Уроки литературного чтения в современной начальной школе, их типология и структура — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Уроки литературного чтения в современной начальной школе, их типология и структура

2022-10-10 29
Уроки литературного чтения в современной начальной школе, их типология и структура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Вводные уроки

Вводный урок открывает изучение темы или тематического раздела, целью вводного урока становится подготовка учащихся к произведению определенной тематике и знакомство с автором.

Отобранный учителем интересный и доступный материал должен носить обобщенный характер и формировать общее представление о произведениях.

Обязательно на вводных уроках использование наглядного материала: портреты писателей, репродукции картин, иллюстрации, аудиозаписи музыкальных произведений или актерского чтения; рисунки самих учащихся, выставки книг и т.п.

2.Урок чтения и коллективного анализа художественного произведения.

Он состоит из таких этапов:

1.Подготовка к восприятию текста.

2.Первичное восприятие текста.

3.Проверка первичного восприятия текста.

4.Чтение и анализ произведения.

5.Обобщение.

6.Перечитывание произведения с новой читательской целью.

7.Творческая работа учащихся по следам прочитанного.

Такой урок принято называть комбинированный, так как он включает в себя комбинацию трех главных этапов:

* Первичный синтез

* Анализ

* Вторичный синтез

Если учебным материалом является крупнообъемное произведение, то работа над ним может быть построена по двум вариантам:

1-й вариант – произведение делится на 2 или 3 части, и каждая часть читается и анализируется на комбинированном уроке (т. е. каждый урок по произведению включает в себя все этапы работы);

2-й вариант – проводятся 3 (или 2) урока:

первый – знакомство с произведением

второй – анализ произведения

третий – обобщающий урок

Как видим, уроки могут различаться учебными задачами, но ведущей деятельностью учащихся на таких уроках неизменно остаются чтение и анализ произведения.

3.Обобщающий урок

Уроки данного вида проводятся после изучения темы или раздела и призваны подвести итоги, т.е. активизировать и закрепить в сознании учеников и новые знания и умения.

Виды работ, используемые на уроках обобщения:

1. Повторительно-обобщающая беседа по теме.

2. Подготовка учащимися дополнительного материала, доклада по теме.

3.Чтение по книге или наизусть, пересказ отдельных фрагментов произведений.

4. Прослушивание аудиозаписей текстов или музыкальных произведений.

Вопрос 28. Подготовка учителя к уроку литературного чтения

При подготовке к уроку учитель в первую очередь должен подумать о возрасте детей, об уровне сформированности их навыка чтения и читательских умений, об индивидуальных особенностях учеников класса. Затем следует для себя установить место урока в разделе, соотнести конкретный урок с тем, что читали дети по этой теме в предыдущем классе и что будут читать в следующем, учесть их читательский опыт, приобретенный на уроках внеклассного чтения, а также вне школы. Современный учитель начальных классов в практике сталкивается с разной степенью начитанности учеников и разным уровнем их читательских умений. Разрабатывая урок чтения, следует продумывать задания как для детей с высокой читательской подготовкой, так и для тех, кто учится читательской деятельности в классе.

Готовясь к предстоящему уроку, учитель должен принять во внимание сформированность навыка чтения у детей. Каждый из учеников класса, независимо от уровня владения навыком чтения, должен читать вслух на уроке, поэтому учителю нужно заранее определить, какой отрывок текста кто из детей будет читать. При этом следует ориентироваться на широкий круг факторов: о какой исторической эпохе идет речь в произведении, насыщен или нет текст незнакомыми словами, есть ли в нем сложные синтаксические конструкции, знаком ли автор и его стиль читателям, интересна ли детям тема и т. д. и т. п. Однако главным фактором урока является само художественное произведение, которое предстоит читать.

Центром подготовки учителя к уроку чтения должен стать литературоведческий анализ художественного произведения. При этом учитель определяет тему, родо-жанровую разновидность произведения. Если предстоит читать эпическое произведение, выявляет сюжет, соотносит развитие сюжета с композиционным строем, составляет характеристику основных действующих лиц. Если перед ним поэтические текст, учитель анализирует его структурные основы: строфу, ритм, рифму; разбирается в сущности авторского художественного мира, в мировосприятии лирического героя, его переживаниях и чувствах. После анализа изобразительно-выразительных средств языка учитель должен подумать, на какие формальные компоненты следует обратить внимание детей при работе с текстом в классе. Только в результате литературоведческого анализа могут быть определены идея произведения и его воспитательное значение. После этого учителю нужно познакомиться с методическим аппаратом, помещенным к тексту в хрестоматии, а также с методическими указаниями в пособиях для учителя и других изданиях, чтобы иметь представление о том, как рекомендуют работать над произведением авторы учебника и какой опыт накоплен другими учителями. Определяя логику урока, учитель продумывает ведущие методические приемы для каждого этапа урока, использование наглядных пособий, ТСО, виды заданий по развитию речи детей, возможные межпредметные связи. Итогом такой деятельности учителя станет разработка и проведение конкретного урока чтения.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.