Садху-санга и социальное общение — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Садху-санга и социальное общение

2022-10-10 33
Садху-санга и социальное общение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мы часто слышим о славе и важности садху-санги, общении с преданными. В «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами выделяет 64 принципа преданного служения, которые описаны Шрилой Прабхупадой в книгах «Нектар преданности» и «Учение Шри Чайтаньи». Из этих 64 принципов, пять особенно важны, поскольку, соблюдая эти пять принципов, остальные обычно выполняются автоматически:

 

«...из них самыми важными являются следующие пять: 1) общаться с преданными; 2) петь святое имя Господа; 3) слушать «Шримад-Бхагаватам»; 4) жить в святом месте, таком как Матхура или Вриндаван; 5) служить Божеству с глубокой преданностью. Рупа Госвами в своей книге «Бхакти-расамрита-синдху» особо выделяет эти пять видов практики преданного служения». («Учение Шри Чайтаньи», гл. 12)

Из этих пяти принципов один является наиважнейшим — общение с преданными. Общаясь с преданными, мы автоматически слушаем и воспеваем святые имена, слушаем обсуждения «Шримад-Бхагаватам», служим божеству и живем в святом месте (так как чистые преданные сами по себе являются местом паломничества). На самом деле, просто общаясь с преданными, мы учимся выполнять все 64 правила.

 

Действительно, общение с преданными — основа преданного служения. Благодаря общению мы развиваем веру, берем обязательства по исполнению преданного служения, прогрессируем и, наконец, становимся абсолютно счастливы, свободны от невзгод материального мира.

 

«„В начале должна быть вера. Затем появляется интерес к общению с чистыми преданными. После этого человек получает посвящение от духовного учителя и следует под его руководством регулирующим принципам. Таким образом ученик освобождается от всех вредных привычек и утверждается в преданном служении. После этого у преданного появляется вкус и привязанность. Таков путь садхана-бхакти, практики преданного служения в соответствии с регулирующими принципами. Мало-помалу углубляются эмоции, и в итоге пробуждается любовь. Так постепенно в преданном, у которого появился интерес к сознанию Кришны, развивается любовь к Богу“». (Ч.-ч., Мадхья, 23.14–15)

Загвоздка в том, что сегодня мы часто забываем значение термина «садху-санга». Вместо воспевания святых имен, обсуждения писаний, служения и проповеди часто мы занимаемся социальным общением — обсуждаем чужую жизнь, делимся своими материалистичными мыслями, занимаемся праджалпой и так далее. После такой «садху-санги» мы не испытываем сильного духовного вдохновения. Того хуже, новые преданные из-за отсутствия хорошего общения думают, что садху-санга означает посиделки и разговоры о своей жизни.

 

Естественно, что каждому нужны друзья, чтобы время от времени открывать ум и сердце, обсуждать проблемы и т. п., но это нельзя считать главным аспектом преданного служения.

 

«„Праджалпа“ означает нести всякую чушь. Предположим политика. „Что мистер Никсон сделал или сказал вчера?“ Какое нам дело до мистера Никсона? Мы не должны тратить время, обсуждая эту политику, ту политику, эту социологию, это кино, эту аферу, нет. Мы не имеем к этому никакого отношения. Это называется „праджалпа“ — бесполезные разговоры. Разговоры уменьшают продолжительность жизни. Болтовня. Так зачем нам без необходимости укорачивать свою жизнь? Мы должны правильно использовать каждое мгновение: „Оно используется для Кришны?“ Это садхана. Это садхана, практика. Бесполезные разговоры, бессмысленное наживание врагов. Бессмысленно: „Ты мой подчиненный. Я твой господин“. Кто является господином? Все слуги Кришны. Никто не может быть господином. Зачем вы говорите без нужды и пользы?»(Лекция Шрилы Прабхупады по «Шримад-Бхагаватам» (1.16.6) от 3.01.1974 г.)

 

На самом деле «болтать ни о чём» довольно опасно для духовной практики. Такие разговоры делают сознание материальным и подрывают развитие духовного сознания. В комментарии к «Шри Упадешамрите» Шрила Бхактивинода Тхакур выделяет восемь видов праждалпы, которая отравляет преданность:

 

● бесполезные разговоры (не о Кришне или преданном служении);

● споры (ссоры);

● слухи и сплетни (критика других, чтобы укрепить свою репутацию);

● дебаты (проявление желания доминировать);

● придирчивость и выискивание недостатков в других людях;

● ложь;

● мирские разговоры, лишённые сознания Кришны;

● и поношение преданных (самое худшее).

 

Праджалпа вредит не только сознанию, стягивая его на мирской уровень, но также разрушает отношения между преданными, поскольку неизбежно ведёт к сплетням, интригам и ссорам. Она не укрепляет нашу связь, а ослабляет её. В своих молитвах царица Кунти отмечает, что мирские разговоры и социальная активность ведут к разногласию и ссорам: «Раздоры же между живыми существами возникают только на почве социальных отношений». (Бхаг.,1.8.28)

Настоящая садху-санга описана в «Бхагавад-гите» (9.14, 10.9):

 

«Неустанно прославляя Меня, служа Мне с великой решимостью, падая ниц передо Мной, эти великие души всегда поклоняются Мне с любовью и преданностью".

«Все мысли Моих чистых преданных поглощены Мной, и вся их жизнь посвящена Мне. Всегда делясь друг с другом знанием и беседуя обо Мне, они испытывают огромное удовлетворение и блаженство».

Комментарий: «Чистые преданные, описанные в этом стихе, целиком посвящают себя любовному служению Господу. Их умы постоянно сосредоточены на лотосных стопах Кришны, и они говорят только на духовные темы. Здесь описаны отличительные черты чистых преданных. Такие преданные день и ночь прославляют качества и деяния Господа. Их сердца и души всегда погружены в Кришну, и, говоря о Нем с другими преданными, они получают от этого огромное удовольствие».

Е. М. Тамал Кришна Махарадж рассказывает в воспоминаниях о Шриле Прабхупаде, что было время в ранние годы, когда он и Вишнуджана Махарадж не могли найти общий язык, на что Шрила Прабхупада посоветовал им вместе проповедовать. Это лучший способ укрепить связи между преданными: проповедуя вместе, мы естественным образом развиваем взаимное восхищение и дух сотрудничества, командный дух. Мы осознаем, что у нас общая цель, которая заключается в борьбе с майей и распространении Движения санкиртаны.

 

Ещё одно полезное упражнение — это обсуждать друг с другом разные философские точки зрения и комментарии из книг Шрилы Прабхупады. Это простая практика — один читает, а остальные комментируют с различных точек зрения, приводя другие ссылки, практический опыт и т. д. Такие философские обсуждения — очень могущественный вид садху-санги и могут проводиться даже среди новичков. Программа бхакти-врикша во многом основана на таких обсуждениях, и мы видим, что такой формат приносит ощутимый результат.


 

Глава 3. Перейдем к делу: практические рекомендации

Господь Чайтанья пришёл, чтобы самолично торжественно начать Движение санкиртаны и распространить его. Но за пределы Индии он не ступал — это Его милость, Он дал нам возможность служить Ему, помогая Шриле Прабхупаде в проповеднической миссии. Однажды Прабхупада пошутил:

 

«Преданный: Прабхупада, они сказали, что, если Чайтанья Махапрабху хотел, чтобы сознание Кришны было в западных странах, почему же Он не отправился туда Сам?

Шрила Прабхупада: Он оставил эту славу для меня. (Смех)».

(Утренняя прогулка в Неллуру, 4 января 1976 г.)

 

Эта глава посвящена процессу распространения книг и включает в себя все «почему», «когда» и «как». Здесь даны главные идеи о том, как взаимодействовать с общественностью, предлагать книги, просить пожертвования и прочее, описаны ловушки и подводные камни на пути распространения книг, а также объясняется, как развить концентрацию в служении и как улучшить результаты.

 

«Я очень благодарен вам за прекрасные новости. Энтузиазм преданных — очень хороший знак. Чем больше они исполняются энтузиазма и стремятся проповедовать, тем больше они переходят в сознание Кришны. Йа идам парамам гухйам мад-бхактешв абхидасйати, на ча тасман манушйешу кашчин ме прийа-криттамаха [Б.-г., 18.68]. Для Кришны нет и никогда не будет никого дороже, чем тот, кто открывает эту высшую тайну преданным. Поэтому всегда поддерживайте их энтузиазм в распространении книг. Это меня очень радует»(письмо Шрилы Прабхупады Махатме от 22 сентября 1976 г.).

Обретение милости

В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 7.128) Господь Чайтанья приказывает нам: «Проси всех исполнять наставления Господа Шри Кришны, изложенные в „Бхагавад-гите“ и „Шримад-Бхагаватам“. Таким образом стань духовным учителем и постарайся спасти всех в этих краях».

 

В следующем стихе Господь продолжает:

 

кабху на вадхибе томара вишайа-таранга
пунарапи эи тхани пабе мора санга

«Шри Чайтанья Махапрабху далее сказал брахману Курме: „Если ты поступишь, как Я сказал, твоя мирская жизнь в семье не помешает твоему духовному развитию. Более того, если ты будешь следовать этим предписаниям, мы снова встретимся здесь, точнее, ты никогда не расстанешься со Мной“» (Ч.-ч., Мадхья, 7.129).

 

Шрила Прабхупада написал очень красивый комментарий к этому стиху:

 

«Такую возможность имеет каждый. Того, кто просто выполняет наставления Шри Чайтаньи Махапрабху под руководством Его представителя и повторяет мантру Харе Кришна, по мере возможности уча этому других, никогда не коснется скверна мирского образа жизни, на него действует тот же принцип. При этом не важно, живет такой человек в святом месте, например во Вриндаване, Навадвипе и Джаганнатха Пури, или в каком-нибудь европейском городе, где преобладает материализм. Если преданный следует наставлениям Шри Чайтаньи Махапрабху, то он находится в обществе Господа. Где бы ни жил такой преданный, он превращает это место во Вриндаван и Навадвипу. Это означает, что материализм не может затронуть его. Таков секрет успеха тех, кто прогрессирует в сознании Кришны».

 

Чуть позже в этой главе Господь Чайтанья даёт аналогичное наставление брахману Васудеве, который жил в той же деревне. Васудева Випра страдал от проказы, но, обняв его, Господь Чайтанья одновременно излечил его болезнь и разорвал все его материальные привязанности (Ч.-ч., Мадхья, 7.148):

 

кршна упадеши’ кара дживера нистара
ачирате кршна тома карибена ангикара

 

«Шри Чайтанья Махапрабху также попросил Васудеву проповедовать о Кришне и таким образом спасать живые существа и пообещал, что тогда Кришна очень скоро признает его Своим преданным.

 

Комментарий: Хотя Васудева Випра был прокаженным и очень от этого страдал, Шри Чайтанья Махапрабху, исцелив его, велел ему проповедовать сознание Кришны. В действительности Господь хотел в награду лишь одного — чтобы Васудева проповедовал сознание Кришны и таким образом спас всех. Именно в этом заключается миссия Международного общества сознания Кришны. Каждый член этого Общества был вызволен из самых отвратительных условий и теперь проповедует сознание Кришны. Они не только излечились от болезни под названием материализм, но и ведут очень счастливую жизнь. Все признают их великими преданными Кришны, и об их добродетелях можно судить уже по одному их виду. Если кто-то хочет, чтобы Кришна признал его Своим преданным, то он должен посвятить себя проповеди, следуя наказу Шри Чайтаньи Махапрабху. Тогда он незамедлительно достигнет лотосных стоп Шри Кришны Чайтаньи, Самого Господа Кришны, и в этом нет сомнений».

Из этого мы можем понять, что сознание Кришны — это величайшая возможность. Просто следуя за Господом Чайтаньей Махапрабху, практикуя принципы сознания Кришны и уча других, мы будем жить в духовной среде, даже находясь в большом материалистичном городе. По милости Шрилы Прабхупады мы можем проповедовать, и от нас даже не требуется большого красноречия или обширных познаний в философии — мы выполняем свою роль, просто распространяя книги.

 

«Санкиртана» имеет два значения: «харинама» и «распространение книг». И то, и другое важно, и в каком-то смысле они неотличны, поскольку являются трансцендентной деятельностью. Тем не менее они различаются тем, как трансцендентная вибрация распространяется посредством этих двух методов. Во время харинамы мы воспеваем в течение нескольких часов, пока есть силы. Даже очень вдохновленный киртания имеет свои пределы выносливости. К тому же даже с усилителем голос слышен на ограниченном расстоянии, может быть, на сто или двести метров, но не намного дальше. В противовес этому книги ведут непрерывное воспевание, 24 часа в сутки. Вот почему это называется брихад-мриданга: миллионы и миллионы книг поют хари-катху 24 часа в сутки во всех уголках земного шара.

 

«По словам Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, распространять книги — это все равно что играть на огромной мриданге. Поэтому мы постоянно просим членов Международного общества сознания Кришны издавать как можно больше книг и широко распространять их по всему миру. Так, идя по стопам Шрилы Рупы Госвами, можно стать преданным-рупанугой» (Ч.-ч., Мадхья, 19.132, ком.).

 

Наша цель как преданных — достичь кришна-премы и присоединиться к развлечениям Кришны на Голока-Вриндаване. Однако считается, что это очень высокая и сложная цель. Но это очень высокая и непростая цель. В «Брихад-Бхагаватамрите» говорится, что даже исключительно возвышенные преданные, такие как Нарада и Уддхава, стремятся вступить в эти игры Кришны. Для нас единственный реальный способ попасть туда — посредством милости Господа Чайтаньи, который очень доволен, когда мы проповедуем.

 

«Видя, как люди поют, танцуют и смеются, катаются по земле и издают радостные возгласы, великий садовник Шри Чайтанья Махапрабху счастливо улыбается.

Комментарий: Такое отношение Шри Чайтаньи Махапрабху очень важно для участников Движения Харе Кришна, сознания Кришны. В каждом центре нашей организации, ИСККОН, мы устраиваем по воскресеньям пиры любви, и, когда мы видим, как люди, которые приходят в наши центры, поют, танцуют, вкушают прасад, радуются и покупают книги, мы знаем наверняка, что Шри Чайтанья Махапрабху присутствует в такой трансцендентной деятельности и очень доволен всем происходящим. Поэтому члены ИСККОН должны расширять наше Движение все больше и больше, придерживаясь тех же принципов, на которых оно держится в настоящее время. Довольный этим, Шри Чайтанья Махапрабху с улыбкой посмотрит на них и дарует им Свои благословения, что обеспечит Движению сознания Кришны полный успех» (Ч.-ч., Ади, 9.50).

 

Шрила Прабхупада особо выделял важность распространения книг, но мы, как правило, думаем, что он говорил это в контексте распространения Движения и помощи другим. Однако в одной своей лекции Шрила Тамал Кришна Госвами делится реализацией о том, что распространение книг предназначено для нашего собственного блага, а не только для блага других. Он объясняет, что Шрила Прабхупада вдохновлял нас проповедовать, чтобы мы прогрессировали, избавлялись от анартх, развивали смирение и сострадание и получали милость предыдущих ачарьев. Шрила Прабхупада хотел, чтобы мы распространяли книги ради нас самих, для нашего же продвижения. Тамал Кришна Махарадж пишет в своей книге:

 

«По мере того как мы высаживали оставшихся преданных в разных точках города, я оценил больше, чем когда-либо прежде, великую милость санкиртаны. Хотя я проповедовал в различных условиях во многих странах по всему миру, именно этот стиль санкиртаны — выходить и в одиночку распространять книги Прабхупады — казалось, был самым сложным. И как раз из-за этого награда за него была настолько выше. Дополнительная аскеза усиливает отношения и обменмежду Господом Чайтаньей и Его слугой, ибо распространение книг заставляет преданного принять прибежище у Господа и духовного учителя. И эта полная зависимость была самой надёжной гарантией защиты Кришны, потому что Кришна уделяет особое внимание тем, кто рискует больше. Подобно тому как во времена войны фронтовики получают наибольшее внимание, так и солдаты армии санкиртаны Господа Чайтаньи получали Его особенную милость. Если кто-то принял полное прибежище санкиртаны, Господь Чайтанья готов отдать ему Самого Себя» (Тамал Кришна Госвами, «Слуга слуги», гл. 15).

 

Это также подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» (8.7.44):

 

тапйанте лока-тапена
садхавах прайашо джанах
парамарадханам тад дхи
пурушасйакхилатманах

 

«Говорят, что великие люди почти всегда добровольно приемлют страдания, зная о страданиях, которые испытывают другие. Это — высшая форма поклонения Верховной Личности Бога, пребывающему в сердце каждого».

В комментарии Шрила Прабхупада подчеркивает, что распространение сознания Кришны является наивысшей благотворительностью. Когда кто-то принимает эту миссию, несмотря на неудобства, он становится получателем милости Господа.

 

«Нужно стремиться только к тому, что невозможно обрести в пределах этой вселенной, на какую бы из её планет нас ни привели последствия нашей кармы. Что же это такое? Нужно стремиться постичь Кришну, развить сознание Кришны. Любой, кто старается распространить сознание Кришны во всем мире, занимается самой лучшей благотворительной деятельностью. Господь непременно будет доволен таким человеком. А если Господь нами доволен, то что ещё нам нужно? Тот, кого признал Сам Господь, получит от Господа, пребывающего в сердце каждого, все, чего желает, даже если он не будет ничего просить. Это подтверждается в „Бхагавад-гите“ (9.22): тешам нитйабхийуктанам йога-кшемам вахамй ахам. Как здесь говорится, тапйанте лока-тапена садхавах прайашо джанах. Лучшая благотворительная деятельность состоит в том, чтобы возвышать людей до уровня сознания Кришны, ибо обусловленные души страдают только потому, что им недостает этого сознания» (Бхаг., 8.7.44, ком).

 

Шрила Прабхупада однажды сказал, что мы не можем себе представить, сколько благословений парампары обретаем, распространяя эти книги. Распространяя книги и проповедуя, мы получаем милость всех членов нашей ученической преемственности, вплоть до Господа Чайтаньи и Господа Нитьянанды. И если они удовлетворены нашими усилиями, в момент смерти они дадут нам все, чего нам не хватает, чтобы мы вернулись к Богу. Без их милости, только благодаря одной садхане, на это может уйти множество жизней.

 

«Я в высшей степени доволен всеми юношами и девушками в Лос-Анджелесе и во всем мире, которые понимают и ценят уникальность нашей духовной литературы и добровольно выходят на улицы, чтобы распространять её, несмотря ни на какие обстоятельства и сложности. За одни только эти усилия все они гарантированно вернутся домой, к Богу» (письмо Шрилы Прабхупады Рамешваре от 9 января 1973 г.).

Два восклицательных знака

Насколько я понимаю, первый постулат санкиртаны — мы не можем распространять то, чего не имеем. Мы выходим, чтобы дать людям сознание Кришны и убедить их в важности книг Шрилы Прабхупады, но это невозможно сделать, если мы сами не обладаем сознанием Кришны и не верим в его слова.

 

По словам многих учеников Шрилы Прабхупады, одним из самых больших отличий Движения в 70-х было то, что преданные имели очень сильную веру в слова Шрилы Прабхупады и серьезно изучали его книги, с нетерпением ожидая новых томов. Например, они читали и вместе обсуждали или проводили ролевые философские диспуты: один играл атеиста или имперсоналиста, а другой, используя аргументы из книг, старался победить его в споре. Таким образом они достаточно быстро обретали хорошее понимание философии и твердую уверенность в ценности и важности книг Шрилы Прабхупады, благодаря чему были способны представлять книги убежденно и аргументированно, поэтому у них хорошо получалось их распространять.

 

Для нас не всегда доступно близкое общение с учениками Шрилы Прабхупады (и многие из них уже покинули эту планету). Тем не менее мы всегда можем получить это общение через фильм «Воспоминания о Шриле Прабхупаде», в котором записаны многие воспоминания учеников, имевших с ним живой контакт. Слушая их, мы можем проникнуться тем же духом.

 

В нашем случае последовательность развития такая же. Первым делом нужно изучить книги, понять их значение и ценность, обрести твердую уверенность в философии и применить её к собственной жизни. Нам необходимо развивать связь со Шрилой Прабхупадой и веру в его слова. Эта вера даст нам убежденность, необходимую для того, чтобы выходить на улицу и распространять его книги.

 

Лично я не рекомендую пытаться распространять книги до этого этапа. Лучше подождать, продолжить изучение, общение с преданными и служение, пока эта вера не станет твердой. Сам Шрила Прабхупада в 1975 году дал аналогичное наставлени Мадхаве дасу:

 

«Ты лучше, прежде чем идти к этим демонам и убеждать их, прочитай внимательно эти книги и приобрети сам твердую убежденность. Если, будучи сам слаб, ты попытаешься обратить их, то получится наоборот, что они обратят тебя. Не берись за трудное дело, пока не станешь сильным. Повторяй каждый день шестнадцать кругов, соблюдай правила и предписания и читай наши книги. Не пытайся стать сразу великим проповедником» (письмо Шрилы Прабхупады Мадхаве от 20 мая 1975 г.).

 

Второе — это развить собственное сознание Кришны. Тем, кто живет рядом с храмом, стоит ходить на утренние программы и выполнять какое-то служение. Тем же, кто живет далеко или не может посещать храм по другой причине, нужно, по крайней мере, организовать свой день так, чтобы иметь возможность читать книги и повторять джапу утром. Благодаря этому вы будете получать духовную силу.

 

Ум очень беспокоен, поэтому нужно что-то делать для его контроля, чтобы внимательно воспевать. Первое, что для этого необходимо, — соблюдать четыре принципа и избегать или хотя бы ограничить заражение материализмом: не подвергать себявлиянию телевидения, мирских фильмов и музыке и т. д. Все это создаёт мощные самскары, надолго сохраняющиеся в уме и вызывающие воспоминания, желания и фантазии, которые разрушают нашу концентрацию во время воспевания. Даже если на какое-то время вы отстранитесь от всех этих вещей и просто погрузитесь в изучение книг, воспевание и служение, то непременно заметите, что ум станет значительно тише и умиротвореннее.

 

Во время воспевания лучше всего сесть, закрыть глаза, отключить внешние чувства и сосредоточиться на мантре, вибрации имен Кришны. Не обращайте внимание на то, что происходит вокруг, не пытайтесь представить что-либо, просто сосредоточьте все внимание на повторении. Когда закончите круг, не открывайте глаза, чтобы опустить бусину на счетчике или посмотреть, сколько ещё осталось. Просто опустите одну бусинку, при этом не нарушая концентрацию, и продолжайте воспевать, пока все шестнадцать бусин не будут внизу. Поздравляю!

Естественно, для этого нужно быть свежим и отдохнувшим — иначе будет клонить в сон. По этой причине важно ложиться рано, чтобы, несмотря на ранний подъем, высыпаться. В дни, когда мы чувствуем усталость, можно воспевать стоя или прохаживаясь вперед-назад. Шрила Прабхупада сам этому учил:

Е. М. Шрутакирти Прабху: «Он сказал мне в „Новой Двараке“: „Вечерами, если я устал, я повторяю, прогуливаясь. Если ты уставший, то ходи и повторяй, как я. Иногда, когда я устаю, я хожу вперед-назад по комнате. Можно все делать в одной комнате, все просто. Если устал, встань и повторяй, как я“». («Шрила Прабхупада увача», 62)

Обычно легче сконцентрироваться, сидя с закрытыми глазами, позволяя уму полностью погрузиться. Следующим возможным вариантом является повторение стоя или шагая вперед-назад, когда из-за усталости не получается сконцентрироваться в сидячем положении. Лучше ходить, чем сидеть и засыпать. Тем не менее рекомендуется хотя бы часть кругов стараться воспевать сидя, погрузившись целиком.

 

Как ни крути, джапа — это первая битва дня. Если её проиграть, то скорее всего весь день пойдет наперекосяк, особенно распространение книг. Лучше начать день хорошо.

 

Во время сосредоточенного повторения мы можем медитировать на одну из форм Господа, но только если это происходит естественно, а не искусственно или с принуждением. Почувствовать присутствие Господа в воспевании и понять, что Он и Его имена не отличны — это первый шаг.

 

Майя ждет нас со своей кувалдой. Как только мы выходим распространять книги, она предпринимает попытки нанести нам сокрушительный удар своим оружием, испытывая нашу силу и непреклонность. И мы не выстоим, если не проявим осторожность в духовной практике и решимость повторять шестнадцать или более кругов до выхода на улицу.

 

«Если ты хочешь оставаться в сознании Кришны, тебе придется развить твердую веру в гуру и шастры. Поэтому ты должен досконально, самым внимательным образом изучать мои книги, строго следовать регулирующим принципам и повторять шестнадцать кругов в день, избегая десяти оскорблений. Не воспринимай это Движение как дешевку» (письмо Шрилы Прабхупады Шрутадеву от 30 октября 1976 г.).

 

Регулярное изучение книг Шрилы Прабхупады имеет наивысшую степень важности для любого преданного, особенно для распространителя. Распространение книг — могущественная ягья, а в любой ягье должна быть жертва. Вместо зерна и гхи мы приносим в жертву свои энергию, время и усилия. Чтобы не останавливаться, необходимо четко знать, для чего мы это делаем, а для этого как раз нужно изучать книги. Шрила Прабхупада: «На самом деле эти книги являются краеугольным камнем нашего Движения»(письмо Хридаянанде от 31 октября 1974 г.).

 

Защищая Аджамилу, вишнудуты потребовали, чтобы ямадуты ответили им на вопрос о значении религиозных принципов и признаках безбожия. Обученные Ямараджем ямадуты построили свой ответ на убедительных доводах из шастр. Конечно же вишнудуты о перировали принципами более высокого порядка и победили в споре, однако это не умаляет важности очень хорошего примера, поданного нам ямадутами. В комментарии Шрила Прабхупада подчеркивает, что все преданные, в особенности проповедники, должны хорошо разбираться в философии и быть в состоянии дать убедительный ответ, когда им бросают вызов. Проповедуя, мы представляем своего гуру, Шрилу Прабхупаду и всех предыдущих ачарьев, поэтому мы должны хорошо знать миссию и философию нашего Движения.

«Вишнудуты задали очень разумный вопрос. В самом деле, чтобы действовать от чьего-либо имени, нужно знать, какова его миссия. Поэтому преданные, участники Движения сознания Кришны, должны знать миссию Кришны и Господа Чайтаньи, иначе их могут счесть глупцами. Все преданные, и в особенности проповедники, должны глубоко изучить философию сознания Кришны, чтобы, проповедуя, не попасть в нелепое положение и не быть осмеянными» (Бхаг., 6.1.38, ком.).

 

Кроме того, распространяя книги, мы проповедуем, пытаемся убедить людей в важности духовной жизни и духовного знания. Но если мы сами не культивируем духовное знание, наша так называемая проповедь превращается в фарс, на что Шрила Прабхупада указывает в письме Трибуванатхе (от 16.06.1972):

 

«В последнее время я настаиваю на том, что мои ученики должны читать мои книги и стараться понять их с разных сторон. Каждую шлоку можно рассмотреть под множеством углов зрения, и ты должен развить в себе такую способность. Если мы продаем книги и даже не знаем, что в них написано, это превратится просто в фарс, особенно если ты проповедуешь и продаешь книги эдинбургским студентам».

Секрет заключается в том, чтобы относиться к чтению книг дисциплинированно: ежедневно отводить чтению определенное количество времени либо страниц. Шрила Прабхупада хотел, чтобы мы изучали его книги по крайней мере час или два ежедневно. Если читать сорок страниц в день, то мы закончим весь «Шримад-Бхагаватам» менее чем за один год. Затем ещё за год мы прочитаем все остальные книги Шрилы Прабхупады, и даже останется время на несколько других книг, написанных его учениками и праучениками. А если делать это до конца жизни, то можно прочесть все книги Шрилы Прабхупады десять, пятнадцать или даже двадцать раз!

 

Читая всего лишь десять страниц в день, на все книги потребуется примерно семь лет — ежедневно читая десять страниц, можно за свою жизнь три раза (или более) прочитать все книги Шрилы Прабхупады. Так что у нас и вправду нет никакого оправдания, за исключением, пожалуй, отсутствия интереса к духовной жизни.

 

В отличие от мирских книг, духовную литературу можно читать неограниченное множество раз, ведь каждый раз узнаешь что-то новое и получаешь новые реализации. Эти книги обладают неистощимым вкусом, и чем больше их изучать, тем сильнее этот вкус:

 

«Мы снова и снова перечитываем писания, и они не теряют свежести и новизны. Когда есть время, я перечитываю свои собственные книги»(письмо Шрилы Прабхупады Хамсадуте от 1 октября 1974 г.).

 

«Читать и слушать „Бхагавад-гиту“ можно до бесконечности, и поскольку она дарит величайшее удовольствие, чем больше мы читаем „Бхагавад-гиту“, тем больше хочется перечитывать её, понять её, и всякий раз нам открываются новые аспекты духовной науки. Такова природа этого трансцендентного послания. Такое же трансцендентное блаженство можно ощутить, читая „Шримад-Бхагаватам“. Чем больше мы слушаем о Господе и славим Его, тем счастливее становимся» (Бхаг., 3.25.2, ком.).

 

«В этом стихе есть ещё одно важное указание: шринван бхагавато ’бхикшнам аватара-катхамритам. Если человек один раз прослушал „Бхагавад-гиту“, это вовсе не значит, что ему больше не надо её слушать. Ключевое слово здесь — „абхикшнам“. Необходимо слушать и читать „Бхагавад-гиту“ и „Шримад-Бхагаватам“ снова и снова. О прекращении не может быть и речи: даже если человек уже много раз читал эти книги, он должен снова и снова перечитывать их, поскольку бхагават-катха — то, что говорит Сам Кришна и что говорят о Нем Его преданные, — это амритам, нектар. Чем больше мы пьем этот нектар, тем ближе становимся к бессмертию» (Бхаг., 7.14.4, ком.).

 

«Я очень рад, что ты так строго придерживаешься расписания и каждый день читаешь мои книги. Если ты будешь продолжать так и дальше, из тебя вырастет первоклассный проповедник сознания Кришны. А это наивысшее служение, которое только можно совершить» (письмо Шрилы Прабхупады Хамсадуте от 3 февраля 1972 г.).


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.