Семинар № 3. Методика логопедического воздействия при ринолалии — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семинар № 3. Методика логопедического воздействия при ринолалии

2022-10-10 34
Семинар № 3. Методика логопедического воздействия при ринолалии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Принципы логопедической работы при открытой ринолалии вытекают из сущности данного нарушения и его причин. В основуметодики положен принцип использования физиологического дыхания, которое постепенно перевоспитывается в речевое диафрагмальное с ротовым выдохом. Развитие такого типа речевого дыхания проводится одновременно с формированием артикулем звуков речи. Такая параллельность в формировании дыхания и артикулем позволяет уже на первых занятиях получить правильные звуки речи. При ринолалиинаблюдается тотальное нарушение звукопроизношения. В связи с этим в логопедической работе необходимо формировать правильное произношение всех звуков речи заново. Некоторые звуки в речи могут показаться правильными по звучанию, но это впечатление обманчиво, так как общая напряженность мышц артикуляционного аппарата и неправильное положение языка не обеспечивают нормальной артикуляции. Поэтому эти кажущиеся правильными звуки нельзя использовать в логопедических занятиях. Итак, начиная работу с ринолаликом, необходимо отказаться от всего, что он умеет произносить, и начать работу заново. Этот путь лучше обеспечит эффективность усилий. Последовательность работы над звуками при ринолалии определяется подготовленностью артикуляционной базы звуков.

2. Уранопластика: Вопрос о сроках уранопластики окончательно не решен. Большинство специалистов сходится на том, что наиболее благоприятным для оперирования является дошкольный возраст. Тогда к моменту обучения в школе с помощью логопеда у ребенка формируется правильная речь.

Однако нередко в 5—6 лет уранопластика считается невозможной по уровню физического развития и соматическому состоянию ребенка с врожденной расщелиной.

Операция губы (хейлопластика) более легка, и ее делают повсеместно, часто она производится впервые 2—3 дня жизни ребенка (Л. Е. Фролова). Это сразу улучшает условия развития ребенка, нормализует его внешний вид. Иногда хейлопластика производится после шести месяцев, когда ребенок становится более окрепшим и приспособленным к новым жизненным условиям.

3. Дооперационное логопедическое воздействие при открытой ринолалии до недавнего времени почти не применялось, о возможности его применения говорилось очень осторожно. Занятия проводились в основном с оперированными больными. При операции анатомический дефект частично или полностью устраняется, но нужного эффекта для речи чаще всего не возникает.

Поздние сроки осуществления операции уранопластики, недостаточная эффективность ее влияния на совершенствование речи, длительность логопедического воздействия после операции и ряд других причин привели к необходимости пересмотра сроков логопедического воздействия после операции и заставили искать плодотворные пути логопедической работы до операции.

Если исходить из того, что дефект речи при ринолалии обусловлен не только наличием расщелины, но и неправильным положением языка в полости рта и нарушением взаимодействия мышц всего артикуляционного аппарата, то можно предположить, что компенсация двух последних дефектов (неправильного положения языка в полости рта и нарушения взаимодействия мышц артикуляционного аппарата) возможна до операции и обеспечит предпосылки для улучшения речи.

Таким образом, еще до операции можно создать предпосылки для формирования правильной речи. Логопедическое воздействие в дооперационном периоде осуществляется в условиях наличия анатомического дефекта у больных, часто имеющих также определенные психологические особенности.

Поэтому в работе учитываются формирование правильной речи и коррекция развития личности.

Формирование правильной речи (работа над произношением) у ринолалика складывается из воспитания направленного ротового выдоха в сочетании с одновременным созданием полноценных артикулем речевых звуков. Процесс логопедического воздействия делится на два периода.

4. Ринолалики, приступающие к логопедическим занятиям после уранопластики, по своему составу неоднородны. Это зависит от качества дооперационной подготовки на занятиях с логопедом и от результатов операции.

Результаты операции могут быть различными. В лучших случаях при уранопластике полностью восстанавливается мягкое небо, т. е. оно становится достаточно длинным и подвижным, так что при подъеме почти соприкасается с задней стенкой глотки (с валиком Пассавана). Чаще же мягкое небо и после уранопластики остается укороченным, а соприкосновения со стенкой глотки не происходит, вследствие чего полного небно-глоточного затвора не образуется. Иногда после операции на небе остаются свищи (несросшиеся участки неба), и возникает вопрос о повторной операции.

На занятия могут поступать больные:

·не проходившие дооперационной логопедической подготовки;

·проходившие частичную подготовку до операции и улучшившие свою речь;

·прошедшие полный курс дооперационных логопедических занятий по предлагаемой методике;

·получившие до операции логопедическую помощь по другим методикам.

Время поступления на логопедические занятия после уранопластики также может быть различным.

Учет всех этих факторов позволяет в каждом отдельном случае определять конкретные пути логопедической работы после уранопластики. Прежде всего — о значении результативности операции. С нашей точки зрения, в тех случаях, когда вновь созданное небо удовлетворяет и хирурга и пациента, повторная операция не нужна. Возможности логопедической работы позволяют компенсировать незначительные дефекты и добиваться правильной речи у ребенка без повторной операции.

Хирургическое вмешательство создает предпосылки к овладению ребенком правильной речью.

Логопед должен помочь ребенку научиться пользоваться речью в анатомически новых условиях. Для всех больных (прошедших или не проходивших дооперационную подготовку) необходимы логопедические занятия после уранопластики. Эта связано с тем, что анатомия мышечной ткани неба после операции изменяется, что может отразиться на качестве речи даже в случае ее полной нормализации до операции.

Дозировка занятий и их длительность в таких случаях варьируются, хотя принципы и методика их проведения остаются одинаковыми.

Если дооперационные занятия проводились по изложенной методике, то ребенок имеет полную возможность после операции говорить правильно. Иногда же требовалось лишь 5—6 занятий, чтобы помочь ему овладеть нормальной речью в новых условиях. Для этого повторялись артикуляции всех гласных и согласных звуков по тетради ребенка и при постоянном контроле за диафрагмальным дыханием и ротовым выдохом, проводилось закрепление навыка чистого произношения в обиходной речи. Сначала темп речи замедлялся; постепенно он нормализовался, и внимание больного направлялось на выразительность речи. Постоянный контроль за речью ребенка сначала осуществлялся логопедом, а потом родителями и лицами, окружавшими ребенка дома и в школе. Периодически логопед консультировал ребенка.

Необходимо следить за возможностями родителей в этом плане и направлять их работу. Сначала они должны контролировать только отработанный с логопедом и заученный ребенком материал (по тетради), постепенно они привлекаются к контролю за повседневной речью ребенка. Позднее выделяется специальное время для разговора с ребенком или заучивания каких-либо текстов. Так постепенно родители переходят к систематическому контролю за речью ребенка. Этот контроль должен осуществляться и учителями в школе.

Но, как было уже сказано, операция не всегда оказывает положительный эффект на качество речи.

Если ребенок занимался до операции с логопедом, но полной чистоты речи добиться не удалось, а после операции носовое звучание ее не исчезло, необходимо всю логопедическую работу начать заново по описанной системе дооперационной логопедической работы.

При наличии носового оттенка в речи ребенка нельзя использовать в качестве опорного ни одного звука. Несоблюдение этого правила может привести к тому, что эффект

логопедического воздействия скажется только на качестве артикуляции звуков, акустическая же их характеристика так и останется дефектной.

На логопедических занятиях после уранопластики необходимо уделять большее внимание развитию слухового контроля и фонематического восприятия.

Для дошкольников, занимавшихся до операции с логопедом по описанной методике, можно ввести специальные занятия по подготовке к обучению грамоте. Это позволит в течение более длительного времени автоматизировать навыки правильной речи и предупредить в будущем нарушения письма.

Большое внимание в послеоперационной работе следует уделять участию мимических мышц в речи, предупреждению появления их излишней напряженности в процессе речи и возникновению синкинезий.

Итак, больные, занимавшиеся с логопедом до операции по описанной методике, после операции совершенствуют свои речевые навыки на более широком речевом материале, постепенно переходя к правильной речи во всех ситуациях.

Ринолалики, до операции занимавшиеся по другим методикам или совсем не получившие логопедической помощи, должны быть тщательно обследованы логопедом. При выборе пути воздействия учитываются их возможности и особенности дефекта речи. Если в речи ринолалика, поступившего на логопедические занятия после операции, нет носового оттенка, нет напряжения в лицевых и мимических мышцах, но отсутствует ряд звуков, то с ним можно заниматься как с дислаликом, т. е. использовать способы вызывания недостающих звуков.

При занятиях с больными после уранопластики, имеющими в речи хотя бы незначительный носовой оттенок, нужно проводить работу по описанной нами методике дооперационной работы.

Эта система позволяет устранить назальность в довольно короткие сроки и совершенно снимает неправильное участие в артикуляции мимических и лицевых мышц. На логопедических занятиях с детьми, впервые получающими помощь, нужно развивать слуховое внимание к речи, закреплять новые кинестетические и тактильные ощущения от вызванных звуков. При этом старый речевой стереотип постепенно заменяется новым.

Автоматизация навыков правильной речи, приобретенных ринолаликом на занятиях, проходит у каждого по-разному. Это может зависеть от ряда причин.

Ошибки, допускаемые ребенком при речевом общении, могут быть вызваны тем, что он преждевременно начал использовать в быту навыки, приобретенные на логопедических занятиях. При этом стойкость приобретенных навыков и их автоматизация нарушаются.

Иногда речевые ошибки связаны с тем, что логопед слишком рано доверил контроль за речью детей родителям. Родители, отмечая неправильность речи ребенка, не могут указать пути ее исправления. Возникает конфликт.

В отдельных случаях ребенок сам небрежно контролирует свою речь, т. е. он не уверен в необходимости следить за собой, а иногда просто сильно отвлекается и следит за собой только периодически.

Контакт логопеда и ребенка продолжается длительное время и после окончания логопедических занятий.

Это вызвано рядом причин.

Часто ринолалики делают косметические операции для ликвидации оставшихся дефектов носа и верхней губы. Обычно такие операции производятся в возрасте 18—20 лет. Иногда делается трансплантация (пересадка) ткани на губе. Период включения в деятельность верхней губы после трансплантации довольно длительный и постепенный.

В этот период у больного может появиться носовой оттенок в речи, так как в верхнем отделе речевого аппарата снова изменились условия: нарушилась привычная мышечная взаимосвязь.

После операции на губе для прохождения воздушной струи через ротовое отверстие требуется несколько большее раскрытие рта, чем раньше (до операции).

 

Логопедические консультации в данном случае будут полезны. Они могут сводиться к 3—5 беседам, но это необходимо, чтобы речь осталась нормальной.

Операция носа и исправление носовых перегородок тоже требуют послеоперационного наблюдения за речью.

Логопедическое и психотерапевтическое вмешательство требуется также и в период полового созревания, когда у детей изменяется голос.

В силу физиологических изменений в гортани и изменения дыхания в период полового созревания у подростков опять может появиться носовой оттенок в речи. Этот оттенок постепенно исчезнет, если он сам вспомнит о закономерностях нормальной речи, но часто в этот момент ему нужна помощь логопеда. Логопед выясняет его трудности и регулирует темп речи, артикулирование, выравнивает дыхание.

В это время в логопедической работе необходимо использовать зрительное восприятие, кинестетический и слуховой контроль. Широкое использование различных анализаторов позволяет добиться эффективных результатов в кратчайшие сроки.

Итак, логопедическая работа после уранопластики строится с учетом дооперационной работы и эффективности операции. Методы работы модифицируются в зависимости от особенностей речи пациента с учетом его психического статуса.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.