Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2022-10-10 | 22 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
При рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли науки, необходимо прежде всего разграничить понятие её объекта и предмета.
Педагогический процесс, являющийся объектом изучения многих наук: педагогики, социологии, физиологии, медицины, теории управления, общей, социальной, возрастной, педагогической психологии и др., представляет собой сложное, многофункциональное, многокомпонентное явление.
Сложность, многокомпонентность процесса обучения были отмечены еще великими дидактами – Я. А. Коменским, Г. Песталоцци, А. Дистервегом. Так, А. Дистервег подчеркивал необходимость «... принимать во внимание различные моменты, или предметы, определяющие преподавательскую деятельность. А именно: 1) человека, подлежащего обучению, ученика-субъекта; 2) предмет учения и обучения – учебный предмет – объект; 3) внешние условия, в которых находится ученик, время, место и т. д.; 4) обучающего учителя. Существенно здесь, что ещё в середине XIX в. ученик рассматривался как субъект, а не объект обучения.
Этот многокомпонентный состав образовательного процесса в педагогической психологии рассматривается и с функциональной точки зрения как взаимодействие факторов, от согласования действий которых зависит эффективность учения: т. е. «от того, чему обучают, от того, кто и как обучает, и от того, кого обучают». При этом исследователями этого процесса подчеркивается равная важность всех составляющих его компонентов.
Соответственно сложность самого образовательного процесса, механизмов освоения обучающимся социокультурного опыта и организации этого освоения обучающим определяет и многоплановость предмета педагогической психологии.
|
Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ребёнка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.
На современном этапе развития педагогическая психология становится ещё более объёмной. Так, отечественная педагогическая психология изучает психологические механизмы управления обучением (Н. Ф. Талызина, Л. Н. Ланда и др.) образовательным процессом в целом (В. С. Лазарев и др.), управление процессом освоения обобщённых способов действия (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов и др.), учебную мотивацию (А. К. Маркова, Ю. М. Орлов и др.), индивидуально-психологические факторы, влияющие на успешность этого процесса, сотрудничество (Г. А. Цукерман и др.), личностные особенности обучаемых и учителей (В. С. Мерлин, Н. С. Лейтес, А. Н. Леонтьев, В. А. Кан-Калик и др.).
Предмет каждой отрасли научного знания определяет и её структурную организацию, т. е. те разделы, которые входят в данную науку. Традиционно педагогическая психология рассматривается в составе трёх разделов: психологии обучения, психологии воспитания, психологии учителя.
Педагогическая наука понимается как междисциплинарная, являющаяся по родовому признаку психологической, самостоятельной отраслью научного знания. Соответственно в этот предмет входят многие аспекты психологии личности, коллектива, сотрудничества, аспекты возрастной и социальной психологии, психофизиологии. Но поскольку эти аспекты рассматриваются в процессе и результате образования, они и составляют предмет педагогической психологии. Такое толкование педагогической психологии может быть соотнесено с Современным рассмотрением всего многообразия её предмета отраслью знаний, называемой психология образования (Psychology of Education) или теория обучения, где само обучение понимается расширительно как двухсторонний процесс преподавания и научения (учения).
|
Структура педагогической психологии в приведённом определении её предмета и с рассмотренной выше позиции включает:
1) психологию образовательной деятельности (как единства учебной и педагогической деятельности);
2) психологию учебной деятельности и её субъекта – обучающегося (ученика, студента);
3) психологию педагогической деятельности (в единстве обучающего и воспитывающего воздействия) и её субъекта (учителя, преподавателя);
4) психологию учебно-педагогического сотрудничества и общения.
Педагогическая психология призвана изучать строение, свойства и закономерности процесса учения. Ее центральной проблемой является выявление условий, обеспечивающих успешное усвоение знаний и умений, дающих высокий развивающий и воспитывающий эффект обучения. В педагогической психологии важное место занимает также задача изучения возрастных возможностей детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогическая психология является одной из базовых наук педагогики и частных методик.
Профессиональная подготовка учителя невозможна без изучения педагогической психологии. Она позволяет учителю корректно разрабатывать циклы обучения, анализировать трудности учащихся, возникающие в ходе усвоения; проводить необходимую коррекционную работу и решать многие другие профессиональные задачи.
Общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Соответственно задачами педагогической психологии являются:
— раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
— определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;
— определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);
|
— определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
— изучение психологических основ деятельности педагога;
— определение фактов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;
— определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе в процессе решения разнообразных задач;
— определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и соотнесения с образовательными стандартами;
— разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.
В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и письменный опрос, метод анализа продуктов деятельности, контент-анализ, эксперимент и др., но только здесь они применяются с учётом возраста детей и тех психолого-педагогических проблем, в контексте которых возникает необходимость обращения к ним.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!