Задачи на пропорциональное деление или на нахождение неизвестного по двум суммам. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Задачи на пропорциональное деление или на нахождение неизвестного по двум суммам.

2022-10-10 82
Задачи на пропорциональное деление или на нахождение неизвестного по двум суммам. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос №1.

Истомина Н.Б

Задачи на нахождение 4 пропорционального.

1 вид.

М3Ич2 стр 21

  Масса одной банки Количество банок Общая масса
Белые 3 ? 27
Опята 5 ? ?

2 вид.

М3Ич2 стр 32

Количество рейсов за один день Количество дней Общее количество рейсов
одинаково 5 30
одинаково 3 ?

3 вид.

М3Ич2 стр 35

  Количество предметов Масса Масса в одном предмете
Огурцы 3

Одинаково

?
Помидоры 5 12

4 вид.

М3Ич2 стр 23

  Масса одной коробки Количество
Печенья ? 9
Мармелад 6 6

5 вид.

М3Ич2 стр 22

  Количество пуговиц на 1 костюме Количество костюмов Всего пуговиц
Большие 6 3 ?
Маленькие ? 2 ?

 

6 вид.

М3Ич2 стр 35

 

 

  Монеты 5 руб Монеты 2 руб Количество денег
Лена 4   Одинаково
Аня   ? Одинаково

Задачи на пропорциональное деление или на нахождение неизвестного по двум суммам.

Вид.

М3Ич2 стр 44

  Количество тетрадей Стоимость одной тетради Общая сумма
Коля 9 ?

98 руб

Вася 5 ?

Вид.

М4Ич2 стр 47

  Километры Скорость каждый день Время
Первый день 18 ?

9

Второй день 27 ?

Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям

Вид

М4Ич1 стр 34

  Метры ткани Цена одного куска Общая стоимость каждого куска
Первый кусок 15 ? ?
Второй кусок 9 На 900 руб дешевле ?

Вид

М4Ич1 стр 85

  Цена Количество человек Цена одного билета Количество туристов в каждой группе
Первая группа туристов 700 ?

?

?

Вторая группа туристов 980 На 4 больше

Вопрос №4.

Фрагмент урока математики

Учитель: Иванова Анастасия Павловна

УМК «Школа России», М.И. Моро

Класс: 3 (1 ч.), стр. 82.

Тип урока: «Урок формирования умений»

Тема: «Решение задач на нахождение четвертого пропорционального первого вида»

Цель: Совершенствовать умение решать задачи на нахождение четвертого пропорционального первого вида

Задачи:

1. Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.

2. Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи.

3. Формировать умения составлять план решения задачи;рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.

4. Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ.

5. Совершенствовать умения выполнять проверкуспособом составления обратной задачи.

Оборудование: презентация

Ход урока:

Этапы урока Содержание деятельности учителя и ученика Оформление доски и презентация
1.Подготовительная работа к решению задачи. Задачи: -Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.    Вспомним то, что мы уже изучали. - Посмотрите на доску.  
Масса одного предмета Количество Общая масса

 

Мы видим в таблице тройку величин. Давайте устно решим следующие задачи на такую тройку.

Масса одного ящика 5 кг. Сколько будет всего кг, если взять 5 таких ящика?

-Чтобы найти, сколько всего кг, нужно массу одного ящика умножить на количество ящиков.

5*5=25 (кг)

Ответ: общая масса ящиков 25 кг.

Масса 5 ящиков составляет 25 кг. Какого масса одного ящика?

-Чтобы найти массу одного ящика, нужно общую массу ящиков разделить на количество ящиков.

25:5=5(кг)-один ящик

Ответ: масса одного ящика 5 кг.

Масса одного ящика 5 кг. Какова масса 5 таких ящиков?

- Чтобы найти общую массу, нужно количество ящиков умножить на массу одного ящика.

5*5=25(кг) – общая масса

Ответ: Общая масса 25 кг.

 

    Таблица     На слайде памятка по соотношению величин
2.Решение задачи. 2.1Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи.     2.2Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от вопроса к данным; строить умозаключение;     устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.   2.3Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений.     2.4.Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления задачи, обратной данной. -Ребята, откройте учебник на странице 82, и прочитайте задачу №4 Прочитайте задачу про себя. Кто прочитает задачу вслух? 18 кг варенья разложили в 6 банок поровну. Сколько надо таких банок, чтобы разложить 24 кг варенья? - О чем говорится в задаче? (о варенье) -Какие 3 основные величины в задаче? (Объем банок-Количество банок, Масса варенья) -Выберите таблицу, которая, по вашему мнению, подходит к задаче. 1)
  Масса одной банки Кол-во Общая масса
1

 

одинаковая

6 18
2 ? 24

 

 

2)

  Цена Кол-во Стоимость
1

 

одинаковая

? 18
2 9 ?

 

3)

  Масса одной банки Кол-во Общая масса
1

 

одинаковая

6 ?
2 ? 24

 

-Какая таблица подходит? (первая)
-Объясните, почему не подходят вторая и третья таблица (во второй неверная тройка величин, а в третьей неизвестна общая масса варенья из 6 банок, а в условии она есть)

 

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Мы не можем сразу ответить на вопрос).

-Какие две величины нужно знать, чтобы узнать количество банок? (массу варенья в одной банке и общую массу в банках)

-Какое из этих чисел мы уже знаем? (Общую массу варенья в банках)

-Какая величина нам неизвестна? (Масса варенья одной банки)

-Что мы можем о ней сказать? (Что она одинакова для первого случая и второго)

-Какие величины нужно знать, чтобы найти массу варенья одной банки? (Количество банок и общую массу для первого случая)

-Они известны? (Да)

- Найдем эту величину, будем ее знать, а также мы знаем, что общая масса банок для второго случая равно 24 кг. Сможем ответить на главный вопрос?

 

 

Одновременно строим «Дерево рассуждений»

 

 

 


     
 

 

 


Составляем план решения задачи:

-Сначала мы узнаем массу варенья одной банки. Что для этого нужно сделать? (Для этого нужно массу разделить на количество банок первого случая)

-Когда найдем эту величину, найдем количество банок для второго случая. Какое действие выполним? (деление)

 

 

 

 


2)              :    

 

 

1)                              :

 

- Давайте запишем первое действие.

Один ученик пишет на доске, поясняя запись, остальные в тетради.  Что мы нашли? 1) 18:6 = 3 (кг.)

- Дополните пояснение.

…3 кг в одной банке

- Давайте запишем второе действие. Что обозначает полученное число? Дополните пояснение.

2)  24:3=8 (б.)-во втором случае

-Мы записали решение по действиям. Как еще можно было записать решение?(одним выражением)

-Как будет выглядеть запись? Выберите верную.

А) (18:6):24

Б) 24*(18-6)

В) 24:(18:6)

Г) 24-18*6

Запишите верное выражение.

24:(18:6)=8 (б.) – всего во втором случае.

 

- А теперь давайте составим обратную задачу.

-Теперь мы знаем количество банок второго случая. 

-Что нужно сделать, чтобы составить задачу, обратную данной?(Заменим одно из данных на знак вопроса в таблице)

  Масса одной банки Кол-во Общая масса
Первый случай

 

одинаковая

? 18
Второй случай 8 24

Составьте по таблице текст обратной задачи.

 

24 кг варенья разложили в 8 банок поровну. Сколько надо таких банок, чтобы разложить 18 кг варенья?

 

-Зная, что общая масса равна 24 и количество банок равно 8 в первом случае, что мы найдем (Массу варенья в одной банке).

-Что нам нужно узнать, чтобы найти количество банок для второго случая? (массу одной банки и общую массу варенья)

-Что нам известно? (общая масса варенья)

-Как найти массу одной банки? (нужно массу варенья разделить на количество банок в первом случае)

-Мы можем ответить на главный вопрос задачи? (да)

 

Одновременно строим «Дерево рассуждений»

 

 


 

 

Далее по этой схеме самостоятельно составьте план решения и выполните действия.

 

                   1)

         
 

 


                2)                  

                                            :

 

Проверьте, так ли вы записали действия:

1) 24:8=3 (кг)- варенья в одной банке

2) 18:6=3(б) варенья во втором случае

Ответ: 3 б. варенья во втором случае

-Сравним заполненные таблицы к данной и обратной задаче. Что можно заметить? (В ответе к обратной задаче мы получили данное исходной задачи.) Значит, решили мы все верно.

-Теперь можно записать ответ к исходной задаче.

Ответ: количество банок с вареньем составило 8 штук.

    Таблицы на доске     На доске схемы рассуждений   Таблица на доске     На доске схемы рассуждений    

 

Вопрос №5.

1-4 вид отражают прямо пропорциональную зависимость. Например, чем больше цена (количество), тем больше стоимость при постоянном количестве (цене). Их вводят в 3 классе.

5 – 6 вид задач на обратно пропорциональную зависимость. Например, чем больше цена, тем меньше количество при постоянной стоимости и наоборот. Их вводят в 4 классе.

Представление об этих зависимостях формируется у детей постепенно в процессе решения таких задач.

Их можно решать двумя способами:

1 способ (основной) – через нахождение постоянной величины.

Например, решим задачу 1го вида из таблицы:

1) 4: 4 = 1 (р.) цена тетради или ручки.

2) 1 ∙ 2 = 2 (р.) стоимость двух ручек.

При решении задачи этим способом полезно опираться на таблицу, т.к. в ней отображена зависимость между тройкой величин.

2 способ – через нахождение коэффициента пропорциональности.

Здесь опираемся на графическую схему.

1) 4: 2 = 2 (раза) – во столько раз ручек меньше, чем тетрадей.

Рассуждаем устно: т.к. ручек в 2 раза меньше чем тетрадей, а цена тетради и ручки одинакова, то и стоимость всех ручек будет в два раза меньше, чем стоимость всех тетрадей

2) 4: 2 = 2 (р.) стоимость ручек.

Этот способ решения возможен, если два данных числа кратны друг другу.

М4М ч1, стр. 87

Способ.

Ответ: 4 м ситца на каждое платье для взрослых.

Способ.

1) 32:16=2(р)-большедетских, чем взрослых

2) 2*2=4(м) ситца для взрослого платья

Ответ: 4 м ситца на каждое платье для взрослых.

Вопрос №6.

Структура задач

-даны две переменные величины, связанные прямо или обратно пропорциональной зависимостью и одна постоянная;

-даны два или более значений одной переменной и сумма соответствующих значений другой переменной;

-слагаемые этой суммы являются искомыми.

Классификация задач.

В начальной школе решаются задачи только с прямо пропорциональной зависимостью величин.

Способы решения задач.

В начальных классах задачи на пропорциональное деление решаются только способом нахождения значения постоянной величины

Вопрос №1.

Истомина Н.Б

Задачи на нахождение 4 пропорционального.

1 вид.

М3Ич2 стр 21

  Масса одной банки Количество банок Общая масса
Белые 3 ? 27
Опята 5 ? ?

2 вид.

М3Ич2 стр 32

Количество рейсов за один день Количество дней Общее количество рейсов
одинаково 5 30
одинаково 3 ?

3 вид.

М3Ич2 стр 35

  Количество предметов Масса Масса в одном предмете
Огурцы 3

Одинаково

?
Помидоры 5 12

4 вид.

М3Ич2 стр 23

  Масса одной коробки Количество
Печенья ? 9
Мармелад 6 6

5 вид.

М3Ич2 стр 22

  Количество пуговиц на 1 костюме Количество костюмов Всего пуговиц
Большие 6 3 ?
Маленькие ? 2 ?

 

6 вид.

М3Ич2 стр 35

 

 

  Монеты 5 руб Монеты 2 руб Количество денег
Лена 4   Одинаково
Аня   ? Одинаково

Задачи на пропорциональное деление или на нахождение неизвестного по двум суммам.

Вид.

М3Ич2 стр 44

  Количество тетрадей Стоимость одной тетради Общая сумма
Коля 9 ?

98 руб

Вася 5 ?

Вид.

М4Ич2 стр 47

  Километры Скорость каждый день Время
Первый день 18 ?

9

Второй день 27 ?

Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.133 с.