Особенности психического развития в подростковом возрасте. Социальные ситуации развития в подростковом возрасте. Особенности учебной деятельности подростков. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности психического развития в подростковом возрасте. Социальные ситуации развития в подростковом возрасте. Особенности учебной деятельности подростков.

2022-10-10 31
Особенности психического развития в подростковом возрасте. Социальные ситуации развития в подростковом возрасте. Особенности учебной деятельности подростков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Определение психологического содержания подросткового возраста до сих пор остается дискуссионной проблемой отечественной психологии. Нет пока единого мнения относительно таких ключевых аспектов, как ведущая деятельность подростничества, центральные новообразования возраста. Да и вопрос о том, к стабильному или кризисному возрасту следует относить подростничество, остается открытым.

В отечественной литературе существует различение предподросткового кризиса и стабильного подросткового возраста. Мы вслед за Л.С.Выготским, Д.Б.Элькониным и К.Н.Поливановой придерживаемся этого различения. В то же время нельзя не признать переходными, кризисными типичные характеристики поведения детей на протяжении всего подросткового возраста. Это противоречие снимается следующим образом: подростковый возраст, возникший лишь около 100 лет назад, не нашел в современной культуре способов своего разрешения, подобно более древним возрастам. Сегодня нет еще в культуре (а не в психологических теориях) ведущей деятельности подростничества. Поэтому в жизни мы имеем дело с кризисом, не находящим своего разрешения. И именно поэтому мы позволяем себе говорить «подросток» применительно ко всему временному отрезку от младшего школьника до юноши.

Принципиальное значение для нормального (адекватного возрастному потенциалу, возрастной норме) развития личности учащегося имеют те формы общения, которые позволяют ученику понять, что есть он сам, насколько его действия являются социально значимыми. Отсюда возникает проблема построения разных видов общения в обучении (Г. А. Цукерман), которые учитель специально обязан выстраивать ещё в пространстве начальной школы.

Для развития личностной рефлексии в подростковом возрасте необходимо проектировать условия (ситуации развития) для опробования подростком собственных замыслов (В. В. Давыдов), создавать условия порождения собственной, авторской позиции подростков.

Таким образом, в подростничестве развитие обеспечивается ситуацией встречи замысла с его результатом. Иначе говоря, реализация замысла есть точка возникновения субъектности в подростничестве. Формой посредничества подобной встречи К.Н.Поливанова называет авторское действие. Конкретные формы авторского действия могут быть разработаны в специально организованной психолого-педагогической практике.

Теперь необходимо ответить на вопрос о форме совершения авторского действия, иными словами - ответить на вопрос о том, что является ведущей деятельностью для подростка. В отечественной литературе существует по крайней мере три варианта определения ведущей деятельности подростничества. Д.Б.Эльконин выделял интимно-личностное общение, Давид Иосифович Фельдштейн – общественно-полезную деятельность, В.В.Давыдов – общественно-значимую деятельность.  Во всех определениях ведущей деятельности видится неявное указание (позиция К.Н.Поливановой) именно на авторство действия подростка. Если в определениях «общественно-значимая» или «общественно-полезная» угадывается указание на результативность действия, то в определении «интимно-личностное общение» акцент скорее делается на замысливании собственного поведения как своеобразного творческого акта.

Таким образом, встает задача формирования собственного авторского действия ребенка на фоне учебной деятельности подростка. Трудным вопросом является возможность осуществления этого формирования в условиях школьных учебных курсов. Однако независимо от способов реализации подросток должен иметь возможность практиковать авторское действие – то есть практиковать замысливание, анализ условий реализации, получение продукта. Именно продуктивность авторского действия – его ключевая характеристика – не может возникнуть вне специально спроектированных условий.

Деятельность, внутри которой происходит трансляция авторского действия, может быть определена как проектная. Собственно подростковая школа должна строится как серия разрабатываемых внутри учебных курсов (или в дополнение к ним) проектов, выполняемых группой детей под руководством и при участии взрослого (К.Н.Поливанова, 1996).


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.