История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2022-10-10 | 20 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Назначение Примакова министром иностранных дел сопровождалось серьезными изменениями в понимании правительством национального интереса России и ведении им международной политики. Курс, направленный па достижение великодержавного сдерживания, поддерживаемый коалицией державников, не был повторением советской изоляционистской политики по отношению к Западу. Время, а также внутренние и международные условия реализации курса Примакова были совершенно иными. И все же этот курс, содержавший в себе попытки сдерживания влияния Запада, обладал некоторым сходством с советской политикой; и, в той мере, в какой это было так, он не был пригоден для реализации основных внешнеполитических целей России. В условиях роста экономической и политической зависимости России от западных государств, все попытки добиться признания Запада путем восстановления статуса великой державы могли иметь лишь ограниченный эффект. Россия слишком изменилась за годы постсоветского развития, чтобы курс великодержавного сдерживания был в состоянии решить стоящие перед пей за/чачи.
Результаты
Внешняя политика Примакова сопровождалась немалыми достижениями, особенно в области безопасности. Внимание министра к вопросам постсоветского пространства и интенсивная дипломатическая деятельность дали свои результаты в процессе заключения мира в Молдове и Таджикистане (однако, не в Грузии). Примакову также удалось заключить и ратифицировать Большой Договор с Украиной, способствовавший переходу отношений двух стран в области безопасности на качественно новый уровень. Министр добился успеха и в переговорах России и НАТО. Несмотря на множество сложностей в отношениях с НАТО, Россия разработала механизм постоянных кон-судьтаций с альянсом и получила письменные ооязательства не развертывать ядерное оружие и новые значительные группировки войск па территории новых государств-членов. Кроме того, министр продолжил усилия по улучшению отношений со странами Азии и азиатско-тихоокеанского региона.
|
Стремясь к последовательному проведению взятого курса, Примакову удалось восстановить некоторые элементы внешнеполитической независимости. Хотя Россия продолжала зависеть от Запада в экономическом отношении, она заставила Вашингтон относиться с большим вниманием к своим национальным интересам в области безопасности. По вопросам продажи оружия и проблемам безопасности в Югославии Примаков придерживался гораздо более жесткой линии, чем сто предшественник, который, по словам одного журналиста, «развратил американцев» своей готовностью во всем следовать за Вашингтоном. И элиты, и широкая общественность выражали поддержку новому курсу, приветствуя его большую независимость и сосредоточенность на решении проблем безопасности на территории бывшего СССР. Например, уровень общественной поддержки в вопросе размещения войск на территории бывших советских республик при условии обращения к России с такой просьбой вырос с 35% до 56% с 1993 по 1999 г. Поддержка в этом же вопросе со стороны элиты увеличилась с 56% до 72%.
По признанию ряда экспертов, эти положительные сдвиги удались Примакову, несмотря на продолжающийся с 1992 года экономический кризис и связанный с этим заметный недостаток внешнеполитических ресурсов. В бывшем советском регионе, как отметил один ученый, «несмотря па резкое снижение своего властного потенциала, Россия была гораздо более успешна и наступательна в отстаивании своих интересов па юге ближнего зарубежья, чем это принято признавать». Другой политолог реалистской ориентации с удивлением отметил, что слабая Россия продемонстрировала «способность добиваться уступок» со стороны Запада. Такая политическая активность в условиях слабости материальных ресурсов опять-таки демонстрирует ограниченность реализма как теории международных отношений или как способа объяснения внешней политики Примакова. Эта политика бы-ла продиктована не столько реалиями материальной власти, сколько особым сочетанием международных и внутренних факторов политического и культурного характера.
|
Тем не менее, политика виликодержавного сдерживания содержала в себе и некоторые серьезные недостатки. Прежде всего они проявились в неспособности Примакова отстоять спою точку зрения но вопросам Ирака и Косово, равно как и в его неубедительных попытках организовать стратегический треугольник Россия—Китай—Индия с целью не допустить укрепления глобальной гегемонии США. Еще более очевидной была неспособность внешней политики содействовать улучшению благосостояния российских граждан— проблеме, для решения которой стратегия великодержавного сдерживания явно не предназначена. Тем не менее в основе любого внешнеполитического курса — в особенности, формирующегося в условиях экономической депрессии - должно быть стремление улучшить благосостояние людей. В этом отношении сама направленность усилий по интеграции бывшего советского региона была ошибочной. Интеграция была призвана стать ответом па необходимость улучшения качества жизни на постсоветском пространстве, однако оказалась в значительной степени заложницей геополитических, а не па экономических интересов. Большая часть многосторонних экономических соглашений, подписанных странами СИГ, не работала должным образом, и бывшие советские государства продолжали дрейфовать сами но себе. Многие из них отказались от подписания предложенных Россией проектов о двойном гражданстве. Возникло несколько субрегиональных инициатив, среди которых были и такие, которые исключали Россию как участницу.
Столкнувшись со стремлением Примакова возродить роль сильного государства па территории бывшего Советского Союза, российский частный сектор стал «голосовать ногами», отказываясь инвестировать в отношения с бывшими республиками СССР. Энергетические компании ко времени появления стратегии интеграции уже приобрели немалую силу, однако зачастую не чувствовали необходимости поддерживать государство своими ресурсами. Заинтересованные в расширении собственного бизнеса на территории бывшего Советского Союза и поддержании там стабильности, предприниматели I! области энергетики не хотели субсидировать бывшие советские республики или снабжать их энергоресурсами но более низким цепам в обмен на их политическую лояльность к российскому государству. Несмотря на серьезные усилия, направленные Россией па то, чтобы проект работал, результаты интеграции оставляли желать лучшего. Что касается российской экономики, то постсоветская интеграция не обеспечивала экономику новыми возможностями для роста. Она также не привлек-ла существенных иностранных инвестиций и не освободила Россию от бремени внешнего долга.
|
Новая внешнеполитическая стратегия была не слишком эффективной и с точки зрения решения вопроса культурной идентичности России. Тот факт, что Россия переживала кризис идентичности, не был секретом пи для политиков, ни для обозревателей. Симптоматичными, например, были попытки Ельцина инициировать поиск ноной «национальной идеи» сразу же после своего переизбрания на пост президента в 1996 г. Примаков отреагировал на кризис, предложив евразийскую направленность внешней политики, подразумевавшую построение стратегических отношений с Китаем, Ираком и Индией. Его сотрудничество с Западом было чисто прагматическим, а не стратегическим, и вторжение НАТО в Югославию лишь усугубило проблему отчуждения России от Запада. Однако непреложным являлся тот факт, что за время позднесоветского и постсоветского периода интерес России к Западу был значительным, и западнический компонент российской культурной идентичности имел: шансы укрепляться п дальше. Стратегия великодержавного сдерживания с ориентацией на Евразию не способствовала укреплению такой культурной компоненты российского национального сознания.
Уроки
Какие уроки можно вынести из политики великодержавного сдерживания? Несомненно, дипломатия Примакова отличалась рядом позитивных характеристик, таких как больший демократизм формирования и принятия внешнеполитических решений, большее внимание к территории бывшего Советского Союза, более гибкий характер отношений с западными государствами и более активный поиск новых возможностей за пределами Запада. И все же основное направление этой дипломатии, в основе которого лежало восприятие Примаковым российского национального интереса как связанного с необходимостью сдерживать глобальные амбиции США в мире, было выбрано неверно. Если бы России когда-нибудь и пришлось осуществлять политику, которую ей предписал се второй министр иностранных дел, это должно было произойти в другое время и при других обстоятельствах. Жертвование и без того не слишком значительных материальных и политических ресурсов на создание многополярного мира едва ли было достойной задачей. Такая политика вряд ли была прагматичной и, несмотря па убежденность Примакова, обладала лишь поверхностным сходством со стратегией «сосредоточения» Александра Горчакова. Вместо того, чтобы «сосредотачиваться» па экономическом и социальном возрождении внутри страны, как предписывала эта стратегия, Россия при Примакове занялась попытками выстраивании модели сдерживания политики Запада и интеграцией периферии (также в контексте политики глобального сдерживания). В этой связи можно сформулировать два урока на будущее.
|
Во-первых, во времена экономического и геополитического кризиса более результативными могли бы быть попытки вовлечь Запад в решение общих задач, не пытаясь создавать коалицию из числа стран, не-довольпух западной политикой. Неизменное восприятие Запада как «пол юса силы» помешало российским дипломатам увидеть и воспользоваться теми возможностями в сфере безопасности и экономического сотрудничества, которые могли бы оказаться взаимовыгодными.
Конечно, большая часть вины за то, что такие возможности так и не были использованы, лежит па странах Запада, предпочитавших развивать отношения с узким и коррумпированным кругом российской правящей;)Л-Иты и при этом контролировать Россию в вопросах безопасности. Не оправдавшая надежд финансовая помощь является иллюстрацией в целом узкой и корыстной стратегии взаимодействия с Россией. Вместо того, чтобы поддержать распространение социальных гарантий и правовых норм во время фундаментальной структурной трансформации, помощь Запада способствовала лишь разрушению прежней экономической системы. Вновь возникшая система, в социальном и юридическом плане была крайне непрочна. Тот факт, что поддержанная западом стратегия реформ не способствовала трансформации, отразился, помимо прочего, на сумме совокупной утечки капитала в течение 1992-99 гг., которая превысила объем всей внешней финансовой поддержки. Согласно официальной статистике России, совокупная утечка капитала в течение этого периода составила 182 миллиарда долларов, тогда как объем иностранной поддержки составил 174 миллиарда долларов.1 Так называемые российские реформаторы были хорошо осведомлены о положении дел и все же не могли сказать «пет» финансовой «поддержке» Запада.
|
Предоставляя финансовую поддержку, западные государства стремились держать Россию «на расстоянии» в вопросах военно-политической безопасности. Сначала последовало расширение НАТО, которое даже либерально настроенный Козырев воспринял как «продолжение, хотя и инерционное, политики, нацеленной на сдерживание России».Многие в России воспринимали это решение в значительнойстепени как попытку заполнить существующий вакуум безопасности, воспользовавшись слабостью России. Между тем, несмотря на прспри-пятос расширение НАТО, Россия должна было терпеть критику в связи с «империалистическими устремлениями» на территории бывшего Советского Союза и «нарушениями прав человека» в Чечне, однако при этом, западные критики далеко не всегда отдавали должное законности стремлений российского руководства обеспечить безопасность п территориальную целостность страны. Многие на Западе продолжали не доверять бывшей «красной угрозе», воспринимая ее как страну опасную и нецивилизованную. Соединенные Штаты, как сильнейшее государство, несут основную ответственность за неадекватную поли гику по отношению к России, хотя и европейские лидеры также внесли свой вклад в ее изоляцию. Обеспокоенные недостатком демократии в стране и ходом Чеченской войны, они сдерживали российские стремления, направленные на получение членства в западноевропейских структурах. В результате, «Коллективная стратегия НС в отношении России» — тщательно разработанный документ, которого так добивалась Россия и в котором были сформулированы принципы взаимоотношения ЕС с Россией, а также устанавливалась зависимость включения России в европейские институты от создания в стране демократических и рыночных институтов была принята лишь в июне 1999 г.
Тем не менее, ошибочная стратегия Запада не могла быть оправданием за отказ от тесного взаимодействия в пользу ограниченного сотрудничества. Урок, который должен быть вынесен из этой ситуации, заключается в том, что, не жертвуя своими национальными интересами, Россия должна была оставаться активно вовлеченной в полигику Европы и Соединенных Штатов. Это не означает, что ей надо было выражать одобрение любых действий Запада (или принимать любую критику с его стороны), однако это подразумевает, что сопротивление п осуждение должны были временно ограничиваться только политической риторикой. Более чем скромные экономические возможности России, в сравнении с западными государствами, должны были служить отрезвляющим напоминанием честолюбивым политическим деятелям. Если у вас нет никаких специальных инструментов, чтобы заставить слона сдвинуться с места, попытка сделать это любой ценой — не самая разумная стратегия.
Второй урок заключается в том, что государство должно более активно искать экономические возможности и работать с частным сектором в целях защиты национального интереса. Коалиция государственников нелиберального происхождения оказалась достаточно сильной, чтобы противостоять изоляционистской политике па территории бывшего Советского Союза, однако ей не удалось добиться достаточной поддержки для реализации экономической интеграции. Ни у России, пи у бывших советских республик не было достаточных ресурсов для восстановления экономических связей в регионе. Некоторые выдвинутые 11римаковым инициативы так и остались лишь на бумаге, а его геополитические усилия заставили многие бывшие советские республики с осторожностью относиться к политическим замыслам России. С этим отчасти связано стремление некоторых из них формировать собственные группы по защите своей безопасности. Наиболее заметной из них стала группировка ГУАМ, созданная в октябре 1997 г. коалицией, в которую вошли Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова, не подписавших предложенную Россией Концепцию коллективной безопасности и стремившихся к сдерживанию империализма» России. Это стало еще одним показателем провала политики многосторонней интеграции в бывшем СССР. Многосторонние договоренности не могут форсироваться и не всегда являются более значимыми, чем те, которые заключаются на двусторонней основе. Взаимодействие с частным сектором и продвижение взаимовыгодных двусторонних соглашений — более эффективный способ осуществления экономической интеграции.
[1] Цыганков А.П. Внешняя политика России от Горбачева до Путина. Формирование национального интереса. М.: Научная книга, 2008.
[2] Пушков А. «Синдром Черномырдина»// независимая газета. 1999. 11 июня.
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!