Искусство как идея как идея. 1967 г. Частное собрание. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Искусство как идея как идея. 1967 г. Частное собрание.

2022-10-10 34
Искусство как идея как идея. 1967 г. Частное собрание. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

584

известная нью-йоркская Выставка-манифест 1969 г., на которой бы­ло объявлено, что она состоит из каталога, а «материальное присут­ствие работ — дополнение к ка­талогу».

Однако идее совершенно не обя­зательно замыкаться в выставоч­ном пространстве. Концептуальным объектом (с соответствующими ком­ментариями) может стать пляж, ули­ца, населённый пункт, инженерное сооружение, известный памятник — скульптурный или архитектурный. Зритель, наблюдая за созданием произведения искусства, оказыва­ется его соавтором, а сам процесс становится более важным, чем ре-

Джозеф Кошут.

Один и три стула. 1965 г.

Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Помимо настоящего сту­ла в композицию вклю­чены его фотография (слева) и словесное опи­сание (справа).

зультат. Этот принцип получил во­площение в так называемом процес­суальном искусстве.

ИСКУССТВО РОССИИ

В развитии русской художественной культуры XX столетия чётко выделяют­ся два периода — от начала века до 30-х гг. и 30—80-е гг. Первые два деся­тилетия XX в. — время расцвета русского искусства, особенно живописи и архитектуры. Стиль модерн, сложившийся в России в последней трети XIX в., глубоко изменил сознание мастеров, выдвинув на первый план проблему со­здания новых форм и выразительных средств. Художественная жизнь стала захватывающе интересной: одна за другой следовали выставки, вызывавшие, как правило, бурные дискуссии в прессе, издавались разнообразные журна­лы. Основные течения европейского искусства — фовизм, кубизм, футуризм и другие — получили в России блестящее развитие. Почти все они пришли на российскую почву с некоторым опозданием, поэтому художники сочета­ли черты разных стилей, создавая собственные, совершенно новые и уни­кальные варианты. В свою очередь и русское искусство нашло серьёзных ценителей на Западе. Европейские и отечественные мастера словно заново открыли друг друга, ощутив себя при этом единым творческим целым.

Поиски новых образов привели к более глубокому изучению националь­ных корней и традиций. Художники-примитивисты включили в сферу «вы­сокого» искусства сложный и парадоксальный мир городского фольклора, обратились к народной и бытовой культуре — лубку, вывескам и афишам. Именно в первые десятилетия XX в. было заново открыто древнерусское на­следие, особенно иконопись. Изобразительный язык русских икон во мно­гом повлиял на отношение к цвету, пространству и ритмической органи­зации холста. В начале 10-х гг. возникли первые произведения абстрактного, или беспредметного, искусства, т. е. работы, в которых не было даже намё­ка на изображение реального мира. Их композиция представляла собой игру линий, цветовых пятен и геометрических конструкций, не связанных конкретным содержанием.

Революция в октябре 1917 г., приведшая к власти коммунистов, изменила направление развития русского искусства. В первой половине 20-х гг. худож­ники ещё продолжали эксперименты и поиски, создавали новые группы

585

и объединения. Однако во второй половине десятилетия художественная жизнь начала испытывать всё нарастающее идеологическое и администра­тивное давление государства. Многие мастера были вынуждены уехать за гра­ницу, а оставшиеся подверглись травле в печати, лишились возможности вы­ставляться, некоторые были арестованы. Основной удар приняли на себя те, кто тяготел к абстрактным формам изобразительного искусства.

Государственная идеология выдвинула в качестве главного художествен­ного метода так называемый социалистический реализм — очередной ва­риант академического искусства, призванный воспитывать людей в духе ком­мунистической морали. В 1932 г. специальным правительственным указом были запрещены все независимые художественные объединения и создана государственная система творческих союзов — Союз художников СССР, Союз архитекторов СССР и т. п. Наступила эпоха тоталитаризма, когда любые фор­мы культуры, не укладывавшиеся в нормы соцреализма, могли существовать только в нелегальных условиях (волна «подпольного авангарда» особенно мощной была в 60—70-х гг.). Ситуация стала постепенно меняться только во второй половине 80-х гг.

АРХИТЕКТУРА

В результате национализации земли и крупной недвижимости в городах единственным заказчиком строительных работ в советской России стало го­сударство, т. е. правящая коммунистическая партия. Но в первое послерево­люционное десятилетие её идеологический диктат ещё не сказывался на ис­кусстве архитекторов. Открытые конкурсы, дискуссии, оригинальные проекты и системы преподавания в художественных вузах составили кар­тину небывалого творческого подъёма конца 10-х и 20-х гг. XX в. Тогда в зодчестве видели символ преобразования общества, строительства «ново­го мира». Спектр направлений был очень широк: от продолжения традиции неоклассицизма 10-х гг. до самого дерзкого новаторства.

Зодчие-традиционалисты пытались создать «революционный» стиль на базе архитектурных форм прошло­го, обобщая их, придавая им боль­шую выразительность. Весьма попу­лярным было наследие зодчества Древнего Востока. Его простой и ёмкий язык, его мотивы, говорящие о вечности и бессмертии, активно использовались в мемориальных ан­самблях, таких, как памятник «Бор­цам революции» на Марсовом поле в Петрограде (1917—1919 гг., архи­тектор Лев Владимирович Руднев), Мавзолей В. И. Ленина в Москве (1924—1930 гг., архитектор Алексей Викторович Щусев).

Ярким примером технического новаторства может служить мос­ковская радиобашня, возведённая в 1922 г. по проекту и под руководст­вом инженера Владимира Григорь-

Алексей Щусев.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.