Вопрос 10. Вклад М.А. Рыбниковой в развитие литературного чтения — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Вопрос 10. Вклад М.А. Рыбниковой в развитие литературного чтения

2022-10-10 33
Вопрос 10. Вклад М.А. Рыбниковой в развитие литературного чтения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мария Александровна Рыбникова – ученый-филолог, фольклорист, автор многочисленных методических и учебных пособий, одна из наиболее интересных фигур в отечественной методике

Один из любимых приемов методиста — сопоставление. Разнообразные приемы сопоставительного анализа рекомендуются в пособии «Изучение литературы в школе II ступени». Сборник «Загадки», книга «Введение в стилистику» участвует в создании новых программ и хрестоматий для школы, готовит сборник русских пословиц. Проблемам детского чтения посвящена ее статья «Классики в детском чтении в прошлом и настоящем».

Выделяя три основных фактора, определяющих содержание методики как научной дисциплины (природа учебного предмета, цели воспитывающего обучения и особенности детского восприятия и поведения), она на первый план выдвигает учебный предмет — литературу, требуя от учителя, прежде всего хорошего знания своего предмета.

В одной из первых своих крупных работ «Изучение родного языка», Рыбникова предлагает систему стилистических упражнений, видя в них главный путь к постижению языка. Особое внимание она уделяет языку поэтов и писателей, которых называет «искателями нового слова», «романтиками речи», относя к ним Державина, Гоголя, Достоевского, Бальмонта и Белого. Ее увлекает поэзия символистов.

В пособии «Современная и классическая литература в школе» отразилась неудовлетворенность Рыбниковой школьными программами и учебниками. Она допускает возможность отступлений от программы, свободный выбор произведений для анализа, предлагает отказаться от учебников, заменив их вопросниками, содержащими задания для самостоятельных наблюдений учащихся над текстом произведения.

«Методика, — как определяет ее Рыбникова, — это одна из педагогических дисциплин, преследующая задачи обучения и использующая для этих целей ряд научных сведений. Претворение множества знаний и явлений во всех их элементах в систему целостных уроков — такова самостоятельная и специфическая задача методики».

В построении курса литературного чтения Рыбникова опирается на опыт отечественной школы, обращаясь к истории методики.

Вопрос 11.Процесс (этапы) работы над художественным произведением на уроках литературного чтения в начальной школе
Этапы работы над художественным произведением:
1)Подготовительный этап. Задачи подготовительного этапа: задать эмоциональный и содержательный настрой. В подготовительном этапе мы проводим с детьми беседу об авторе, его произведениях и книгах, о жанре, о художественных приемах произведения, которое мы будем изучать на уроке. Так же проводим словарно-лексическую работу, прогнозирование содержания произведения (по заглавию, по имени автора, по иллюстрациям). Заканчивается подготовительный этап установочным вопросом (вопрос о настроении или по заглавию, по жанру).
2) Этап первичного синтеза начинается с выразительного чтения заранее подготовленного учителя. После этого проводим проверку первичного восприятия (эмоциональный вопрос, вопрос про настроение детей). На этапе проверки первичного восприятия задаем детям еще 3-5 вопросов на проверку фактического понимания.
3) Этап анализа начинается с перечитывания произведения детьми по цепочке, про себя – несколько раз. Затем анализируем произведение с помощью приемов: 1)Вопросно-ответная форма; 2) Вопросы, которые формулируют сами дети; 3)Выборочное чтении; 4) Прием акцентного вычитывания; 5)Графическое выделение значимых единиц текста; 6) Словесное иллюстрирование; 7)Словесный диафильм.
4) Этап вторичного синтеза состоит из итогов по прочитанному произведению, главная мысль; обобщение по жанру, если с ним столкнулись впервые; вопрос понравилось/не понравилось.
5) Этап творческой работы по следам прочитанного произведения. Творческая работа вытекает из самого урока, например: творческие пересказы с изменением лица рассказчика, пересказ от каждого героя, продолжение рассказа, выразительное чтение, чтение по ролям.

Вопрос 12. Подготовка учащихся к восприятию художественного произведения. Приемы, позволяющие учащимся осуществлять прогноз того, что предстоит читать.

Задачи подготовительной работы разнообразны, зависят от возрастных особенностей учащихся, уровня их читательского развития, содержания и художественных особенностей литературного произведения. Одной из важных задач подготовительной работы является актуализация знаний учащихся о явлениях, событиях, изображенных в произведении, а также расширение их представлений в этой области, сообщение новых сведений.

Как правило, подготовительная работа происходит в форме беседы, в которой попутно выясня-ются лексическое значение слов из текста. Полезно познакомить читателей с писателем: сооб-щить наиболее яркие и интересные детям этого возраста эпизоды из его биографии, показать портрет писателя. Продуктивным оказывается работа с авторской выставкой книг, некоторые из них дети уже могли прочитать. В этом случае автор предстает уже не как новое лицо, а как знакомый по книгам собеседник. С произведениями некоторых писателей дети знакомятся от класса к классу, тогда работу с выставкой книг писателя можно перемежать беседой о тематике и жанровых особенностях творчества автора. Эмоциональный настрой как необходимый аспект восприятия поэтических произведений могут создать прослушивание музыки, рассматривание иллюстраций и картин, демонстрация фильмов. Нельзя забывать и о формировании мотивов предстоящей читательской деятельности.

Результатом подготовительной работы становится формирование цели предстоящего восприятия текста художественного произведения. В этом смысле эффективной оказывается беседа о заглавии текста художественного произведения, которое вместе с началом текста является сильной его позицией.

На подготовительном этапе для включения детей в тему чтения рекомендуется применять дополнительные средства: чтение малых фольклорных жанров, например, загадок по теме; показ репродукций картин, демонстрацию слайдов, фото; прослушивание музыкальных произведенииилиотрывковизних. Привлечениетакихсредствдляподготовкик восприятиюпроизведениясоздаетособуюэмоциональнуюатмосферу, котораяспособствуетболееглубокомупроникновениювтекст.

Рассмотримвидыиприемыработы, нацеленныена подготовку к восприятию произведения.Все приемы работы, используемые на подготовительном этапе урока, можно разделить на две группы: –компенсирующие несформированность типа правильной читательской деятельности;

 –формирующие тип правильной читательской деятельности.

К первой группе приемов можно отнести беседу учителя с детьми, рассказ учителя, словарную работу. Ко второй – предварительное рассматривание иллюстраций, работу с названием произведения, вычленении из текста ориентирующих слов.

Формирующие приёмы связаны с прогнозом того, что мы будем читать на уроке:

1. Прогноз по автору, если дети уже знакомы с ним/ отсутствие автора

2. Рассматривание иллюстраций

3. Прогноз по заглавию текста

4. По форме произведения

5. По разделу в учебнике

6. По опорным словам


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.