Семинар № 2. Методика логопедического воздействия при дислалии. Часть 1 — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семинар № 2. Методика логопедического воздействия при дислалии. Часть 1

2022-10-10 43
Семинар № 2. Методика логопедического воздействия при дислалии. Часть 1 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Сигматизмы - недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом.Сигматизм бывает следующих видов:

1. Межзубный сигматизм. Этот недостаток выражается в том, что при произнесении свистящих или шипящих звуков (а иногда и тех и других) кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами, отчего получается шепелявый звук.

2. Губно-зубной сигматизм. При этом недостатке произношения свистящие или шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся подобно звукам ф и в, т. е. при таком положении частей артикуляционного аппарата, когда нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении звука с. При такой комбинированной артикуляции образуется звук, который содержит элементы звуков ф и с (в и з), вследствие чего произношение становится нечетким, непонятным и неприятным на слух.

3. Призубный сигматизм. Этот недостаток произношения отличается тем, что при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель, вследствие чего отсутствует характерный для этих звуков свист и вместо звуков с, з слышатся звуки т и д, например: суп — «туп», самолёт — «тамолёт», зима — «дима», зонтик — «донтик», цапля — «тапля». Этот недостаток можно назвать и парасигматизмом, так как в данном случае один согласный звук заменяется другим.

4. Боковой сигматизм. При этом недостатке свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие) могут произноситься двумя способами:

а) кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка, вследствие чего образуется «хлюпающий» звук;

б) кончик языка упирается в верхние альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при звуке л. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним.

5. Носовой сигматизм. При этом недостатке свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие) произносятся при следующем положении языка: корень его поднимается и примыкает к мягкому нёбу, которое опускается и образует проход для выдыхаемого воздуха через нос, отчего слышится звук, похожий на х, но с гнусавым оттенком.

Исправление сигматизма различных видов:

Для исправления сигматизма могут применяться различные методы в зависимости от характера недостатка.

1.При межзубном сигматизме логопед предлагает логопату сблизить зубы и в этом положении пытаться произнести длительный звук с. Если звук с произносится недостаточно четко, логопед может прибегнуть к механическому способу, т. е. специальным зондом или концом шпателя нажать на кончик языка логопата, несколько опустив его за нижние резцы. Придерживая язык в таком положении, логопед предлагает логопату произносить звук с вначале изолированно, а затем в сочетании с гласными, о, у, ы в прямых и обратных слогах.

Если логопат правильно произносит звук с, ему уже нетрудно овладеть и правильным произношением звуков з и ц.

Для произнесения звука з логопед предлагает логопату во время произнесения звука с включить голос. Для произнесения звука ц он предлагает произносить подряд звуки г и с сначала медленно, а затем постепенно ускоряя темп, добиваясь тем самым слитного перехода от звукат к с (тс).

Четкое представление о том, что звук ц является составным и при этом единым, спаянным, логопат получит при произнесении обратных слогов ац, оц, уц, где ясно слышится, что звуку с предшествует взрыв (т).

Многократным сопоставлением слогов ац и ас достигается четкая дифференциация простого с и составного ц.

2.При устранении губно-зубного сигматизма логопед предлагает логопату произносить звук с при раздвинутых губах и обнаженных краях резцов (показ в зеркале). Если логопат не воспроизводит этого движения сам, логопед, придерживая его нижнюю губу и обнажая таким образом резцы, предлагает произносить звук с в этом положении. Затем, когда изолированно звук с звучит уже правильно, логопед приучает логопата произносить этот звук в сочетании с гласными сначала с механической помощью (придерживая пальцами нижнюю губу), а затем без нее.

3. При призубном сигматизме логопед может применять два приема

а) легким нажимом шпателя или кончиком зонда на передний край языка опустить его за нижние резцы, чтобы дать таким образом выход воздуху через зубную щель;

б) предложить логопату держать передний край языка между нижними и верхними резцами, широко распластав его; при таком положении языка логопат, выдыхая воздух и ощущая его струю на кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое (межзубное) с. Затем логопед, слегка нажимая шпателем на распластанный передний край языка, постепенно отодвигает его за нижние резцы. После того как установится правильное произношение звука с и логопат сможет удерживать правильное положение языка без механической помощи (без поддержки зондом или шпателем), поставленный звук с можно включать в слоги, слова и дифференцировать его со звуками з и ц.

4. При исправлении бокового сигматизма вначале рекомендуется приучать логопата дуть с просунутым между губами широко распластанным передним краем языка; это первоначальное упражнение заменяется дутьем при межзубном положении переднего края языка, после чего можно вводить слоговые упражнения, слова и даже фразы, включающие звуке. Постепенно передний край языка по показу логопеда (в зеркале) или при помощи зонда или шпателя переводится за нижние резцы, правильное произношение звука с закрепляется в кинестетическом ощущении логопата и в его слуховом представлении и становится привычным.

5. При устранении носового сигматизма также необходимо предварительно работать над формированием правильного выдоха воздушной струи через середину ротовой полости. С этой целью требуется проводить такие упражнения, как задувание свечи, спички, поддувание ватки, дутье на бумажку и пр. Упражнения должны проводиться при межгубном, а затем межзубном положении переднего края языка (см. п. 5). Достигнув шепелявого произношения звука с, логопед может дать логопату упражнения на этот звук в слогах, словах и фразах. Таким образом, у логопата будет закрепляться навык произнесения звука с на правильном выдохе — воздушную струю он может ощущать на кончике своего языка, просунутого между зубами.

Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно постепенно переводить его кончик за нижние резцы, и временное шепелявое произношение заменится правильно артикулируемым звуком с.

Применяемый некоторыми логопедами прием — зажим крыльев носа в процессе исправления носового сигматизма — чаще всего не дает необходимого-эффекта.

Так как все перечисленные выше недостатки произношения звука с почти всегда распространяются на произношение звуков з к ц, к исправлению этих звуков следует приступать только после постановки звука с.

Если логопат не озвончает звук з, логопед может использовать прием осязания вибрации гортани, а в дальнейшем, с появлением правильного звучания з, следует больше внимания уделять устным и письменным упражнениям на дифференциацию звонкого з и глухого с.

Кроме того, проводятся устные и письменные упражнения на дифференциацию звуков щ, с и ш. Как уже было сказано ранее, при исправлении различных видов сигматизма особое внимание необходимо уделять дифференциации свистящих и шипящих звуков.

Дифференциацию свистящих и шипящих звуков рекомендуется проводить примерно в такой последовательности: с-з, с-ц, с-з-ц, ш-ж, с-ш, з-ж, с-ч, ц-ч, с-щ. Постановка свистящих С-СЬ-З-ЗЬ-Ц

Парасигматизмы - дефект речи, при котором звук С(заменяется другими звуками.)

Если звуки С и Сь, З, ЗЬ, Ц заменяются другими звуками, то такое нарушение называется парасигматизмом свистящих. Замены звуков это фонематический дефект, т.е. они свидетельствуют о несовершенстве фонематического восприятия. При коррекции это очень важно учитывать.

● Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.

● Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.

● Звук Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.

● Звук «С» заменяется на «Ф»:

 

1. Губно-зубной парасигматизм

2. Ребенок говорит так: «фанки» — вместо «санки», «пефок» — вместо «песок» и т.д.Для того,чтобы начинать работу по постановке звука «С» в этом случае, необходимо сделать следующее:

- развивать фонематический слух (подобрать упражнения для развития умения различать данные звуки «Ф» и «С»);

- выполнять комплекс артикуляционной гимнастики;

При постановке звука нужно учитывать, что ребенок уже произносит этот звук и произносит неправильно. При этом типе замен в произнесении звука принимают участие губы. Движения губ надо тормозить, можно придержать пальцем. Ребенку можно даже объяснить, в чем причина неправильного произношения звука. Показать правильную артикуляцию звука «С» и только после этого приступить к постановке звука.

Поэтому лучше начать с постановки по опорным звукам, в данном случае со звука «И». Когда правильное положение языка будет отработано, попросите ребенка пустить ветерок по языку, если при этом движения губ сохраняются, придержите их пальцем. Если и в этом случае трудности сохраняются, воспользуйтесь спичкой.

Звук «С» заменяется на звук «Т»:

3. Призубный парасигматизм

Ребенок говорит так: «толдат» — вместо «солдат», «нотки» — вместо «носки» и т.д.

Работа строится по следующим направлениям:

1. Развитие фонематического слуха

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Упражнения для выработки воздушной струи (см. упражнения для развития дыхания)

Звук «С» при призубном парасигматизме можно начинать ставить с применением опорных звуков «И» и «Ф» и попросить пустить «ветерок» по языку. Слышится звук «С». Можно проводить постановку звука «С» от звука «Т», меняя способ образования звука. Просим ребенка медленнее и медленнее произносить звук «Т», при этом кончик языка ребенок переводит в положение звука «С», т.е. заводит за нижние резцы.

Звук «С» заменяется на звук «Ш»:

4. Шипящий парасигматизм

Ребенок говорит так: «шадик» — вместо «садик», «лашточка» — вместо «ласточка» и т.д.

Работать следует так же над развитием фонематического слуха, научить ребенка на слух различать, где произносится «Ш», а где «С». Следует подобрать ряд упражнений для развития умения различать эти звуки.

Далее занимаемся артикуляционной гимнастикой.

При исправлении шипящего парасигматизма следует уделить внимание на:

Разницу в месте артикуляции. При произношении звука «С» кончик языка находится у нижних резцов. А при произношении звука «Ш» язык поднят кверху.

Различие выходящей воздушной струи. При произношении звука «С» воздушная струя сильная, узкая, холодная. При произнесении звука «Ш» воздушная струя сильная, широкая, теплая. Держа руку ребенка у рта взрослого, обратить внимание на разницу выдыхаемой воздушной струи. Ребенок должен чувствовать эту разницу тепловых ощущений.

Звук «С» заменяется на звук «Щ»:

Шипящий парасигматизм

Ребенок говорит так: «щанки» — вместо «санки», «лища» — вместо «лиса» и т.д.

При исправлении шипящего парасигматизма следует объяснить правильную артикуляцию звука «С» и воспользоваться спичкой. Это не дает возможность языку подниматься, что приведет к правильному звучанию звука «С».

2. Ламбдацизм - недостатки произношения звуков [л] и [л’], является фонетическим нарушение. Ламбдацизм относится к мономорфным нарушениям. Параламбдацизм выражается в замене [л] и [л’] другими звуками и по структуре является фонетико-фонематическим нарушением.

Параламбдацизм выражается в замене [л] и [л’] другими звуками и по структуре является фонетико-фонематическим нарушением.

Ламбдацизмы Межзубное произношение. Слышится акустически правильный звук, а артикуляция звука изменена, кончик языка находится между резцами.

Носовое [л] в виде заднеязычного носового звука. Произношение резко отличается от правильного и по артикуляции и на слух. Язык прикасается к заднему небу, воздушная струя частично или полностью проходит через нос, как при звуке [н]. Слышится два нечетких звука: [нг]. Речь ребёнка будет звучать так: «Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга. Мышка енгасыр и санго, но всё мышке бынго манго».

Губно-губное (двугубное) произношение. Акустически напоминает звук [у], встречающийся в некоторых диалектах, или звук [w], свойственный фонетическому строю английского языка. В этом случае звук произносится с участием губ, кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости.

Губно-зубное произношение, напоминающее звук [в]. Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка лежит на дне ротовой полости.

Встречается боковое одностороннее произнесение [л], когда воздух проходит только с одной стороны языка.

Параламбдацизмы. Более многочисленными являются случаи параламбдацизма в виде замен его кратким гласным [ы], фрикативным [г] (как в южнорусских диалектах), мягким и полумягким [л], [j]. Кроме того, звук [л] заменяется звуками [у], [в], [д], [н], [з], [р], [л¢].

Замена звука [л] звуком [ы]. При этом виде не правильного произношения задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук [л] пропускается. Ребёнок говорит: «Мышкавесеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа. Мышкаеыа сыр и саыо, но всё мышке быыо маыо».

Замена звука [л] звуком [г]. В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподняться. Речь ребёнка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага. Мышка eгa сыр и саго, но всё мышке быго маго».

Замена звука [л] звуком [j]. При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того, чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. Ребёнок говорит так: «Мышка весеё жия, на пуху в угью спая. Мышка ея сыр и саё, но всё мышке быё мае».

Замена звука [л] звуком [у]. При нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. Взрослые часто затрудняются сказать, как ребёнок произносит звук [л], потому что, вытягивая звуки вперед, как при звуке [у], он быстро переходит к следующему звуку в слове и слушающий не успевает заметить, как произносится звук. Но если предложить ребёнку протянуть звук [л], будет легче заметить движение его губ. Если придержать пальцами ребёнка его губы в углах рта, чтобы они были неподвижными, можно легче убедиться в том, что он совсем не может произнести звук [л]. При этой замене речь ребёнка звучит примерно так: «Мышкавесеуо жиуа, на пуху в угуу спауа. Мышка еуасыр и сауо, но всё мышке быуо мауо». Этот недостаток, если его не исправлять, часто остаётся на всю жизнь.

Замена звука [л] звуком [в]. При такой замене язык не принимает участие в артикуляции, нижняя губа двигается к верхним резцам. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения звука [л]. «Мышкавесево жива, на пуху в угву спава. Мышка евасыр и саво, но всё мышке быво маво».

Коррекция

Подготовительный этап: Для правильного произношения звука [л] необходимо выработать: подъем кончика языка вверх, подъем задней части спинки языка вверх, умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами.

Подъем кончика языка вверх вырабатывается с помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики."Качели-1": рот открыт, губы в улыбке, широкий язык положить снаружи на верхнюю губу, затем на нижнюю. Кончик языка подворачивать как можно больше."Качели-2". Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык вставить между верхней губой и верхними зубами. "Качели-3". Рот открыт, губы в улыбке, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны.

"Вкусное варенье". Рот открыт, губы в улыбке, широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба.

"Пощелкать кончиком языка". Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять. "Беззвучно пощелкать кончиком языка". Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка прижимать сначала к бугоркам за верхними зубами и беззвучно отрывать. Сначала выполнять упражнение в медленном темпе, затем в быстром.

Подъем задней части спинки языка вверх можно добиться, отрабатывая звуки [о], [у], [а] также [ы].

Постановка: Основная трудность в постановке звука [л] заключается в том, что, произнося звук правильно, ребенок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребенка к тому звуку, который получается в момент его постановки. Звук [л] удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и от личать правильное звучание от неправильного. Таким образом, при данном виде дислалии часто используется постановки звука [л] по подражанию и смешанный.

Автоматизация: Первые упражнения, направленные на закрепление полученной артикуляции, сводятся к произношению полученного звука в слогах с гласным [а]: сначала в закрытом слоге — «ал», затем между гласными — «ала» и, наконец, в открытом слоге — «ла». Далее вводятся слоги с нелабиализованными гласными [ы], [э], а затем — с лабиализованными[о], [у].

В тех случаях, когда ламбдацизм затрагивает не только [л], но и его мягкую пару [л'], исправление первого звука служит базой для усвоения второго. Последнее обычно легко достигается в открытых слогах с гласными переднего ряда — «ли», «ле», а затем и с другими гласными при сопоставлении слогов, включающих [л] и [л'] («ла-ля», «ло-ле», «лу-лю»).

3. Ротацизм – это отсутствие или искажение звука [р] и [р’] и являются фонетическими дефектами; замена звука [р] другим звуком, существующим в системе русского языка, называется, параротацизмом и является по своей структуре фонетико-фонематическим дефектом.

Типичные формы ротацизма и параротацизма:

отсутствие звука [р] (корова — коова, рука — ука)ротацизм велярный (лат. velum — мягкое нёбо) (корень языка сближается с нижним краем мягкого нёба, проходя через щель между языком и мягким нёбом, струя выдыхаемого воздуха вызывает вибрацию нёба, вызывая дополнительный шум и дефектное звучание [р] и [рь], т.н. велярное [р]. Данную форму дефекта, а также увулярный ротацизм ранее часто называли картавостью);ротацизм увулярный (лат. uvula — язычок) (произношение [р] и [рь] искажается за счет вибрации только маленького язычка, т.н. увулярное [р]. Данная форма дефекта также называется горловым [р]);ротацизм боковой (искаженное произношение [р] или [рь], (боковое [р]), когда при артикуляции звуков вибрирует не кончик языка, а его боковой край. Боковой ротацизм часто возникает по причинам органического характера, т.е. из-за анатомических особенностей или дефектов артикуляционного аппарата (языка, подъязычной уздечки, нёба, зубов... При боковом ротацизме вместо [р] может произноситься сочетание звуков [р] и [ль] — [рль].);

ротацизм билабиальный (синонимы: лабиальный, губной, двугубный) (искажение [р] и [рь], при котором звук образуется за счет вибрации губ. При билабиальном ротацизме получается звук, похожий на [прр], так называемое кучерское [р]);ротацизм одноударный (проторный) (дефект, связанный с тем, что при правильном месте образования звуков [р] и [рь] передний край языка только однократно касается альвеол, периодические же его колебания отсутствуют. При одноударном ротацизме звук [р] может быть похож на [д], также не удается произнесение длинного рокочущего [ррррррр]);ротацизм щёчный (нарушение [р] и [рь] (щёчное [р]), при котором струя выдыхаемого воздуха проходит между щеками и краями языка, вызывая вибрацию одной или обеих щёк)

параротацизм, замена [р] на [в] ([в] произносится губами без вибрации, рука — вука, паровоз — павовоз); параротацизм, замена [р] на [д] (рука — дука, рама — дама); параротацизм, замена [р] на [ы] (рука — ыука, рыба — ыыба); параротацизм, замена [р] на [г] (рука — гука, паровоз — паговоз); параротацизм, замена [р] на [л] (рука — лука, рыба — лыба); параротацизм, замена [р] на [ль] (рука — люка); параротацизм, замена [р] на [й] (рука — йюка, рыба — йиба).

Коррекция:

1. Подготовительный этап: упражнения для верхнего подъема, для растяжки подъязыч. связки, для выработки силы и направления возд. струи.

2. Приемы постановки:

-от звуков т и д. Предлагаем ребенку открыть рот и постучать молоточком (языком в альвеолки), затем добавляем вибрацию (пальцем, шпателем). Закрепление звука идет с механической помощью: в обратных слогах (отр, атр), затем словах (метр, литр), затем переходим к слогам ПР, БР или МР и только затем к прямым слогам, легче со звуком Ы (метры, литры). Затем убираем опорный звук Т или Д, сначала ставим с другими согласными БР, МР, а затем без них.

-использование звуков З, Ж. Ставим язык на бугорки, жужжим пчелкой и опять добавляем механическую помощь (нужно следить за тем, чтобы ребенок произносил звук З, а не А,О,Ы,Е,Э. Закрепление сначала в обратных слогах ОЗ,АЗ, затем в словах (паровоз), потом в прямых слогах.

-от артикуляции (рот открыт — лопаточка — чашечка — чашечка во рту и снаружи — подуем сильным ветром на пар)

-по подражанию (дуем на руку, с опорным звуком Т или Д, пулемет строчит)

-выработка вибрации без механической помощи (продуть губы и язык, быстрое произнесение звука Р в интерлокальной позиции (между гласными — ара), Быстро произнести ТРЭШ, прилепляем к языку узкую полоску бумаги и дуем, упражнение болтушка или индюк сердится (язык по губам, зубам, бугоркам)

Каппацизмы

Недостатки произношения заднеязычных звуков к, к' объединяются общим названием — каппацизмы. К каппацизмам относятся отсутствие звуков к, к’ их искажения

Если фонемы к, к’ заменяются другими фонемами, например: к — г (ког — «тот») такие нарушения называются паракаппацизмами.

Исправление звуков к, к'

Твердые звуки к, г нарушаются чаще, чем х, так как при артикуляции х не происходит полного смыкания задней части спинки языка с мягким нёбом. Мягкие звуки к', г', х' обычно нарушаются все вместе, поскольку их произношение обусловлено дополнительной артикуляцией — подъемом средней части спинки языка, что и может вызывать затруднения.

Если ребенок не произносит заднеязычные звуки, его речь становится некрасивой, малопонятной, например: «Ена атался на оньа» (Гена катался на коньках). Ребенок понимает, что говорит неправильно, стесняется этого, но самостоятельно исправить свой недостаток не может. Воспитатель легко определит это нарушение, если внимательно прислушается к речи ребенка.

Звук к

Подготовительный этап. Чтобы добиться подъема задней части спинки языка к нёбу и дать ребенку возможность почувствовать эти движения, ему предлагают ряд упражнений.

«Кто сильнее?»: у ребенка губы в улыбке, рот открыт. Воспитатель кладет чисто вымытый и обернутый марлей палец на кончик языка, находящийся за нижними резцами, и отодвигает весь язык назад. Ребенок старается языком вытолкнуть палец воспитателя, при этом у него высоко поднимается задняя часть языка. Повторяя упражнение, воспитатель кладет палец на переднюю часть спинки языка и постепенно все дальше отодвигает по дну рта язык назад (при этом надо стараться не доставлять ребенку неприятных ощущений). Когда ребенок привыкнет к новому ощущению подъема задней части спинки языка, он сможет сам чистым указательным пальцем нажимать на язык и отодвигать его назад, тем самым поднимая заднюю часть спинки языка.

Далее можно провести упражнение «Сделаем горку»: губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних резцов, а задняя часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого нёба. Воспитатель, показывая перед зеркалом образец выполнения этого упражнения, говорит ребенку: «Смотри, как высоко поднялся у меня сзади язык, какая крутая горка получилась. Сделай и ты так». Потом он просит ребенка при широко открытом рте высоко поднять заднюю часть языка, прижать ее к нёбу, подержать так и опустить. Путем неоднократного повторения этих движений у ребенка воспитывают умения чувствовать, как «хвостик» языка — его задняя часть — сильно выгибается вверх глубоко во рту. Далее можно переходить к следующему этапу.

Постановка звука. Сначала пробуют вызвать звук к по подражанию. Воспитатель показывает перед зеркалом, как круто выгибается задняя часть спинки языка, но не дает образец произношения звука, так как, услышав его, ребенок может вернуться к привычной дефектной артикуляции. Затем он предлагает ребенку выгнуть язык «горкой», прижать к нёбу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту («Ветер сдувает снежинки с горки»). У ребенка при этом должен получиться звук к. Многократно повторяя упражнение, можно закрепить изолированное произношение этого звука.

Если вызвать звук к по подражанию не удается, его ставят с механической помощью. Ребенку предлагают, достаточно широко открывая рот, произносить слог та (та-та-та...). Кончик языка поднимается при этом вверх. Потом взрослый нажимает на переднюю часть спинки языка деревянным шпателем или чистым пальцем самого ребенка (рот остается открытым). Удерживая язык в таком положении, просит малыша произносить слог та (та-та-та...). Во время многократного повторения ребенком этого слога воспитатель медленно отодвигает язык назад, равномерно нажимая на его переднюю часть. Сначала будут слышаться звуки тя-тя-тя, потом кя-кя-кя и, наконец, ка-ка-ка.

Нельзя стремиться за один раз получить слог ка, это может вызвать у ребенка неприятные ощущения, нежелание выполнять упражнение. Произнесения слога ка добиваются постепенно, от занятия к занятию, все дальше отодвигая язык назад. Когда ребенок начнет легко и быстро произносить ка, механическая помощь постепенно устраняется. Воспитатель, нажимая пальцем ребенка на переднюю часть спинки языка, отодвигает его назад и предлагает говорить слоги ка-ка-ка. После двух-трех повторений он убирает палец изо рта, и ребенок продолжает говорить эти звуки уже самостоятельно.

Затем можно предложить ребенку «Сдуть снежинки с горки», т. е. правильно сказать изолированный звук к, давая ему при этом возможность ощутить тыльной стороной руки толчок воздуха. Когда звук к будет постоянно легко произноситься при сдувании ватного шарика с руки, воспитатель может сказать: «Воздух сдувает снежинки с горки так, как мы говорим звук к. Подними язык горкой, скажи к; к-к-к». Соотнеся правильно произносимое звукоподражание с соответствующим звуком, переходят к следующему этапу.

Автоматизация звука. Одним детям легче начинать автоматизацию с прямых слогов: ка, кы, ко, ку, другим — с обратных: ак, ык, ок, ук. Для многократного их повторения воспитатель подбирает соответствующие звукоподражания и картинки-образы, например: ко-ко-ко — кудахчет курица: ку-ку, ку-ку — кукует кукушка и т. п.

Для автоматизации звука к в словах взрослый рисует в тетради ребенка изображения предметов, животных, в названиях которых звук к находится:

- в начале слова: кабина, канава, качели, кабан, камень, калач, калоши, капюшон, колесо, ком, конь, колос, кочан, колодец, кольцо, колбаса, копье, комбинезон, компас, клумба, клоун;

- в середине: акула, локон, юбка, елка, собака, яблоко, облако, сумка, булка, полка, маска, миска, лейка, мойка, булавка, насекомое, одеколон, великан, балкон, флакон, фикус, окунь, окно, заколка, скамейка;

- в начале и середине: копейка, клубника, кнопка, коляска, колокол, кукла, клюква; в конце: бак, мак, бык, сок, лук, жук, сук, паук, маяк, язык, венок, веник, совок, замок, цыпленок, василек, пенек, звонок, бублик, волк, козырек;- в начале и конце: колобок, конек, кулек, колпак, кубик, клубок.

С отработанными словами воспитатель вместе с ребенком придумывает предложения и записывает под соответствующей картинкой в его тетради. Например: Колесо скатилось в канаву. Капли капали на камень. Клава купила вкусную колбасу.

Звук к'

После автоматизации к можно вызвать к' сразу в сочетании с гласными и, е, я. Например, подражая пению различных птиц, ребенок говорит: ки-ки..., ке-ке... (при этом воспитатель следит, чтобы губы растягивались в улыбку).

Если по подражанию вызвать звук к' не удается, его ставят с механической помощью от звука т. Во время многократного повторения ребенком слога та, воспитатель медленно отодвигает язык назад, нажимая на его переднюю часть. Сначала будут слышаться звуки тя-тя-тя, потом кя-кя-кя. Когда будет усвоено произношение этих слогов, следует переходить к автоматизации к' в словах. В тетрадь ребенка зарисовываются соответствующие картинки.

В первую очередь берут слова, в которых звук к' стоит:

- в начале: кисель, кино, кизил, киоск, Ким, кит, кисть, кирпич, кеды, кекс, кепка, клей, клен;

- потом в середине: маки, елки, санки, носки, ветки, утки, веки, яблоки, валенки, дольки, пауки, очки, спички, сосиски, чулки, носилки, нитки, ботинки, таблетки, финики, плавники, бубенчики, варежки, часики, ползунки, эскимо, океан, Аким, пакет, букет, этикетка, накидка, коньки, клыки.

Употребление звука к’ в конце слов не характерно для русского языка.

С отработанными словами ребенок с помощью взрослых составляет предложения. Например: Никита ел кислый кизиловый кисель. Киму купили кеды и кепку. В кино показывали, как кит плыл в океане. Затем воспитатель подбирает стихи, потешки, рассказы для закрепления звука к' в речи ребенка.

5. Гаммацизм - недостаток произношения звука г. Г. чаще всего выражается в замене смычного г щелевым, характерным для южнорусского произношения, или щелевым гортанным звуком, присущим украинскому языку

Недостатки произношения звука [г] проявляются в заменах его звуком [д] — парагаммацизм. Истинный гаммацизм бывает нескольких видов. В одних случаях вместо [г] слышится гортанный щелчок; в других — звук [г] представляет собой озвонченный [х]; в третьих — в результате сильного сближения и вибрации голосовых складок звук [г] приобретает фарингальный, звонкий фрикативный призвук.

Отсутствие звука [г]. Вместо «голова» слышится «олова», «нога» – «но а».

Вместо [г] слышится гортанный щелчок, к шуму добавляется голос. Звук образуется смыканием голосовых складок, которые резко расходятся в момент прохождения через них воздушной струи повышенного давления. Воздух с шумом прорывается через голосовую щель.

Звук [г] произносится проторно и представляет собой озвонченный [х](как украинское [г]);

Звук [г] приобретает фарингальный, звонкий фрикативный призвук в результате сильного сближения и вибрации голосовых складок.

Нарушения произношения [г’] аналогичны, но в отдельных случаях наблюдается боковое произношение, причиной которого является недостаточная работа мышц одной половины языка, неплотно прижимающейся к коренным зубам и пропускающей воздух. В результате такого произношения слышится характерный хлюпающий звук.

Парагаммацизм. Наиболее часто заднеязычный [г] заменяется переднеязычным [д]. Вместо «гиря» слышится «диря», вместо «нога» –«нода». Можно легко увидеть неправильную артикуляцию, попросив ребёнка произнести например, словогамак. В начале и в конце слова кончик языка поднимается и прижимается к нёбу за верхними зубами (в норме кончик языка должен находится внизу, а подниматься должна задняя часть языка). Этот недостаток может сказаться и на письменной речи, если не будет своевременно проведена работа по исправлению и дифференциации этих звуков.

Коррекция

На первом этапе важно подготовить необходимый для свистящих артикуляционный уклад. С этой целью используют упражнения, помогающие выработать подъём задней части языка к нёбу и положение кончика языка вниз к нижним резцам: «Горка» - кончик языка упереть в нижние резцы, при открытом рте и оттянутых углах рта, спинка языка выгнута в направлении неба. Кончик языка опущен, спинка языка выгнута и касается границы твердого и мягкого неба, на язык необходимо сильно подуть. «Катушка» - кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. «Прятки» - кончик языка поочерёдно прячется то за верхние, то за нижние резцы. «Почистим нижние зубы».

При исправлении бокового произношения [гь] даются упражнения для укрепления мышц языка, равномерной работы обеих его половинок.

и исправлении бокового произношения [гь] даются упражнения для укрепления мышц языка, равномерной работы обеих его половинок.

случае парагаммацизма кроме упражнений, помогающих выработать подъём задней части языка к нёбу, следует проводить работу по дифференциации на слух звуков [г], [гь] и их заменителей. Для этого используются картинки-символы. Для дифференциации звуков [г] - [д] можно подобрать такие картинки: гусь вытянул шею, раскрыл клюв (он кричит: г-г-г), барабан с палочками (барабанная дробь: д-д-д).

6. Хитизм- Недостатки произношения звука

могут проявляться либо в нарушении нормального его звучания (хитизм), либо в замене его звуком к (парахитизм). В первом случае обычно слышится ослабленный гортанный шум, который возникает вследствие того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути щель, образуемую не языком и нёбом, а сближенными голосовыми складками. Вместо халва, муха, мох слышится тогда «Налва», «мула», «моп». Такое образование х, вполне нормальное для многих языков (в том числе украинского), несвойственно русскому языку. Во втором случае язык активно участвует в артикуляции, однако вместо щели образует с нёбом смычку.

Если такой прием не приведет к цели, следует воспользоваться другим. Он заключается в постановке х от смеханическим способом, аналогичным тому, с помощью которого ставится к от т(см. выше). Ребенка побуждают произнести слог са, протягивая согласный звук — ссса. Повторному воспроизведению того же слога предшествует нажим шпателем на переднюю часть спинки языка и удерживание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо са получается нечто среднее между ся и ща. Дальнейшее продвижение шпателя в глубь рта приводит к превращению слога са в хя, а при еще более глубоком нажиме получается ха.

 

7. Недостатки произношения звука j (йот) (йотоцизм).

Звук j (йот) нарушается реже, чем описанные выше звуки. Его дефектное произношение чаще всего сводится к замене мягким л (в его нижней или верхней артикуляции).

Исправить звук можно, опираясь на гласный и: ребенок произносит несколько раз сочетание иа или аиа.Выдох несколько усиливается в момент произнесения и, и сразу без перерыва произносится а. После того как усвоено такое произнесение, логопед дает установку на более краткое произнесение ц. Помимо сочетания иа, полезно произносить аи, ои и т. д. В результате у ребенка вырабатывается дифтонгоидное их произнесение.

Другим примером постановки звука / (йот) является постановка его от мягкого з с механической помощью. Ребенок произносит слог за (зя),повторяя его несколько раз.

Во время произнесения логопед шпателем нажимает на переднюю часть языка и отодвигает его несколько назад до получения нужного звучания.

Дефекты озвончения, т.е. замена звонких согласных звуков их парными глухими (Папушка пошла ф паню — «Бабушка пошла в баню»).

Как частный случай этого дефекта рассмотрим так называемое недостаточное озвончение: например, страдает озвончение только взрывных звуков, щелевые звонкие сохранены (У мена заполела колова и корло — «У меня заболела голова и горло»).

Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.