Как быть с маленькими пожертвованиями? — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Как быть с маленькими пожертвованиями?

2022-10-10 22
Как быть с маленькими пожертвованиями? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Иногда пожертвования меньше, чем обычно. Бывает, несколько человек подряд дают только монеты. Некоторые преданные в таких обстоятельствах начинают отбирать большие книги, давая взамен маленькие. Это плохое решение, потому что это отчуждает людей, особенно когда делается неумело.

 

Е. С. Шиварама Свами: Распространяя книги, мы должны производить на людей в наивысшей степени хорошее, самое лучшее впечатление. Они должны думать, что все преданные святые. Купив книгу, они должны быть настолько вдохновлены, что побегут домой и сразу же сядут её читать. Наши книги о том, как человек может изменить свою жизнь, обретя сознание Кришны. Поэтому преданные санкиртаны должны быть главным примером совершенных людей. Это и есть проповедь — проповедь словами и примером. Чтобы делать это качественно, полагайтесь на Господа в сердце, который даст вам необходимый разум.

Когда я встретил Джорджа Харрисона, он сказал, что заинтересовался преданными, потому что они пели и продавали книги на улицах при любой погоде, будь то дождь, снег или палящее солнце. Он знал, что такую аскезу можно выполнять, только получив более высокий вкус. Так он преисполнился уважения к преданным даже раньше, чем встретил их.

Регулярно заниматься санкиртаной могут только те преданные, которые получают высший вкус блаженства от практики преданного служения и самой санкиртаны. Присутствовать должно и то, и то. Проповедь начинается с того, чтобы дать людям веру. А вера растет, когда мы ценим сознание Кришны. Поэтому, если мы хотим, чтобы они читали книги, повторяли Харе Кришна, и, наконец, брали на себя ответственность в том, чтобы стать преданными, наша проповедь должна оставить у них благоприятное впечатление. Шрила Прабхупада сказал: „Однако мы не хотим никому досаждать. Если он уйдет из-за твоей агрессивной манеры поведения, то ты сумасброд, и это твоя неудача. Ты и книгу не продал, и человека потерял. Но если он купит книгу, это настоящий успех проповеди“» («Сокровище брихад-мриданги», гл. 12).

 

Один из высших принципов санкиртаны — правдивость. Шрила Прабхупада однажды сказал: «Наших преданных должны обожать за их честность». На санкиртане слова должны совпадать с действиями. Если давая большую книгу говорим, что мы их не продаем, то должны принять столько, сколько он даст. Если пожертвования слишком маленькие или люди начинают злоупотреблять, то необходимо изменить тактику, но посреди игры правила менять нельзя, т. е. нельзя выжигать людей, отбирая книги из-за того, что мы недовольны суммой пожертвования.

 

Необходимо приложить все усилия и сделать все возможное, но результат оставить за Кришной. Даже тот, кто даёт мелкие пожертвования, все равно получает благо, поэтому не стоит расстраиваться. Есть история о брахмачари, которому пожертвовали кучу пепла. Каждый день брахмачари ходил собирать милостыню, но в одном доме хозяйка всегда отказывала ему. Когда он постучал в её дверь в очередной раз, женщина была крайне раздражена, поскольку в тот день поссорилась с мужем. Она наполнила чашу для подаяний пеплом. В ответ брахмачари улыбнулся и радостно сказал: «Спасибо!» Женщина была обескуражена, она спросила, как случилось так, что он не рассердился. Брахмачари ответил: «Я столько раз приходил к вам, но вы никогда ничего не жертвовали, а сегодня вы начали отдавать!»

 

Даже тот, кто даёт очень небольшое пожертвование, взяв книгу получает благо. Его благочестие растет, и в будущем это позволит ему жертвовать больше. Дав эту маленькую сумму, он начал практику отдавания.

 

Ещё одна большая ошибка при распространении книг — нечестные методы продаж и обман. Все это может способствовать увеличению результатов в краткосрочной перспективе, но в конце концов приведет к испорченной репутации всего нашего Движения и препятствиям в личном духовном прогрессе. Шрила Прабхупада никогда не одобрял нечестные способы распространения.

 

«Если мы просто по-доброму поговорим с человеком и искренне постараемся убедить его взять книгу, он её возьмет. Зачем нам нечестные способы? Мы не должны делать ничего такого, что оставит плохое впечатление или лишит нас общественного признания. Люди ищут подобные книги, они остро нуждаются в них. Нам нет нужды никого обманывать. Когда я сам начинал, мне не приходилось обманывать. Я просто предлагал что-то подлинное» (письмо Шрилы Прабхупады Рамешваре от 1 января 1975 г.).

 

Когда мы просим пожертвования, нельзя ожидать, что все будут давать достаточно. Кто-то даст больше, кто-то меньше, и не стоит беспокоиться за каждый отдельный случай. Если в среднем все книги покрываются, то все в порядке. Если в каком-то месте или в какой-то день все дают только мелкие пожертвования, и вы тревожитесь, можно изменить стратегию и перейти на маленькие книги, соответствующие по цене среднему пожертвованию, которое люди дают в этом месте; при этом следует продолжать предлагать большие книги по фиксированной цене тем, кто интересуется или уже взял маленькую. Можно сказать следующее:

 

— У нас ещё есть такая книга — «Бхагавад-гита». Это классика восточной литературы. Она написана пять тысяч лет назад, и её изучали многие великие личности, такие как Альберт Эйнштейн, Махатма Ганди, Лев Толстой. В ней дается практическое решение проблем, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Издание этой книги немного дороже, поэтому мы просим за нее 200 рублей.

 

В этом случае большая книга предлагается как дополнительная, после того, как закончена презентация маленькой. В зависимости от интереса, человек может взять только маленькую книгу, или только большую, или обе сразу.

Есть много способов помочь человеку дать б о льшее пожертвование за книгу. Можно обозначить определенные суммы на примере разных людей: «Бизнесмены обычно дают 1000, домохозяйки 500, студенты 200...» Мне нравится в шутку называть астрономические цифры: «Кто-то даёт два миллиона, кто-то три...» Я заметил, что, услышав такие заоблачные цифры и сравнив с ними пожертвование, которое он собирался дать, человек, проявляет щедрость и увеличивает его. Главное здесь — понять, что у каждого свой максимум, который он может отдать без напряжения, и зависит это от того, насколько высоко он успел оценить книгу, от финансового состояния и т. д. А мы стремимися к тому, чтобы помочь людям преодолеть приступ жадности и дать тот самый максимум, а не мелочь; и сделать это нужно так, чтобы он не испытывал дискомфорта отдавая больше, чем может, иначе человек передумает и уйдет без книги или даже взяв книгу, получит дурное впечатление. Подобно многим другим элементам санкиртаны, поиск нужного баланса — своего рода искусство.

 

Иногда можно попробовать чуть-чуть подшактить человека уже после того, как он пожертвовал, чтобы он воодушевился дать больше, но на это можно решиться только в случае, если санкиртанщик умеет делать это в легкой и приятной манере, используя шутки и прибаутки.

 

Если человек даёт нелепую сумму за большую книгу, я вежливо спрашиваю, действительно ли ему интересна эта книга и действительно ли он собирается её читать. Во многих случаях он признается, что не хочет книгу и возвращает её (как я указывал ранее, маленькое пожертвование часто означает, что человеку вовсе не нужна книга, и он не собирается её читать). Тогда я обычно стараюсь заинтересовать его хотя бы маленькой книгой. В таком случае (если встречается человек, не проявляющий интереса) можно также предложить кулинарную книгу, или одну из книг с косвенной проповедью.

 

Альтернативой распространению только больших или только маленьких книг будет комплект из трех книг разного размера (большой, средней и маленькой), чтобы каждый мог выбрать, какую взять. Многие достаточно благоразумны и, давая маленькое пожертвование, выбирают маленькую книжку, другие отдают им предпочтение, просто потому что не имеют особого интереса. За счет этого в конце дня общая сумма пожертвований соответствует общему количеству распространенных книг.

 

Конечно, будут встречаться люди, которые хотят взять махабиг за мизерное пожертвование. Но по крайней мере некоторые будут выбирать маленькую, балансируя таким образом среднее значение. Один совет в этой связи: как правило, человек выбирает ту книгу, которую ему предложили в первую очередь; так что, если вы хотите распространять больше бигов, показывайте её первой, а если у вас больше маленьких книг, то начинайте с них.

 

Есть и другие способы. Вместо того, чтобы просить пожертвования, можно озвучивать минимальную сумму. Этот способ обычно подходит для распространения бигов и махабигов, поскольку проблема бывает не только с мелкими пожертвованиями — иногда человек просто не уверен, сколько нужно дать за книгу, и не желая ошибиться, попросту говорит «нет». Можно показать несколько бигов и махабигов со словами:

 

— Каждая из этих книг стоит около 200 рублей. Все, что вы можете дать свыше, будет пожертвованием.

 

В этом случае дается приближенная цифра (чуть больше стоимости «Би-би-ти» этой книги), которая озвучивается как минимум, тогда человек понимает, что он должен дать не меньше себестоимости, и в то же время щедрым людям остаётся возможность дать больше. Так как мы говорим «стоит около 200», а не «стоит 200», это не ложь, мы говорим приблизительно. Кроме того, важно, чтобы это было округленное число, не «стоит около 136» — а круглые цифры, такие как 100, 200, 250, 300 и так далее.

 

Человек думает: «Ну хорошо, они потратили около двухсот на печать этой книги. Я могу дать двести и только покрыть печать или можно дать чуть больше, чтобы поддержать их». Если у него нет даже двухсот или он не хочет давать двести, он скажет: «У меня нет денег», «Я не хочу», «Мне неинтересно» и т. д.; по ситуации здесь можно либо чуть-чуть поднажать, либо просто перейти к следующему человеку. Если же он хочет взять книгу, но ему просто не хватает, то в зависимости от случая все равно можно дать биг (позже покрыв недостачу большим пожертвованием) или предложить меньшую книгу, соответствующую его сумме.

 

Ещё один плюс озвучивания минимальной суммы в том, что можно уверенно показывать сразу несколько бигов, не боясь, что человек даст слишком маленькое пожертвование. Рассказывая о книгах, просто старайтесь делать это как можно лучше, и пусть каждый человек сам решает, сколько книг он хочет взять. Кто-то может взять всего одну и даст двести или триста рублей, а другой возьмет три-четыре книги и даст тысячу. Благодаря этому способу мы учимся распространять по несколько книг за раз, что чрезвычайно увеличивает количество распространяемых книг. Обычно этим секретом пользуются успешные санкиртанщики, распространяющие двести, триста или даже пятьсот книг в день. Как правило, максимальное число людей, которым возможно распространить книги — около ста человек за день. И это не зависит от квалификации. Причина в том, что физически мы можем поговорить только с ограниченным числом людей. Но если в каждые руки распространять несколько книг, то результат во много раз умножается. Если сто человек возьмут по комплекту из трех книг, то получится триста книг в день. А если удастся распространить каждому по пять книг, то результат будет пятьсот книг в день!

 

Не бойтесь просить необходимую сумму. Это очень ценные книги, и цена, которую мы обычно просим, вполне приемлема. В наше время у многих есть свободные деньги, которые люди тратят на всякие глупости, начиная от модной одежды и аксессуаров и заканчивая гамбургерами и мороженым. Когда мы убеждаем человека пожертвовать достойную сумму и взять комплект книг, это несет большую пользу и им, и нам. Люди привыкли тратиться, и если нам удается разжечь их интерес, они не прочь дать пожертвование. Все что требуется — это немного смелости и много решимости.

 

«Продолжайте распространять Движение санкиртаны все больше и больше. Я всего лишь один, но поскольку все вы любезно сотрудничаете со мной, это Движение теперь достигло успеха по всему миру. Заверяю вас, что нет более прямой проповеди, чем распространение книг о сознании Кришны. Любой, кто получает книгу, обретает благо. Если он читает её, то благо ещё больше, а если он даётеё почитать другому, то они оба получат благо. Даже если человек не читает эту книгу, а просто держит и смотрит на нее, он все равно получает благо. Если он просто немного пожертвует на деятельность Движения сознания Кришны, он также обретает благо. И любой, кто распространяет эту трансцендентную литературу, также получает благо»(письмо Шрилы Прабхупады немецким ученикам от 6 мая, 1977 г.).

 

В любом случае, мы должны помнить, что все происходит под контролем Кришны, как Он утверждает в «Бхагавад-гите»: «Каждый во всем следует Моим путем, о сын Притхи». Так как все под контролем Кришны, не стоит скорбеть ни при каких обстоятельствах, даже если книгу украли. В одной лекции Е. С. Тамал Кришна Махарадж вспоминает, что однажды духовный брат признался ему, что свою первую книгу он украл у преданного санкиртаны. В конце он добавил: «И я до сих пор работаю, чтобы расплатиться за ту книгу!» Никто не может обмануть Кришну, у Него всегда есть план.

 

С одной стороны, нужно быть практичным (не сентиментальным) и стараться делать все возможное, чтобы представить книги красиво и разумно, чтобы у людей появлялось доверие и желание делать хорошие пожертвования, которые будут поддерживать нашу проповедническую деятельность. С другой же, не стоит забывать, что даже если кто-то даёт маленькое пожертвование или пытается как-то нас провести, все равно он получает благо от соприкосновения с духовным знанием, поэтому мы можем просто улыбаться, как тот брахмачари. Необходимо помнить, что Кришна — самый большой обманщик, и любой, кто пытается обмануть Его, оказывается сам обманут, однако обман Кришны всегда приносит человеку духовное благо. И может так случиться, что в следующей жизни он станет распространителем книг, чтобы расплатиться за книги, которые украл в этой...

Когда задают сложные вопросы

По сути распространители книг не должны тратить много времени, отвечая на вопросы, — лучше всего вдохновить человека взять книгу, в которой уже есть ответы на все вопросы. Тем не менее мы должны быть в состоянии дать убедительный ответ любому, кто задаёт вопрос или бросает нам вызов. Мы представители Движения Шрилы Прабхупады, поэтому, если мы выглядим глупо и фанатично из-за того, что не знаем ответов на вопросы, это бросает тень на его Движение. В идеале нужно знать философию настолько хорошо, чтобы давать точные и убедительные ответы, чтобы быстро и эффективно среагировать на вопрос или даже вызов оппонента и в то же время не тратить впустую ценное время, отведённое на распространение книг.

 

Если на санкиртане вам задали вопрос, ответа на который вы не знаете, можно попросить его номер телефона или адрес электронной почты: «Простите, я новичок и точно не знаю, но я спрошу старших и перезвоню вам, чтобы сообщить ответ». Так начинается культивирование нового человека. Вы перезваниваете и передаете ему ответ, у него могут появиться дополнительные вопросы и т. д., это возможность проповедовать и развивать дружбу. Именно так поступали преданные в Гаудия-матхе во времена Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Не зная, как ответить на вопрос, они всегда его записывали, затем задавали своим старшим и на следующий день возвращались с ответом. И так продолжалось, пока у собеседника не оставалось никаких сомнений. Они считали, что философия сознания Кришны самая возвышенная, поэтому наши проповедники должны быть в состоянии ответить на любой вопрос и оспорить любую ложную, неавторитетную концепцию. Конечно, это требует определенного уровня знаний и опыта, который приходит только спустя много лет практики. Тем не менее мы должны делать все возможное, чтобы ускорить процесс своего обучения, изучая философию, обсуждая её между собой и задавая старшим разумные вопросы.

Не надо пугаться

При распространении книг крайне важно не бояться карми. Иногда встретив бизнесмена или профессора с большим ложным эго мы пугаемся или чувствуем неуверенность. Однако чтобы хорошо выполнять свою задачу, проповеднику нельзя попадать в эту ловушку — он должен быть исполнен уверенности, смелости и даже в какой-то степени гордости. Возникает вопрос, как это соотносится с качествами вайшнава, ведь преданный должен быть смиренным. Ответ заключается в том, что эта уверенность или смелость на санкиртане не вступает в противоречие с вайшнавским смирением, поскольку проповедь — это не самопрославление, а прославление и защита положения Кришны как Верховного Господа. Преданный должен быть очень смиренным и кротким в храме и при общении с другими вайшнавами (подобно бенгальской матери, по словам Шрилы Прабхупады), но, проповедуя, он словно лев должен быть готов объяснить философию, оспорить любой аргумент и разбить иллюзию, охватившую обусловленные души.

 

Это объясняется в комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (11.11.29–32), где описаны качества вайшнава:

«4. Сатйа-сара. Преданный всегда помнит, что он вечный слуга Верховной Личности Бога, всеведущего Господа, который является источником всего удовольствия и тем, кто в конечном итоге наслаждается всей деятельностью. Избегая всякой деятельности помимо преданного служения, преданный остаётся верен истине, не тратит без пользы время и таким образом становится смел, силен и непоколебим».

 

В письме Шукадеве (от 16 августа 1972 г.) Шрила Прабхупада написал:

 

«Я хочу, чтобы все вы, мои продвинутые ученики, стали очень смелыми проповедниками и приняли на себя задачу по спасению падшего человечества из самых глубин греховности. Если вы просто обратите лидеров своей страны в нашу философию, весь мир последует за ними и спасется от гибели. В противном случае они все обречены стать такими животным, как свиньи и собаки. Поэтому проповедуйте очень сильно, особенно хиппи и студентам и убеждайте их отказаться от греховной деятельности и найти настоящее совершенство жизни в этом Движении сознания Кришны».

Самоотдача означает, что если мы взялись за определенное служение, то должны выполнять его самым лучшим образом. Мы должны не просто вкладывать всю свою энергию, но постоянно стараться больше и больше совершенствоваться. Применимо к проповеди это означает видеть, какое настроение, какие качества нужнее для того, чтобы объяснять философию и привлекать обусловленных душ к служению Кришне.

 

У каждого из нас есть некое представление о себе, которое по большому счету проистекает из ложного эго. Но когда мы проповедуем, нужно стараться обнаруживать те качества, которые более полезны для проповеднического служения, оставив все свои образы и роли. Например, застенчивая матаджи, выходя на санкиртану, должна временно забыть про свою застенчивость и проявлять смелость и уверенность в книгах, которые она несет.

 

«Не может быть никакого сравнения. Во всей вселенной нет литературы, подобной „Шримад-Бхагаватам“. Даже близко. Здесь нечего сравнивать. Каждое слово [„Шримад-Бхагаватам“] предназначено для блага человеческого общества. Каждое слово, буквально каждое» (лекция Шрилы Прабхупады по «Шримад-Бхагаватам» (1.16.8) от 5 января 1974 года).

 

Е. М. Бхакта Прабху: «Он спросил: „Что такое смирение?“ И Шрила Прабхупада ответил: „Смирение значит смело действовать для Кришны“. В нашем представлении смирение — это быть очень кротким и тихим или покорным, но нет, Прабхупада не говорил этого. Он сказал: "Будьте смелыми для Кришны"» («Воспоминания о Шриле Прабхупаде», часть 12).

 

Корень такой смелости и уверенности не в ложном эго, а в осознании того, что «я слуга Кришны, и книги, которые я несу, содержат высочайшее знание». Мы не думаем, «я такой великий», мы думаем: «Кришна великий, а я работаю на Него». Подобно тому, как сын олигарха чувствует себя очень уверенно, так как знает, что его отец — влиятельная личность и сможет защитить его.

 

Кроме того, мы должны понимать и всегда помнить, что у нас есть наивысшее знание. Наши книги содержат знания, которые могут решить все проблемы, приведя человека на саму Голоку. Любое другое авторитетное духовное знание в мире — лишь фрагмент того, что мы имеем. У христиан, может быть, два процента, у мусульман — один, у буддистов — пол, но у нас 100%. Так же, как если у одного есть 2000 рублей, у другого — 1000 рублей, а у третьего — 500. Но миллион рублей включает в себя и две тысячи, и тысячу, и пятьсот.

 

Что уж тогда говорить о тех, кто постиг лишь небольшую часть материального знания? На краю Творения есть темное облако, внутри которого находятся мириады материальных вселенных, все созданные Кришной. В каждой из этих вселенных существует бесчисленное множество планет, на каждой планете — много-много стран и городов, в которых проживают миллионы и миллиарды людей. И в одном из этих городов живет маленький ученый или бизнесмен и мнит себя великим…

 

Мы знаем правду, поэтому не должны страшиться так называемых влиятельных и важных людей. Мы должны знать, кто Верховный и какова ценность этих книг. Если бы мы продавали их по реальной стоимости, то даже Господь Брахма не смог бы их купить. Это духовное знание, и оно бесценно. «Все богатства во всех трех мирах не стоят одного такого нектарного плода с древа преданного служения» (Ч.-ч., Ади., 9.28).

 

Е. М. Хари Шаури Прабху: «Когда Прабхупада заполучил Сварупа Дамодару даса (в то время брахмачари, а теперь Бхакти Сварупа Дамодара Свами), когда он привел его в ряды преданных и инициировал его, он сказал ему: „Я хотел победить ученых; сам я не ученый и не знаю научные аргументы, но я убежден, что могу победить их всех на основе Вед“. У него была такая убежденность, и он знал, что Веды не ошибаются, это аксиома, и что в материальной науке нет ничего сопоставимого с Ведами. Он знал это, но у него не было таких слов, методологии, чтобы убедить ученого-материалиста, [чтобы тот подумал] „О да, это заслуживает моего внимания“. Поэтому он сказал: „Для этого Кришна послал тебя“, — он [Сварупа Дамодара] ученый, — „чтобы ты победил их“. Так он сказал ему: „Иди и бросай вызов им всем, по всему миру. Вызывай их и побеждай их» (семинар по «Шри Ишопанишад», прочитанный в Маяпурском институте, Маяпур, 31 января 2006 г.).

 

Таким образом, хоть тысяча рублей, хоть миллион — не достойная плата за эти книги. Мы просто принимаем небольшие взносы, но это не полная, не истинная стоимость этих книг. Даже если кто-то дал 5000 рублей, не стоит думать: «О! Он так много пожертвовал! Нужно дать ему больше книг, чтобы восполнить разницу». Нет, на самом деле он не расплатился даже за одну книгу. Если человек хороший, искренний, то можно дать ему одну или две дополнительные книги, но не из-за пяти тысяч рублей, а за его искренность. Настроение должно быть такое: кто искренен, кто сможет оценить эти знания? Если мы сможем найти таких людей, деньги придут автоматически. Лакшми-деви всегда с Господом Вишну. Кришна не бедняк, вынужденный просить милостыню. Он возлюбленный Шримати Радхарани, Которая является источником миллионов богинь процветания.

 

«Если ты просто будешь продвигать одно-единственное дело — распространение моих книг, полный успех тебе обеспечен. У меня зародился хитрый духовный план по получению денег за счет продажи моих книг, и, если мы будем придерживаться этого единственного плана и применим свой разум, чтобы продавать книги, мы с легкостью получим достаточно денег» (письмо Шрилы Прабхупады Лалита Кумару от 15 ноября 1971 г.).

«Выжженные» места

В большинстве случаев на санкиртане, особенно если речь идёт о торговых районах, встречаются два типа людей. Первый — это те, кто работает неподалеку или проходит там каждый день. Их можно легко распознать по напряженному, занятому виду и по быстрой, целенаправленной походке. Им давно все примелькалось, поэтому они просто идут по ежедневному маршруту, погрузившись в свои дела. Я называю их «местные».

 

Второй тип — это «гости», люди, которые редко бывают в этом месте. Они пришли что-то купить, куда-то зайти, посетить достопримечательность и т. д. Их легко отличить от первой группы: идут медленнее, выглядят более расслабленными, рассматривают витрины магазинов. Для них это новое место, поэтому они находятся в этаком режиме изучения и открыты для нового.

 

Лучше всего распространять книги людям обеих категорий, потому чтораспространять только «местным» намного сложнее — они заняты и зачастую пребывают в плохом настроении, и они, вероятно, уже много раз вас видели. Поэтому проще и продуктивнее сосредоточиться на второй группе. Собственно, категорий можно выделить много, для каждой из которых есть свой наиболее эффективный подход, и в конечном счете каждый человек уникален. Но даже такое простое деление на «местных» и «гостей» помогает.

 

Группа «местных», хотя и более многочисленна, на самом деле ограничена, поскольку состоит примерно из одних и тех же людей, которые проходят по этому месту каждый день. Гостей же можно назвать практически неистощимым ресурсом, поскольку эти люди оказываются в данной точке лишь один или два раза, и поэтому каждый день среди этой категории появляются новые лица. Часто из-за чрезмерного внимания к первой группе всего через несколько выходов создается впечатление, что место «выжжено». Местные, возможно, уже вас знают, но всегда будут новые люди из гостей, и многие из них будут брать книги. Есть преданные, которые годами выходят на санкиртану в одно и то же место, каждый день распространяя большое количество книг новым людям.

 

На самом деле именно соотношение «местных» и «гостей» является основным критерием отличия «хорошего» поля санкиртаны от «плохого». Места, где число местных значительно превышает число гостей, как правило, сложнее, они быстрее выгорают — как только все местные узнали вас, практически больше не с кем говорить. В противоположность, места, где больше гостей, обычно легкие и приятные, там можно распространять очень долго и каждый день встречать новые лица. Этот фактор важно учитывать при выборе кшетры. Обычно лучшие места не самые оживленные, а те, где есть постоянный поток новых людей.

 

В Бразилии, занимаясь странствующей санкиртаной, я объезжаю ряд маленьких городов, стараясь посетить каждый из них раз в год или хотя бы через год. Среди них есть города с населением 250 тысяч жителей, где уже распространено более 25 тысяч книг (более 10% от количества населения). Несмотря на это, каждый раз, приезжая туда на несколько дней, мне встречаются новые люди, которым я распространяю книги.

 

Обычно мы «выжигаем» места своим неправильным или недобросовестным поведением. Если человек уходит от распространителя с плохим впечатлением, это усугубляет ситуацию, поскольку в следующий раз его реакция не будет положительной, а может быть даже враждебной. Некоторое время преданные в США использовали всевозможные способы по выуживанию денег, наряду с нечестными и агрессивными методами продаж, что вызвало такую сильную антипатию со строев общества по отношению к преданным, что распространение книг практически прекратилось. Аналогичный случай произошел в Германии в 70-х годах, где преданные собирали большие суммы денег в пользу проектов продовольственной помощи Индии, но на самом деле использовали эти деньги для своих проектов в Германии. В конце концов афера стала достоянием общественности, и репутация преданных была сильно испорчена, как результат в течение целого поколения распространение книг в Германии шло чрезвычайно трудно.

 

Использование мошенничества и недобросовестных методов распространения книг всегда очень быстро «выжигает» кшетры. Напротив, когда мы относимся к людям хорошо, производя на них приятное впечатление, то со временем они начинают проявлять настоящий интерес и доброжелательность. Получив однажды приятное впечатление, даже те, у кого уже есть наши книги, останавливаются вновь, чтобы купить ещё.

«Тогда что толку?»

Несмотря на то, что Шрила Прабхупада придавал такое значение распространению книг, он всегда давал ясно понять, что эти книги предназначены не только для распространения: мы должны изучать и знать их так же глубоко, как адвокат знает свод законов. Это очевидный момент, но мы склонны забывать об этом: чтобы быть способным распространять книги Шрилы Прабхупады, и в особенности делать это в течение долгого времени, мы должны регулярно изучать их.

 

Как-то раз одна из странствующих групп санкиртаны встретилась со Шрилой Прабхупадой. Лидер группы предоставил отчет о распространении книг, Шрила Прабхупада был доволен цифрами. Затем он спросил: «А сколько часов в день вы изучаете мои книги?» Извиняясь, преданному пришлось признать, что из-за напряженного графика распространители в его группе почти не читают. Прабхупада ответил: «Тогда что толку?» Какая польза в таком распространении книг, если у нас даже нет времени читать их? Без изучения книг и понимания философии мы не задержимся надолго — пораспространяем и канем в Лету, кто тогда будет распространять? Шрилу Прабхупаду волновало не только распространение книг, его главной заботой была наша духовная жизнь.

 

В другой раз Шрила Прабхупада сказал, что, если преданные будут распространять его книги, они будут счастливы, а, если они будут изучать их, то останутся, не покинут Общество. Это подтверждается на практике: преданные, которые распространяют книги, делая это правильно, обычно очень счастливы и блаженны. Кришна доволен, когда мы проповедуем, и в результате мы также испытываем блаженство. Постоянно проповедуя мы можем непрерывно пребывать в контакте с внутренней энергией Кришны, и мы видим, что преданные, которым это удается, — самые счастливые души в ИСККОН.

 

Кроме того, преданные, не изучающие книги, как правило, рано или поздно уходят. Это тоже подтверждается жизненными примерами. Чтобы оставаться в сознании Кришны, особенно в проповеднической деятельности, требуется отрешенность и готовность идти на некоторые жертвы. Нужно придерживаться определенных правил и предписаний и принимать много неудобств — не получится беспорядочно наслаждаться и делать все, что хочется, как делает большинство людей. Но для этого нужен дух самопожертвования во имя миссии, более возвышенного и важного дела, а развить его можно только путем изучения и размышления над философией и её применения. Иначе мы снова скатываемся на платформу гедонизма: мой комфорт, мое удовлетворение, моя жизнь и т. д., и начинаем отклоняться пока наконец не отказываемся от общения с преданными или перестаем прикладывать серьезные усилия в строгом следовании духовной жизни.

 

С другой стороны, мы также видим, что иногда преданные много учатся, и хотя они не уходят, все же они не счастливы, а находятся в неком депрессивном состоянии, по-настоящему не наслаждаясь блаженством духовной жизни. В чем же проблема? Знание проникает внутрь, но не находит выхода. Они поглощают тонны знаний, но не рассказывают о нем. В итоге оно просто накапливается в их голове, не давая желанного плода, который созревает только под лучами солнца проповеди; возникает своего рода интеллектуальный запор.

 

Итак, мы можем либо, распространяя книги, быть счастливым, но со временем уйти, либо, изучая книги, оставаться, но не испытывать счастья. Однако самое лучшее — это остаться и быть счастливым в сознании Кришны. Для этого необходимо изучать книги и в тоже время распространять их, проповедовать. Такая формула. Покуда мы молоды, мы можем посвящать б о льшую часть своего времени санкиртане, а с возрастом сократить прямое распространение и больше внимания уделять обучению новых распространителей, которые станут нашими преемниками.

 

Рекомендуется изучать книги от одного до двух часов в день. Меньше часа слишком мало, но читать весь день тоже неэффективно — во-первых, будет сложно усвоить слишком большой объем, а во-вторых, не останется времени для проповеди. Нужно решить для себя: один-два часа ежедневного чтения — как повторение шестнадцати кругов.

 

Конечно, иногда можно выделить больше времени на чтение (или на повторение более шестнадцати кругов), но один-два часа нужно принять как абсолютный ежедневный минимум, отведя это время в своём расписании для чтения книг. Обычно утренние часы лучше — на свежую голову легко воспринимаются знания, но если трудно организовать время утром, то можно читать и в другое время, в зависимости от ваших возможностей. Для тех, кто все время посвящает санкиртане, выходить предпочтительно пораньше, в 9–10 утра, распространять в течение трех-четырех часов, делать перерыв на прасад и чтение, и затем распространять ещё три-четыре часа. Такой график в два захода удобен тем, что появляется фиксированное время для чтения. К тому же гораздо легче распространять два раза по три-четыре часа (утром и после обеда), нежели шесть-восемь часов подряд.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.