, однако вместо щели образует с нёбом смычку.

Если такой прием не приведет к цели, следует воспользоваться другим. Он заключается в постановке х от смеханическим способом, аналогичным тому, с помощью которого ставится к от т(см. выше). Ребенка побуждают произнести слог са, протягивая согласный звук — ссса. Повторному воспроизведению того же слога предшествует нажим шпателем на переднюю часть спинки языка и удерживание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо са получается нечто среднее между ся и ща. Дальнейшее продвижение шпателя в глубь рта приводит к превращению слога са в хя, а при еще более глубоком нажиме получается ха.

 

7. Недостатки произношения звука j (йот) (йотоцизм).

Звук j (йот) нарушается реже, чем описанные выше звуки. Его дефектное произношение чаще всего сводится к замене мягким л (в его нижней или верхней артикуляции).

Исправить звук можно, опираясь на гласный и: ребенок произносит несколько раз сочетание иа или аиа.Выдох несколько усиливается в момент произнесения и, и сразу без перерыва произносится а. После того как усвоено такое произнесение, логопед дает установку на более краткое произнесение ц. Помимо сочетания иа, полезно произносить аи, ои и т. д. В результате у ребенка вырабатывается дифтонгоидное их произнесение.

Другим примером постановки звука / (йот) является постановка его от мягкого з с механической помощью. Ребенок произносит слог за (зя),повторяя его несколько раз.

Во время произнесения логопед шпателем нажимает на переднюю часть языка и отодвигает его несколько назад до получения нужного звучания.

Дефекты озвончения, т.е. замена звонких согласных звуков их парными глухими (Папушка пошла ф паню — «Бабушка пошла в баню»).

Как частный случай этого дефекта рассмотрим так называемое недостаточное озвончение: например, страдает озвончение только взрывных звуков, щелевые звонкие сохранены (У мена заполела колова и корло — «У меня заболела голова и горло»).

Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в]. После него переходят к звукам [з] и [ж], а затем уже к взрывным звукам в последовательности [б] - [д] - [г].

Подготовительные упражнения:

- поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и вы доха, то стона на вдохе и на выдохе;

- сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного.

Все упражнения следует производить контролируя вибрацию гортани.

 

Семинар № 2. Методика логопедического воздействия при дислалии. Часть 2 (2 часа).

1. Структура логопедического занятия по постановке звука 1. Оргмомент с элементами психотерапии. 2. Артикуляционная гимнастика: общие артикуляционные упражнения; специальные артикуляционные движения; упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи. 3. Объявление темы урока. 4. Постановка звука. 5. Анализ артикуляции по плану. 6. Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание). 7. Развитие фонематического слуха: опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам; опознание из слогов; опознание из слов. 8. Закрепление звука в слогах. 9. Закрепление в словах. 10. Закрепление в предложениях. 11. Домашнее задание. 12. Итог занятия.

2. Одним из направлений коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушение речи, является работа учителя-логопеда с родителями. Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка.

Работа логопеда с семьей, воспитывающей ребёнка с нарушением речи, имеет целью:

-   оказать квалифицированную помощь родителям в преодолении недоразвития речи ребёнка;

-   помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;

-   создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;

-   формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и детьми.

Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях родители, выработанные в процессе сотрудничества с логопедом решения считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребёнка.

В основе работы логопеда с родителями лежат следующие принципы:

-     принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. В работе с ребёнком необходимо участие разных специалистов, таких, как психиатр, психолог и др. При этом необходимы не только наблюдение и консультации ребёнка разными специалистами, но и их совместное обсуждение и «ведение» данной семьи;

-   принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребёнка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т. д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития;

-   принцип сотрудничества между родителями и логопедом, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнёра по коррекционному процессу. Точно так же отношения между логопедом и ребёнком и родителями и ребёнком должны строиться по принципу личностно ориентированной педагогики – на «уровне глаз» ребёнка, используя приём «глаза в глаза»;

 

Раздел III. Ринолалия.

Ринолалия: причины

Ринолалия может иметь врожденный или приобретенный характер. Причиной врожденной ринолалии обычно являются расщелины мягкого или твердого нёба, деформации носа, верхней челюсти и губы, укорочение мягкого нёба. Такие дефекты формируются у ребенка на ранних сроках беременности (в особенности 7-8 неделя) и вызваны последствиям

 

Ринолалия: классификация

Ринолалия развивается в результате неправильного взаимодействия носовой полости и ротоглотки. В зависимости от особенностей нарушения такого взаимодействия выделяют следующие формы ринолалии:

Открытая ринолалия – поток воздуха одновременно проходит как через рот, так и через носовую полость, что при звучании формирует носовой резонанс. Такое звучание возможно, например, после тяжелой травмы головы, при «заячьей губе», «волчьей пасти» и др.Закрытая ринолалия – поток воздуха не выходит через нос из-за наличия преграды в полости носа или носоглотке, например, из-за аденоидов, искривления носовой перегородки, травмы носа. В результате очень сильно искажаются согласные звуки [м], [мь], [н], [нь]. Гласные звуки также искажаются: теряется тональность, звонкость. Другое название данного расстройства – ринофония. Смешанная – носовая непроходимость сочетается с недостаточностью нёбно-глоточного затвора. Особенно искажается произношение носовых звуков, а голос становится назальным, т.е. имеет носовое звучание.

Открытая ринолалия встречается чаще, чем закрытая.

Открытая и закрытая ринолалия в зависимости от причин возникновения может быть в органической или функциональной форме.

Органическая открытая ринолалия может быть вызвана как врожденными дефектами (расщелинами верхней губы или нёба), так и приобретаться позже вследствие травм или опухолей. Функциональная открытая ринолалия вызвана гипофункцией мягкого нёба при низком тонусе мышц, что усложняет воспроизведение звуков, а также последствиями перенесенных заболеваний носоглотки. Особенно страдает произношение гласных звуков.

Органическая закрытая ринолалия вызвана деформацией носовой полости, которая не только препятствует формированию звуков, но и затрудняет дыхание. Особенно искажается произношение носовых звуков: [м], [мь], [н], [нь], кроме того [м] меняется на [б], а [н] на [д]. Данная преграда устраняется с помощью операции. Функциональная закрытая ринолалия гиперфункцией мягкого нёба, в результате чего поток воздуха направляется через рот. Данное расстройство лечится у логопеда при консультациях с неврологом, поскольку часто причины имеют неврологический характер.

4. Первичными нарушениями при ринолалии являются: нарушения дыхания, питания, отставание в физическом развитии, астенический синдром, физическое снижение слуха, неврологические нарушения, нарушения в костно-мышечном аппарате речи, нарушения зубо-челюстной системы, нарушения артикуляционной моторики, голосовые нарушения и акустико-артикуляционные особенности звукопроизношения.

Вторичные нарушения: нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия, задержка в развитии речи, лексико-грамматические нарушения, общее недоразвитие речи, дисграфия и дислексия, снижение уровня познавательной деятельности, задержка психического развития, нарушения коммуникации, особенности личности.

5. Наличие врожденных расщелин неба ставит ребенка в неблагоприятные условия для его физического развития. Чем обширнее дефект, тем большие нарушения претерпевает детский организм в период своего развития. В анамнезе детей, рожденных с грубым дефектом неба (полной или неполной расщелиной), отмечается, что грудное вскармливание было невозможным. При попытках грудного вскармливания ребенка с неполной расщелиной неба молоко попадает в дыхательные пути, ребенок захлебывается, и приходится переводить детей на капельное вскармливание с ложечки или из пипетки. Даже во время такого приема пищи эти дети поперхиваются, у них появляется кашель, срыгивание, рвота. Во время кормления пища попадает в складки недоразвившегося неба, в носовую полость, евстахиевы трубы, носоглотку и дыхательные пути; пища застаивается там, вызывает раздражение и воспалительные процессы слизистых оболочек.

Наличие небной расщелины резко ухудшает условия физиологического дыхания ребенка. У нормального ребенка вдыхаемая струя воздуха проходит за небную занавеску через носовую полость и хоаны, и во внутренние дыхательные пути воздух поступает достаточно нагретым. Теплый воздух не раздражает слизистую оболочку дыхательного тракта и глотки и предохраняет ребенка от простуды. У ребенка с врожденной расщелиной этого не происходит: вдыхаемый воздух попадает сразу в носо-ротовую полость, так как хоаны при полной расщелине неба соединены в единый резервуар со ртом. При неполной расщелине длина хоан сильно укорачивается, и вдыхаемый воздух также не успевает нагреваться.

6. При ринолалии речь развивается с опозданием (первые слова появляются к двум годам и значительно позже) и имеет качественные особенности.

Импрессивная речь развивается относительно нормально, а экспрессивная претерпевает некоторые качественные изменения.

В первую очередь следует отметить крайнюю невнятность речи больных. Появляющиеся у них слова и фразы малопонятны для окружающих, так как формирующиеся звуки своеобразны по артикуляции и звучанию. Вследствие дефектного положения языка в полости рта согласные звуки образуются главным образом за счет изменений положения кончика языка (при незначительном участии корня языка в артикуляции) и при излишней активизации лицевых мышц.

они не могут осуществить необходимой преграды у верхних зубов и альвеол для произнесения звуков верхней позиции: л, т, д, ч, ш, щ, ж, р; у нижних резцов для произнесения звуков с, з, ц с одновременным ротовым выдохом; поэтому свистящие и шипящие звуки у ринолаликов приобретают своеобразное звучание. Звуки к, г либо отсутствуют, либо замещаются характерным взрывом, производимым при соединении несращенных частиц увули или стенок глотки.

Гласные звуки произносятся при оттянутом кзади языке с выдохом воздуха через нос и характеризуются вялой губной артикуляцией.

Таким образом, гласные и согласные звуки формируются с сильным носовым оттенком. Артикуляция их зачастую значительно изменена, и звуки между собой нечетко дифференцированы. Для самого больного такие артикулемы служат кинемой, т. е. двигательной характеристикой определенного звука, и в его речи выполняют смыслоразличительную функцию, что и позволяет использовать их для речевого общения.

 

Раздел II. Дислалия.

Семинар № 1. Дислалия: определение, история, статистика, терминология, классификация

I. 1)История изучения нарушений звукопроизношения насчитывает более полутора столетий. До середины XIX столетия все подобные состояния именовались «косноязычием», а с 80-х годов того же столетия - дислалиями. С тех пор термин «дислалия» приобрел очень широкое хождение в логопедической литературе, но трактуется разными авторами весьма различным образом. Робертс приписывал к дислалии следующие понятия: «фонетические дефекты», «задержка развития речи, «функциональные нарушения артикуляции», фонетические дефекты, связанные со структурными аномалиями артикуляторных органов, нарушениями слуха, функциональные и органические дефекты артикуляции и др. Morley M., Becker K.-P., Sovak M. относят к дислалиям легкие, избирательные нарушения артикуляции отдельных звуков. В 1879 Адольф Коссмуаль описал особый род нарушений звукопроизношения у детей и их назвал «дизартрией». Довольно долго разграничение дислалий и дизартрий производилось по двум признакам: тяжести и наличию или отсутствию нарушений иннервации артикуляционного аппарата. В отечественной логопедической литературе случаи, когда у детей наблюдаются избирательные, негрубые, но довольно стойкие нарушения звукопроизношения, которые сопровождаются легкими, своеобразными проявлениями иннервационной недостаточности артикуляционных органов, но при этом нет тотальных полиморфных нарушений звукопроизношений, стали называть «стертой дизартрией» или «корковой дизартрией».

2)Самым крупным достижением Р.Е. Левиной является построение концепции общего недоразвития речи. Ею разработана классификация общего недоразвития речи и раскрыты пути его преодоления. Р.Е. Левина исследовала неуспеваемость младших школьников. Под руководством Р.Е. Левиной проведены фундаментальные исследования, которые определили дальнейшее развитие отечественной логопедии. Ей разработаны методы своевременного распознавания возможных проблем в готовности ребёнка к обучению и пути их устранения. Она отмечала, что для построения педагогической классификации нарушений речи необходимо учитывать как состояние речевых средств, так и свойства речевого поведения. В результате исследований Р.Е. Левиной и её сотрудников в логопедии появилось понимание речевой деятельности как сложного единства, составные части которого зависят одна от другой и обуславливают друг друга. Были разработаны методики преодоления речевых нарушений, составляющие главное содержание логопедии. Р.Е. Левина обосновала новый подход к организации системы коррекционной работы по преодолению речевых нарушений на основе выделения дифференцирующих признаков речевого дефекта. Р.Е. Левина принадлежит к научной школе Л.С. Выготского к которой принадлежат (Р.М. Боскис [1], Т.А. Власова [2] Л.В. Занков, А.Р. Лурия,Н.Г.Морозова,М.С. Певзнер,И.М.Соловьёв, Ж.И. Шиф [3].). На протяжении всей своей жизни она развивала идеи Л.С. Выготского. Наряду с М.Е. Хватцевым Р.Е. Левину можно назвать основоположником советской логопедии как самостоятельной науки.

II. Типы нарушения звукопроизношения:

Нарушения звукопроизношения могут быть по типу искажения, смешения или замены. Искажение – процесс ненормированного произнесения звука во всех позициях в слове из-за несформированности правильной артикуляционной позиции. Смешение – процесс, когда у ребенка хорошо сформированы и отработаны все артикуляционные позиции, но он не умеет различать некоторые из этих позиций, поэтому произношение звуков смешивается, одно и то же слово может иметь разное звучание. Замена – состояние, когда ребенок путает звуки одинаковые по способу образования, но разные по месту артикуляции или наоборот. Также заменяет твердые согласные на мягкие, свистящие на шипящие, вместо [ш] говорит [с], вместо [ж] – [з], вместо [р] – [л].

Замены и смешения звуков происходят по следующим причинам:

– акустико-фонематическая – ребенок не дослышит звук, не может его опознать в сенсорном звене и далее ему сложно переработать его в правильное произношение. Например, вместо «кот» говорит «тот», «гот» – «кот» и т.д.

– артикуляторно-фонематическая – ребенок не может установить верную артикуляционную позу при произнесении звука. Например, при произнесении звука [с] губы должны быть раздвинуты в улыбке, зубы стоят ровно друг над другом («Заборчик»), между зубами небольшая щель, язык упирается в нижние зубы. А ребенок вытягивает губы трубочкой вперед, поэтому получается [с] с шипением. Из-за недостаточно сформированности артикуляционных позиций ребенок ищет наиболее легкую и доступную для него позу. Или другая причина: у ребенка правильно выработаны все артикуляционные уклады, но он не может дифференцировать некоторые звуки. Отсюда возникают три уровня нарушения звукопроизношения:

● Неправильное произнесение звука или группы звуков в разных позициях, изолированно, в слогах, словах и фразах.

● Правильно произнесение изолированного звука и неправильное в словах, фразах и предложениях.

● Правильное произношение звука в словах и фразах, но смешение его с другими звуками в потоке речи.

Вышеперечисленные уровни соотносятся с тремя этапами работы над звуком: постановка, автоматизация и дифференциация. Замены и смешения чаще всего происходят между звуками, различающимися только по одному признаку: свистящими и шипящими (Шаша-Саша), взрывными переднеязычными и заднеязычными (Татя-Катя), твердыми и мягкими (мишка-мышка), сонорами (Рома-Лома) и т.п. Замены и смешения нередко отражаются на письменной речи.

III.  В зависимости от характера дефекта произношения выделяют антропофонические нарушения (фонетические) — искажения или отсутствие звуков и фонологические (фонематические) — смешения звуков. Чаще встречаются фонетико-фонематические нарушения — замены и смешения звуков.

IV. Если дефект выражается в нарушении одной группы звуков, то это мономорфное нарушение звукопроизношения, если нарушено большее количество групп звуков – полиморфное нарушение звукопроизношения.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.