Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2022-10-10 | 23 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Интеграция постсоветского пространства затрагивала, прежде всего, политические аспекты и аспекты безопасности. Новые конфликты в регионе подтолкнули власть к тому, чтобы пересмотреть свою изначально изоляционистскую позицию по отношению к странам бывшего СССР. Уже начиная с весны 1992 г., России пришлось иметь дело с внутренними и международными этническими военными конфликтами, в особенности на Кавказе, в Молдове и в Таджикистане. Все чаще на юге России стали возникать угрозы нестабильности и терроризма. России также пришлось столкнуться с нестабильностью ряда границ со странами за пределами постсоветского региона и с новыми проблемами нелегальной иммиграции и торговли наркотиками, в особенности на китайско-российской и таджикско-афгапской границах. Именно в ответ на эти угрозы Москва обратилась к Организации Объединенных Наций с запросом о предоставлении ей особых миротворческих полномочий в регионе и начала рассматривать регион как сферу спой «особой ответственности и особого интереса». Она также начала высказываться в поддержку сил коллективной безопасности СНГ и более активного проведения совместных операций. Взяв за отправную точку Договор о коллективной безопасности 1992 г., члены СНГ под влиянием России сформулировали довольно амбициозную програм-му координации военной и оборонной деятельности, принятую к исполнению па саммите СНГ в феврале 1995 г. как Концепцию коллективной безопасности. Концепция, помимо прочего, включала возможность формирования миротворческих войск СНГ.
Российские лидеры таким образом легитимировали свои усилия в области поддержания безопасности, лишив при этом военные ведомства значительной части власти. Они считали, что в регионе перед ними стоит двойная задача во-первых, установить порядок и стабильность, во-вторых, сохранить традиционно сильное влияние России. Для выполнения этих задач Ельцин объявил о своем намерении разместить около тридцати российских военных баз в странах СНГ и предложил создать в регионе общий экономический, политический и оборонный союз. Повое видение основывалось на позиции Службы внешней разведки в отношении угроз безопасности. Эта позиция демонстрировала намерение предотвратить заполнение возможного «вакуума власти» в регионе представителями внешних сил. Угрозы безопасности, в частности, включали деятельность мусульманских государств, таких как Иран и Пакистан, в Центральной Азии и на Кавказе. Эти угрозы отчасти стали результатом недостаточного со стороны Ельцина отношения к положению в регионе. В число угроз безопасности вошли также угроза расширения НАТО и угроза, связанная с одпополярными амбициями США.
|
В результате такого восприятия угроз Россия стремилась к поддержанию военного присутствия в странах Центральной Азии и на Кавказе. Чтобы не допустить увеличения влияния Ирана, Китая и Афганистана, Россия во многом содействовала охране границ Туркменистана, Кыргызстана и Таджикистана. В случае с последним, российское присутствие было настолько значительным, что афганские пограничники вели переговоры непосредственно с российским военным командованием. Назначение Примакова привело к восстановлению равновесия между политическими и военными средствами ведения политики, а также в значительной мере способствовало окончанию гражданской войны в Таджикистане и подписанию в Москве в июне 1997 г. соответствующего мирного договора. Что касается Кавказа, то усилия России, направленные на стабилизацию, были гораздо менее1 успешны. 11есмотря на более жесткий контроль, который Примакову удалось установить над миротворческими силами, ему было не под силу стабилизировать ситуацию в Грузии. Ранее оказанная поддержка некоторыми российскими вооруженными силами абхазского сепаратизма привела к неприятным последствиям и способствовала тому, что Москва оказалась не способна урегулировать конфликт. Кроме того, Грузия отказа-дась от поддержки усилий СНГ в области коллективной безопасности. Сыграл свою роль и ввод российских войск в Чечню в целях подавления угрозы сепаратизма и сохранения военного присутствия на Кавказе. Помимо защиты территориальной целостности, Россия стремилась не упустить контроля над стратегически важным трубопроводом Баку—Новороссийск, который вто время проходил через Чечню. Однако после первой чеченской войны (1991-1996 гг.) и президентских выборов в Чечне в 1997 г. Москва не выработала внятной политики в республике, и Чечня продолжала скатываться к анархии.
|
Интеграционные усилия России па западном направлении отличались от усилий в Центральной Азии и па Кавказе. Па Западе Москва стремилась ответить на у [розу расширения НАТО, нормализуя и развивая военные связи с Белоруссией и Украиной. Белоруссия, учитывая ее важнейшее геостратегическое положение и пророссийскую ориентацию, приобрела исключительное значение. С тех пор, как две стороны подписали Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии в апреле 1996 г., они обязались развивать интеграцию I! политической и военной областях. Они выработали общее понимание угроз безопасности, достигли четкой согласованности в вопросах внешней политики и дали обещание заключить оборонный союз. При Примакове Россия также значительно активизировала политические связи с Украиной, воспринимавшиеся новым министром иностранных дел как важнейший приоритет. Ключевым вопросом здесь был статус черноморского флота, который Россия стремилась сохранить, не подвергая при этом опасности свои взаимоотношения с Украиной. Украина, в свою очередь, была заинтересована в том, чтобы легализовать свои постсоветские границы с Россией путем подписания соответствующего соглашения и, таким образом, способствовать политической нормализации отношений между двумя странами. В результате усилий Примакова в мае 1997 г. обе стороны подписали так называемый Большой Договор, который зафиксировал решение проблемы флота и легализовал границы. Соглашение вызвало критику внутри России, однако настойчивость 11римакова способствовала его ратификации в феврале 1999 г. Несмотря на критику, и Примаков, и его преемник Игорь Иванов видели в политической нормализации отношений с Украиной шаг к улучшению взаимоотношений между двумя странами, а не уступку Украине в ее стремлении присоединиться к НАТО. Такое отношение нашло широкую социальную поддержку в стране, когда 70% россиян поддержали Большой Договор.'
|
Что касается политики России по отношению к наиболее прозападным Балтийским государствам, то она стремилась свести к минимуму негативные последствия расширения НАТО, предлагая данным государствам гарантии безопасности и открыто заявляя, что вхождение балтийских государств в НАТО поставит под угрозу хорошие отношения России с НАТО.
Экономическая интеграция
Экономическая интеграция стала другим важным аспектом стратегии 11римакова. На протяжении советской эпохи Россия и бывшие советские республики представляли собой очень тесно связанные экономические системы, и разрушение многочисленных уз взаимозависимости не могло быть быстрым процессом. Оппозиция раннему изоляционизму Ельцина первоначально включала в себя бывших советских управленцев, которые лоббировали свои взгляды через Гражданский Союз. Назначение Виктора Черномырдина в качестве премьер-министра способствовало дальнейшему развитию целей данной группы в направлении перехода от прозападного изоляционизма к укреплению региональных экономических связей. Бывший хозяйственник и президент крупнейшей газовой компании «Газпром» Черномырдин привнес в российскую региональную политику значительно большее понимание различных аспектов экономической взаимозависимости бывших советских республик. Его стратегия выстраивания отношений между странами бывшего СССР включала в себя использование энергетических ресурсов в целях принуждения зависимых в энергетическом плане бывших советских республик вкладывать свой капитал в развитие «Газпрома» и других крупных энергетических компаний, таких как «Лукойл», «Юкос» и «Сиданко». Ельцин поддержал такой подход своим Указом №172, изданном 7 мая 1995 г., а также одобрил новую долгосрочную энергетическую стратегию России до 2010 г.
|
Подход Примакова был иным, более ориентированным на роль государства. Как и Черномырдин, Примаков понимал, что восстановить то, что промышленники из Гражданского Союза называли «разрушенными политико-экономическими связями», было непросто, и он тоже хотел поддержать интересы российского бизнеса в регионе. В то же время, министр иностранных дел стремился к активной практике «экономической дипломатии» — так Кремль называл и негативные, и позитивные санкции — для укрепления политических интересов России в регионе. Он хотел извлечь выгоду из относительно высокого потенциала экономического влияния России в целях содействия укреплению двусторонних и многосторонних политических связей, поддерживаемых Россией с бывшими советскими республиками. В духе державничества чества Примаков полагал, что государственные интересы важнее интересов частного сектора, и поэтому необходимо быть готовым к инвестированию политического капитала в проекты, потенциально способные содействовать реинтеграции бывших советских республик.
Такое видение подразумевало, что тяжесть интеграции постсоветского пространства будет лежать на российском государстве, а не на частном секторе — еще один показатель того, что коалиция, которая стояла за новой стратегией интеграции регионов, состояла по своему социальному происхождению из силовиков. В то время такой взгляд поддерживал и сам Ельцин. Уже упоминавшийся президентский указ о формировании стратегического курса России в отношениях с членами СНГ гласил, что страны, являвшиеся на тот момент членами Экономического Союза, войдут в Таможенный Союз, — в котором главенствующую роль предстояло играть России — руководствуясь «их глубоко интегрированной экономикой и стратегическим политическим партнерством».1 В нем также содержалось предложение по «ускорению практических шагов на пути к формированию Платежного союза», введению единых норм регулирования иностранной валюты и, в конечном счете, использованию российского рубля в качестве резервной валюты. Наконец, указ предполагал создание общих «промышленных, научно-технических и связанных с ними структур», а также введение «общих межгосударственных инвестиционных программ». В то время как участие в Межпарламентской Ассамблее стран СНГ характеризовалось в указе как предпочтительная форма совместной деятельности государств по развитию нормативных аспектов экономической интеграции, в документе также содержалось и предупреждение о том, что отказ бывших советских республик твердо придерживаться «модели, предложенной Россией», мог повлечь за собой последствия в форме уменьшения «масштабов экономической, политической и военной поддержки России».
|
И все же, намеченная стратегия многосторонней интеграции осталась в значительной степени неосуществленной, отчасти из-за экономических трудностей в России, а отчасти потому, что некоторые республики стремились диверсифицировать свои отношения, завязывая связи со странами за пределами бывшего советского региона. Эти республики воспринимали экономические проекты по интеграции СНГ как скрытый империализм России, сопротивляясь подчас и весьма здравым предложениям по координации экономической политики. Например, ни Платежный союз, пи межгосударственное инвестиционное сотрудничество так никогда и не были реализованы. Другие экономические соглашения были недостаточно эффективными. Единс-твеппым исключением был Таможенный Союз, соглашение о создании которого подписали Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан в марте 1995 г. и который функционировал в течение всего срока пребывания Примакова на посту министра иностранных дел. Больший прогресс наблюдался в развитии Россией двусторонних, а не многосторонних отношений в регионе. В некоторых случаях Россия успешно применяла свое экономическое влияние для достижения важных политических целей. В Центральной Азии, например, она использовала зависимость Туркменистана и Казахстана от российских энергетических трубопроводов для того, чтобы добиться более благоприятного обращения с этническими русскими, проживающими в.них государствах. В дальнейшем, она также укрепила свои экономические и политические отношения и с Белоруссией.
Что касается Украины, Россия инициировала и I! феврале 1998 г. подписала Программу экономического сотрудничества, которая способствовала восстановлению торговли между двумя странами и регламентировала все основные аспекты их экономических взаимоотношений- от торговых ограничений до сотрудничества в различных отраслях промышленности. Программа стала частью Соглашения об экономическом сотрудничестве между Россией и Украиной на 1998 2007 гг., продолжая ранее подписанный двумя странами Большой Договор. Она способствовала политической нормализации отношений между двумя крупнейшими и наиболее важными из постсоветских государств и могла рассматриваться как успешный результат гибкой экономической дипломатии Кремля. Несмотря на то, что Программа едва ли могла способствовать интеграции в том виде, в каком она изначально задумывалась Кремлем, и Программа, и Соглашение все же способствовали ослаблению радикального национализма с обеих сторон, содействуя развитию международного сотрудничества в регионе.
Культурные аспекты
Стратегия постсоветской интеграции включала в себя и культурный компонент. Примаков понимал, что Россия была обязана реагировать па политические и культурные запросы двадцати пяти миллионов русских, которые оказались за пределами исторической родины и продолжали отождествлять себя с пей. Уже в поддержанном им отчете Службы внешней разведки от 199-1 г. Примаков непосредственно связывал судьбу русских в бывшем СССР с развитием и процветанием России. Помимо этнических русских, па постсоветском пространстве жило также множество тех, кто предпочитал русский своему родному языку или же был по существу двуязычным. В совокупности русскоговорящее сообщество составляло около 30% всего населения перос-сийских постсоветских государств, что превращало Россию, но словам специалиста, <<не в обычное национальное европейское государство, а в потенциальный центр возрожденной особой цивилизации».1 Проблема имела и впутрироссийское измерение и была связана с сохранением культурного баланса внутри самой России, на территории которой проживало самое большое количество — приблизительно около 140 — различных этнических групп, и в пяти этнических республиках из двадцати одной титульная нация представляла очевидное большинство (Чечня, Чувашия, Ингушетия, Тува и Северная Осетия).
Проблема, как се понимали Примаков и Ельцин, заключалась в том, чтобы найти способ восстановить идентичность транснационального сообщества па территории бывшего СССР, не идя на уступки непримиримой оппозиции цивилизацией щи ков. Сторонники Примакова предостерегали об опасности идеи первоочередного утверждения прав русских, настаивая, что такая позиция поставит под угрозу хрупкое мсжкультурпое равновесие внутри самой России. Не разделяя убеждений цивидизациопщиков, власть не могла игнорировать наличие и политический потенциал тесных культурных связей в регионе. Общественное мнение внутри России было благосклонно к усилиям правительства уйти от прежней политики культурного изоляционизма, не скатившись при этом на позиции необходимости воссоздания империи. Хотя большинство людей испытывали ностальгию по Советскому Союзу, немногие воспринимали этничность или православие как ключевые характеристики повой «русскости». Вместо этого, 85% считало обязательными отличительными чертами россиянина любовь к своей стране и восприятие ее как родины. При этом большинство не соглашалось с идеей политического объединения России со смежными территориями, населенными главным образом этнически русскими.- Решение, как полагали сторонники Примакова, заключалось в том, чтобы принять на вооружение и осторожно развивать идею Евразии как мультикультурного, мультиэтпического и мультирелигиозпо-го сообщества на пространстве бывшего Советского Союза.
Российские власти, казалось, положительно отнеслись к этой идее. Чтобы ее развить, правительство, в первую очередь, разработало и начало продвигать в жизнь идею двойного гражданства в бывших советских республиках, рассматривая ее как альтернативу отстаиваемой оппозицией идее прямой поддержки русских за границей. Правительство также надеялось справиться с неконтролируемым потоком мигрантов в Россию путем предоставления им определенных правовых и психологических гарантий. Несмотря па усилия России по реализации идеи двойного гражданства, к 1995 г. все постсоветские государства, за исключением Туркменистана и Таджикистана, отклонили ее. В ответ российское правительство занялось пропагандированном идеи гражданства СНГ. Обе идеи подразумевали возрождение идентичности межнационального сообщества на территории бывшего СССР и должны были позициоЕгировать Россию как играющую главную роль в формировании такого сообщества. Однако ни одной из данных идей не суждено было укорениться в регионе.
Руководители России добились большего успеха в решении проблемы внутреннего мультикультурализма. Не отводя этническим русским «ведущей роли», скорее, формируя то, что одни политические комментаторы назвали «гибридом, или эклектичной смесью ценностей», а другие рассматривали как евразийское видение мультикультурного федерализма. Наиболее важную роль сыграл в этом отношении Президентский указ № 909, изданный в июне 1996 г. и одобрявший концепцию государственной национальной политики Российской Федерации в целях формирования мультиэтнической России и гарантирования «культурного самосохранения и дальнейшего развития национальных традиций и сотрудничества славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках евразийского национально-культурного пространства». В Указе власти но существу предлагали двигаться по пути испанской модели, в соответствии с которой автономия, по не полная независимость, предоставляется всем заинтересованным структурным единицам государства путем подписания соглашений о разделении полномочий с центром. К марту 1999 г. около пятидесяти из восьмидесяти девяти субъектов Российской Федерации с успехом добились различных уровней привилегированного статуса, а еще дюжина или больше работали в данном направлении. Хотя Чечня представляла собой печально известный пример нарушения модели мультикультурного федерализма, другие мусульманские республики, такие как Дагестан, Осетия, Татарстан и Башкортостана поддержали проект евразийского федерализма.
Подводя итоги, отметим, что внешнеполитический аспект культурной интеграции не был реализован так, как того хотели Ельцин и При маков. Проблема успешного объединения различных этносов за преде лами России осталась в значительной степени не решенной, частично из-за низкого уровня доверия к России па постсоветском пространс тве, частично потому, что смысл культурного аспекта интеграции не был четко сформулирован. Сами российские руководители были далеки от ясного понимания того, что должно было прийти на смену более ранним идеям о гражданской нации и культурном изоляционизме.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!